Рейтинг@Mail.ru

"МР 2.3.0152-19. 2.3. Гигиена. гигиена питания. Подготовка и проведение мониторинга состояния питания детей школьного возраста в организованных коллективах. Методические рекомендации"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО

НОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утверждаю

Руководитель Федеральной службы

по надзору в сфере защиты прав

потребителей и благополучия человека,

Главный государственный

санитарный врач

Российской Федерации

А.Ю.ПОПОВА

26 сентября 2019 г.

2.3. ГИГИЕНА. ГИГИЕНА ПИТАНИЯ

ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОРГАНИЗОВАННЫХ КОЛЛЕКТИВАХ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МР 2.3.0152-19

I. Общие положения и область применения

1.1. Целями государственной политики в области здорового питания и федерального проекта "Укрепление общественного здоровья" национального проекта "Демография" являются: сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, обусловленных неполноценным и несбалансированным питанием, повышение устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды.

Реализация национального проекта "Демография" вместе с национальным проектом "Здравоохранение" должна обеспечить увеличение продолжительности и повышение качества жизни населения России, что не представляется возможным без активной профилактики заболеваний на всех этапах онтогенеза.

Оптимальное питание детей является необходимым условием обеспечения здоровья детского населения, устойчивости к воздействию неблагоприятной внешней среды, формирования пищевого поведения, сохраняющегося на всю последующую жизнь, профилактики алиментарно-зависимых заболеваний: ожирения, сахарного диабета, остеопороза, болезней органов пищеварения и патологии сердечно-сосудистой системы.

В последние годы сохраняется высокая распространенность алиментарно-зависимых состояний среди детского населения. Заболевания, ассоциируемые с питанием, имеют 21,1% детей 3 - 6 лет, 24,7% детей 7 - 11 лет и 30,4% детей 12 - 13 лет. Причинами служат нарушения в организации питания детей, в том числе в детских организованных коллективах.

В связи с вышеизложенным назрела необходимость систематической оценки и мониторирования питания в образовательных учреждениях, что позволит не только выявлять и устранять нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, осуществлять наблюдение за организованными коллективами в динамике, но и совершенствовать работу по организации питания детей школьного возраста, оценивать эффективность профилактических мероприятий, осуществляемых в детских организованных коллективах в рамках федерального проекта "Укрепление общественного здоровья" национального проекта "Демография".

1.2. В настоящих методических рекомендациях (далее - МР) представлены подходы <1> к подготовке и проведению мониторинга состояния питания детей школьного возраста в рамках реализации федерального проекта "Укрепление общественного здоровья" национального проекта "Демография" для систематизированного сбора, анализа и интерпретации описательной информации о питании детей, посещающих организованные коллективы.

--------------------------------

<1> Методика проведения испытания одобрена этическим комитетом ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологии", протокол от 30.04.2019 N 5.

1.3. МР предназначены для использования специалистами Роспотребнадзора, научных учреждений, организаторами питания в детских образовательных учреждениях и иными заинтересованными лицами.

II. Мониторинг состояния питания детей школьного возраста

в организованных коллективах

2.1. Задачи мониторинга состояния питания детей школьного возраста в организованных коллективах:

- оценка организации питания в организованных коллективах по отдельным показателям (охват детей питанием по приемам пищи: завтраки, обеды, полдники, в том числе горячим питанием; охват бесплатным питанием; стоимость питания в школах);

- анализ меню школьной столовой по показателям пищевой и энергетической ценности, а также частоте включения отдельных блюд;

- оценка основных параметров здоровья, антропометрических характеристик детей, посещающих образовательные организации;

- оценка качества и удовлетворенности питанием в образовательных организациях детьми и их родителями;

- оценка путем опроса родителей при участии детей частоты потребления отдельных пищевых продуктов детьми школьного возраста (изучение питания частотным методом в организованном коллективе и дома).

Подготовка к мониторингу состояния питания детей школьного

возраста в организованных коллективах

2.2. Оценку питания в образовательных организациях следует начать с формирования репрезентативной выборки организаций школьного образования в субъектах Российской Федерации.

