Рейтинг@Mail.ru

"Обзор результатов осуществления Федеральным казначейством контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфере в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, распорядителей, получателей средств федерального бюджета и органов управления

ОБЗОР

РЕЗУЛЬТАТОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ КАЗНАЧЕЙСТВОМ

КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ

В ОТНОШЕНИИ ГЛАВНЫХ РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО

БЮДЖЕТА, РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ, ПОЛУЧАТЕЛЕЙ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО

БЮДЖЕТА И ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ

ФОНДАМИ, ВЫЯВЛЕННЫХ СИСТЕМНЫХ И СИСТЕМАТИЧЕСКИХ НЕДОСТАТКОВ

И НАРУШЕНИЙ, А ТАКЖЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ, НАПРАВЛЕННОЙ

НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ В ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ

СФЕРЕ, ВО ВТОРОМ ПОЛУГОДИИ 2024 ГОДА

В ходе осуществления контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере во втором полугодии 2024 года Федеральным казначейством, территориальными органами Федерального казначейства выявлены следующие системные и систематические <1> недостатки и нарушения, допущенные отдельными главными распорядителями средств федерального бюджета (далее - ГРБС), распорядителями, получателями средств федерального бюджета (далее - ПБС, заказчики), в том числе ГРБС как ПБС, а также бюджетными и автономными учреждениями (далее - учреждения).

--------------------------------

<1> Систематические нарушения (критерии "регулярность", "постоянность") - однородные и неоднократные нарушения, выявленные у одного объекта (контроля).

Системные нарушения (критерий "совокупность") - систематические нарушения и однократные нарушения, выявленные в определенной сфере деятельности (отрасли) либо в определенной сфере законодательства, у нескольких объектов (контроля).

1. Недостатки и нарушения при исполнении федерального

бюджета по расходам

1.1. Системные нарушения

1.1.1. Нарушение абзаца второго статьи 70, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 9, правовых актов ГРБС, определяющих порядок выплат денежного содержания и компенсаций служащим.

В 12% проверенных объектов контроля осуществлены расходы на выплату заработной платы (денежное содержание, денежное довольствие), а также страховых взносов на нее при отсутствии правовых оснований.

Например:

- начислены и перечислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии при отсутствии базы для ее начисления;

- начислены и выплачены работникам доплаты до минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) в тех месяцах, когда их заработная плата оказалась выше установленного законодательством МРОТ;

- начислены и выплачены премии работникам при отсутствии приказа (приказов) на премирование.

1.1.2. Нарушение абзаца второго статьи 70, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ), пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. N 916 "О порядке и размерах возмещения сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, расходов на проезд в период нахождения в служебной командировке за счет средств федерального бюджета", правовых актов ГРБС, определяющих порядок и условия командирования сотрудников.

В 3% проверенных объектов контроля неправомерно возмещены дополнительные расходы за время нахождения сотрудников в служебной командировке, не предусмотренные нормативными правовыми актами, регламентирующими данные выплаты.

Например:

- неправомерно возмещены расходы за дополнительную услугу перевозчика "Выбор стандартного места".

1.1.3. Несоблюдение статьи 34, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, документа, являющегося правовым основанием предоставления средств.

В 9% проверенных объектов контроля установлены факты расходования средств, без учета необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности).

Например:

- в рамках государственного контракта, заключенного в 2023 году, были приобретены строительные материалы, которые по состоянию на октябрь 2024 года (на момент проведения контрольных действий) не использовались по назначению и находились на хранении без эксплуатации более года.

1.1.4. Нарушение пункта 1 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации, абзаца второго пункта 8 Порядка N 26н, пункта 38 Порядка составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 июня 2018 г. N 141н (далее - Порядок N 141н), пункта 1 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 17 июня 2021 г. N 87н "Об утверждении форм обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, применяемых при составлении и ведении бюджетных смет федеральных казенных учреждений", правовых актов ГРБС, определяющих порядок и условия составления и ведения бюджетных смет.

В 1% проверенных объектов контроля отсутствует обоснование (расчетов) плановых сметных показателей, а также необходимых для составления бюджетной сметы документов.

