Определение Конституционного Суда РФ от 19.05.2009 N 842-О-О
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 мая 2009 г. N 842-О-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА БОЧКОВА ВАДИМА БОРИСОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ПОДПУНКТОВ "А" И "Г"
ПУНКТА 5.2 СТАТЬИ 56 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВНЫХ
ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ
В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.Д. Князева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина В.Б. Бочкова,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.Б. Бочков оспаривает конституционность положений пункта 5.2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которым зарегистрированный кандидат, избирательное объединение не вправе использовать эфирное время на каналах организаций, осуществляющих телевещание, предоставленное им для размещения агитационных материалов, в целях распространения призывов голосовать против кандидата, кандидатов, списка кандидатов, списков кандидатов, а также распространения информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов (подпункты "а" и "г").
Как следует из представленных материалов, В.Б. Бочков, будучи зарегистрированным кандидатом в депутаты Курского городского собрания четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 15, обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным отказ директора муниципальной организации телерадиовещания ООО "Телекомпания "ТАКТ" предоставить бесплатное эфирное время для размещения предвыборного агитационного материала. Отказ был мотивирован тем, что данный материал содержит агитацию, связанную с выборами депутатов Государственной Думы, заявку на участие в информационном обеспечении которых телекомпания не подавала и, соответственно, не обладала правом предоставления эфирного времени для такой предвыборной агитации. Решением Ленинского районного суда города Курска от 19 ноября 2007 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 28 ноября 2007 года, со ссылкой на пункт 1.1, подпункты "а", "г" пункта 5.2 статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьи 54 и 57 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" В.Б. Бочкову было отказано в удовлетворении его требования.
По мнению заявителя, оспариваемые им законоположения нарушают его право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, а также свободу массовой информации, гарантированные статьей 29 (части 4 и 5) Конституции Российской Федерации, так как вопреки требованиям статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации ограничивают свободу распространения информации при проведении предвыборной агитации на каналах организаций, осуществляющих телевещание.
2. Конституция Российской Федерации, утверждая согласно воле многонационального народа России незыблемость демократической основы ее суверенной государственности и признавая Российскую Федерацию демократическим правовым государством, провозглашает свободные выборы высшим непосредственным выражением власти народа (преамбула, абзац седьмой; статья 1, часть 1; статья 3, часть 3), способом выявления его действительной воли и формирования легитимных выборных органов публичной власти, что тесно связано с гарантируемыми Конституцией Российской Федерации, ее статьей 29 (части 1, 4 и 5), свободой мысли и слова, правом каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, а также со свободой массовой информации, признание, соблюдение и защита которых в силу статьи 2 являются обязанностью государства.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно обращался к вопросу о соотношении права на свободные выборы и свободы слова и информации. Так, в Постановлении от 30 октября 2003 года N 15-П он указал, что федеральный законодатель в силу статей 3, 29 и 32 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "в"), 72 (пункт "б" части 1) и 76 (части 1 и 2) в целях гарантирования свободных выборов вправе устанавливать порядок и условия их информационного обеспечения; вместе с тем, поскольку выборы могут считаться свободными, только если гражданам реально гарантированы право на получение и распространение информации и свобода выражения мнений, законодатель, обеспечивая указанные права, обязан соблюдать баланс конституционно защищаемых ценностей - права на свободные выборы и свободы слова и информации, не допуская при этом неравенства и несоразмерных ограничений (статьи 19 и 55 Конституции Российской Федерации; пункт 2 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод; пункт 3 статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах).
2.1. В развитие указанных конституционных положений Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закрепляет в качестве одной из важнейших гарантий избирательных прав граждан институт информационного обеспечения выборов, который включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию и способствует гласности выборов и осознанному волеизъявлению участвующих в них граждан (статья 44).
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 и пунктом 2 статьи 48 данного Федерального закона предвыборная агитация представляет собой деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании и имеющую целью побудить или побуждающую избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), осуществляемую посредством: а) призывов голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них); б) выражения предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению; в) описания возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран; г) распространения информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными или негативными комментариями; д) распространения информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; е) деятельности, способствующей созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Право на участие в предвыборной агитации входит в нормативное содержание избирательных прав граждан, которые вправе проводить ее в допускаемых законом формах и законными методами (пункт 28 статьи 2 и пункт 1 статьи 48). Вместе с тем, поскольку граждане имеют право участвовать в выборах в качестве избирателей, кандидатов, зарегистрированных кандидатов и иных субъектов избирательной кампании, законодатель в целях гарантирования свободы выборов и обеспечения равенства избирательных прав устанавливает различные правовые условия проведения предвыборной агитации теми или иными участниками выборов. При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, введение федеральным законодателем различных условий реализации права на предвыборную агитацию для граждан как участников избирательного процесса, с одной стороны, и кандидатов (избирательных объединений) - с другой, направленное на достижение конституционных целей, связанных с обеспечением прозрачности выборов, равенства кандидатов перед законом вне зависимости от материального положения и предотвращение злоупотреблений, само по себе не может рассматриваться как не совместимое с конституционными принципами и нормами (Постановление от 14 ноября 2005 года N 10-П).
