Рейтинг@Mail.ru

Определение Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 2791-О

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 7 декабря 2017 г. N 2791-О

ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА ТОЛМАЧЕВА ОЛЕГА ЛЕОНИДОВИЧА

НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ЗАКОНА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СТАТУСЕ СУДЕЙ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав заключение судьи Ю.М. Данилова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина О.Л. Толмачева,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин О.Л. Толмачев оспаривает конституционность следующих положений Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации":

абзаца тридцать пятого пункта 1 статьи 19, согласно которому ежемесячное денежное вознаграждение судьи и ежеквартальное денежное поощрение судьи, замещающего соответствующую должность судьи, не могут быть уменьшены;

приложения 7 "Размеры должностных окладов судей в процентном отношении к должностному окладу Председателя Верховного Суда Российской Федерации и ежемесячного денежного поощрения" к данному Закону в той части, в которой им устанавливаются размеры соответствующих выплат для судей верховных судов республик, краевых, областных судов, Севастопольского городского суда, суда автономной области, судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации (раздел 2) и судей Московского и Санкт-Петербургского городских судов, Московского и Ленинградского областных судов, судей верховных судов республик, краевых, областных судов, суда автономной области, судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации с численностью населения свыше 1 миллиона человек, судей окружных (флотских) военных судов (раздел 4).

Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2000 года N 1287 О.Л. Толмачев был назначен судьей Курганского областного суда без ограничения срока полномочий. В соответствии с разделом 4 приложения 7 к Закону Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" должностной оклад ему был установлен в размере 77 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации, поскольку численность населения Курганской области в тот период превышала 1 миллион человек. В дальнейшем О.Л. Толмачев дважды назначался заместителем председателя Курганского областного суда на 6-летний срок полномочий (указы Президента Российской Федерации от 27 апреля 2004 года N 565 и от 19 апреля 2010 года N 474).

После прекращения в 2016 году полномочий по должности заместителя председателя Курганского областного суда заявителю как лицу, сохраняющему полномочия судьи данного суда, был установлен должностной оклад в размере 77 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации, что в номинальном выражении составило 26 073 руб. 96 коп.

Постановлением президиума Курганского областного суда от 27 февраля 2017 года и изданным на его основании приказом председателя названного суда от 28 февраля 2017 года О.Л. Толмачев с 1 марта 2017 года утвержден в должности председателя судебной коллегии по уголовным делам данного суда с должностным окладом 24 719 руб. 47 коп., установленным исходя из 73 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации, поскольку к этому моменту численность населения Курганской области составила менее 1 миллиона человек.

Полагая, что обусловленное этим снижение уровня оплаты труда (включая размер зависящих от должностного оклада выплат, таких как оклад за квалификационный класс, ежемесячное денежное поощрение и ежемесячная доплата за выслугу лет) - а в перспективе также установление ему в меньшем размере ежемесячного пожизненного содержания после выхода в отставку либо ежемесячной надбавки в размере 50 процентов от указанной выплаты при продолжении работы судьей после возникновения права на ее получение - противоречит закону, О.Л. Толмачев предъявил в Курганский городской суд Курганской области иск к Курганскому областному суду о признании упомянутого приказа незаконным в части установления ему должностного оклада в таком размере и возложении обязанности произвести перерасчет, исходя из размера должностного оклада по должности председателя судебной коллегии областного суда в субъекте Российской Федерации с численностью населения более 1 миллиона человек, составляющего 78 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Решением Курганского городского суда Курганской области от 31 июля 2017 года заявителю было отказано в удовлетворении исковых требований. Это решение не было обжаловано и вступило в законную силу 5 сентября 2017 года. Мотивируя свою позицию, суд указал, что назначение О.Л. Толмачева на должность председателя судебной коллегии по уголовным делам Курганского областного суда предопределяет изменение должности, которую он замещает в данном суде согласно штатному расписанию, а гарантии сохранения ранее установленного должностного оклада действуют только в период замещения конкретной должности. Суд сослался также на то, что истцом не представлены доказательства уменьшения размера его денежного вознаграждения в период замещения им только должности судьи или только должности председателя судебной коллегии.

По мнению заявителя, оспариваемые положения не соответствуют статьям 19, 55 (части 2 и 3) и 120 (часть 1) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, они допускают уменьшение должностного оклада председателя судебной коллегии областного и равного ему суда в связи со снижением численности населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, составившей менее 1 миллиона человек, если такое снижение произошло после назначения лица на должность судьи, но до назначения на должность председателя судебной коллегии указанного суда.

2. Согласно Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (статья 118, часть 1). Судьи как носители судебной власти реализуют публично-правовые цели правосудия, чем предопределяется закрепление в Конституции Российской Федерации независимости, несменяемости и неприкосновенности судей, а также необходимости их надлежащего материального содержания (статьи 119, 120, 121, 122 и 124) в качестве элементов конституционного статуса судьи.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в ряде своих решений, конституционный статус судьи является не личной привилегией, а средством, призванным обеспечивать каждому действительную защиту его прав и свобод правосудием; общество и государство, предъявляя к судье и его профессиональной деятельности высокие требования, вправе и обязаны обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего осуществления деятельности по отправлению правосудия; конституционный статус судьи включает и предоставление ему в будущем особого статуса судьи в отставке, что также служит гарантией надлежащего осуществления правосудия, дает основания для предъявления к судьям высоких требований и позволяет сохранять доверие к их компетентности, независимости и беспристрастности (постановления от 19 февраля 2002 года N 5-П, от 31 января 2008 года N 2-П, от 19 ноября 2012 года N 27-П, от 14 мая 2015 года N 9-П и др.).