1.1.5. Нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 162, пункта 1 статьи 221

Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 10 Порядка N 26н.

В 2% проверенных объектов контроля бюджетные сметы утверждены с нарушением порядка (сроков) утверждения бюджетных смет.

Нарушение срока от 8 до 129 рабочих дней.

1.1.6 Нарушение абзаца первого пункта 1 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации, абзаца шестого пункта 10, пункта 19 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 февраля 2018 г. N 26н (далее - Порядок N 26н), правового акта ГРБС, утверждающего порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет.

В 9% проверенных объектов контроля несвоевременно внесены изменения в показатели бюджетной сметы при увеличении объема сметных назначений.

Нарушение срока от 20 до 225 рабочих дней.

1.1.7. Нарушение пунктов 1 и 2 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 6 и 8 Порядка N 26н, порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет, утвержденного ГРБС.

В 1% проверенных объектов контроля допущено несоответствие утвержденных показателей бюджетной сметы объему доведенных лимитов бюджетных обязательств.

1.1.8. Нарушение пунктов 1, 2 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта "б" пункта 8, абзаца второго пункта 22 Порядка учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 258н (далее - Порядок 258н).

В 13% проверенных объектов контроля сведения о принятых бюджетных (денежных) обязательствах (внесение в них изменений) представлены в органы Федерального казначейства позднее установленного срока.

Нарушение срока от 1 до 73 рабочих дней.

1.2. Систематические нарушения:

1.2.1. Нарушение абзаца второго статьи 70, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ, правовых актов ГРБС, определяющих порядок выплат денежного содержания и компенсаций служащим.

В 2022 - 2023 годах объектом контроля осуществлены расходы на выплату заработной платы (денежное содержание, денежное довольствие), при отсутствии правовых оснований (материальная помощь при отсутствии личных заявлений и приказов о предоставлении ежегодно оплачиваемого отпуска).

1.2.2. Нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 162, пункта 1 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 10 Порядка N 26н.

В 2021, 2023 годах объектом контроля бюджетные сметы утверждены с нарушением порядка (сроков) утверждения бюджетных смет.

1.2.3. Нарушение абзаца первого пункта 1 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации, абзаца шестого пункта 10, пункта 19 Порядка N 26н, порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет, утвержденного ГРБС.

В 2022 - 2023 годах объектом контроля несвоевременно внесены изменения в показатели бюджетной сметы при изменении объема сметных назначений.

1.2.4. Нарушение пунктов 1, 2 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта "б" пункта 8, абзаца второго пункта 22 Порядка N 258н.

В 2019 - 2023 годах объектом контроля сведения о принятых бюджетных (денежных) обязательствах (внесение в них изменений) представлены в органы Федерального казначейства позднее установленного срока от 2 до 25 рабочих дней.

2. Недостатки и нарушения при предоставлении

субсидий бюджетным учреждениям, автономным учреждениям,

государственным унитарным предприятиям, государственным

корпорациям и государственным компаниям

2.1. Системные нарушения:

2.1.1 Нарушение абзаца первого пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, правового акта ГРБС, утверждающего порядок предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным государственным учреждениям, условий соглашений о предоставлении субсидии, требований к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), установленных государственным (муниципальным) заданием.

В 7% проверенных объектов контроля неправомерно использовались средства субсидии.

Например:

- в акте сдачи-приемки товара установлено завышение строительного объема модульных домов, подтвержденное результатами осмотра объектов;

- приняты по акту о приемке выполненных работ (ф. КС-2) и оплачены по справке о стоимости выполненных работ и затрат (ф. КС-3) дважды учтенные в составе комплекса работ материалы, не использованные при осуществлении строительных работ, что привело к завышению стоимости выполненных работ.

2.1.1. Нарушение абзаца четвертого пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 47 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 (далее - Положение N 640), правового акта ГРБС, утверждающего порядок предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным государственным учреждениям, условий соглашений о предоставлении субсидии, требований к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), установленных государственным (муниципальным) заданием.

В 8% проверенных объектов контроля отчеты о выполнении государственного задания, источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставлены главным распорядителям бюджетных средств с нарушением установленного срока.

