Рейтинг@Mail.ru

Определение Верховного Суда РФ от 25.09.2014 N АПЛ14-393

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 сентября 2014 г. N АПЛ14-393

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

членов коллегии Зайцева В.Ю., Попова В.В.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.П. о признании недействующим абзаца шестого пункта 4.1.2 Санитарных правил и норм 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22 июня 2000 г., пункта 3.3.3.4 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10,

по апелляционной жалобе К.П. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2014 г., которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., представителей заинтересованного лица - Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека М., Р., Л., К.Н., возражавших против доводов апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора Степановой Л.Е., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Санитарные правила и нормы 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод" утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22 июня 2000 г. (далее - СанПиН 2.1.5.980-00) и опубликованы в Бюллетене нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора, 2001 год, N 2. Согласно абзацу шестому пункта 4.1.2 СанПиН 2.1.5.980-00 не допускается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод в пределах второго пояса зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, если содержание в них загрязняющих веществ и микроорганизмов превышает установленные данными санитарными правилами гигиенические нормативы.

Санитарные правила и нормы 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10 (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02) и опубликованы 8 мая 2002 г. в "Российской газете", 13 мая 2002 г. в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 19. В соответствии с пунктом 3.3.3.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 в границах второго пояса зоны санитарной охраны запрещается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских и ливневых сточных вод, содержание в которых химических веществ и микроорганизмов превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы качества воды.

К.П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абзаца шестого (ошибочно назван заявителем пятым) пункта 4.1.2 СанПиН 2.1.5.980-00 и пункта 3.3.3.4 СанПиН 2.1.4.1110-02. В обоснование своих требований указал, что оспариваемые положения противоречат части 3 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации, устанавливающей полный запрет на сброс сточных вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. Ссылался также на статью 6.4 Федерального закона от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ), согласно которой сброс сточных вод в водные объекты, расположенные в границах второго и третьего поясов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, допускается с соблюдением санитарных правил и норм только тем хозяйственным и иным объектам, которые введены в эксплуатацию до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2014 г. в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе К.П., не соглашаясь с решением суда, просит о его частичной отмене и принятии по делу нового решения о признании абзаца шестого пункта 4.1.2 СанПиН 2.1.5.980-00 и пункта 3.3.3.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 недействующими в части, разрешающей хозяйственным и иным объектам, введенным и вводимым в эксплуатацию после 2006 года, сбрасывать отвечающие гигиеническим нормативам сточные воды в зонах санитарной охраны питьевых источников. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что для хозяйственных и иных объектов, введенных в эксплуатацию после 2006 года, сброс сточных вод в зонах санитарной охраны питьевых источников запрещен, однако судом при разрешении дела данное обстоятельство не учтено; указывает, что никакие санитарно-эпидемиологические требования к сбросу сточных вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не могут быть установлены; полагает, что судом неправильно истолкованы нормы материального права.

В суд апелляционной инстанции К.П. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Из содержания абзаца шестого пункта 4.1.2 СанПиН 2.1.5.980-00 и пункта 3.3.3.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 следует, что они допускают сброс в водные объекты, расположенные в пределах второго пояса зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод, содержание в которых загрязняющих веществ и микроорганизмов не превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы.

Отказывая заявителю в удовлетворении его требований в полном объеме, суд первой инстанции указал, что оспариваемые нормы соответствуют положениям Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и не расширяют круг хозяйственных и иных субъектов, которым разрешен сброс сточных вод в водные объекты, расположенные в границах второго пояса зоны санитарной охраны.

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации с таким выводом согласиться не может.

Водный кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) определяет сточные воды как дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади (пункт 19 статьи 1).

Статья 37 Кодекса, закрепляя цели водопользования, к которым относится и сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, устанавливает приоритет использования водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями водопользования.

Приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения отражен и в других положениях Кодекса. Так, его статья 43 предусматривает, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений (часть 1). Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2).

В силу пункта 1 части 3 статьи 44 Кодекса сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, запрещается.

Таким образом, Кодекс по общему правилу не допускает использования водных объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, для сброса сточных, в том числе дренажных, вод. Исключение из данной нормы содержится лишь в статье 6.4 Федерального закона от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ, закрепляющей, что сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах второго и третьего поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, хозяйственными и иными объектами, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до введения в действие Кодекса, допускается с соблюдением санитарных правил и норм в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

В нарушение приведенных норм Кодекса и Федерального закона от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ оспариваемые предписания СанПиН 2.1.5.980-0 и СанПиН 2.1.4.1110-02 допускают сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод, хозяйственными и иными объектами, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано после введения в действие Кодекса (1 января 2007 г.), в водные объекты, расположенные в пределах второго пояса зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, если содержание в этих водах загрязняющих веществ и микроорганизмов не превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы.

Довод суда первой инстанции о том, что сброс сточных вод, содержание в которых загрязняющих веществ и микроорганизмов не превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы, в водные объекты, расположенные в границах второго пояса зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, разрешает статья 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", является ошибочным.

Согласно названной статье водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (пункт 1). Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами (пункт 2). Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (пункт 3). Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты (пункт 4).

Из приведенных законоположений, определяющих санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам, не следует, что они закрепляют иные требования к использованию водных объектов для сброса сточных, в том числе дренажных вод, чем те, которые установлены Кодексом. Как уже отмечалось, Кодекс предусматривает полный запрет сброса сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Исключение федеральным законодателем сделано только в отношении хозяйственных и иных объектов, введенных в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до введения в действие Кодекса. Следовательно, сброс сточных, в том числе дренажных, вод, соответствующих санитарным правилам и нормам, в водные объекты, расположенные в границах второго и третьего поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, возможен лишь перечисленными объектами. Такой сброс иными объектами недопустим.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции в обжалуемой части не может быть признано законным и подлежит отмене в связи с неправильным применением при его вынесении норм материального права, выразившимся в неправильном истолковании закона, с вынесением в этой части нового решения.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

апелляционную жалобу К.П. удовлетворить.

Решение Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2014 г. в части отменить и принять в этой части новое решение, которым признать недействующими абзац шестой пункта 4.1.2 Санитарных правил и норм 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22 июня 2000 г., и пункт 3.3.3.4 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10, в части, разрешающей сброс хозяйственными и иными объектами, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано после 31 декабря 2006 г., промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод в пределах второго пояса зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Председательствующий

Г.В.МАНОХИНА

Члены коллегии

В.Ю.ЗАЙЦЕВ

В.В.ПОПОВ

Другие документы по теме
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Омского городского Совета как не соответствующей требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Райффайзенбанк" на нарушение конституционных прав и свобод частями 4 и 7 статьи 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
"По запросу Шарьинского городского суда Костромской области о проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 02.07.2014 N АКПИ14-582, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта 60.4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утв. Приказом МВД России от 07.08.2013 N 605>
Ошибка на сайте