Рейтинг@Mail.ru

"Обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством в ходе осуществления контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, распорядителей, получателей средств федерального

ОБЗОР

НЕДОСТАТКОВ И НАРУШЕНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ

КАЗНАЧЕЙСТВОМ В ХОДЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

В ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ В ОТНОШЕНИИ ГЛАВНЫХ

РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА,

РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ, ПОЛУЧАТЕЛЕЙ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО

БЮДЖЕТА И ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ

ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ ВО II ПОЛУГОДИИ 2022 ГОДА

В ходе осуществления контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере во II полугодии 2022 года Федеральным казначейством, территориальными органами Федерального казначейства выявлены следующие недостатки и нарушения, допущенные отдельными главными распорядителями средств федерального бюджета (далее - ГРБС), распорядителями, получателями средств федерального бюджета (далее - ПБС, заказчики), в том числе ГРБС как ПБС, а также бюджетными и автономными учреждениями (далее - учреждения).

1. Недостатки и нарушения при исполнении федерального

бюджета по расходам

1.1. Системные нарушения:

1.1.1. Нарушение пункта 2 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, абзаца седьмого подпункта "б" пункта 8 Порядка учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 258н.

В 2021 - 2022 годах сведения о принятых бюджетных обязательствах сформированы ПБС позднее установленного срока более чем на десять рабочих дней.

1.1.2. Нарушение пункта 5 статьи 161, подпункта 2 пункта 1 статьи 162, пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В 2021 - 2022 годах ПБС приняты бюджетные обязательства в объеме, превышающем доведенные лимиты бюджетных обязательств.

2. Недостатки и нарушения при предоставлении

субсидий бюджетным учреждениям, автономным учреждениям,

государственным унитарным предприятиям, государственным

корпорациям и государственным компаниям

2.1. Системные нарушения:

2.1.1. Нарушение пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 11 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 (далее - Порядок N 640), условий соглашений о предоставлении субсидии.

В 2021 году учреждениями за счет средств, полученных на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, произведены расходы, не связанные с выполнением государственного задания (эксплуатационные и коммунальные расходы по содержанию нежилых помещений, не участвующих в выполнении государственного задания, расходы по добровольному страхованию транспортных средств).

2.1.2. Нарушение пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 6 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583, нормативных правовых актов учреждений, определяющих порядок осуществления выплат работникам, условий соглашений о предоставлении субсидий.

В 2021 году учреждениями за счет средств субсидий на выполнение государственного задания произведены неправомерные выплаты (переплаты) работникам (например, сотрудникам учреждений начислены и выплачены стимулирующие выплаты за качество выполнения государственного задания, не предусмотренные правовыми актами учреждений об оплате труда работников).

2.1.3. Нарушение статьи 34, пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организаций".

В 2021 году при исполнении государственного задания средства федерального бюджета, полученные в форме субсидии на выполнение государственного задания, использованы учреждениями неэффективно (например, оплата расходов по содержанию и налогов в отношении имущества, фактически не используемого в уставной деятельности).

2.1.4. Нарушение статьи 34, пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе.

В 2021 - 2022 годах учреждениями при выполнении государственного задания длительное время (более 2 лет) не использовалось недвижимое имущество, а также оборудование, приобретенное за счет средств субсидии на иные цели.

2.1.5. Нарушение пункта 3.5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пункта 6 Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 июля 2011 г. N 86н, нормативных правовых актов ГРБС, устанавливающих порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений.

В 2021 году учреждениями не размещены или несвоевременно размещены на официальном сайте Российской Федерации в государственной информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (www.bus.gov.ru) Планы финансово-хозяйственной деятельности и (или) изменения к ним.

2.1.6. Нарушение подпункта 6 пункта 3.3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пунктов 4, 12, 14 Требований к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного муниципального учреждения, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 186н, нормативных правовых актов ГРБС, определяющих порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений.

В 2021 году учреждениями несвоевременно утверждены планы финансово-хозяйственной деятельности или несвоевременно внесены в них изменения (уточнения).