Формирование выборки организаций осуществляется Роспотребнадзором на основании реестра всех образовательных организаций субъекта Российской Федерации и доводится до сведения и исполнения управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации (табл. 1). Для обеспечения надежности выборки в каждом субъекте в зависимости от общего числа образовательных организаций должно быть отобрано 500 - 700 учреждений для оценки организации питания, из которых отобрано по 100 учреждений для опроса родителей по питанию детей.

Таблица 1

Формирование выборки учреждений

(осуществляется Роспотребнадзором)

Всего школ в регионе <*>

Организация питания в школах

Оценка питания детей

Московская область

1 537

630 (41%)

100

Омская область

887

484 (55%)

100

Республика Башкортостан

2 149

713 (33%)

100

Свердловская область

895

486 (54%)

100

Самарская область

1 116

546 (49%)

100

--------------------------------

<*> Количество школ уточняется после исключения школ-интернатов, центров реабилитации, социального обслуживания и др.

Подготовительный этап

2.3. Исследованию предшествует информирование органов образования субъектов Российской Федерации о проведении опросов в образовательных организациях (Приложение 1).

2.4. Подготовка к исследованию предусматривает:

- формирование коллектива исследователей в соответствии с приказом управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации. В число исследователей включают сотрудников управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации и его территориальных отделов, сотрудников учреждений, подведомственных Роспотребнадзору (ФБУЗ, ФБУН), НИУ, вузов;

- обучение коллектива исследователей, знакомство с инструкцией интервьюера (Приложение 2). Лицо, ответственное за обучение группы исследователей, назначается приказом управления Роспотребнадзора по субъекту РФ;

- согласование исследования с руководителями регионов и региональных органов образования (министерств, департаментов, управлений и др.);

- сверку адресов школ;

- установление контакта с руководством школ;

- тиражирование анкет для школ и детей;

- тиражирование информированных согласий и информации об исследовании для детей и родителей;

- знакомство с программой ввода данных (назначение ответственного за ввод данных). Ответственное лицо назначается приказом управления Роспотребнадзора по субъекту РФ.

Формирование выборки детей

2.5. Отбор детей для опроса осуществляется методом механической (систематической) выборки.

Дети должны быть представлены тремя возрастными группами: 7 - 8 лет (2-й класс), 10 - 11 лет (5-й класс) и 15 - 16 лет (10-й класс), не менее чем по 10 человек в каждой. При этом отбирать следует 13 - 15 человек из класса на случай отказа части родителей от участия в опросе.

Сначала случайно выбираются по одному 2-му, 5-му и 10-му классу (если их несколько). При отсутствии в школе каких-либо из перечисленных классов обследуются только имеющиеся классы.

В малочисленных классах (до 15 человек) опрашиваются все дети.

Первый ребенок выбирается случайно, затем, с шагом "n" отбирается каждый "k"-й ребенок. Размер генеральной совокупности (численность класса), при этом - N = n x k. Шаг выборки определяется на основании списка учащихся в классных журналах.

Пример: в классе 27 детей, нужно отобрать 13. Рассчитываем шаг выборки - он будет равен 2. Выбираем случайно номер ребенка для формирования выборки - он первый, второй или третий. "Жребий" выпал на третьего. Далее к трем прибавляем 2 и т.д.

Общий объем выборки в целом по региону должен составить в сумме около 1 000 детей каждой возрастной группы.

Сроки проведения мониторинга питания детей школьного

возраста в образовательных учреждениях

2.6. Данные собирают только за любой отдельно взятый учебный год. Желательно проведение сбора данных в сжатые сроки - 4 недели (при максимально отведенном сроке сбора данных 10 недель).

Сопоставимость данных можно улучшить, если сбор всех данных будет проходить в один и тот же период учебного года.

2.7. Оценку питания детей школьного возраста необходимо осуществлять ежегодно.

Организация проведения мониторинга

2.8. Оценка организации питания в школе включает:

- визит в школу: информирование руководства школы и педагогического коллектива о проведении исследования, его целях и задачах, дизайне, временных параметрах, исполнителях;

- заполнение соответствующих таблиц анкеты (Приложение 4) интервьюером при содействии директора/заместителя директора образовательной организации, сотрудников, участвующих в организации питания;

- анализ меню организации школьного образования, представленного на официальном сайте школы или информационном стенде с расчетом пищевой ценности и калорийности рациона, а также частоты встречаемости отдельных блюд в циклическом меню.

