Рейтинг@Mail.ru

Определение Верховного Суда РФ от 04.10.2012 N АПЛ12-526

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 4 октября 2012 г. N АПЛ12-526

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Федина А.И.,

членов коллегии Манохиной Г.В., Корчашкиной Т.Е.,

при секретаре К.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М.К. о признании частично недействующими абзаца второго пункта 10, подпункта 5 пункта 16 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. N 1396, пунктов 14, 15.4 Инструкции о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20 июля 2000 г. N 782,

по апелляционной жалобе М.К. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 7 июня 2012 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения М.К., его представителя З., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителей Правительства Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации М.Г., М.Д. и Ж., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной,

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. N 1396 утверждены Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений (далее - Правила). Постановление опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 27 декабря 1999 г., N 52, в "Российской газете" 31 декабря 1999 г.

Абзацем вторым подпункта 2 пункта 10 Правил установлено, что подготовка водителей на получение права на управление транспортными средствами категорий "А" и "В" может также осуществляться в индивидуальном порядке путем прохождения подготовки в объеме соответствующих программ у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующую лицензию, или самостоятельно.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 16 Правил лицо, желающее получить право на управление транспортными средствами соответствующих категорий, представляет в Государственную инспекцию документ о прохождении обучения (за исключением лиц, получивших подготовку в индивидуальном порядке).

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20 июля 2000 г. N 782, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 августа 2000 г., регистрационный N 2349, утверждена Инструкция о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее -Инструкция).

В силу пункта 14 Инструкции к сдаче экзаменов допускаются лица, желающие получить право на управление транспортными средствами соответствующих категорий, при соблюдении условий, установленных в пунктах 10 и 11 Правил, и представлении документов, предусмотренных пунктом 16 Правил.

Согласно пункту 15.4 Инструкции при подготовке кандидата в водители в порядке, указанном во втором абзаце подпункта 2 пункта 10 Правил, документ о прохождении обучения не представляется.

М.К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абзаца второго пункта 10 Правил в части, предусматривающей возможность прохождения самостоятельной подготовки водителей на получение права на управление транспортными средствами категорий "А" и "В"; подпункта 5 пункта 16 Правил в части, устанавливающей, что лицо, желающее получить право на управление транспортными средствами соответствующих категорий и получившее подготовку в индивидуальном порядке, не представляет в Государственную инспекцию документ о прохождении обучения; пунктов 14, 15.4 Инструкции.

В обоснование заявленного требования М.К. ссылается на то, что оспариваемые положения противоречат статьям 1, 26 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения), Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Правилам дорожного движения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Правила дорожного движения), поскольку не содержат требований прохождения самостоятельной подготовки в объеме соответствующих программ и не обязывают представлять в Государственную инспекцию сведения, подтверждающие прохождение такой подготовки, а также нарушают его права и права его близких, гарантирующие охрану жизни, здоровья и имущества, защиту прав и законных интересов, а также на защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, предусмотренных статьей 1 Закона о безопасности дорожного движения.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 7 июня 2012 г. в удовлетворении заявления М.К. отказано.

В апелляционной жалобе М.К. просит об отмене решения суда, полагая его вынесенным без исследования всех обстоятельств дела, при неправильном применении норм материального права. При этом М.К. полагает, что для допуска к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами тех лиц, которые осуществляли подготовку самостоятельно, Правительство Российской Федерации должно было определить, что является доказательством прохождения ими программ подготовки водителей в полном объеме.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии со статьей 27 Закона о безопасности дорожного движения, предусматривающей, что порядок сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений устанавливается Правительством Российской Федерации, и устанавливают порядок сдачи гражданами квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В целях реализации закрепленных Правилами порядка сдачи гражданами квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами положений и совершенствования экзаменационной деятельности подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации Министерством внутренних дел Российской Федерации принята Инструкция, регламентирующая порядок организации работы подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, связанной с приемом у граждан квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами (далее - экзамены), оформлением и выдачей водительских удостоверений, а также производством иных действий в соответствии с Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений.

В силу статьи 27 Закона о безопасности дорожного движения право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены, при условиях, перечисленных в статье 25 данного Закона (пункт 1), согласно которым граждане Российской Федерации, достигшие установленного данной статьей возраста и не имеющие ограничений к водительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами (пункт 1 статьи 25).

