Рейтинг@Mail.ru

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 08.08.2017 N АПЛ17-237

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 8 августа 2017 г. N АПЛ17-237

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

членов коллегии Зайцева В.Ю., Меркулова В.П.,

при секретаре Ж.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Аквилон" о признании недействующим пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354,

по апелляционной жалобе административного истца на решение Верховного Суда Российской Федерации от 10 мая 2017 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., возражения против доводов апелляционной жалобы представителей Правительства Российской Федерации В. и Ц., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).

Нормативный правовой акт официально опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 30 мая 2011 г., N 22, "Российской газете" 1 июня 2011 г.

Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, а также иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг (пункт 1).

Согласно пункту 8 Правил исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 Правил.

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Аквилон" (далее - Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 8 Правил, ссылаясь на то, что его положения противоречат части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, нарушают права административного истца на осуществление предпринимательской деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В обоснование заявленного требования Общество указало, что является управляющей организацией в многоквартирных жилых домах, расположенных в г. Воскресенске Московской области, не имея договоров о приобретении коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающей организацией и фактически не оказывая потребителям коммунальные услуги. Однако арбитражные суды взыскивают с Общества в пользу ресурсоснабжающей организации стоимость коммунальных услуг, оказываемых потребителям. При этом в силу пункта 8 Правил административный истец не имеет права получать плату за коммунальные услуги с потребителей, так как не имеет договоров о приобретении коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающей организацией. Тем самым административный истец не имеет возможности компенсировать расходы, взысканные с него в пользу ресурсоснабжающей организации.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. В суде первой инстанции представитель Правительства Российской Федерации возражал против удовлетворения заявленного требования, ссылаясь на то, что Правила изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, оспариваемая норма соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10 мая 2017 г. в удовлетворении административного иска отказано.

Не согласившись с таким решением, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. В жалобе указано, что пункт 8 Правил противоречит положениям частей 7, 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а вывод суда о том, что названный пункт не регламентирует случай, когда управляющая организация при наличии договора с потребителями на управление многоквартирным домом не заключила договор на поставку коммунального ресурса с ресурсоснабжающей организацией, и не препятствует управляющей организации взимать с потребителей плату за коммунальные услуги, является необоснованным.

В суд апелляционной инстанции Общество своего представителя не направило, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого судебного решения не находит.

В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Следовательно, Правительство Российской Федерации имело полномочия на утверждение Правил.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. По настоящему административному делу такое основание для признания пункта 8 Правил не действующим отсутствует.

Как следует из содержания оспариваемых положений, они носят бланкетный (отсылочный) характер, определяя лицо, которое может выступать исполнителем коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме, и период времени, в течение которого исполнитель коммунальных услуг обязан предоставлять эти услуги потребителям и вправе требовать от них оплаты предоставленных коммунальных услуг.

В зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом исполнителем коммунальных услуг могут выступать: управляющая организация; товарищество или кооператив; ресурсоснабжающая организация. При этом управляющая организация приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией (п. 15 Правил).

Как обоснованно указано в решении суда первой инстанции, оспариваемые предписания Правил соответствуют части 2 статьи 162 ЖК РФ, предусматривающей, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 этой статьи и статьей 171 данного кодекса.

Довод апелляционной жалобы о противоречии пункта 8 Правил части 7 статьи 155 ЖК РФ несостоятелен, поскольку оспариваемые предписания не ограничивают права управляющей организации и не препятствуют ей взимать с потребителей плату за коммунальные услуги. Случай, когда управляющая организация при наличии договора с потребителями на управление многоквартирным домом не заключила договор на поставку коммунального ресурса с ресурсоснабжающей организацией, пунктом 8 Правил не регламентирован.

В силу части 12 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 указанного кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Отсутствует какое-либо противоречие пункта 8 Правил и части 7.1 статьи 155 ЖК РФ, предусматривающей, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Утверждение административного истца о незаконности Правил в оспариваемой части фактически сводится к несогласию с судебными постановлениями арбитражных судов, которыми с него как исполнителя коммунальных услуг взысканы в пользу ресурсоснабжающей организации расходы на оплату коммунального ресурса, предоставленного потребителям коммунальных услуг. Однако в рамках настоящего дела, рассматриваемого в порядке абстрактного нормоконтроля, по правилам административного судопроизводства, законность данных постановлений не может быть проверена. Общество вправе их обжаловать в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Суд первой инстанции в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признав, что оспариваемое в части Постановление соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, обоснованно отказал в удовлетворении административного искового заявления.

Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 10 мая 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Аквилон" - без удовлетворения.

Председательствующий

Г.В.МАНОХИНА

Члены коллегии

В.Ю.ЗАЙЦЕВ

В.П.МЕРКУЛОВ

Другие документы по теме
<О частичной отмене решения Верховного Суда от 19.04.2017 N АКПИ17-101 и признании недействующей Инструкции о порядке обеспечения прокурорских работников в служебных целях проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 12.01.2005 N 01-10>
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 10.05.2017 N АКПИ17-138, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими абзаца пятого пункта 5, пункта 75 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272>
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 17.05.2017 N АКПИ17-195, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1 Постановления Правительства РФ от 18.12.2014 N 1402 "Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний">
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 15.05.2017 N АКПИ17-177, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 2 Приказа ФАС России от 23.12.2016 N 1835/16 "Об индексации ставок тарифов, сборов и платы на работы (услуги), выполняемые ОАО "Российские железные дороги", АО "Федеральная пассажирская компания", АО "Пассажирская компания "Сахалин", АО "АК "Железные дороги Якутии", утвержденных приказом ФСТ России от 27 июля 2010 года N 156-т/1, и установлении дифференцированных по календарным периодам 2017 года индексов к уровню тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в составе дальних поездов АО "Федеральная пассажирская компания", ОАО "Российские железные дороги" и приложения N 2 к данному Приказу>
Ошибка на сайте