2.1.7. Нарушение абзаца второго пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, правового акта, определяющего порядок предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям, условий соглашений.

Учреждениями не обеспечено достижение значений показателей результативности использования субсидии на иные цели, установленных соглашениями о предоставлении субсидии.

2.2. Систематические нарушения:

2.2.1. В нарушение пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", правовых актов ГРБС и учреждений, устанавливающих порядок осуществления выплат, условий соглашений о предоставлении субсидии.

В 2021 году учреждением за счет средств субсидии на выполнение государственного задания произведены выплаты физическим лицам в отсутствие необходимых оснований.

2.2.2. Нарушение абзаца второго пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта ГРБС, устанавливающего порядок предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям.

В 2021 году учреждением при получении субсидии на иные цели не направлены ГРБС заявки на получение субсидии, пояснительные записки, содержащие обоснование необходимости осуществления соответствующих расходов, расчеты-обоснования сумм целевой субсидии.

2.2.3. Нарушение абзаца второго пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта ГРБС, устанавливающего порядок предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям, условий соглашений о предоставлении субсидий.

В 2021 году за счет средств субсидии на иные цели учреждением произведены расходы по оплате труда и проезда сотрудников, вследствие чего допущено использование средств субсидии в целях, не соответствующих целям, определенным при их предоставлении.

2.2.4. Нарушение пункта 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, правового акта бюджетного учреждения, определяющих порядок предоставления и использования средств государственной поддержки.

В 2021 - 2022 годах учреждением осуществлено расходование средств грантов на стимулирующие выплаты работникам, не отнесенным к соответствующим категориям.

2.3. Иные нарушения:

2.3.1. Нарушение пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 33 Порядка N 640 и нормативного правового акта ГРБС, определяющего Порядок определения нормативных затрат на выполнение государственных работ федеральными государственными бюджетными учреждениями, условий соглашения о предоставлении субсидии.

В 2021 году учреждением в результате неприменения коэффициента платной деятельности за счет средств субсидии из федерального бюджета излишне оплачен земельный налог.

2.3.2. Нарушение абзаца первого пункта 28 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. N 1496, правового акта ГРБС, утверждающего порядок предоставления средств субсидий на иные цели.

В 2021 году учреждением в качестве подтверждения суммы неисполненных обязательств, неправомерно (при фактическом отсутствии наличия и объема неисполненных обязательств на 01.01.2021) размещена в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" информация о наличии неисполненного обязательства, источником финансового обеспечения которых являются неиспользованные остатки целевых средств, что повлекло необоснованное принятие ГРБС решения об использовании в 2021 году остатков целевых средств.

2.3.3. Нарушение пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 47 Порядка N 640, условий соглашений.

В 2021 - 2022 годах отчетность о выполнении государственного задания представлялась учреждениями несвоевременно, не предоставлялась либо предоставлялась недостоверная отчетность.

2.3.4. Нарушение абзаца второго пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта ГРБС, устанавливающего порядок предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям, условий соглашений о предоставлении субсидии.

В 2021 - 2022 годах учреждениями не предоставлены или предоставлены с нарушением установленного срока отчеты о достижении значений результатов предоставления субсидии, отчеты о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия.

3. Недостатки и нарушения при предоставлении субсидий,

бюджетных инвестиций юридическим лицам из федерального

бюджета, внесении взносов в уставные капиталы

юридических лиц

3.1. Систематические нарушения:

3.1.1. Нарушение подпункта 1 пункта 2, подпункта 1 пункта 8.3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, устанавливающего Правила предоставления субсидий из федерального бюджета юридическим лицам (далее - Правила предоставления субсидий из федерального бюджета юридическим лицам), условий договоров о предоставлении субсидий.

В 2020 году получателем субсидий не достигнуты значения результата предоставления субсидий, установленные в соглашениях.

3.1.2. Нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правил предоставления субсидий из федерального бюджета юридическим лицам, условий договоров о предоставлении субсидий.

В 2020 году получателем субсидий предоставлена в ГРБС недостоверная отчетность о достижении результата предоставления субсидий и показателей, необходимых для достижения их результата, а также о выполнении целей и условий предоставления субсидий.