Каждой анкете присваивается уникальный код, состоящий из двузначной цифры кода субъекта Российской Федерации и трехзначной цифры кода школы, разделенные точкой (если цифра кода субъекта РФ или кода школы одно- или двузначные, то перед ними вставляются нули. Пример: код региона 50, код школы 4; код анкеты записывается как 50.004).

2.9. Оценка питания детей включает:

- контакт с классными руководителями (кураторами) выбранных классов;

- формирование списка выбранных учеников (п. 2.5);

- информирование (с участием куратора класса) родителей о целях и задачах исследования; возможность обеспечить обратный контакт с семьей ребенка: приглашение родителей на собрание, личные контакты, телефон и др. (Приложение 6);

- получение информированного согласия родителей (законных представителей) ребенка (Приложение 3) с привлечением кураторов классов, включенных в исследование;

- проведение интервью родителей с детьми и заполнение анкеты (Приложение 5): сбор информации об антропометрических параметрах ребенка и его состоянии здоровья, организации питания, отношении к питанию в школе и дома, частоте потребления основных продуктов и блюд. Опрос родителей с детьми проводится интервьюером в соответствии с Приложением 7;

- контроль за количеством розданных и возвращенных анкет.

Каждой анкете присваивается уникальный код. Нумерация анкет в каждой школе начинается с N 1. Анкета получает уникальный код, состоящий из двузначной цифры кода субъекта РФ, трехзначной цифры кода школы и двузначного номера анкеты, разделенных точкой (если цифра кода субъекта РФ или кода школы одно- или двузначные, то перед ними вставляются нули. Пример: код региона 50, код школы 4, а номер анкеты 8: код анкеты формируется как 50.004.08). Аналогичный код присваивается и информированному согласию родителей (Приложение 3).

Заполненные анкеты и согласия родителей хранятся в территориальном органе Роспотребнадзора вместе с анкетами оценки организации питания в образовательном учреждении.

2.10. Трудозатраты:

- сбор информации об особенностях организации питания в образовательном учреждении - 0,5 дня;

- анализ меню (интернет-ресурсы, стенд в школе и др.) - 0,5 дня;

- опрос родителей по организации питания - 2 - 3 дня;

- ввод данных в электронную базу (0,5 часа);

- предусмотрено участие 2 человек на образовательную организацию;

- ввод данных в электронную базу 3 - 4 дня (15 мин для анкеты оценки питания школьников (для родителей и детей) и 0,5 часа для анкеты для организации питания школьников).

2.11. Ввод данных производится:

- 400 - 700 анкет об организации питания в школе;

- 3 000 анкет о состоянии здоровья и питания детей.

Приложение 1

к МР 2.3.0152-19

Рекомендуемый образец

Информирование органов образования субъектов

Российской Федерации о проведении опросов

в образовательных организациях

Министерство (департамент) образования

Об оказании содействия реализации федерального проекта "Укрепление общественного здоровья" национального проекта "Демография"

Уважаемые коллеги!

Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16) утвержден паспорт национального проекта "Демография", в рамках которого предусмотрена реализация федерального проекта "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек (Укрепление общественного здоровья)". Ответственным исполнителем федерального проекта "Укрепление общественного здоровья" в части вопросов здорового питания определен Роспотребнадзор (руководитель А.Ю. Попова).

Федеральный проект "Укрепление общественного здоровья" предусматривает, в том числе, разработку и внедрение системы мониторинга за состоянием питания различных групп населения в регионах, основанной на результатах научных исследований в области нутрициологии, диетологии и эпидемиологии, во взаимосвязи здоровья населения со структурой питания и качеством пищевой продукции (пункт 1.5 Плана мероприятий по реализации федерального проекта) - мониторинг фактического питания.

Частью этого мониторинга должна явиться система выборочных наблюдений за состоянием питания и здоровьем детей в образовательных учреждениях, которая будет включать как оценку организации питания в образовательных учреждениях, так и состояния здоровья и питания этих детей на основании опроса их родителей. Одновременно в рамках этого федерального проекта разворачивается разработка обучающих программ и мероприятий по вопросам здорового питания для детей и взрослых.

Результаты наблюдений за состоянием питания детей в образовательных учреждениях, с одной стороны, послужат основой для совершенствования системы организации питания в учреждениях и разработки рекомендаций по оптимизации питания детей с учетом региональных особенностей, а с другой - обеспечат контроль за эффективностью внедряемых образовательных программ.