Нарушение срока от 1 до 77 рабочих дней.

2.1.3 Нарушение пункта 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта 13 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, правового акта ГРБС, утверждающего порядок предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным государственным учреждениям, условий соглашений о предоставлении субсидии, требований к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), установленных государственным (муниципальным) заданием.

В 1% проверенных объектов контроля установлено отсутствие в соглашениях о предоставлении субсидий положений, предусматривающих порядок и сроки представления получателем субсидии отчетности, регламентированной нормативными правовыми актами о предоставлении субсидии.

Например:

- получателем средств федерального бюджета, предоставляющим субсидию, не обеспечено соблюдение правил предоставления гранта в форме субсидии, а именно: в заключенном соглашении не предусмотрен порядок и сроки представления получателем гранта в форме субсидии отчетности о достижении характеристик результата предоставления гранта в форме субсидии.

2.2. Систематические нарушения:

2.2.1 Нарушение абзаца второго пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпунктов 1 и 2 части статьи 94, части 7 статьи 94, части 1 статьи 101 Закона о контрактной системе, части 1 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ, правового акта ГРБС, утверждающего порядок предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям, условий соглашений о предоставлении субсидии, требований к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), установленных государственным (муниципальным) заданием.

В 2019 - 2023 годах объектом контроля допущено неправомерное использование средств субсидии при осуществлении закупок товаров (работ, услуг).

- по акту о приемке выполненных работ (ф. КС-2) и справке о стоимости выполненных работ и затрат (ф. КС-3) были дважды учтены одни и те же работы, что необоснованно увеличило итоговую стоимость.

2.2.2. Нарушение абзаца четвертого пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 47 Положения N 2 640, правового акта ГРБС, утверждающего порядок предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям, условий соглашений о предоставлении субсидии, требований к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), установленных государственным (муниципальным) заданием.

В 2019 - 2023 годах объектом контроля отчеты о выполнении государственного задания, источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставлены с нарушением установленного срока.

Нарушение срока до 7 рабочих дней.

3. Недостатки и нарушения при планировании и осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд.

3.1. Системные недостатки и нарушения:

3.1.1. Нарушение пунктов 1, 2 части 1, части 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.

В 12% проверенных объектов контроля осуществлялась приемка и оплата поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта, не соответствующего условиям контракта, а также фактически не поставленного товара (не выполненной работы, не оказанной услуги).

Например:

- объектом контроля осуществлена приемка и оплата товара (моторного масла) с характеристиками, не соответствующими характеристикам, установленным условиям контракта;

- объектом контроля осуществлена приемка и оплата работ, не соответствующих условиям контракта на оказание услуг по сопровождению системы обеспечения безопасности информации государственной информационной системы, в части квалификации и количества специалистов, а именно, в рамках исполнения контракта услуги оказывались специалистами категории ниже, а также в меньшем количестве, чем предусмотрено контрактом;

- объектом контроля приняты и оплачены фактически не выполненные виды, объемы работ и применяемые материалы, а именно: работы по устройству кровли, электрического освещения, устройству системы отопления, системы водоснабжения.

3.1.2 Нарушение части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе.

В 5% проверенных объектов контроля осуществлена закупка товаров, в отношении которых отсутствует обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключенного с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК).

Например:

- объектом контроля не произведено определение и обоснование цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в порядке, установленном Законом о контрактной системе, использовался расчет цены контракта, произведенный единственным исполнителем;

- отсутствуют документы (коммерческие предложения, прайс-листы), использованные в целях определения цены при закупке системы видеонаблюдения.

3.1.3. Нарушение частей 1, 3, 18 статьи 22 Закона о контрактной системе.

