Определение Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 N 127-О
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 мая 2005 г. N 127-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ ПЕЛЕВИНОЙ НАТАЛЬИ АНАТОЛЬЕВНЫ
НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 4 УКАЗА
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ" И ПУНКТОМ 5 ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ,
ВЫПЛАТЕ И ПЕРЕРАСЧЕТЕ РАЗМЕРА ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ ДОПЛАТЫ
К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПЕНСИИ ЛИЦАМ, ЗАМЕЩАВШИМ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.П. Маврина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданки Н.А. Пелевиной,
установил:
1. Гражданка Н.А. Пелевина занимала государственную должность в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Ярославской области, откуда 26 мая 1998 года была уволена в связи с установлением ей II группы инвалидности. В назначении ежемесячной доплаты к государственной пенсии (по инвалидности), как лицу, замещавшему государственную должность федеральной государственной службы в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, Н.А. Пелевиной было отказано со ссылкой на то, что на момент увольнения она не являлась государственным служащим в соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 года N 981 "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 19 июля 1998 года N 855) и пунктом 5 Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 1999 года N 1233), согласно которым установление доплаты к государственным пенсиям лицам, замещавшим государственные должности федеральной государственной службы в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, вступает в действие с 1 октября 1998 года.
Решением Кировского районного суда города Ярославля от 9 октября 2002 года, оставленным в силе определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 21 ноября 2002 года, Н.А. Пелевиной было отказано в удовлетворении исковых требований к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Ярославской области о понуждении к подготовке документов для оформления доплаты к пенсии и к Министерству труда и социальных отношений Ярославской области о начислении пенсии.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Н.А. Пелевина просит признать названные нормы Указа Президента Российской Федерации "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы" и Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы не соответствующими статье 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
2. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Специфика государственной службы в Российской Федерации как профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения соответствующих полномочий предопределяет особый правовой статус государственных служащих. Исходя из особенностей этого статуса, обусловленных характером выполняемой государственными служащими деятельности, предъявляемыми к ним квалификационными требованиями, вводимыми ограничениями, связанными с государственной службой, законодатель вправе в рамках своей дискреции и с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных служащих определенные социальные гарантии в зависимости от вида, продолжительности, условий прохождения государственной службы и положения, занимаемого конкретной категорией государственных служащих в иерархических системах федеральной государственной службы и государственной службы субъектов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года N 32 "О государственных должностях Российской Федерации" был утвержден Сводный перечень наименований государственных должностей Российской Федерации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Российской Федерации и РСФСР, а Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года N 33 "О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих" был утвержден Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих, который включил в себя унифицированные наименования государственных должностей федеральных государственных служащих, распределенных по группам и замещаемых в порядке назначения для обеспечения деятельности лиц, избранных или назначенных на должности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Государственные должности федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в данном Реестре не упоминались.
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих" было установлено, что в целях обеспечения защиты социальных прав лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих, до принятия соответствующих федеральных законов лица, замещающие государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих, высвобождаемые в связи с прекращением полномочий, увольнением с федеральной государственной службы в случае ликвидации или реорганизации федеральных органов исполнительной власти, сокращения численности аппаратов федеральных органов государственной власти, а также в связи с выходом на государственную пенсию, имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" и Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
В целях реализации требований законодательства Российской Федерации о федеральной государственной службе, положений Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" и повышения эффективности функционирования аппаратов федеральных органов государственной власти в течение некоторого переходного периода в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации и Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих указами Президента Российской Федерации поэтапно вносились наименования новых государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей федеральных государственных служащих.
Согласно принятому 31 июля 1995 года Федеральному закону "Об основах государственной службы", устанавливающему правовые основы организации государственной службы Российской Федерации и основы правового положения государственных служащих Российской Федерации, государственной должностью государственной службы была признана государственная должность категории "Б" или "В", наименование которой было включено в Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации (статья 1). Наименование должности, занимаемой Н.А. Пелевиной в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Ярославской области и относящейся к категории "В", было внесено в Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации (Приложение N 9 - Перечень государственных должностей федеральной государственной службы категории "В", учреждаемых для обеспечения деятельности территориального органа федерального органа исполнительной власти) Указом Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 года N 981 "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы". Его пунктом 4 было также установлено, что положения законодательства Российской Федерации, в частности предусматривающие введение денежного содержания и установление доплаты к государственным пенсиям лицам, замещавшим государственные должности категории "В" федеральной государственной службы в территориальных органах федеральных органах исполнительной власти, вступают в действие с 1 января 1998 года.
Однако в связи с тем, что финансирование расходов на выплату денежного содержания и иные социальные выплаты федеральным государственным служащим (кроме предусмотренных федеральными законами) должно было осуществляться за счет средств федерального бюджета, Правительству Российской Федерации было поручено определить состав территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, установить предельную численность, утвердить фонды оплаты труда работников указанных органов и положение о порядке образования фондов оплаты труда лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы, предусмотрев при этом сокращение на 20 процентов численности работников аппаратов соответствующих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1998 года N 265 "О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации" (с изменениями, внесенными в него Указом Президента от 19 июля 1998 года N 855), датой введения в действие этих положений было определено 1 октября 1998 года, и эта дата была в дальнейшем подтверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 1999 года N 1233, утвердившим Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы.
3. В данном случае Президент Российской Федерации, внося дополнения в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации и Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих и руководствуясь организационными, материальными и техническими обстоятельствами, обусловленными характером выполняемой государственными служащими деятельности, предъявляемыми к ним квалификационными требованиями, видом, условиями прохождения государственной службы и положением, занимаемым конкретной категорией государственных служащих в иерархических системах федеральной государственной службы и государственной службы субъектов Российской Федерации, использовал свое дискреционное полномочие определять и различные сроки введения установленных доплат к государственным пенсиям применительно к разным категориям государственных должностей федеральной государственной службы.
Итогом реализации данного дискреционного полномочия явилась дифференциация правового регулирования пенсионного обеспечения государственных служащих, замещающих государственные должности федеральной государственной службы, которая не может расцениваться как нарушающая закрепленный в статье 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации принцип равенства всех перед законом, поскольку основывается на равных условиях пенсионного обеспечения всех лиц, относящихся к одной и той же категории государственных служащих.
Таким образом, правила, содержащиеся в оспариваемых заявительницей нормативных правовых актах, в равной мере распространяющиеся на всех государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и направленные на обеспечение им равных условий для определения права на ежемесячную доплату к государственной пенсии, не могут расцениваться как ущемляющие конституционные права и лишающие права на пенсионное обеспечение лиц, относящихся к одной и той же категории государственных служащих.
Разрешение же поставленного в жалобе Н.А. Пелевиной вопроса о предоставлении пенсионного обеспечения за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" всем федеральным государственным служащим, независимо от времени их ухода с должностей федеральной государственной службы, т.е. устранение существующих, по мнению заявительницы, пробелов в действующем законодательстве, относится к компетенции законодателя, а не к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Пелевиной Натальи Анатольевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой, и поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