"Методическое пособие по расчету затрат на службу заказчика-застройщика. Выпуск 1"
Рекомендовано к применению
письмом Минстроя России
от 13 декабря 1995 г. N ВБ-29/12-347
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО РАСЧЕТУ ЗАТРАТ НА СЛУЖБУ ЗАКАЗЧИКА-ЗАСТРОЙЩИКА
ВЫПУСК 1
Настоящее Методическое пособие разработано АОПИ Нефтеспецстройпроект, рассмотрено и одобрено Главным управлением совершенствования ценообразования и сметного нормирования в строительстве (Главценообразования) Минстроя России.
Методическое пособие предназначено для использования в практических расчетах при составлении сметы расходов на содержание службы заказчика-застройщика и определении численности персонала на календарный год в зависимости от выделенных инвестиций за счет средств федерального бюджета.
Предназначено для широкого круга специалистов.
Введение
Настоящее Методическое пособие по расчету затрат на службу заказчика-застройщика (в дальнейшем - Пособие) разработано в соответствии с многочисленными пожеланиями, полученными Главценообразованием Минстроя России от администраций субъектов Российской Федерации и руководителей служб заказчиков-застройщиков, представляющих расчеты на содержание аппарата заказчика-застройщика за счет средств федерального бюджета на согласование с Главценообразованием Минстроя России.
В Пособии на основе обобщения опыта рассмотрения указанных расчетов в 1994 - 1995 гг. изложены методические рекомендации (со ссылкой на соответствующие правовые и нормативные акты) по определению нормативной численности аппарата и расчету основных статей затрат на его содержание, а также представлены примеры выполнения таких расчетов.
Настоящее Пособие предназначено для практического руководства при подготовке расчетов затрат на содержание службы заказчика-застройщика при финансировании строительства за счет средств федерального бюджета и может быть использовано для аналогичных расчетов при других источниках финансирования различными организациями независимо от организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности.
Представленные в Пособии материалы могут быть использованы при подготовке договора между инвестором и организатором строительства и должны оказать практическую помощь центральным и местным органам государственной власти в эффективном расходовании инвестиционных средств.
Законодательные акты и нормативные документы, которые упоминаются в Пособии (выпуск 1), представлены по состоянию на 30 сентября 1995 года.
Значительная часть этих материалов содержится в "Сборнике документов и методических рекомендаций по вопросам сметного ценообразования в строительстве" и Вестнике Главценообразования "Консультации и разъяснения по вопросам сметного ценообразования в строительстве".
В дальнейшем при изменении условий хозяйственной деятельности предполагается издание последующих выпусков Пособия.
1. Общие положения
Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ (подрядчики), банковские, страховые и посреднические организации, поставщики стройматериалов и оборудования, пользователи объектов инвестиционной деятельности.
Субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать установленные законом нормы и стандарты, требования государственных органов и должностных лиц, предъявляемые в пределах их компетенции.
Основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт) между ними.
Участники инвестиционной деятельности, выполняющие определенные договором виды деятельности, должны иметь лицензию или сертификат на право осуществления данного вида деятельности.
Инвестор - субъект инвестиционной деятельности, осуществляющий вложения собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающий их целевое использование.
Инвестор самостоятельно определяет объемы, направления и эффективность инвестиций и по своему усмотрению привлекает на договорной, как правило, конкурсной основе юридических или физических лиц для реализации инвестиций.
Инвестор по договору определяет право распоряжаться выделенными государственными инвестициями заказчику-застройщику.
Заказчик-застройщик несет перед инвестором имущественную и иную предусмотренную действующим законодательством ответственность за рациональное использование выделенных для строительства ресурсов и материальных ценностей.
Заказчик-застройщик на конкурсной основе, как правило, через подрядные торги, поручает реализацию выделенных инвестором бюджетных средств на строительство утвержденной целевой программы или объекта организации подрядчика на условиях, определяемых договором подряда на строительство.
Заказчик-застройщик является юридическим лицом, зарегистрированным в установленном порядке. На основании договора он распоряжается денежными средствами инвестора (инвесторов), передаваемыми для финансирования строительства производственных объектов, жилых домов, объектов социально-культурной сферы и коммунального хозяйства, имеет почтовый адрес, счет в банке и печать со своим наименованием.