Принимая во внимание несомненный интерес министерства (департамента) образования к результатам этого мониторинга, считаем целесообразным участие ваших специалистов в его проведении.

Просим вас оказать содействие в доступе наших представителей в образовательные организации для проведения исследований по изучению организации питания в образовательных учреждениях, в т.ч. анкетировании родителей по вопросам питания их детей после подписания с ними информированного согласия.

Руководитель

Приложение 2

к МР 2.3.0152-19

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРВЬЮЕРА

Уважаемый интервьюер!

Вы являетесь участником эпидемиологического исследования, цель которого - мониторинг состояния питания детей школьного возраста.

В период опроса именно интервьюер является основным исполнителем работ и обеспечивает качество конечных результатов исследования. От Вашей добросовестности и ответственности зависят полнота и точность полученных данных.

Содержание анкеты и особенности проведения интервью должны быть тщательно изучены интервьюером до начала исследования и учитываться в процессе опроса.

Интервьюеру следует, прежде всего, представиться, предъявить удостоверение и сообщить о целях своего визита.

Задача интервьюера при знакомстве с детьми и родителями - создать доброжелательную, спокойную атмосферу для предстоящей беседы, убедить в важности и необходимости участия в опросе.

В случае категорического отказа респондента от участия в опросе интервьюер должен выразить сожаление, извиниться за причиненное беспокойство и попрощаться. Однако такого рода случаи должны быть сведены к минимуму.

В своей работе интервьюер исходит из принципа, что он должен выяснять и учитывать подлинные мнения, настроения, пожелания опрашиваемых. Поэтому предложите респондентам отнестись серьезно к тем вопросам, которые ему будут заданы, и попросите их быть откровенными.

После выполнения всего объема задания интервьюер должен лично сдать работу руководителю. Комплект сдаваемых материалов включает в себя:

- заполненные анкеты;

- заполненные информированные согласия родителей;

- неиспользованные (запасные) бланки документов.

Приложение 3

к МР 2.3.0152-19

Приложение 4

к МР 2.3.0152-19

Классы

Общее количество детей, получающих завтраки

Количество детей, питающихся бесплатно

1 - 4 классы

5 - 9 классы

10 - 11 классы

Классы

Общее количество детей, получающих обед

Количество детей, питающихся бесплатно

1 - 4 классы

5 - 9 классы

10 - 11 классы

Классы

Общее количество детей, получающих полдник

Количество детей, питающихся бесплатно

1 - 4 классы

5 - 9 классы

10 - 11 классы

Классы

Общее количество детей, получающих завтрак и обед

Количество детей, питающихся бесплатно

1 - 4 классы

5 - 9 классы

10 - 11 классы

Классы

Общее количество детей, получающих завтрак, обед и полдник

Количество детей, питающихся бесплатно

1 - 4 классы

5 - 9 классы

10 - 11 классы

Классы

Стоимость, руб.

Завтрак

Обед

Полдник

1 - 4 классы

5 - 9 классы

10 - 11 классы

Пищевые вещества

Завтрак, г

Обед, г

Полдник, г

Итого за ______ приема пищи, г

Белок

Жир

Углеводы

Энергетическая ценность

Пищевые вещества

Завтрак, г

Обед, г

Полдник, г

Итого за ______ приема пищи, г

Белок

Жир

Углеводы

Энергетическая ценность

Пищевые вещества

Завтрак, г

Обед, г

Полдник, г

Итого за ______ приема пищи, г

Белок

Жир

Углеводы

Энергетическая ценность

Продукты и блюда

Частота в анализируемом меню

Хлеб

Зерновые и макаронные (каши, гарниры), в том числе молочные

Масло сливочное

Сыр

Блюда из творога (запеканки и другие)

Блюда из яиц (омлет)

Первые блюда зерновые (круп, макарон)

Первые блюда овощные

Блюда из мяса (рагу, рубленые, запеканки, плов)

Блюда из птицы (рагу, рубленые, запеканки, плов)

Блюда из рыбы (рубленые, запеченные)

Блюда из бобовых (гарниры)

Салаты из свежих овощей (огурцы, помидоры, капуста и др.)