3.1.3. В нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, условий договоров о предоставлении субсидий.

Получателем субсидий несвоевременно исполнена обязанность по незамедлительному, письменному уведомлению (информированию) ГРБС о внесении изменений в договор на выполнение НИОКР и о наступлении обстоятельств, препятствующих реализации комплексного проекта в установленный срок или способных повлиять на исполнение получателем своих обязательств по договору.

3.1.4. В нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 8 Правил предоставления субсидий на развитие кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций реального сектора экономики в целях реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств, утвержденных постановлением Правительства от 9 апреля 2010 г. N 218, условий договоров о предоставлении субсидий.

Получателем субсидий нарушены условия предоставления субсидий, в части объема финансирования субсидируемого комплексного проекта за счет собственных средств.

3.1.5. Нарушение пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления субсидий из федерального бюджета юридическим лицам, условий договоров о предоставлении субсидий.

Получателем субсидий произведены расходы средств субсидии из федерального бюджета на цели, не предусмотренные условиями соглашений, в части оплаты коммунальных услуг (предоставление электрической энергии, холодного водоснабжения и водоотведения) за нежилые помещения, переданные третьим лицам по договорам аренды.

3.2. Иные нарушения:

3.2.1. Нарушение пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 Правил предоставлении субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. N 1074, условий соглашений о предоставлении субсидий.

Получателем субсидий за счет средств субсидий из федерального бюджета неправомерно приняты и оплачены фактически не выполненные работы и не поставленные материалы (оборудование).

4. Недостатки и нарушения при планировании и осуществлении

закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных

нужд, а также закупок для обеспечения нужд субъектов

Российской Федерации, муниципальных нужд, финансовое

обеспечение которых частично или полностью осуществляется

за счет субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов,

имеющих целевое назначение, из федерального бюджета

4.1. Системные недостатки и нарушения:

4.1.1. Нарушение статьи 12 Закона о контрактной системе.

Допускались случаи длительного неиспользования закупленного оборудования (например, установлено неиспользование дорогостоящего оборудования, закупленного в рамках национального проекта "Здравоохранение", до 370 дней).

4.1.2. Нарушение пункта 5 Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок медицинских изделий, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 мая 2020 г. N 450н (далее - Порядок N 450н).

При определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) заказчиками использовались цены единиц медицинских изделий, для которых установлено государственное регулирование цен, превышающие предельные отпускные цены, зарегистрированные в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на медицинские изделия (например, при обосновании НМЦК начальная максимальная цена единицы оборудования превысила установленные предельные отпускные цены, что привело к завышению НМЦК).

4.1.3. Нарушение части 2 статьи 22 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 9 Порядка N 450н.

При определении и обосновании НМЦК на поставку товара, не подлежащего обложению (освобожденного от обложения) налогом на добавленную стоимость (далее - НДС), заказчиками использованы коммерческие предложения, содержащие информацию о цене товара с учетом НДС (например, при обосновании НМЦК цена за единицу оборудования была установлена с учетом НДС и в дальнейшем включена в контракт, в связи с чем заказчиком было внесено изменение в контракт в части исключения ставки НДС без уменьшения цены контракта).

4.1.4. Нарушение части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Заказчиками изменялись условия контрактов с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд правил (например, изменение цены контракта без определения дополнительного объема работ и пропорциональности соответствующего увеличения объема работ относительно первоначальному объему, изменение страны происхождения товара).

4.1.5. Формальный подход к соблюдению требований статьи 22 Закона о контрактной системе.

При определении и обосновании НМЦК методом анализа рынка использовалась информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная исключительно по запросам у поставщиков идентичных товаров, при этом не использовались источники общедоступной информации о рыночных ценах товаров, работ, услуг, определенные частью 18 статьи 22 Закона о контрактной системе. Использование заказчиками при определении и обосновании НМЦК только одного источника информации о ценах планируемых к приобретению товаров приводит к получению неполной информации о рыночных ценах на закупаемые товары, работы, услуги, что может повлечь завышение НМЦК и впоследствии неэффективность использования бюджетных средств.