Заказчик-застройщик:
выдает исходные данные для разработки проектно-сметной документации, размещает заказ на разработку всей необходимой для строительства объекта документации, проводит ее согласование в установленном порядке, осуществляет поиск подрядчиков, заключает договора подряда на разработку документации и выполнение всего комплекса строительных, монтажных и пусконаладочных работ, поставку оборудования и материалов;
осуществляет приемку, учет, надлежащее хранение находящегося на складах оборудования, изделий и материалов, передачу их в монтаж;
выполняет все необходимые работы по подготовке строительной площадки, осуществляет надзор за соблюдением норм и правил при производстве строительно-монтажных работ, приемку законченных работ и подготовку объекта к передаче в эксплуатацию;
обеспечивает рациональное и экономное расходование выделенных на строительство средств, своевременно осуществляет платежи за материалы, оборудование, выполненные работы и т.д., принимает меры к сокращению сроков строительства.
Расчеты затрат на функционирование службы заказчика-застройщика выполняются, как правило, на календарный год и представляются на согласование в Главценообразования Минстроя России в начале года, после утверждения бюджетных инвестиций на текущий год. В исключительных случаях допускается представление расчетов и на другой период времени, но не менее чем на один квартал.
2. Определение нормативной численности
аппарата заказчика-застройщика
Численность аппарата заказчика-застройщика определяется исходя из годовой суммы инвестиций за счет средств федерального бюджета и в соответствии с приложением 1 письма Госстроя России от 07.04.94 N ВБ-12-64.
При годовом объеме инвестиций менее 1 млн. руб. в ценах 1984 г. служба заказчика не образуется, а работа, связанная с выполнением функций технического надзора, финансируется за счет основной деятельности инвестора.
Объемы планируемых на текущий год инвестиций должны быть подтверждены заказчиком: копией письма Минэкономики России или вышестоящей организации - министерства (ведомства), региональной администрации либо другого инвестора.
Расчет нормативной численности аппарата производится с использованием показателя годового объема капитальных вложений в ценах 1984 г. Для перевода в цены 1984 г. к выделенному из средств федерального бюджета объему инвестиций применяется среднегодовой индекс (коэффициент) удорожания стоимости строительства в данном регионе. Указанный индекс определяется на основании данных региональных центров по ценообразованию в строительстве с учетом прогнозируемого уровня инфляции.
При определении нормативной численности аппарата заказчика-застройщика объемы капитальных вложений должны приводиться к 1 территориальному району в соответствии с "Общими положениями по применению сметных норм и расценок на строительные работы" (СНиП 4.02-91, СНиП 4.05-91).
Инвестиции из федерального бюджета, передаваемые для реализации другим юридическим или физическим лицам, при расчете численности аппарата заказчика-застройщика не учитываются.
Если в результате расчетов численность аппарата составляет не целое, а дробное число, полученный результат округляется до десятых долей целого числа.
В расчетную стоимость аппарата не включается обслуживающий персонал, в том числе водители служебного автотранспорта, уборщицы, сторожевая охрана и т.д. Затраты на содержание данной категории работников относятся на соответствующие статьи материальных затрат.
При большой территориальной разбросанности строящихся в сельской местности объектов численность персонала технического надзора (производственный отдел) может быть увеличена сверх установленной предельной численности. Для этого к объему капитальных вложений в сельской местности может быть применен повышающий коэффициент до 1,5.
Пример расчета численности аппарата заказчика-застройщика представлен в Приложении.
3. Рекомендации по расчету затрат на содержание
службы заказчика-застройщика
Расчет затрат выполняется по форме, рекомендованной в приложении 2 письма Госстроя России от 07.04.94 N ВБ-12-64.
Затраты на оплату труда и сопряженные с этой категорией затрат налоговые отчисления должны определяться на основе нормативной численности аппарата заказчика-застройщика, рассчитанной в соответствии с методическими рекомендациями, приведенными в предыдущем разделе, а также базироваться на действующих в отношении госслужащих правовых актах и нормативных документах. При финансировании строительства из нескольких источников (федеральный или местные бюджеты, средства предприятий и организаций различных форм собственности, средства частных инвесторов) учитывается только та часть общих затрат заказчика-застройщика, которая приходится на долю федерального бюджета.
В выполняемых расчетах следует учитывать, что денежные средства на содержание заказчика-застройщика, перечисляемые со счета финансирования капитальных вложений независимо от источника финансирования, не облагаются НДС и СН. В то же время оплата товаров (работ, услуг), приобретаемых для содержания заказчика-застройщика, производится за счет этих средств с учетом НДС и СН (письмо Государственной налоговой службы от 18.04.95 N 05-1-09/27).
Затраты на содержание службы заказчика-застройщика представляются в абсолютных (в рублях) и относительных (в процентах к объему капитальных вложений) показателях, включаются в главу 10 "Содержание дирекции (технического надзора) строящегося предприятия (учреждения)", сводного сметного расчета и представляются в банк, финансирующий строительство.
