"Методические рекомендации по вопросам подготовки к проведению летней оздоровительной кампании 2021 года"
Утверждаю
Заместитель Министра просвещения
Российской Федерации
Д.Е.ГРИБОВ
5 апреля 2021 г. N ДГ-38/06вн
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВОПРОСАМ ПОДГОТОВКИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЛЕТНЕЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ
КАМПАНИИ 2021 ГОДА
Настоящие рекомендации разработаны в целях подготовки уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей (далее - уполномоченные органы) к организации и проведению мероприятий по отдыху и оздоровлению детей (далее - оздоровительная кампания) в 2021 году, а также для руководства в работе межведомственных комиссий по вопросам организации отдыха и оздоровления детей (далее - МВК).
В субъекты Российской Федерации направлены следующие методические рекомендации и разъяснения по вопросам организации отдыха и оздоровления детей, положения которых являются актуальными и могут быть использованы в работе при подготовке к оздоровительной кампании 2021 года:
О направлении рекомендаций по порядку действий в случае закрытия несанкционированных организаций отдыха детей и их оздоровления (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 февраля 2018 г. N ПЗ-195/09);
О направлении методических рекомендаций по вопросам безопасности отдыха и оздоровления детей в организациях отдыха детей и их оздоровления, в том числе безопасности перевозок детей в организации отдыха детей и их оздоровления и обратно (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 мая 2018 г. N ПЗ-719/09);
О направлении разъяснений Минобрнауки России, Минздрава России и Роспотребнадзора по вопросу оформления медицинских книжек лицами, поступающими на работу в организации отдыха детей и их оздоровления (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2018 г. N Пз-685/09);
О направлении разъяснений по вопросу об оформлении трудовых отношений с педагогическими, медицинскими работниками, вожатыми и руководителями организаций отдыха детей и их оздоровления, в том числе по совместительству (письмо Минпросвещения России от 16 июня 2019 г. N Пз-741/06);
О направлении учебного пособия для лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь (письмо Минпросвещения России от 17 июня 2019 г. N 06-588);
О направлении методических рекомендаций по основам информационной безопасности детей, находящихся в организациях отдыха детей и их оздоровления (письмо Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 30 мая 2019 г. N АВ-П17-062-11826);
О направлении методических рекомендаций по обеспечению организации отдыха и оздоровления детей (письмо Минпросвещения России от 25 ноября 2019 г. N Пз-1303/06);
О направлении методических рекомендаций по созданию и сопровождению деятельности межведомственных комиссий по вопросам организации отдыха и оздоровления детей (письмо Минпросвещения России от 2 марта 2020 г. N Пз-300/06);
О методических рекомендациях по проведению профильных смен в организациях отдыха детей и их оздоровления, в том числе для детей, состоящих на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (письмо Минпросвещения России от 26 марта 2020 г. N ДГ-126/06);
О методических рекомендациях по реализации проектов создания и реконструкции детских оздоровительных лагерей в рамках механизма государственно-частного партнерства (письмо Минпросвещения России от 16 октября 2020 г. N 06-1133).
Кроме того, в уполномоченные органы письмом Минпросвещения России от 1 марта 2021 г. N ДГ-409/06 направлен актуализированный перечень основных нормативных правовых актов, необходимых для руководства и использования в работе организациями отдыха детей и их оздоровления (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности) при организации отдыха детей и их оздоровления (далее - Перечень НПА).
Минпросвещения России обращает внимание, что с 1 января 2021 г. в силу вступило в силу постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (зарегистрировано Минюстом России 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573).
До 1 января 2022 г. продолжают действовать положения временных СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 г. N 16 (зарегистрировано Минюстом России 3 июля 2020 г., регистрационный N 58824) (далее - СП 3.1/2.4.3598-20).
При этом с учетом положительной динамики и улучшения эпидемической ситуации с заболеваемостью новой коронавирусной инфекцией в Российской Федерации в настоящее время постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 марта 2021 г. N 10 приняты изменения в СП 3.1/2.4.3598-20 (зарегистрировано Минюстом России 29 марта 2021 г., регистрационный N 62900), направленные на снижение ранее установленных ограничений.
Роспотребнадзором также выпущены методические рекомендации по организации работы организаций отдыха детей и их оздоровления в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 в 2021 году, утвержденные 29 марта 2021 г. N МР 3.1/2.4.0239-21.
Вместе с тем Министерство обращает внимание, что действие СП 3.1/2.4.3598-20 не распространяется на прохождение туристских маршрутов и других маршрутов передвижения с участием организованных групп детей, а также туристские мероприятия: походы, экспедиции, слеты.
Обеспечение противопожарной безопасности осуществляется в том числе с учетом требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479, вступивших в силу с 1 января 2021 г., в том числе раздела XXII "Организация отдыха детей и их оздоровления, где размещение детей осуществляется в палатках и иных некапитальных строениях, предназначенных для проживания детей", а также Правил пользования пляжами в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 30 сентября 2020 г. N 732 (зарегистрирован Минюстом России 28 октября 2020 г., регистрационный N 60609).