4.2. Систематические недостатки и нарушения:

4.2.1. Нарушение пункта 1 части 18 статьи 22 Закона о контрактной системе.

При определении и обосновании НМЦК с применением метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) использована информация о цене товаров, работ, услуг, содержащаяся в контрактах, по которым взыскивалась неустойка (например, для обоснования НМЦК использовалась информация по ранее заключенным заказчиком контрактам, по которым взыскивалась неустойка в связи с ненадлежащим исполнением обязательств).

4.2.2. Нарушение части 5 статьи 22 Закона о контрактной системе.

При определении и обосновании НМЦК с применением метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) использована информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу от поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не осуществляющих поставку идентичных и (или) однородных товаров, работ, услуг, планируемых к закупке (например, при определении НМЦК по закупке на поставку оборудования запросы о предоставлении ценовой информации направлялись поставщикам, не осуществляющим поставку аналогичных товаров).

4.2.3. Нарушение части 1 статьи 18, части 3 статьи 22 Закона о контрактной системе.

При определении и обосновании НМЦК с применением метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) использована информация о ценах товаров, работ, услуг без учета сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и финансовых условий поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (например, при обосновании НМЦК в качестве источника информации о ценах использовались контракты, не сопоставимые с планируемой закупкой по срокам, месту поставки, а также количеству товаров).

4.2.4. Нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе.

Заказчиками осуществлялась: приемка и оплата поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения, несоответствующих условиям контрактов, в том числе, когда выявленные несоответствия не устранены поставщиками (подрядчиками, исполнителями) (например, поставлены товары, не соответствующие условиям контрактов, в части модели, технических параметров оборудования, состава комплектующих, страны происхождения, срока гарантийных обязательств).

4.2.5. Нарушение части 6 статьи 34, пункта 3 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе.

Не соблюдались требования о применении заказчиками мер ответственности в случае нарушения поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий контракта (например, заказчиком не направлено поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) в связи с просрочкой поставки товара, либо в связи с ненадлежащим исполнением условий контракта).

4.2.6. Нарушение части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 3 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042.

Заказчиками неверно рассчитаны размеры неустоек по государственным контрактам (занижены/завышены).

4.2.7. Нарушение части 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, условий контрактов.

Заказчиками допускались нарушения порядка приемки и оплаты товаров, работ, услуг (например, допускались нарушения оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг до 397 дней, а также нарушения сроков подписания заказчиком документов о приемке товаров, установленных контрактом, до 11 рабочих дней).

5. Недостатки и нарушения при ведении бюджетного

(бухгалтерского) учета, формировании бюджетной

(бухгалтерской) отчетности

5.1. Системные нарушения:

5.1.1. Нарушение части 2 статьи 8 Федерального закона N 402-ФЗ, абзаца 1 пункта 7 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 274н (в редакции, действовавшей в момент совершения нарушения), и пункта 2 федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Нематериальные активы", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 ноября 2019 г. N 181н (в редакции, действовавшей в момент совершения нарушения).

При формировании учетной политики на 2020 - 2021 годы учреждениями не установлены положения по ведению бухгалтерского учета отдельных объектов (порядок и сроки проведения инвентаризации кассы, учет объектов нематериальных активов), не обеспечена актуализация положений учетной политики в соответствии с текущей редакцией единого плана счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению.

5.1.2. Нарушение пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 10, пункта 1 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ, Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н), Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н, Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н (в редакциях, действовавших в момент совершения нарушения).

В 2021 - 2022 годах в результате не отражения, некорректного или несвоевременного отражения операций в бухгалтерском учете учреждениями допущены искажения показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженных в денежном измерении.

5.1.3. Нарушение части 1 статьи 9, части 2 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ, абзаца пятого пункта 3 Инструкции N 157н.

В 2022 году учреждениями приняты к бухгалтерскому учету первичные учетные документы, которыми оформлены не имевшие места факты хозяйственной жизни, что является грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету (например, операции по приобретению оборудования отражались в бухгалтерском учете ранее подписания универсального передаточного документа на срок до 9 рабочих дней).