Статьей 26 Закона о безопасности дорожного движения установлены основные требования по подготовке водителей транспортных средств, в соответствии с которыми допускаются к сдаче экзаменов на получение права на управление транспортными средствами граждане, прошедшие соответствующую подготовку в объеме, предусмотренном учебными планами и программами подготовки водителей транспортных средств соответствующей категории (пункт 1); допускается самостоятельная подготовка водителей на получение права управления транспортными средствами категорий "А" и "В" в объеме соответствующих программ (пункт 2); типовые программы подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий разрабатываются уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 3).

Примерные программы подготовки водителей транспортных средств различных категорий утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июня 2010 г. N 636 и предусматривают теоретическое и практическое обучение.

Главой 21 Правил дорожного движения установлено, что первоначальное обучение вождению транспортных средств должно проводиться на закрытых площадках или автодромах, учебная езда на дорогах допускается только с обучающим и при наличии первоначальных навыков управления у обучаемого. Обучаемый обязан знать и выполнять требования данных Правил (пункты 21.1, 21.2).

В соответствии со статьями 251, 253 ГПК РФ судом рассматриваются заявления о признании нормативных правовых актов противоречащими полностью или в части федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что самостоятельная подготовка водителей на получение права управления транспортными средствами категорий "А" и "В" допускается в объеме соответствующих программ, Правил дорожного движения, а практическое обучение предусмотрено только с обучающим.

Утверждение заявителя о противоречии статье 26 Закона о безопасности дорожного движения подпункта 5 пункта 16 Правил и пункта 15.4 Инструкции по тем основаниям, что они исключают возможность представления в Государственную инспекцию документа о прохождении обучения самостоятельно, несостоятельно, поскольку ни Закон о безопасности дорожного движения, ни Правила дорожного движения не содержат требований о представлении такого документа.

Как правильно отмечено в обжалованном решении суда, установленные разделами IV и V Правил порядок сдачи экзаменов и содержание экзаменов для кандидатов в водители обязательны как для лиц, прошедших подготовку или переподготовку в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности, так и для лиц, прошедших подготовку в индивидуальном порядке у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией, или самостоятельно.

Таким образом, обеспечивается единый подход к проверке знаний и навыков кандидатов в водители при приеме квалификационных экзаменов и равные условия получения водительских удостоверений, а довод заявителя о несоответствии оспариваемых норм Правил и Инструкции по основанию отсутствия регламентации порядка допуска к экзаменам лиц, прошедших самостоятельную подготовку, Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" необоснован.

Довод апелляционной жалобы о целесообразности введения какого-либо документа, подтверждающего прохождение программ подготовки водителей в полном объеме, для тех лиц, кто осуществляет подготовку к сдаче квалификационных экзаменов самостоятельно, не может служить основанием для отмены обжалованного решения суда, поскольку сводится к решению вопроса о внесении в оспоренные правовые нормы изменений и дополнений в предлагаемой заявителем редакции, что не отнесено к компетенции судов общей юрисдикции.

Иные доводы апелляционной жалобы по существу повторяют доводы первоначального заявления, были исследованы судом первой инстанции, получили соответствующую оценку в решении суда.

Ссылка заявителя на экспертное заключение Педагогического Совета Ассоциации автошкол г. Москвы от 29 мая 2012 г., в котором делается вывод о том, что невозможно самостоятельно освоить в полном объеме теоретический курс Примерных программ подготовки водителей транспортных средств категорий "А" и "В", не может свидетельствовать о незаконности решения суда, поскольку, как уже указывалось выше, статьей 26 Закона о безопасности дорожного движения допускается самостоятельная подготовка водителей на получение права управления транспортными средствами категорий "А" и "В" в объеме соответствующих программ.

Выводы суда основаны на нормах материального права, проанализированных в решении, предусмотренных законом оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 7 июня 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу М.К. - без удовлетворения.

Председательствующий

А.И.ФЕДИН

Члены коллегии

Г.В.МАНОХИНА

Т.Е.КОРЧАШКИНА

Другие документы по теме
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 12.03.2012 о признании недействующим пункта 16 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 N 37>
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кошева Федора Владимировича на нарушение его конституционных прав подпунктом 8 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Исмиева Александра Мамедовича как не соответствующей требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 21.05.2012 N АКПИ12-520, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим подпунктов "в", "г" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 10.06.2011 N 460 "О предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений при их приобретении (строительстве) для федеральных государственных нужд">
Ошибка на сайте