С 1 января 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 г. N 1527 "Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами" введены новые требования к организованной перевозке группы детей автобусами в городском, пригородном и междугородном сообщении.
Приказами Росстандарта от 10 февраля 2021 г. N 67-ст и от 10 февраля 2021 г. N 66-ст утверждены вступившие в силу с 1 марта 2021 г. изменения в ОКПД 2 (Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности) и ОКВЭД 2 (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности), включающие в указанные перечни деятельность по организации отдыха и оздоровления детей.
При подготовке к проведению оздоровительной кампании 2021 года уполномоченным органам необходимо:
обеспечить максимальный охват детей организованными формами отдыха, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей медицинских работников и иных лиц, работающих в усиленном режиме и оказывающих помощь гражданам, у которых была выявлена новая коронавирусная инфекция; детей, чьи родители (законные представители) потеряли работу в связи со вспышкой новой коронавирусной инфекции;
предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах бюджетные ассигнования на проведение мероприятий по обеспечению отдыха и оздоровления детей не ниже объемов, направленных на данные цели в предыдущие годы (с учетом увеличения охвата детей отдыхом и оздоровлением, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации), а также на развитие инфраструктуры организаций отдыха детей и их оздоровления, включая создание условий для отдыха и оздоровления детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
принять меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей, выявленных при проведении проверок территориальными органами Роспотребнадзора, МЧС России, Роструда, Росздравнадзора, Ространснадзора, органами прокуратуры Российской Федерации;
задействовать потенциал организаций дополнительного образования детей и иных образовательных организаций, учреждений культуры и спорта по месту жительства в целях обеспечения занятости детей в каникулярный период времени;
предусмотреть включение воспитательного компонента в реализуемые организациями отдыха детей и их оздоровления программы, в том числе с учетом примерной программы воспитания для общеобразовательных организаций;
оказать содействие подросткам в трудоустройстве в каникулярный период времени;
продолжать организацию работы "горячих линий" по вопросам детского отдыха;
незамедлительно информировать Минпросвещения России о всех несчастных случаях с детьми во время их организованного отдыха;
своевременно осуществлять представление сведений в рамках мониторинга оздоровительной кампании 2021 года, осуществляемого Минпросвещения России;
осуществлять межрегиональное взаимодействие при направлении детей в организации отдыха детей и их оздоровления, находящиеся за пределами субъекта Российской Федерации, в соответствии с соглашением, заключенным между органами исполнительной власти различных субъектов Российской Федерации, в том числе по вопросам санитарно-эпидемиологической ситуации в регионах заезда и выезда детей, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
обеспечить информирование родителей (законных представителей) ребенка, в том числе на собраниях в общеобразовательных организациях перед началом каникулярного периода времени о необходимости проверки при направлении ребенка в организацию отдыха детей и их оздоровления информации об организации отдыха детей и их оздоровления в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления (далее - реестр), размещенном на сайте уполномоченного органа, а также о необходимости соблюдения ребенком мер безопасности в каникулярный период времени, в том числе на водных объектах;
проработать вопрос о повышении квалификации педагогических работников и вожатых организаций отдыха детей и их оздоровления, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий;
привести региональные нормативные правовые акты в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации;
обеспечить размещение на официальном сайте уполномоченного органа в сети "Интернет":
актуализированного реестра;
перечня НПА;
сведений об организациях, осуществляющих подготовку вожатых;
сведений о численности сотрудников организаций отдыха детей и их оздоровления, прошедших обучение по основам оказания первой помощи;
порядка подбора и направления детей в организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
порядка компенсации стоимости путевки в организации отдыха детей и их оздоровления, а также контактных данных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих выплату указанных компенсаций;
иной информации, касающейся организации отдыха детей и их оздоровления в субъекте Российской Федерации.
Отдельно в целях развития инфраструктуры организаций отдыха детей и их оздоровления, а также оказания мер поддержки указанным организациям уполномоченным органам необходимо:
принять исчерпывающие меры по недопущению закрытия, перепрофилирования организаций отдыха детей и их оздоровления;
проинформировать руководителей организаций отдыха детей и их оздоровления Российской Федерации о существующих мерах государственной поддержки организаций отдыха детей и их оздоровления, разработанных на федеральном и региональном уровнях;
определить ставку налога на имущество организаций отдыха детей и их оздоровления в отношении имущества, используемого ими для осуществления отдыха и оздоровления детей, в пределах, установленных Налоговым кодексом, а также порядок и сроки его уплаты;
осуществлять контроль за своевременной организацией работ по проведению реконструкции, капитальных и текущих ремонтов организаций отдыха детей и их оздоровления;
рассмотреть возможность принятия мер, направленных на:
создание условий для привлечения инвесторов к реализации проектов по модернизации инфраструктуры для отдыха детей и оздоровления с применением механизмов государственно-частного партнерства;
обеспечить неукоснительное соблюдение показателей, содержащихся в мероприятиях 2, 3, 4 ведомственной целевой программы "Развитие сферы отдыха и оздоровления детей", утвержденной распоряжением Минпросвещения России от 28 ноября 2019 г. N 121-р, государственной программы "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642, и, в случае их недостижения, представлять в Минпросвещения России пояснение с обоснованием причин;
поддержку деятельности организаций отдыха детей и их оздоровления вне зависимости от форм собственности;
установление механизмов компенсации родителям (законным представителям) детей, самостоятельно приобретающим путевки в организации отдыха детей и их оздоровления, включая возможность оформления и получения родителями (законными представителями) детей путевок для детей по месту работы, а также возмещения расходов работодателям, финансирующим отдых и оздоровление детей своих сотрудников, на приобретение путевок в организации отдыха детей и их оздоровления, расположенные не только на территории проживания ребенка, но и за ее пределами;
распространение условий налогообложения муниципальных и государственных учреждений, осуществляющих услуги по отдыху и оздоровлению детей, на организации отдыха детей и их оздоровления независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности;
установление льгот по земельному налогу и арендным платежам на земельные участки, налогу на имущество, установление единых тарифов на оплату электроэнергии организациям, имеющим на балансе организации отдыха детей и их оздоровления.
