Рейтинг@Mail.ru

Определение Верховного Суда РФ от 22.07.2008 N КАС08-380

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 июля 2008 г. N КАС08-380

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего: Федина А.И.,

членов коллегии: Пирожкова В.Н., Хомчика В.В.,

с участием прокурора: Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П. о признании частично недействующим пункта 2 Постановления Кабинета Министров СССР от 29 мая 1991 года N 310 "Об отпусках работников военизированных горноспасательных частей"

по кассационной жалобе Правительства Российской Федерации на решение Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2008 года, которым заявленное требование удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной,

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

пунктом 2 Постановления Кабинета Министров СССР N 310 "Об отпусках работников военизированных горноспасательных частей" установлено, что продолжительность ежегодного и дополнительных отпусков (за исключением отпуска на проезд к месту отдыха (лечения) и обратно) определяется без учета праздничных дней, установленных законодательством Союза ССР и союзных республик в качестве нерабочих (далее - Постановление). Постановление опубликовано в Собрании постановлений СССР в 1991 году N 15, ст. 63.

П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению пункта 2 Постановления в части слов "за исключением отпуска на проезд к месту отдыха (лечения) и обратно", ссылаясь на то, что данная норма в оспариваемой части противоречит части 1 статьи 120 Трудового кодекса РФ, согласно которой нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются. В обоснование своего заявления указал, что оспариваемый нормативный правовой акт действует, применяется и нарушает его права, т.к. он работает в должности командира отделения первого оперативного взвода военизированного горноспасательного отряда.

Решением Верховного Суда РФ от 29 апреля 2008 года заявление П. удовлетворено: признан недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 2 Постановления Кабинета Министров СССР от 29 мая 1991 года N 310 "Об отпусках работников военизированных горноспасательных частей" в части слов "за исключением отпуска на проезд к месту отдыха (лечения) и обратно".

В кассационной жалобе Правительства Российской Федерации ставится вопрос об отмене судебного решения, поскольку, как следует из кассационной жалобы, решение суда незаконно и необоснованно по причине неправильного применения судом норм материального и процессуального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ, введенным в действие с 01.02.2002, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством, состоящим из Трудового кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в т.ч. постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. При этом постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации (ст. 5).

В соответствии со статьей 120 Трудового кодекса РФ нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются (ч. 1).

Следовательно, порядок исчисления продолжительности ежегодных оплачиваемых отпусков, установленный ст. 120 ТК РФ, распространяется на все виды отпусков.

Постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 02.07.1990 N 647 (с изм. от 25.09.1990) "Об увеличении продолжительности отпусков работникам угольной, сланцевой, горнорудной промышленности и отдельных базовых отраслей народного хозяйства" установлена продолжительность основных и дополнительных отпусков за вредные условия труда.

Оспариваемым Постановлением Кабинета Министров СССР установлен порядок предоставления отпусков, предусмотренных Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 2 июля 1990 г. N 647, работникам военизированных горноспасательных частей.

Пунктом 1 Постановления установлена продолжительность ежегодных дополнительных отпусков, предоставляемых военизированному личному составу горноспасательных частей, в т.ч. на проезд к месту отдыха (лечения) и обратно по фактически затраченному времени, но не более 6 календарных дней.

Продолжительность ежегодного и дополнительных отпусков (за исключением отпуска на проезд к месту отдыха (лечения) и обратно) согласно пункту 2 Постановления определяется без учета праздничных дней, установленных законодательством Союза ССР и союзных республик в качестве нерабочих.

Поскольку согласно данной норме праздничные дни включаются в число календарных дней предоставляемого дополнительного отпуска за проезд к месту лечения, суд пришел к правильному выводу о том, что данная норма противоречит части 1 статьи 120 Трудового кодекса РФ и ограничивает право заявителя на использование дополнительного отпуска в полном объеме.

В суде первой инстанции представитель заинтересованного лица признала, что Постановление в оспариваемой части противоречит статье 120 Трудового кодекса Российской Федерации. Аналогичная позиция изложена и в кассационной жалобе. Однако Правительство Российской Федерации полагает, что оспариваемое Постановление не действует и не подлежит применению, в том числе и в части предоставления такого вида дополнительного отпуска, в связи с чем производство по делу подлежало прекращению.

Судом проверялся данный довод и правомерно был признан несостоятельным по следующим основаниям.

Статьей 423 Трудового кодекса РФ (ч. 1) предусмотрено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с Трудовым кодексом РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат Трудовому кодексу РФ. Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

В соответствии со статьей 117 Трудового кодекса РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов (ч. 1).

Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 2 ст. 117).

До настоящего времени такой акт Правительством РФ не принят. Поэтому и Постановление Совмина СССР и ВЦСПС от 2 июля 1990 г. N 647 и оспариваемое Постановление N 310, принятое Кабинетом Министров СССР, являющимся в соответствии со ст. 128 Конституции СССР исполнительно-распорядительным органом Союза ССР, применяются в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ (ст. 423 ТК РФ).

Доводы (в том числе изложенные в кассационной жалобе), что в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", оспариваемое Постановление фактически утратило силу и не подлежит применению, правильно были признаны судом необоснованными.

Статьей 28 вышеуказанного Федерального закона определен режим работы (службы) и отдыха спасателей. В частности, установлена продолжительность очередного и дополнительного отпуска за участие в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. 6), т.е. за особый характер работы, что предусмотрено ст. 118 Трудового кодекса РФ.

Как правильно указал суд, оспариваемым актом установлен дополнительный отпуск не только спасателям, но и иным работникам военизированных горноспасательных частей, как военизированному личному составу, так и невоенизированным работникам и по иным основаниям - за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (в подземных условиях, в кислородно-дыхательных аппаратах и т.п.), т.е. по основаниям, предусмотренным ст. 117 Трудового кодекса РФ.

В связи с вышеизложенным нельзя признать, что издание и применение Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" заменяет действие акта, регулирующего вопросы предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, труд которых связан с особенностями выполнения работы.

Выводы суда основаны на нормах материального права, проанализированных в решении, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ. Оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

А.И.ФЕДИН

Члены коллегии

В.Н.ПИРОЖКОВ

В.В.ХОМЧИК

Другие документы по теме
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лунева Олега Александровича на нарушение его конституционных прав абзацем четвертым пункта 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Наговицыной Надежды Викторовны на нарушение ее конституционных прав абзацем первым пункта 3 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мамонова Николая Александровича на нарушение его конституционных прав положениями Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб Федерации профсоюзов авиационных диспетчеров Российской Федерации и Тюменской территориальной организации Федерации профсоюзов авиационных диспетчеров Российской Федерации на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 1 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации"
Ошибка на сайте