В 7% проверенных объектов контроля при определении и обосновании НМЦК, цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, с применением метода анализа рынка, использовалась информация о ценах товаров, работ, услуг с несопоставимыми условиями планируемой закупки коммерческими и (или) финансовыми условиями поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Например:

- при определении и обосновании НМЦК использована ценовая информация, содержащаяся в коммерческих предложениях, с несопоставимыми финансовыми условиями закупки в части учета налога на добавленную стоимость, а именно использованы коммерческие предложения, как с учетом НДС, так и без НДС, что привело к завышению НМЦК по закупке программно-аппаратного комплекса;

- при определении и обосновании НМЦК по закупке на поставку ноутбуков использована ценовая информация с характеристиками товара, не соответствующего описанию объекта закупки в части объема SSD накопителя (256 Gb вместо 480 Gb) и частоты процессора (1.6 GHz вместо 2.4 GHz).

3.1.4. Нарушение части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 9, статьи 22 Закона о контрактной системе, части 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В 5% проверенных объектов контроля допущено нарушение установленных требований при определении и обосновании НМЦК проектно-сметным методом.

Например:

- объектом контроля произведено обоснование НМЦК на основании сметной документации, не имеющей положительного заключения о достоверности сметной стоимости, что привело к завышению НМЦК на 1,5% (17,5 млн руб.).

3.1.5. Формальный подход к соблюдению требований статьи 22 Закона о контрактной системе.

В 1% проверенных объектов контроля допущено неэффективное расходование бюджетных средств в результате использования одного источника информации о ценах, планируемых к приобретению товаров.

Например:

- по результатам анализа фактических затрат исполнителей по контрактам на поставку серверного оборудования и средств защиты информации установлено, что поставщиками указанное оборудование закуплено у субпоставщиков значительно дешевле, чем впоследствии поставлено заказчику (разница достигает до 112,7% от стоимости цены единицы товара).

3.1.6. Нарушение части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.

В 9% проверенных объектов контроля заказчиками изменялись условия контрактов, в случаях, не предусмотренных Законом о контрактной системе.

Например:

- объектом контроля допущено изменение условий контракта, не предусмотренное положениями Закона о контрактной системе (приостановлено выполнение работ по этапам контракта более чем на 300 дней);

- объектом контроля заключено дополнительное соглашение в части увеличения срока действия контракта более чем на 1 год в отсутствие документов и информации о возникновении не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения;

- объектом контроля допущено увеличение цены контракта на строительство объекта капитального строительства в размере более установленного предела и в отсутствие правовых оснований для данного увеличения.

3.1.7. Нарушение пункта 2 части 1 статьи, части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе.

В 18% проверенных объектах контроля заказчиками допускались нарушения порядка оплаты товаров, работ, услуг, предусмотренных условиями заключенных контрактов.

Например:

- допускались нарушения сроков оплаты обязательств по контракту до 52 рабочих дней.

3.1.8. Нарушение требований, установленных частями 6, 7, 8 статьи 34, статьи 94 Закона о контрактной системе, условий заключенных контрактов.

В 25% проверенных объектов контроля не направлялись требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.

Например:

- не направлялись требования об уплате неустойки по контракту на оказание услуг по обеспечению информационной безопасности информации государственной информационной системы (далее - ГИС) за нарушение исполнителем сроков решения заявок на восстановление работоспособности компонентов подсистемы ГИС.

3.1.9. Нарушение части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе.

В 2% проверенных объектов контроля допускались случаи длительного неиспользования товаров и результатов работ в целях осуществления закупки.

Например:

- объектами контроля в связи с отсутствием потребности не используется по назначению в течение 3 лет с момента поставки приобретенное по контрактам оборудование, что привело к уменьшению срока полезного использования, гарантийных обязательств;

- в результате незавершения работ по строительству общежития образовательного учреждения не достигнут результат, предусмотренный федеральным проектом.

3.2. Систематические недостатки и нарушения:

3.2.1. Нарушение части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе, части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 августа 2020 г. N 421/пр.

В 2024 году объектом контроля при осуществлении закупки на выполнение работ по реконструкции здания высшего образовательного учреждения завышена сметная стоимость строительства в локальном сметном расчете в результате неприменения минимального (наиболее экономичного) значения стоимости сервера времени для обеспечения высокоточного сигнала, что привело к завышению НМЦК.

3.2.2. Нарушение пункта 1 части 9 статьи 22 Закона о контрактной системе.