На заседаниях МВК субъектов Российской Федерации необходимо обеспечить рассмотрение следующих вопросов:
решение о начале оздоровительной кампании с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки в регионе, включая вопросы возможности приема детей из других субъектов Российской Федерации и отправки детей за пределы региона, а также функционирования палаточных лагерей;
актуализация реестров и проверка сведений путем межведомственного взаимодействия;
разработка плана оперативных мероприятий с учетом компетенции членов межведомственной комиссии по организации отдыха детей и их оздоровления, направленных на предотвращение непосредственной угрозы жизни и здоровья детей и работников организации отдыха детей и их оздоровления и защите их прав, в случае закрытия несанкционированной организации отдыха детей и их оздоровления;
разработка алгоритма организации медицинской помощи и маршрутизации больных из детских лагерей на территории региона в медицинские организации инфекционного профиля или перепрофилированные организации для оказания медицинской помощи, функционирующие в режиме инфекционного стационара, для госпитализации детей (с учетом планируемой наполняемости) и сотрудников в случае осложнения эпидемической ситуации, а также рассмотреть вопрос резервного коечного фонда для организации обсервации;
определение в субъекте Российской Федерации "пилотной" организации отдыха детей и их оздоровления для проведения инклюзивных смен для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
оказание содействия организациям отдыха детей и их оздоровления в работе по изменению кодов экономической деятельности;
оказание мер поддержки организациям отдыха детей и их оздоровления, а также организациям, задействованным в целях обеспечения занятости детей в каникулярный период, включая содействие в вопросе обеспечения обеззараживателями воздуха, бесконтактными термометрами и дезинфицирующими средствами, а также в вопросе охвата лабораторными исследованиями;
усиление контроля за укомплектованностью организаций отдыха детей и их оздоровления квалифицированными медицинскими и педагогическими работниками, вожатыми, не имеющими установленных законодательством Российской Федерации ограничений на занятие соответствующей трудовой деятельностью, а также прошедшими обязательные предварительные медицинские осмотры и периодические медицинские осмотры (обследования);
усиление контроля за выявлением несанкционированных организаций отдыха детей и их оздоровления;
усиление контроля за подготовкой организаций отдыха детей и их оздоровления к оздоровительной кампании, включая соответствие организаций отдыха детей и их оздоровления санитарно-эпидемиологическому и трудовому законодательству Российской Федерации, требованиям антитеррористической и противопожарной безопасности, а также реализацию профилактических мероприятий, обеспечивающих:
актуализацию перечня организаций отдыха детей и их оздоровления, подверженных угрозе природных пожаров;
создание и функционирование добровольных пожарных дружин и команд в каждой организации отдыха детей и их оздоровления;
создание необходимых противопожарных разрывов и минерализованных полос установленной ширины на всей протяженности границы организации отдыха детей и их оздоровления;
очистку территории организации отдыха детей и их оздоровления от горючих отходов, мусора, сухой травы и тополиного пуха;
бесперебойную работу телефонных номеров для передачи сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях;
возможность использования для целей пожаротушения источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты, реки, озера, пруды, бассейны и т.п.);
подготовку открытых водных объектов и пляжей для отдыха и купания детей, а также обучение мерам безопасности на воде;
надлежащее функционирование автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией, а также заключение договоров с организациями на их обслуживание;
необходимое количество и надлежащее состояние путей эвакуации;
обучение сотрудников организаций отдыха детей и их оздоровления мерам пожарной безопасности;
наличие необходимого количества исправных первичных средств пожаротушения;
проведение практической отработки регламента взаимодействия всех экстренных оперативных служб при возникновении чрезвычайных ситуаций с администрацией, а также дежурным персоналом организаций отдыха детей и их оздоровления;
выставление временных постов, оснащенных мобильными средствами пожаротушения на объектах отдыха детей и их оздоровления, расположенных на значительном удалении от мест дислокации пожарных подразделений;
соблюдение государственных нормативных требований охраны труда.