Статус судьи служит гарантией общего конституционного статуса личности и в качестве таковой подлежит конституционно-правовой защите, уровень которой не должен снижаться по отношению к уже достигнутому. Данный вывод вытекает в том числе из требований статей 1 (часть 1), 2, 6 (часть 2), 18 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации о недопустимости отмены или умаления провозглашенных ею прав и свобод и о соблюдении принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

3. Закрепленные Конституцией Российской Федерации основы правового статуса судей конкретизированы в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и базовых нормах Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", что соответствует рекомендациям Европейской хартии о статусе судей от 10 июля 1998 года, согласно пункту 1.2 которой основные принципы статуса судей должны излагаться во внутригосударственных нормах высшего уровня, с тем чтобы ими определялось все содержание законодательства в данной области.

К числу гарантий независимости судей при осуществлении правосудия статья 9 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" относит предоставление судьям за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего их высокому статусу (пункт 1), что обусловлено не только предъявляемыми к ним высокими требованиями, но и установленными для судей запретами и ограничениями, предопределенными спецификой их профессиональной деятельности.

В период осуществления судьей своих полномочий основной формой его материального обеспечения выступает ежемесячное денежное вознаграждение, которое состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью судьи (должностного оклада), месячного оклада судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом (оклада за квалификационный класс), ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной доплаты за выслугу лет и ряда других выплат. Должностные оклады судей устанавливаются в процентном отношении к должностному окладу председателя Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с приложением 7 к Закону Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (абзацы первый и пятый пункта 1 статьи 19 данного Закона).

Устанавливая процентные величины окладов судей областных и равных им судов от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации, положения Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" предусматривают их дифференциацию в зависимости от численности населения в соответствующем субъекте Российской Федерации (свыше 1 миллиона человек или менее этого количества) (приложение 7 к названному Закону). Такое правовое регулирование предполагает учет различий нагрузки судей в разных субъектах Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6.5.1 Инструкции по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции, федеральных арбитражных судах и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (утверждена приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 2 апреля 2010 года N 61) в штатных расписаниях соответствующих судов размер должностного оклада работающего судьи указывается согласно приказу о зачислении в штат суда, а в отношении вакантных должностей - в соответствии с приложением 7 к Закону Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". При назначении на судейские должности после снижения численности населения размеры окладов устанавливаются по нормам, предусмотренным для регионов с численностью населения меньше 1 миллиона человек.

Тем самым в отношении судей, которые были назначены на должность судьи в период, когда численность населения в субъекте Российской Федерации превышала 1 миллион человек, несмотря на уменьшение численности населения (менее 1 миллиона человек), реализуется предусмотренный частью 3 статьи 11 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и абзацем тридцать пятым пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" принцип запрета снижения уровня материального обеспечения судей при осуществлении судейских полномочий.

4. К числу должностей судей областного и равного ему суда относится также должность председателя судебной коллегии.

Согласно части 1 статьи 28 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" судебная коллегия в областном и равном ему суде формируется из числа судей данного суда в составе его председателя и членов судебной коллегии; состав судебной коллегии утверждается президиумом суда. Статья 31 названного Закона предусматривает, что председатель судебной коллегии наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда выполняет определенный объем дополнительных обязанностей процессуального, а также административного характера по организации работы коллегии. В связи с этим размер его должностного оклада в соответствии с приложением 7 к Закону Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" выше по сравнению с размерами окладов судей этого суда: если полномочия осуществляются в регионе с численностью населения более 1 миллиона человек, указанные размеры составят соответственно 78 и 77 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации, а при численности населения менее обозначенной величины оклады по указанным должностям устанавливаются в размерах 73 и 72 процентов.

При этом председатель судебной коллегии не только фактически осуществляет полномочия судьи, но и формально сохраняет за собой этот статус, приобретенный в силу Указа Президента Российской Федерации о назначении на должность судьи, что в полной мере отвечает конституционному принципу несменяемости судей.

Следовательно, при назначении судьи областного и равного ему суда на должность председателя судебной коллегии этого суда размер должностного оклада по названной должности подлежит определению исходя из тех условий, которые действовали на момент приобретения им статуса судьи данного суда, и не может быть уменьшен в связи с сокращением численности населения субъекта Российской Федерации.

5. Таким образом, с учетом приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации абзац тридцать пятый пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и приложение 7 к данному Закону, действующие во взаимосвязи с другими нормами, регулирующими статус судей в Российской Федерации, не содержат неопределенности и сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном им аспекте.

Проверка же по конкретному делу законности и обоснованности судебного решения, которое заявитель не обжаловал в установленном порядке, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Признать жалобу гражданина Толмачева Олега Леонидовича не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" итогового решения в виде постановления.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

Другие документы по теме
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 16.08.2017 N АКПИ17-449, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим Приказа Минпромторга России от 05.04.2017 N 1037 "О признании не подлежащими применению постановлений Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. N 15, от 25 июля 1996 г. N 15 и от 11 июля 2002 г. N 60">
"По жалобе граждан Давыдова Василия Николаевича, Прохорова Александра Петровича и Чулкова Александра Федоровича на нарушение их конституционных прав статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
"По жалобе гражданина Аланова Александра Анатольевича на нарушение его конституционных прав пунктами 3 и 4 части 1 статьи 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", а также подпунктами 3 и 4 пункта 3 и пунктами 12 и 24 Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба"
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 10.08.2017 N АКПИ17-471, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 1 Приказа МВД России от 14.11.2016 N 727 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и иных нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств и предметов их дополнительного оборудования, изменению их конструкции, перевозкам пассажиров и грузов", пункта 5, подпункта 34.2.2 пункта 34, абзаца второго подпункта 68.4 пункта 68, абзаца первого пункта 70, абзаца третьего пункта 71, подпункта 72.1 пункта 72 утвержденного им Административного регламента>
Ошибка на сайте