Салаты отварных овощей (винегрет и др.)

Овощные блюда (гарниры)

Картофель (гарниры - пюре, отварной)

Жидкие молочные (кисломолочные) продукты

Колбасные изделия (колбасы, сосиски)

Кондитерские изделия

Выпечка (сдобная, пироги и др.)

Фрукты

Соки

Нектары

Чай

Кофейный напиток или какао

Компоты, кисель, шиповник

Приложение 5

к МР 2.3.0152-19

ДА

Не всегда

НЕТ

Затрудняюсь ответить

Отказ от ответа

Завтрак

Обед

Полдник

Каждый день

3 - 4 раза в неделю

1 раз в неделю

2 - 3 раза в месяц

1 раз в месяц

Не употребляет

Затрудняюсь ответить

Отказ от ответа

a

Каши и блюда из зерновых

b

Макароны

c

Мясо говядины, свинины и др.

d

Мясо птицы: курица, индейка и др.

e

Молоко, кефир, ряженку и др. жидкие молочные продукты

f

Творог и блюда из него (запеканки, суфле, сырники и др.)

g

Творожные сырки, сладкие молочные десерты

h

Рыбу и блюда из рыбы

i

Овощи (кроме картофеля)

j

Картофель

k

Фрукты

l

Колбасу, сосиски, сардельки

m

Продукты фастфуда (гамбургеры, пицца, шаверма и др.)

n

Чипсы, сухарики

o

Кетчуп

p

Майонез

q

Сдобную выпечку и пироги

r

Торты и пирожные

s

Шоколад, шоколадные конфеты, батончики

t

Карамель, зефир, пастила и др.

u

Сладкие газированные напитки

v

Соки фруктовые

w

Напитки с добавлением сахара (компот, кисель, морс и др.)

x

Питьевую воду

y

Сколько чайных ложек или кусков сахара обычно ребенок добавляет на чашку (стакан) чая или другого напитка?

0....1....2....3....4....5....6....7....8....9....10

(обвести нужную цифру)

Приложение 6

к МР 2.3.0152-19

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители!

С 2019 года в Российской Федерации выполняется федеральный проект "Укрепление общественного здоровья" национального проекта "Демография", целью которого является сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, обусловленных неправильным питанием, повышение устойчивости к действию неблагоприятных факторов внешней среды. Реализация национального проекта "Демография" вместе с проектом "Здравоохранение" должна обеспечить увеличение продолжительности и качества жизни населения России.

Не вызывает сомнений роль питания в обеспечении здоровья детей и подростков, их умственного и физического развития, способности к обучению. Пищевые привычки, сформированные в детском возрасте, сохраняются на всю жизнь, вносят вклад в сохранение здоровья и предупреждение болезней в последующие периоды жизни: ожирения, сахарного диабета, остеопороза, патологии сердечно-сосудистой системы и др.

В последние годы у детей сохраняется высокая распространенность заболеваний, связанных с нарушениями питания, которые выявляются у 21,1% детей в возрасте 3 - 6 лет, у 24,7% детей 7 - 11 лет и 30,4% детей 12 - 13 лет. Причинами служат недостатки в организации питания детей, в том числе в образовательных учреждениях, где дети проводят значительную часть времени.

Одной из задач проекта "Демография" является разработка мер по совершенствованию школьного питания, в связи с чем запланировано проведение его систематической оценки и мониторинга с участием детей и их родителей.

Ваше участие обеспечит возможность получения необходимой информации по питанию детей, которая станет основой для улучшения его качества в организованных коллективах. Результат напрямую будет зависеть от вашей активности, ответственности и объективности.

Приложение 7

к МР 2.3.0152-19

УКАЗАНИЯ

ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ИНФОРМИРОВАННОЕ СОГЛАСИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ <2>

Заполняется родителем (законным представителем) ребенка,

выбранного для анкетирования

Запишите:

ФИО и номер телефона родителя (законного представителя);

ФИО ребенка;

Дату заполнения информированного согласия;

Подпись информированного.

