Определение Верховного Суда РФ от 06.05.2010 N КАС10-186
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 мая 2010 г. N КАС10-186
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Харланова А.В., Манохиной Г.В.,
при секретаре К.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П.И., Т.Л., А., П.Е., С. о признании недействующим п. 7 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 г. N 449)
по кассационной жалобе П.И., Т.Л., А., П.Е., С. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2010 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителей Правительства Российской Федерации Т.О. и Е., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной,
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила).
Постановление опубликовано в "Собрании законодательства Российской Федерации", 4 ноября 2002 г., N 44, ст. 4393, "Российской газете" N 212, 6 ноября 2002 г. Действует в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 г. N 449.
Пунктом 7 названных Правил предусмотрено, что работа в учреждениях здравоохранения, указанных в пункте 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, засчитывается в стаж работы только в должностях воспитателя и старшего воспитателя.
П.И., Т.Л., А., П.Е., С. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим п. 7 Правил. Указали, что они работают учителями-дефектологами в специализированном доме ребенка. Оспариваемый п. 7 названных Правил противоречит Закону Российской Федерации "Об образовании", Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку должность учителя-дефектолога не оговаривается в этом пункте, что дискриминирует их как специалистов, занимающихся исключительно коррекционно-воспитательным процессом и находящихся в одинаковых условиях как с другими педагогическими работниками дома ребенка, так и с другими учителями-дефектологами сферы образования и социального развития, лишает их права на досрочное назначение трудовой пенсии за выслугу лет.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. в удовлетворении заявления отказано. В кассационной жалобе заявители просят об отмене решения суда, ссылаясь на его необоснованность, и удовлетворении заявленного требования. Полагают, что исключение Правительством Российской Федерации из Списков должностей должности учителя-дефектолога специализированного дома ребенка, нарушает права заявителей на досрочное получение пенсии, противоречит ст. ст. 15, 17, 18, 55 Конституции Российской Федерации и ставит в неравное положение с другими педагогическими работниками учреждений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене решения Верховного Суда Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Пунктом 2 ст. 27 названного Федерального закона установлено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 ст. 27 Закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Определение того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности и его условий, зависит от вида и профиля соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства Российской Федерации.
Обеспечивая реализацию права граждан на досрочное назначение трудовой пенсии, Правительство Российской Федерации во исполнение возложенных на него федеральным законодателем полномочий своим Постановлением от 29 октября 2002 г. N 781 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, конкретизировав применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в названном Федеральном законе понятия "педагогическая деятельность" и "учреждения для детей".
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитывается работа в должности воспитателя и старшего воспитателя.
Как следует из п. 3 ранее действовавших Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, работа в домах ребенка засчитывалась в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, только в должности воспитателя.
Таким образом, должность учителя-дефектолога в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, ни в оспариваемых заявителями Правилах, ни в ранее действовавших Правилах, как ошибочно полагают заявители, не засчитывалась.
Правительство Российской Федерации, включая в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение по старости должность воспитателей и старших воспитателей, работающих в учреждениях здравоохранения, в том числе в специализированном доме ребенка, действовало в рамках своей компетенции и основывалось на объективных критериях оценки характера труда и функциональных обязанностей различных категорий работников, так как право на досрочное назначение трудовой пенсии связывается не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером конкретного труда.
Вывод суда о том, что оспариваемое заявителями положение Правил принято Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему федеральным законодателем полномочий, не противоречит действующему законодательству и не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом и ограничение права граждан на досрочное пенсионное обеспечение, обоснован.
Ссылки в кассационной жалобе на противоречие оспариваемого положения Правил Конституции Российской Федерации не имеют по данному делу правового значения, так как проверка конституционности нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации и не может осуществляться Верховным Судом Российской Федерации в порядке гражданского судопроизводства (ч. 2 ст. 125 Конституции Российской Федерации, ч. 3 ст. 251 ГПК РФ).
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к целесообразности включения в нормативный правовой акт должностей, по мнению заявителей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, что отнесено к исключительной компетенции Правительства Российской Федерации, и не опровергают выводов суда о законности оспоренного заявителем п. 7 Правил.
Решение суда первой инстанции принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для его отмены в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу П.И., Т.Л., А., П.Е., С. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
А.В.ХАРЛАНОВ
Г.В.МАНОХИНА