В 2024 году объектом контроля не применен проектно-сметный метод при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта на капитальный ремонт объекта капитального строительства.

4. Недостатки и нарушения при ведении бюджетного

(бухгалтерского) учета, формировании бюджетной

(бухгалтерской) отчетности

4.1. Системные нарушения:

4.1.1. Нарушение пунктов 1, 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ, пункта 9 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н (далее - Инструкция N 33н), подпунктов 3, 4 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н (далее - Инструкция N 162н), пункта 7 Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н (далее - Инструкция N 191н), пункта 2 Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 174н (далее - Инструкция N 174н), пункта 21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н), пунктов 17 и 68 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н (далее - Федеральный стандарт N 256н), пункта 13 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концессионные соглашения", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июня 2018 г. N 146н (далее - Федеральный стандарт N 146н).

В 9% проверенных объектов контроля не соблюден порядок применения плана счетов бюджетного учета, что привело к искажению показателей бюджетной отчетности в денежном измерении.

Например:

- отражение расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности по кредиту счета 302.11 "Расчеты по заработной плате" вместо применения счета 302.66 "Расчеты по социальному обеспечению", что привело к искажению бухгалтерской отчетности;

- не отражение в учете выставленной неустойки, что привело к искажению показателя бюджетной отчетности, содержащегося в Сведениях о дебиторской и кредиторской отчетности (ф. 0503169) по состоянию на 1 октября отчетного периода;

- не отражение на забалансовом счете 10 "Обеспечение исполнения обязательств" полученных банковских гарантий в рамках государственных контрактов, что повлекло искажение бюджетной отчетности (строки 100 Справок о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах Баланса государственного (муниципального) учреждения (форма 0503730).

4.1.2. Нарушение подпункта 5 пункта 1 статьи 162, абзаца первого пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 6, частей 1, 3 статьи 9, части 1 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ, пункта 29 Федерального стандарта N 256н, пунктов 3 и 11 Инструкции N 157н, пункта 2 Инструкции N 162н, положений учетной политики.

В 8% проверенных объектов контроля осуществлялось несвоевременное отражение в бюджетном (бухгалтерском) учете фактов хозяйственной жизни, не приведшее к недостоверности бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

Например:

- несвоевременное отражение в бухгалтерском учете списания топлива по путевым листам;

- несвоевременное списание банковской гарантии с аналитического учета по забалансовому счету 10 "Обеспечение исполнения обязательств", а именно, следовало списать 31 июля 2022 года, а списано 30 декабря 2022 года.

4.1.3. Нарушение абзаца третьего пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 5 части 3 статьи 21 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", абзаца второго пункта 32 Инструкции N 162н.

В 6% проверенных объектов контроля не соблюдался порядок применения плана счетов бюджетного (бухгалтерского) учета, а также порядок отражения операций по исполнению бюджета.

Например:

- не отражены расчеты по суммам неустойки, начисленной за просрочку исполнения контракта, на соответствующем балансовом счете 209.41 "Расчеты по доходам от штрафных санкций";

- отражены авансовые платежи на счете 302.00 "Расчеты по принятым обязательствам" вместо предусмотренных субсчетов счета 206.00 "Расчеты по выданным авансам";

- отражены продукты питания на счете 105.36 "Прочие материальные запасы", вместо необходимого счета 105.32 "Продукты питания".

4.1.4 Нарушение пунктов 1, 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ, пункта 11 Инструкции N 157н, иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к регистрам бухгалтерского учета.

В 5% проверенных объектов контроля установлено нарушение требований, предъявляемых к формированию регистра бюджетного (бухгалтерского) учета, в том числе отсутствие регистров бюджетного (бухгалтерского) учета.

Например:

в инвентарных карточках учета нефинансовых активов (ф. 0504031) не отражены:

- сведения об объектах основных средств в разделе 5 "Краткая индивидуальная характеристика объекта";

- информация о капитальном ремонте.

4.1.5 Нарушение пункта 5 статьи 162, пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 79 Федерального стандарта N 256н, пунктов 1.3 и 1.9 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. N 49 (далее - Приказ N 49).

В 4% проверенных объектов установлено несоответствие фактического наличия материальных ценностей данным бухгалтерского учета.

