Определение Верховного Суда РФ от 11.05.2010 N КАС10-223
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 мая 2010 г. N КАС10-223
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Меркулова В.П., Манохиной Г.В.,
при секретаре К.,
с участием прокурора Федотовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. о признании частично недействующим п. 4.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328
по кассационной жалобе М. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2010 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения М., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Е., К.Н., Г., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной,
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее - Порядок)
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 февраля 2005 г., регистрационный номер 6303, опубликован в "Бюллетене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" N 7, 14 февраля 2005 г., "Российской газете" N 31, 16 февраля 2005 г.
Пунктом 4.3 названного Порядка предусмотрено, что одновременно с получением в исполнительных органах Фонда или органах социальной защиты населения санаторно-курортной путевки гражданин обеспечивается специальными талонами на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования или направлениями на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте. При следовании к месту лечения и обратно двумя и более видами транспорта специальные талоны или именные направления на право бесплатного получения проездных документов выдаются на каждый вид транспорта.
М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим п. 4.3 Порядка в части, предусматривающей обеспечение гражданина специальными талонами на право бесплатного получения проездных документов только одновременно с получением в исполнительных органах Фонда или органах социальной защиты населения санаторно-курортной путевки.
Указал, что он, будучи ветераном боевых действий, является получателем набора социальных услуг, от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" он отказался, но имеет право на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Он (М.) получил путевку по месту работы для лечения в санатории, в связи с чем обратился в региональное отделение ФСС России с просьбой выдать ему специальные талоны на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования к месту лечения и обратно. Но ему было отказано, поскольку отделение Фонда обеспечивает оплату проезда только по путевкам, выданным ФСС России или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и социальной защиты населения. По мнению заявителя, оспариваемое (в части) положение в противоречие требований Федерального закона "О государственной социальной помощи" устанавливает дополнительное условие для получения социальной услуги, а именно: гражданин может реализовать свое право на бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно только при условии, что санаторно-курортную путевку он получил в Фонде социального страхования или органах социальной защиты населения.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2010 г. М. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе М. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность, нарушение норм материального и процессуального права, и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для отмены решения Верховного Суда Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое заявителем (в части) положение Порядка принято Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, не противоречит федеральному законодательству и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ установление порядка предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг отнесено к ведению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 321 таким органом является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Поэтому суд обоснованно указал в решении, что Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии с компетенцией, предоставленной ему п. 1 Положения о нем от 30 июня 2004 г. N 321 и ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи".
Частью 3 ст. 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что гражданин, имеющий право на получение социальных услуг, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату; допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 данного Федерального закона (дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании), и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной п. 2 ч. 1 ст. 6.2 указанного Федерального закона (бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно).
Частью 3 ст. 6.5 этого же Федерального закона закреплено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной главой 2 данного Федерального закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правилами финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864.
В силу пп. 4, 11 этих Правил средства на проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и социальной защиты населения в санаторно-курортные учреждения Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.
Разрешая дело, суд обоснованно исходил из того, что оспариваемый заявителем п. 4.3 Порядка, регламентирующий механизм обеспечения бесплатным проездом граждан в случае получения путевки на санаторно-курортное лечение в исполнительных органах Фонда или органах социальной защиты населения, не противоречит вышеприведенным нормам Федерального закона "О государственной социальной помощи", п. 11 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Оспариваемое положение направлено на обеспечение адресности предоставления государственной социальной помощи, эффективного расходования средств, выделяемых на эти цели, необходимости планирования, и прав заявителя не нарушает.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.
Не противоречит п. 3.4 Порядка в оспариваемой части, как ошибочно полагает заявитель, и Федеральному закону от 28 ноября 2009 г. N 292-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", предусматривающего особенности использования бюджетных ассигнований бюджета Фонда в сфере социальной политики.
Согласно п. 4 ст. 6 названного Федерального закона финансовое обеспечение оплаты стоимости проезда на междугородном транспорте к месту осуществляемого за счет средств федерального бюджета лечения в санаторно-курортных и федеральных специализированных медицинских учреждениях и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, осуществляется Фондом в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели.
Ссылка в кассационной жалобе на подп. "б" п. 11 Правил, которым предусмотрены условия направления средств на оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда гражданам к месту лечения и обратно, не опровергает вывода суда о законности оспариваемого заявителем (в части) положения Порядка.
Учитывая изложенное, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и прав заявителя не нарушает, в соответствии с частью первой ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Утверждения в кассационной жалобе о неправильном применении и истолковании судом норм материального права ошибочны. Судом принято решение с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения при правильном их толковании.
Доводы кассационной жалобы, направленные к иному толкованию норм материального права, примененных судом при рассмотрении данного дела, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не могут служить поводом к отмене решения суда. Предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2010 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу М. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
В.П.МЕРКУЛОВ
Г.В.МАНОХИНА