Рейтинг@Mail.ru

Определение Конституционного Суда РФ от 01.04.2008 N 431-О-О

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 1 апреля 2008 г. N 431-О-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСА

СЫКТЫВКАРСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ О ПРОВЕРКЕ

КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ ПУНКТА 3 СТАТЬИ 15 ЗАКОНА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СТАТУСЕ СУДЕЙ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.П. Маврина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Сыктывкарского городского суда Республики Коми,

установил:

1. В Конституционный Суд Российской Федерации поступил запрос Сыктывкарского городского суда Республики Коми, в производстве которого находится гражданское дело по иску гражданина Б.П. Чебыкина к Верховному суду Республики Коми о взыскании недополученного выходного пособия в 18-кратном размере месячной заработной платы по оставляемой должности судьи Верховного суда Республики Коми.

Из представленных материалов следует, что Приказом Верховного суда Республики Коми от 18 июля 2007 года N 193 Б.П. Чебыкин освобожден от исполнения обязанностей судьи Верховного суда Республики Коми и исключен из штата с 31 августа 2007 года в связи с письменным заявлением об отставке по собственному желанию в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132 "О статусе судей в Российской Федерации" и решением Квалификационной коллегии судей Республики Коми от 18 июля 2007 года. Приказом Верховного суда Республики Коми от 24 сентября 2007 года N 250 Б.П. Чебыкину было назначено единовременное выходное пособие за время работы в должности судьи с 6 сентября 1971 года по 31 августа 2007 года, что в календарном исчислении составляет 35 лет 11 месяцев и 22 дня, в 35-кратном размере месячной заработной платы по оставляемой должности.

В своем исковом заявлении Б.П. Чебыкин, ссылаясь на статью 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", утверждает, что при расчете суммы выходного пособия время его работы в должности судьи в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, подлежало зачислению в стаж его работы судьей в полуторном размере, в связи с чем и выходное пособие должно было исчисляться не в 35-кратном, а в 53-кратном размере месячной заработной платы по оставляемой должности.

Как указывается в запросе Сыктывкарского городского суда Республики Коми, со дня вступления в силу Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" выходное пособие в таких случаях начислялось и выплачивалось пропорционально стажу судьи, исчисленному в полуторном размере. По мнению заявителя, в связи с принятием Президиумом Верховного Суда Российской Федерации Постановления от 1 августа 2007 года N 15-ПВ07, которым льготное исчисление стажа работы судьи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, применявшееся ранее для назначения выходного пособия, признано неправильным, возникла неопределенность в вопросе о соответствии пункта 3 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" положениям статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации о равенстве всех перед законом и о гарантировании государством равенства прав и свобод человека и гражданина, а также статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации о том, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, и что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

Заявитель утверждает, что основополагающим и первичным как при исчислении размера пожизненного содержания судей, так и при расчете размера выходного пособия, выплачиваемого судье, уходящему в отставку, является механизм подсчета стажа судьи, содержащийся в пункте 2 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", по смыслу которого выходное пособие уходящему в отставку судье не может быть начислено за меньшее число лет, чем то, которое образуется при льготном исчислении его стажа работы в качестве судьи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Такое же понимание содержания механизма подсчета стажа судьи вытекает, по мнению заявителя, и из смысла статьи 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации", которой установлены правила исчисления стажа работы в должности судьи, являющегося основанием для реализации права на отставку и получения всех видов выплат и льгот.

2. Конституция Российской Федерации, устанавливая, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (статья 118, часть 1), исходит из принципа доступности правосудия (статья 46), который предполагает в том числе территориальную доступность судов, создаваемых с этой целью на всей территории Российской Федерации.

Осуществляя полномочия судебной власти, судьи одновременно реализуют закрепленное статьей 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Соответственно, на них в определенной части распространяется законодательство Российской Федерации о труде (статья 22 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации").

Введение федеральным законодателем при регулировании трудовых отношений с участием судей льгот для тех из них, кто работает в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в том числе в целях повышения уровня их вознаграждения за труд, не противоречит конституционному принципу равенства.

3. Независимость судьи, гарантируемая статьей 120 Конституции Российской Федерации, обеспечивается, в частности, его особым статусом, надлежащим материальным содержанием (статьи 118, 120, 121, 122 и 124 Конституции Российской Федерации) и правом на отставку (статья 9 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации").

Так, в отличие от лиц, работающих по трудовому договору, которым, по общему правилу, выходное пособие выплачивается в размере двухнедельного либо среднего месячного заработка и лишь в случаях увольнения по инициативе работодателя в связи с обстоятельствами, не связанными с виновными и противоправными действиями работника либо обусловленными объективными причинами, не зависящими от воли сторон (статья 178 Трудового кодекса Российской Федерации), судьям, уходящим в отставку, в том числе по собственному желанию, не обусловленному какими-либо объективными причинами, выходное пособие выплачивается в ином, более льготном режиме (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, пункты 2 и 3 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"). Льготной является и величина выходного пособия: она рассчитывается как кратная числу полных лет, отработанных конкретным лицом в качестве судьи, и не может быть меньше шестикратного размера его месячной заработной платы по оставляемой должности, порядок расчета которой с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок для судей, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, также является льготным (статья 315 Трудового кодекса Российской Федерации).

4. В системе действующего правового регулирования абзац второй пункта 2 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", устанавливающий льготный порядок учета в стаже работы судьи времени работы в должности судьи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, прямо не распространяет этот порядок на случаи расчета выходного пособия, выплачиваемого уходящему в отставку судье. В свою очередь, пункт 3 той же статьи, определяющий механизм расчета размера выходного пособия, не предусматривает какой-либо льготный порядок учета в стаже работы судьи времени его работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Сыктывкарский городской суд Республики Коми фактически ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации вопрос о конкретизации положений данного Закона Российской Федерации, с тем чтобы распространить правило абзаца второго пункта 2 его статьи 15 о льготном исчислении стажа работы судьи на порядок расчета размера выходного пособия, причитающегося выходящим в отставку судьям, и тем самым установить применительно к лицам, работавшим в должности судьи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, еще более льготные условия определения размера данного пособия. Разрешение этого вопроса является прерогативой законодателя и не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Сыктывкарского городского суда Республики Коми, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми обращение в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимым.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М.ДАНИЛОВ

Другие документы по теме
"Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Президиума Московского окружного военного суда о проверке конституционности положения абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Быстрова Николая Илларионовича на нарушение его конституционных прав абзацем восьмым статьи 2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Абдрахманова Абдрахима Аутаевича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 5 и 6 части первой статьи 388, пункта 6 части первой и части третьей статьи 408 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 23.03.2004 N ВКПИ04-18, которым было отказано в удовлетворении жалобы о признании незаконной Инструкции о порядке выплаты ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями, утв. Приказом Министра обороны РФ от 24.01.2002 N 33>
Ошибка на сайте