Например:

- в ходе выборочной инвентаризации материальных запасов установлены излишки, в том числе лекарственных средств по 21 наименованию в количестве 107,50 единицы (упаковок, флаконов) и запасных частей по 5 наименованиям в количестве 54 единиц (штук).

4.1.6 Нарушение пунктов 1, 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 и 2 статьи 8 Федерального закона N 402-ФЗ, подпункта б) пункта 9 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 274н.

В 3% проверенных объектов установлено нарушение требований организации ведения бухгалтерского учета.

Например:

- в учетной политике объекта контроля, утвержденной приказом объекта контроля, отсутствовали применяемые в бюджетном учете объекта контроля счета для ведения синтетического и аналитического учета.

4.1.7 Нарушение подпункта 5 пункта 1 статьи 162, пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частей 4 и 5 статьи 10, статьи 11 Федерального закона N 402-ФЗ, пунктов 2.8 и 2.10 Приказа N 49.

В 4% проверенных объектов контроля нарушены общие правила проведения инвентаризации активов и обязательств, установленные Приказом N 49.

Например:

- непроведение инвентаризации имущества, финансовых активов и обязательств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2023 год;

- в инвентаризационных описях по объектам нефинансовых активов, оформленных по результатам инвентаризации в 2022 и 2023 годах, имеют место помарки и подчистки, исправления не подписаны членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами, не прочеркнуты незаполненные строки, а также инвентаризационные описи не подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии.

4.1.8. Нарушение части 2 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ.

В 8% проверенных объектов контроля установлено отсутствие обязательных реквизитов в первичных учетных документах.

Например:

- в карточках-справках (ф. 0504417) за 2022 и 2023 годы не содержатся сведения о квалификации, образовании, трудовом стаже, дате трудоустройства и использованных отпусках, а также отсутствуют обязательные реквизиты: даты заполнения, подписи и расшифровки подписей ответственных лиц.

4.2. Систематические нарушения:

4.2.1. Нарушение пунктов 1, 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ, пункта 9 Инструкции N 33н, подпунктов 3, 4 Инструкции N 162н, пункта 7 Инструкции N 191н, пункта 2 Инструкции N 174н, пункта 21 Инструкции N 157н, пунктов 17 и 68 Федерального стандарта N 256н.

В 2020 - 2022 годах объектом контроля не соблюден порядок применения плана счетов бюджетного учета, что привело к искажению показателей бюджетной отчетности в денежном измерении.

4.2.2. Нарушение подпункта 5 пункта 1 статьи 162, абзаца первого пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 6, частей 1, 3 статьи 9, части 1 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ, пункта 29 Федерального стандарта N 256н, пунктов 3 и 11 Инструкции N 157н, пункта 2 и 158 Инструкции N 162н, положений учетной политики.

В 2022 - 2023 годах объектом контроля осуществлялось несвоевременное отражение в бюджетном (бухгалтерском) учете фактов хозяйственной жизни, не приведшее к недостоверности бюджетной (бухгалтерской) отчетности (поступившие в рамках централизованного снабжения материальные запасы до получения извещения оприходованы на счет 105.00 "Материальные запасы" без отражения на забалансовом счете 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению".)

4.2.3. Нарушение абзаца третьего пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 5 части 3 статьи 21 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", абзаца второго пункта 32 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России N 162н.

В 2021, 2023 годах объектом контроля не соблюдался порядок применения плана счетов бюджетного (бухгалтерского) учета, а также порядок отражения операций по исполнению бюджета.

5. Иные вопросы

5.1. Системные нарушения:

5.1.1. Нарушение части 1 статьи 19 Федерального закона N 402-ФЗ, пункта 23 Федерального стандарта N 256н.

В 4% проверенных объектов контроля нарушены требования, предъявляемые к организации и осуществлению внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни.

6. Положительная практика объектов контроля, направленная

на предупреждение нарушений в финансово-бюджетной сфере

Положительные практики направленной на предупреждение нарушений в финансово-бюджетной сфере, во втором полугодии 2024 года не выявлены.

Другие документы по теме
Ошибка на сайте