5.1.4. Нарушение пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 402-ФЗ, абзаца первого пункта 1.3, абзацев третьего и четвертого пункта 1.5, подпункта "а" пункта 3.48 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. N 49.

В 2021 - 2022 годах учреждениями не проводились обязательные инвентаризации финансовых обязательств в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также инвентаризации имущества при смене материально-ответственных лиц.

5.1.5. Нарушение пункта 1 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ, абзацев двадцать второго и двадцать пятого пункта 11 Инструкции N 157н.

В 2020 - 2021 годах учреждениями не отражены в бухгалтерском учете обязательства, принятые на основании государственных контрактов, либо несвоевременно отражены в бухгалтерском учете материальные ценности (позднее следующего дня после получения первичных учетных документов от 1 до 31 рабочего дня).

5.1.6. Нарушение части 1 статьи 9, части 1 и части 2 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ, абзацев четвертого и восьмого пункта 3 Инструкции N 157н.

В 2021 - 2022 годах учреждениями не обеспечено соответствие фактического наличия материальных ценностей данным бухгалтерского учета.

5.2. Систематические нарушения:

5.2.1. Нарушение пункта 5 части 3 статьи 21 Федерального закона N 402-ФЗ, пунктов 217, 309, 314 Инструкции N 157н, пунктов 104, 162, 169 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 174н.

В 2021 году учреждением не соблюдена методология применения плана счетов бухгалтерского учета, выразившаяся в неверном осуществлении учета на счетах.

5.2.2. Нарушение части 1 статьи 9, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ, абзацев второго и пятого пункта 3 Инструкции N 157н.

В 2021 году учреждением отражены в бухгалтерском учете операции по списанию кредиторской задолженности при отсутствии документа, являющегося основанием для списания кредиторской задолженности, что повлекло предоставление недостоверной отчетности.

5.2.3. Нарушение части 2 статьи 8 Федерального закона N 402-ФЗ, пункта 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 г. N 106н, абзаца четвертого Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н.

В 2016 - 2022 годы получателем субсидий нарушены требования по формированию учетной политики в части отражения операций с целевыми средствами на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

5.3. Иные нарушения:

5.3.1. Нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ, пунктов 4.12, 4.99, 4.100.1 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 5 марта 2004 г. (в редакции, действовавшей в момент совершения нарушения), условий соглашений о предоставлении субсидий.

В 2020 - 2021 годах учреждением приняты к оплате и отражены в бухгалтерском учете первичные учетные документы, содержащие фактически выполненные работы, без учета высвободившихся в процессе разборки конструкций возвратных средств.

6. Недостатки и нарушения при исполнении бюджета

государственного внебюджетного фонда Российской Федерации

6.1. Системные нарушения:

6.1.1. Нарушение части 1 статьи 30 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), статьи 316 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях", пунктов 2, 3 Методики распределения субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 462, подпункта 1 пункта 186, подпункта 1 пункта 193 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (далее - Правила N 108н), условий договоров, заключенных со страховыми медицинскими организациями.

В 2020 - 2021 годах за счет средств фонда обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) медицинскими учреждениями начислена и выплачена заработная плата работникам с применением районного коэффициента 1,3, вместо 1,2, что привело к неправомерному расходованию средств фонда.

6.1.2. Нарушение статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 8 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ.

В 2021 году медицинскими организациями допущено неэффективное использование средств фонда ОМС, выразившееся в перечислении средств медицинским учреждениям и организациям, для оплаты наложенных штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества (пени, проценты и неустойки по исполнительным листам).

6.1.3. Нарушение части 6 статьи 15 Федерального закона N 326-ФЗ, условий тарифных соглашений в системе обязательного медицинского страхования и договоров, заключенных с территориальными фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациям, учетной политики медицинских организаций.

В 2021 году медицинскими организациями не организовано ведение раздельного учета по операциям со средствами фонда ОМС.

6.1.4. Нарушение части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ, пункта 3 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922, условий тарифных соглашений в системе обязательного медицинского страхования.