2.2. Наибольшим объемом возможностей при реализации права на участие в предвыборной агитации обладают зарегистрированные кандидаты и избирательные объединения, выдвинувшие зарегистрированные списки кандидатов. Это обусловлено их особым статусом, связанным с необходимостью организации и проведения их избирательных кампаний, направленных на достижение определенного результата на выборах - избрания на выборную должность или допуска списка кандидатов к распределению мандатов. В силу этого законодательство о выборах предусматривает, что только зарегистрированные кандидаты и избирательные объединения, выдвинувшие зарегистрированные списки кандидатов, вправе проводить предвыборную агитацию всеми допускаемыми законом способами, в том числе на каналах организаций телерадиовещания. В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" государственные и муниципальные организации телерадиовещания обязаны, соблюдая равные условия проведения предвыборной агитации зарегистрированными кандидатами и избирательными объединениями, зарегистрировавшими списки кандидатов, предоставить им эфирное время за плату, а в случаях и порядке, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом, - бесплатно.
Вместе с тем наделение зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений, выдвинувших зарегистрированные списки кандидатов, правом на проведение предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания сопряжено с рядом ограничений. Так, в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" все расходы на проведение предвыборной агитации должны осуществляться ими исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов (пункт 5 статьи 48). При этом зарегистрированный кандидат, избирательное объединение не вправе использовать предоставленное им эфирное время для проведения предвыборной агитации за других зарегистрированных кандидатов, за другие избирательные объединения, участвующие как в тех же, так и в иных выборах. Исключение из данного правила, закрепленного пунктом 2 статьи 50, связано с правом зарегистрированного кандидата, выдвинутого избирательным объединением, использовать предоставленное ему эфирное время для проведения на тех же выборах предвыборной агитации за выдвинувшее его избирательное объединение, равно как за других кандидатов, выдвинутых этим избирательным объединением, а также с правом избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, список кандидатов, использовать предоставленные ему эфирное время для проведения на тех же выборах предвыборной агитации за любого выдвинутого им кандидата. В случае одновременного проведения на одной и той же территории нескольких избирательных кампаний, гражданин, зарегистрированный в качестве кандидата, может проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания на разных выборах только при условии, что он зарегистрирован в качестве кандидата одновременно в нескольких избирательных округах на соответствующих выборах (пункт 12 статьи 50).
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", предусматривая возможность осуществления информационного обеспечения выборов соответствующего уровня с использованием государственных, муниципальных и негосударственных организаций телерадиовещания (пункт 1 статьи 47), устанавливает вместе с тем, что муниципальные организации телерадиовещания обязаны предоставлять бесплатное эфирное время зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям для проведения предвыборной агитации только на выборах в органы местного самоуправления (пункт 2 статьи 51). При этом перечень муниципальных организаций телерадиовещания, которые обязаны предоставить эфирное время для проведения предвыборной агитации, подлежит опубликованию избирательной комиссией муниципального образования по представлению, направляемому в комиссию органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по регистрации средств массовой информации, не позднее чем на пятый день после официального опубликования решения о назначении выборов (пункты 7 и 8 статьи 47).
Упомянутые и иные ограничения, содержащиеся в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации о выборах и касающиеся проведения предвыборной агитации зарегистрированными кандидатами и избирательными объединениями, выдвинувшими зарегистрированные списки кандидатов, в том числе на каналах организаций телерадиовещания, обусловлены тем, что соответствующие права предоставлены им именно в качестве кандидатов и избирательных объединений. Их использование для проведения предвыборной агитации на других выборах, в которых такие граждане и политические партии не обладают статусом зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений, означало бы злоупотребление с их стороны правом на свободу информации и отступление от равенства избирательных прав граждан, предполагающего их участие в выборах, включая предвыборную агитацию, на равных основаниях.
3. Из представленных В.Б. Бочковым документов следует, что он получил отказ в размещении агитационного материала на канале муниципальной организации телерадиовещания ООО "Телекомпания "ТАКТ" не на основании оспариваемых им подпунктов "а" и "г" пункта 5.2 статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Данный отказ был обусловлен тем, что заявитель, являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Курского городского собрания, имел намерение использовать предоставленное ему на канале указанной муниципальной организации телерадиовещания бесплатное эфирное время для проведения предвыборной агитации, связанной с выборами депутатов Государственной Думы. Однако в соответствии с Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" муниципальные организации телерадиовещания вправе предоставлять для проведения предвыборной агитации на указанных выборах только платное эфирное время (часть 16 статьи 58) и только в случае, если они не позднее чем за 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы опубликовали сведения о размере и других условиях оплаты эфирного времени и предоставили их вместе с уведомлением о готовности предоставить политическим партиям эфирное время в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации (часть 11 статьи 57).
Следовательно, оспариваемые законоположения в обозначенном аспекте, вопреки утверждению заявителя, к нему не применялись, соответственно, его конституционные права ими нарушены не были, что в силу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" является основанием для отказа в принятии данной жалобы к рассмотрению.
Формально оспаривая конституционность положений подпунктов "а" и "г" пункта 5.2 статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", заявитель, по сути, выражает свое несогласие с решениями, вынесенными правоприменительными органами по его делу. Однако осуществление контроля за действиями судов общей юрисдикции и иных правоприменителей, проверка законности и обоснованности принимаемых ими решений, правильности применения законов при разрешении конкретных дел не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бочкова Вадима Борисовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Заместитель Председателя
Конституционного Суда
Российской Федерации
О.С.ХОХРЯКОВА