Рейтинг@Mail.ru

Определение Верховного Суда РФ от 22.04.2014 N АПЛ14-151

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 апреля 2014 г. N АПЛ14-151

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

членов коллегии Меркулова В.П., Назаровой А.М.,

при секретаре Д.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ч. о признании недействующим пункта 20 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной приказом Следственного комитета Российской Федерации от 11 октября 2012 г. N 72,

по апелляционной жалобе Ч. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2014 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителей Следственного комитета Российской Федерации К., Б., возражавших против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной,

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Ч. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 20 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной приказом Следственного комитета Российской Федерации от 11 октября 2012 г. N 72 (далее - Инструкция), фактически оспаривая абзацы первый и второй этого пункта, согласно которым заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в книге и не требуют процессуальной проверки в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации; в связи с этим не подлежат регистрации в книге заявления и обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов, высказывают предположение о совершении обжалуемыми действиями указанных лиц должностного преступления и ставят вопрос о привлечении этих лиц к уголовной ответственности, не сообщая конкретных данных о признаках преступления.

Заявитель считает приведенную норму противоречащей статье 19 Конституции Российской Федерации, закрепляющей принцип равенства всех перед законом и судом, в том числе вне зависимости от занимаемой должности, статьям 1, 24, 140, 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В обоснование своего требования ссылается на то, что порядок уголовного судопроизводства устанавливается только этим кодексом и международными договорами, по смыслу перечисленных норм, основания для возбуждения уголовного дела или их отсутствие определяются в ходе проведения проверки, чему препятствует оспариваемая норма, способствуя сокрытию преступности среди указанных должностных лиц, вследствие чего нарушается его право на рассмотрение следственными органами поданного им сообщения о преступлении с соблюдением предусмотренного законом порядка.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. в удовлетворении заявления Ч. отказано.

В апелляционной жалобе заявитель просит указанное решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований. Полагает, что Инструкция принята с превышением полномочий, реализация положений оспоренного пункта предполагает возможность обжалования процессуальных решений судей, прокуроров, руководителей следственных органов, следователей или иных сотрудников следственных органов без привлечения этих лиц к уголовной ответственности за эти решения (при наличии в них признаков преступления), что противоречит задачам уголовного законодательства.

Ч. и представители Министерства юстиции Российской Федерации в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 38, Председатель Следственного комитета издал приказ от 11 октября 2012 г. N 72, которым утвердил оспариваемую в части Инструкцию.

При таких данных ссылка заявителя на принятие Инструкции в отсутствие надлежащей компетенции несостоятельна.

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 25 февраля 2013 г., регистрационный N 27314, опубликован в "Российской газете", 2013 г., 6 марта.

В соответствии со статьей 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) поводом для возбуждения уголовного дела может служить заявление о преступлении, основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

По смыслу статьи 141 Кодекса, заявление может рассматриваться как повод для возбуждения уголовного дела, если в нем содержится информация о совершенном или готовящемся преступлении.

Инструкция согласно ее пункту 1 устанавливает в соответствии с Кодексом единый порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации.

Из содержания пункта 20 Инструкции следует, что его действие распространяется только на те обращения, в которых заявители ставят вопрос о привлечении к ответственности судей, прокуроров, следователей, дознавателей и других лиц в связи с несогласием с принятыми ими процессуальными решениями, высказывают лишь предположение о возможном совершении этими лицами должностного преступления, не называя конкретные сведения о фактах, на основе которых следователь устанавливает наличие объективных признаков преступления.

Ввиду этого указанные обращения (заявления) не могут расцениваться как сообщения о преступлении, подлежащие рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 144 Кодекса, в силу которой, в частности, дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной Кодексом, принять по нему одно из решений, предусмотренных частью первой статьи 145 Кодекса, в срок не позднее трех суток со дня поступления такого сообщения. В связи с изложенным ссылки заявителя на противоречие оспоренного пункта Инструкции приведенным выше положениям Кодекса несостоятельны.

При несогласии с конкретными правоприменительными действиями заявитель вправе их обжаловать в установленном порядке.

Довод апелляционной жалобы о том, что не все процессуальные решения, принятые по конкретному делу, могут быть обжалованы гражданином непосредственно по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством, не может свидетельствовать о незаконности решения суда, поскольку оспоренная норма не содержит каких-либо положений, допускающих возможность рассмотрения заявления в неполном объеме, без оценки доводов лица, обратившегося с таким заявлением, и без указаний на конкретные обстоятельства, подтверждающие отсутствие предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством оснований для проведения соответствующей процессуальной проверки, что означает необходимость принятия соответствующего решения, которое должно быть законным, обоснованным и мотивированным, а также возможность его последующей проверки в порядке статьи 125 Кодекса, согласно части 1 которой предметом обжалования в суде могут быть постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию.

Вывод о законности оспариваемого положения нормативного правового акта сделан судом исходя из компетенции правотворческого органа, его издавшего, и содержания изложенных в нем норм на основе надлежащего анализа норм уголовно-процессуального законодательства, непосредственно регулирующего правоотношения в рассматриваемой сфере.

Выводы суда основаны на нормах материального права, проанализированных в решении. Предусмотренных законом оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ч. - без удовлетворения.

Председательствующий

Г.В.МАНОХИНА

Члены коллегии

В.П.МЕРКУЛОВ

А.М.НАЗАРОВА

Другие документы по теме
<Об оставлении без изменения определения Верховного Суда РФ от 11.02.1999, которым было передано на рассмотрение межмуниципального (районного) суда дело о признании незаконными некоторых пунктов Положения о воинском учете, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.03.1995 N 292, "Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета...", утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, Приказа МВД РФ от 23.10.1995 N 393 "Об утверждении Инструкции о применении Правил регистрации...">
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Рахманиной Светланы Михайловны на нарушение ее конституционных прав частью 1 статьи 30 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан Стаховича Николая Адольфовича и Яковлева Алексея Леонидовича на нарушение их конституционных прав положениями пункта 13 приложения 3 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2000 год", пункта 8 приложения 4 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2001 год", пункта 5 приложения 9 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год", статьи 97 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" и статьи 102 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год"
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 21.06.2007 N ГКПИ07-521, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании частично недействующими: Положения об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре - ноябре 1992 г., утв. Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 N 274; Порядка организации работы по оказанию государственной поддержки вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта, и осуществления выплат и контроля за целевым использованием средств государственной поддержки, утв. Приказом МВД РФ от 07.12.2006 N 998>
Ошибка на сайте