Основные методические рекомендации по расчету затрат на содержание службы заказчика-застройщика представлены в нижеследующей таблице.
Указанная таблица охватывает только основные статьи затрат и при наличии соответствующих обоснований может быть дополнена другими статьями.
Пример расчета затрат на содержание службы заказчика-застройщика представлен в Приложении к настоящему Пособию.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
И ОБОСНОВЫВАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАСЧЕТЕ
ЗАТРАТ НА СОДЕРЖАНИЕ СЛУЖБЫ ЗАКАЗЧИКА-ЗАСТРОЙЩИКА
Приложение
ПРИМЕР РАСЧЕТА
ЧИСЛЕННОСТИ АППАРАТА И ЗАТРАТ НА СОДЕРЖАНИЕ СЛУЖБЫ
ЗАКАЗЧИКА НА 1996 ГОД (ЦИФРЫ УСЛОВНЫЕ)
Согласовано
Главное управление
совершенствования
ценообразования и
сметного нормирования
Минстроя России
_____________________
"__" ________ 1996 г.
--------------------------------
<*> В примере приведены только итоговые данные (для согласования с Минстроем России необходимо представление всех обосновывающих расчетов).
Объем инвестиций за счет средств федерального бюджета на 1996 год согласно письму главы администрации области составляет 40000 млн. руб. в ценах по состоянию на 01.01.96 для I территориального района. Объем инвестиций для сельской местности - 22500 млн. рублей.
Условный объем инвестиций в ценах 1996 года с учетом повышающего коэффициента для сельской местности 1,5:
22500 млн. руб. x 1,5 + 17500 млн. руб. = 51250 млн. руб.
Объем инвестиций в ценах 1991 года равен:
51250 млн. руб. : 2700 = 19 млн. руб.,
где 2700 - индекс удорожания капитальных вложений по состоянию на 01.01.95, определенный по данным регионального центра по ценообразованию в строительстве (с учетом НДС и спецналога).
В ценах 1984 года объем инвестиций составит:
19 млн. руб. : 1,56 = 12,2 млн. руб.,
где 1,56 - индекс удорожания капитальных вложений на 01.01.91 по сравнению с 1984 годом.
По таблице приложения 1 письма Госстроя России от 07.04.94 N ВБ-12-64 определена численность аппарата, равная 17,3 человека.
2. РАСЧЕТ РАСХОДОВ НА ОПЛАТУ ТРУДА В СООТВЕТСТВИИ
С УТВЕРЖДЕННЫМ ШТАТНЫМ РАСПИСАНИЕМ
Примечание. К расчету прикладывается копия документа, на основании которого установлены персональные надбавки.
Основная заработная плата в расчете на год:
3. РАСЧЕТ АМОРТИЗАЦИОННЫХ ОТЧИСЛЕНИЙ
4. РАСЧЕТ ЗАТРАТ НА КОМАНДИРОВКИ В 1996 ГОДУ
1. Количество строящихся объектов - 45.
2. Среднее расстояние объекта от места расположения заказчика - 120 км.
3. Количество посещений одного объекта в год - 49.
4. Средняя стоимость одной поездки муниципальным транспортом - 6 тыс. руб.
5. Затраты на осуществление технического надзора и решения оперативных вопросов по строительству объектов с учетом 50% поездок с использованием транспорта заказчика и возвращением в 50% поездок в течение одного рабочего дня:
проезд: 6 тыс. руб. x 45 x 49 x 0,5 = 6,615 млн. руб.
суточные: 10 тыс. руб. x 45 x 49 x 0,5 = 11,025 млн. руб.
проживание: 20 тыс. руб. x 45 x 49 x 0,5 = 22,050 млн. руб.
Всего... 39,69 млн. руб.
6. Поездки по сбору исходных данных, размещению заказов, согласованиям технических и проектных вопросов:
12 поездок по 350 тыс. руб. на каждую = 42 млн. руб.
7. Командировки в г. Москву для решения финансовых и других вопросов в федеральных органах:
6 x 250 тыс. руб. = 1,5 млн. руб.
8. Прочие поездки - 6,7 млн. руб.
9. Общая сумма командировочных расходов - 52,1 млн. руб.
5. РАСЧЕТ ЗАТРАТ НА СОДЕРЖАНИЕ СОБСТВЕННОГО ЛЕГКОВОГО
И СПЕЦИАЛЬНОГО АВТОТРАНСПОРТА
Пример расчета затрат на содержание автомобиля "Москвич":