АНКЕТА

ДЛЯ ОЦЕНКИ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ <3>

На вопросы отвечает исследователь/организатор питания

Вопрос 1

Запишите название Федерального округа Российской Федерации. Запишите код субъекта Российской Федерации по ОКТМО (1, 2 знаки кодов ОКТМО)

Вопрос 2

Запишите код образовательного учреждения в соответствии с инструкцией в МР (п. 2.8)

Вопрос 3

Выберите один из вариантов; при выборе ответа 3 укажите, какое именно учреждение

Вопрос 4

Впишите проектную вместимость школы

Вопрос 5

Впишите количество детей разного возраста (1 - 4, 5 - 9, 10 - 11 классы), обучающихся в школе

Вопрос 6

Выберите один из вариантов ответа

Вопрос 7

Выберите один из вариантов ответа

Вопрос 8

Впишите количество детей разного возраста (1 - 4, 5 - 9, 10 - 11 классы) с отказом от питания

Вопрос 9

Впишите количество детей разного возраста (1 - 4, 5 - 9, 10 - 11 классы), находящихся на домашнем обучении

Вопрос 10

Впишите, на какой перемене предусмотрен завтрак для 1 - 4 классов, 5 - 9 классов и 10 - 11 классов

Вопрос 11

Впишите интервал (время) между школьным завтраком и обедом для 1 - 4 классов, 5 - 9 классов и 10 - 11 классов

Вопрос 12

Впишите продолжительность перемен(ы), отведенной для завтрака, обеда, полдника

Вопрос 13

Выберите один из вариантов ответа

Вопрос 14

Впишите количество посадочных мест в обеденном зале столовой

Вопрос 15

Впишите количество умывальников при обеденном зале столовой

Вопрос 16

Выберите один из вариантов ответа

Вопрос 17

Выберите один либо несколько вариантов ответа

Вопрос 18

Выберите один либо несколько вариантов ответа

Вопрос 19

Выберите один из вариантов. При выборе варианта ответа 1 перейдите к ответу 19а - выберите один из предложенных вариантов или впишите название образовательной программы по питанию

Вопрос 20

Впишите, какие классы включены в программу по обучению здоровому питанию

Вопрос 21

Впишите в таблицу "Охват детей завтраком" количество детей разного возраста (1 - 4, 5 - 9, 10 - 11 классы), получающих завтраки, и количество детей, получающих бесплатные завтраки

Вопрос 22

Впишите в таблицу "Охват детей обедом" количество детей разного возраста (1 - 4, 5 - 9, 10 - 11 классы), получающих обеды, и количество детей, получающих бесплатные обеды

Вопрос 23

Впишите в таблицу "Охват детей обедом" количество детей разного возраста (1 - 4, 5 - 9, 10 - 11 классы), получающих обеды, и количество детей, получающих бесплатные обеды

Вопрос 24

Впишите в таблицу "Охват детей завтраком и обедом" количество детей разного возраста (1 - 4, 5 - 9, 10 - 11 классы), получающих завтраки и обеды, и количество детей, получающих бесплатные завтраки и обеды

Вопрос 25

Впишите в таблицу "Охват детей завтраком, обедом и полдником" количество детей разного возраста (1 - 4, 5 - 9, 10 - 11 классы), получающих завтраки, обеды, полдники, и количество детей, получающих бесплатные завтраки, обеды, полдники

Вопрос 26

Впишите в таблицу стоимость (руб.) завтрака, обеда и полдника для детей разного возраста (1 - 4, 5 - 9, 10 - 11 классы)

Вопрос 27

Рассчитайте и впишите количество белков, жиров, углеводов (г) и энергетическую ценность (ккал) за прием пищи, используя меню-раскладку для учащихся 1 - 4 классов, за 10 - 14 дней (либо за другое количество дней, на которое разработано меню)

Вопрос 28

Рассчитайте и впишите количество Б, Ж, У (г) и энергетическую ценность (ккал) за прием пищи, используя меню-раскладку для учащихся 5 - 9 классов, за 10 - 14 дней (либо за другое количество дней, на которое разработано меню)

Вопрос 29

Рассчитайте и впишите количество Б, Ж, У (г) и энергетическую ценность (ккал) за прием пищи, используя меню-раскладку для учащихся 10 - 11 классов, за 10 - 14 дней (либо за другое количество дней, на которое разработано меню)

Вопрос 30

Впишите частоту включения отдельных блюд в меню за количество дней, на которое разработано меню (если продукт используется несколько раз в день, то надо умножить эту цифру на количество дней использования этого продукта в день).