В 2021 году в результате включения в расчет среднего заработка премии в связи с праздничной датой медицинскими организациями неправомерно производилось начисление работникам средней заработной платы за счет средств фонда ОМС.

6.1.5. Нарушение части 5 статьи 15, пункта 1 части 1 статьи 20, пункта 1 части 2 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ, пунктов 121, 143, подпункта 6 пункта 147 Правил N 108н, условий договоров с медицинскими страховыми организациями.

В 2021 году предъявлены к оплате страховым организациям и получены медицинскими организациями средства фонда ОМС за фактически не оказанные застрахованным лицам медицинские услуги.

6.1.6. Нарушение пункта 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 5 части 2 статьи 20, пункта 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ, пунктов 185, 186, 192, 194, 195 Правил N 108н, условий тарифных соглашений в системе обязательного медицинского страхования.

В 2020 - 2021 годах средства территориальных фондов ОМС направлены медицинскими организациями на цели, не предусмотренные территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (например, оплата штрафов, расходы по капитальному ремонту помещений, оплата услуги по обучению сотрудников, оплата аудиторских услуг).

6.1.7. Нарушение пункта 4 части 2 статьи 20, пункта 5 части 8 статьи 33 Федерального закона N 326-ФЗ, приложения N 2 "Указания по заполнению формы "Отчет о деятельности медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхования" к приказу Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16 августа 2011 г. N 146 (в редакции, действовавшей в момент совершения нарушения), условий договоров с медицинскими страховыми организациями и территориальными фондами ОМС.

В 2020 - 2021 годах медицинскими организациями не предоставлена, предоставлена несвоевременно (на срок от 2 до 25 календарных дней) или предоставлена недостоверная отчетность об использовании средств ОМС, об оказанной застрахованному лицу медицинской помощи и иная отчетность, предусмотренная договорами с территориальными фондами ОМС и страховыми медицинскими организациями.

6.1.8. Нарушение части 8 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ. В 2021 году медицинскими организациями допущено не оказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.

6.2. Систематические нарушения:

6.2.1. Нарушение части 5 статьи 15, пункта 8 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ, подпункта 1 пункта 144 Правил N 108н (в редакции от 26 марта 2021 г., вступившей в силу с 1 июля 2021 г.), условий договоров с медицинскими страховыми организациями.

В 2021 году медицинской организацией не направлялись в медицинские страховые организации заявки на авансирование медицинской помощи.

6.2.2. Нарушение пункта 5 части 2 статьи 20, части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ, пункта 192 и подпункта 6 пункта 195 Правил N 108н, приказов медицинской организации.

В 2020 - 2021 годах медицинской организацией произведена неправомерная выплата премии работникам за счет средств фонда ОМС, предоставленных Территориальным фондом обязательного медицинского страхования.

6.2.3. Нарушение части 5 статьи 15, пункта 8 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ, подпункта 2 пункта 144 Правил N 108н (в редакции приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 февраля 2021 г. N 65н, от 26 марта 2021 г. N 254н).

В 2021 году счета на оплату медицинских услуг в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования направлены медицинской организацией с нарушением установленных сроков от 2 до 3 рабочих дней.

6.2.4. Нарушение пункта 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ, части 1 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ, условий тарифных соглашений в системе обязательного медицинского страхования.

В 2021 году медицинским организациям перечислены поставщикам средства за не поставленные им и не отраженные в бухгалтерском учете расходные материалы.

7. Иные вопросы

7.1. Системные нарушения:

7.1.1. Нарушение пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ, части 6 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пунктов 36 и 38 Инструкции N 157н.

В 2018 - 2020 годах к учету приняты объекты недвижимого имущества, право оперативного управления на которые учреждениями не зарегистрировано.

Другие документы по теме
(вместе с "Обзором причин невозможности представить Сведения своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, которые признавались комиссией объективными и уважительными", "Обзором причин невозможности представить Сведения своих супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей, которые признавались комиссией неуважительными или необъективными и являющимися способом уклонения от представления таких Сведений")
Ошибка на сайте