Например: меню составлено на 14 дней, блюдо из рыбы включено в меню 4 раза, пишем цифру "4"; хлеб включается в меню 3 раза в день, умножаем 14 на 3, пишем цифру "42"

Вопрос 31

Поставьте дату заполнения анкеты

Вопрос 32

Впишите ФИО интервьюера полностью

Вопрос 33

Поставьте свою подпись

--------------------------------

<2> Приложение 3.

<3> Приложение 4.

АНКЕТА ПО ОЦЕНКЕ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА <4>

На вопросы отвечают родители совместно с детьми

Вопрос 1

Впишите номер анкеты

Вопрос 2

Впишите код региона

Вопрос 3

Впишите код школы в соответствии с в соответствии с инструкцией в МР (п. 2.9)

Вопрос 4

Впишите класс, в котором учится ребенок

Вопрос 5

Впишите дату заполнения анкеты

Вопрос 6

Впишите дату рождения ребенка

Вопрос 7

Впишите возраст ребенка (сколько ребенку полных лет на момент заполнения)

Вопрос 8

Выберите один из вариантов ответа

Вопрос 9

Впишите, сколько месяцев назад проводили измерение веса и роста у ребенка

Вопрос 10

Выберите один из вариантов ответа

Вопрос 11

Выберите один из вариантов ответа

Вопрос 12

Выберите один из вариантов ответа

Вопрос 13

Выберите один или несколько вариантов ответа. При выборе ответа 7 уточните, какие именно заболевания имеет ребенок

Вопрос 14

Выберите один из вариантов ответа

Вопрос 15

Выберите один из вариантов ответа

Вопрос 16

Выберите два из предложенных вариантов ответа, наиболее значимых для Вас источников информации

Вопрос 17

Выберите один из вариантов ответа

Вопрос 18

Выберите один из вариантов ответа

Вопрос 19

Выберите один из вариантов ответа

Вопрос 20

Выберите один из вариантов ответа

Вопрос 21

Выберите один из вариантов ответа

Вопрос 22

Выберите один из вариантов. При выборе ответов 3, 4, 5 или "затрудняюсь ответить" - пропустите вопрос 23

Вопрос 23

Выберите один из вариантов ответа

Вопрос 24

Заполните таблицу. Необходимо поставить галочки на пересечении приема пищи (завтрак, обед и полдник - по горизонтали) и предложенных вариантов ответа (по вертикали), если ваш ребенок завтракает, обедает или получает полдник в школьной столовой

Вопрос 25

Выберите один из вариантов, если ребенок питается в школьной столовой

Вопрос 26

Выберите один из вариантов ответа

Вопрос 27

Выберите один из вариантов ответа

Вопрос 28

Выберите один из вариантов, если ребенок не питается в школьной столовой

Вопрос 29

Выберите один из вариантов ответа

Вопрос 30

Выберите один из вариантов ответа

Вопрос 31

Выберите один из вариантов ответа

Вопрос 32

Выберите один из вариантов ответа

Вопрос 33

Выберите один из вариантов ответа

Вопрос 33а

Выберите один из вариантов ответа

Вопрос 34

Заполните таблицу. Необходимо поставить галочки на пересечении граф по горизонтали (предложенных продуктов, блюд) и по вертикали (частоты их употребления)

Вопрос 35

Впишите пожелания и предложения по организации питания в вашем образовательном учреждении (кратко, несколько слов)

Вопрос 36

Впишите Ф., И., О. интервьюера полностью, поставьте свою подпись

--------------------------------

<4> Приложение 5 к настоящим МР.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Семейный кодекс Российской Федерации.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации.

3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

4. Паспорт Федерального проекта "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек" национального проекта "Демография".

5. СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования".

6. СанПиН 2.4.4.2599-10 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул".

7. СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей".

8. МР 2.4.5.0107-15 "Организация питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах".

9. МР 2.3.1.2432-08 "Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации".

10. МР 0100/8606-07-34 "Рекомендуемый ассортимент пищевых продуктов для реализации в школьных буфетах".

11. МР 0100/8605-07-34 "Примерные меню горячих школьных завтраков и обедов для организации питания детей 7 - 11 и 11 - 18 лет в государственных образовательных учреждениях".

Другие документы по теме
Ошибка на сайте