"Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме"
Утверждаю
Заместитель Министра просвещения
Российской Федерации
М.Н.РАКОВА
28 июня 2019 г. N МР-81/02вн
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ РЕАЛИЗАЦИИ
ОСНОВНЫХ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
В СЕТЕВОЙ ФОРМЕ
1. Общие положения
Возможность реализации основных общеобразовательных и дополнительных общеобразовательных программ (далее - образовательные программы) в сетевой форме установлена частью 1 статьи 13 и статьей 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации").
Согласно статье 15 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", под сетевой формой реализации образовательных программ понимается организация обучения с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций.
В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" устанавливает цель вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству образования, а также воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Федеральным проектом "Современная школа" национального проекта "Образование" предусмотрено, что к концу 2024 года не менее чем 70% общеобразовательных организаций будут реализовывать образовательные программы в сетевой форме в целях повышения эффективности использования инфраструктуры и кадрового потенциала системы образования и расширения возможностей детей в освоении программ общего образования.
Актуальность сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и иных организаций, имеющих высокооснащенные ученико-места, в том числе детских технопарков "Кванториум" (далее - организации-партнеры), обусловлена проведенной в 2018 г. инвентаризацией ресурсов организаций дополнительного образования детей в 20 субъектах Российской Федерации. Эффективность использования имеющихся материально-технических и инфраструктурных ресурсов организаций может быть повышена путем более активного использования системы сетевого взаимодействия между организациями.
Также приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 10 июня 2019 г. N 286 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015" (далее - Порядок) внесены изменения в Порядок, предусматривающие возможность реализации образовательными организациями образовательных программ посредством сетевой формы с привлечением ресурсов организаций, обладающих соответствующим оборудованием, материально-техническим, кадровым и финансовым обеспечением по обязательным учебным предметам предметной области "Технология" и других предметных областей.
Организация сетевой формы реализации образовательных программ направлена на решение ряда целей и задач, стоящих перед современной системой образования, таких как:
- повышение качества образования с учетом возможности использования как инновационного оборудования и другого материально-технического, инфраструктурного обеспечения организаций - участников сетевого взаимодействия, так и высококвалифицированного кадрового состава;
- улучшение образовательных результатов обучающихся;
- повышение эффективности использования имеющихся материально-технических и кадровых ресурсов как образовательных, так и иных организаций - участников сетевого взаимодействия;
- рациональное использование финансовых средств за счет объединения нескольких организаций над решением общей цели и задачи, отвечающей интересам всех участников взаимодействия;
- повышение вариативности образовательных программ, в том числе дополнительных общеобразовательных программ;
- формирование системы кадрового обеспечения организаций - участников сетевого взаимодействия, включающей непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников.
При реализации образовательных программ в сетевой форме общеобразовательная организация обеспечивает размещение на своем официальном сайте информации об образовательных программах, реализуемых в сетевой форме (отдельных учебных предметах предметных областей), и организациях-партнерах с приложением соответствующих договоров о сетевой форме реализации образовательных программ.
Настоящие методические рекомендации направлены на совершенствование взаимодействия организаций - участников сетевого взаимодействия при совместной реализации образовательных программ путем утверждения образовательных программ, в том числе по обязательным учебным предметам предметной области "Технология" и (или) других предметных областей в целях обеспечения практико-ориентированности образовательных программ.
Правоотношения организаций - участников сетевого взаимодействия при использовании ресурсов (инфраструктурных, материально-технических, кадровых и интеллектуальных) оформляются путем заключения договоров, соглашений, контрактов, трудовых договоров в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации соответственно. Разъяснения по данным вариантам сетевого взаимодействия даны в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 г. N АК-2563/05 "О методических рекомендациях".
2. Принципы и условия реализации образовательных программ
в сетевой форме
Реализация образовательных программ в сетевой форме основана на следующих принципах:
- кооперация инфраструктурных, материально-технических, кадровых и интеллектуальных ресурсов в целях эффективной реализации и доступности образовательных программ;
- построение образовательного процесса, используя лучшие практики общего образования, дополнительного и профессионального образования;
- вовлечение в образовательный процесс сообщества экспертов и специалистов, сфера деятельности которых связана с соответствующей предметной областью и обладающих необходимым уровнем навыков и компетенций.
Эффективная реализация образовательных программ в сетевой форме возможна при создании способствующих выстраиванию требуемого взаимодействия между общеобразовательными организациями и организациями-партнерами следующих условий:
- организационные и материально-технические;
- финансовые;
- нормативно-правовые;
- кадровые.
Настоящие рекомендации направлены на установление современных требований к методам и формам обучения, а также регулирование утверждения совместной образовательной программы организациями, участвующими в сетевом взаимодействии.
3. Организационное и материально-техническое обеспечение
реализации образовательных программ в сетевой форме
Для выстраивания эффективной модели реализации образовательных программ в сетевой форме органам государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, рекомендуется:
- провести анализ деятельности общеобразовательных организаций на предмет оснащенности и достаточности инфраструктурных, материально-технических, кадровых и иных ресурсов, в том числе в части организации образовательной деятельности по предметной области "Технология". При данном анализе также учитываются территориальные и демографические особенности субъекта Российской Федерации (места нахождения населенных пунктов, число обучающихся, логистическая доступность и другие). Данные мероприятия могут быть реализованы органами государственной власти субъекта Российской Федерации совместно с общеобразовательными организациями для более эффективной и объективной оценки имеющихся ресурсов. По итогам проведения указанного анализа составляется "карта дефицитов потребностей" общеобразовательных организаций;
- провести инвентаризацию имеющихся в субъекте Российской Федерации инфраструктурных, материально-технических, кадровых и иных ресурсов;
- определить содержательные приоритетные направленности образовательных программ, планируемых к реализации в сетевой форме исходя из потребностей и стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
- с учетом проведенного анализа и инвентаризации определить (актуализировать) план мероприятий по достижению результата регионального проекта "Современная школа", обеспечивающего достижение результатов национального проекта "Образование" в части результата "Не менее 70% организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования, реализуют общеобразовательные программы в сетевой форме";
- оказать содействие эффективному взаимодействию общеобразовательных организаций и организаций-партнеров, организационно-методическое сопровождение указанных организаций, органов местного самоуправления.
Для эффективного выстраивания работы в субъекте Российской Федерации может создаваться рабочая группа, в состав которой могут входить представители органов государственной власти субъекта Российской Федерации, представители профессиональных сообществ и предприятий реального сектора экономики и т.д.
Непосредственно общеобразовательной организацией может быть разработан и утвержден соответствующий локальный план по реализации общеобразовательных программ в сетевой форме.
Примерный перечень мероприятий, включаемый в план по реализации регионального проекта, и локальный план общеобразовательной организации приведены в Приложении N 1 к настоящим методическим рекомендациям.
Организационно-финансовые и управленческие модели
реализации сетевого взаимодействия при совместной
реализация образовательных программ
Условно можно выделить три модели сетевого взаимодействия:
1) взаимодействие общеобразовательной организации и организации, реализующей общеобразовательные программы;
2) взаимодействие общеобразовательной организации и организации, реализующей образовательные программы дополнительного образования, образовательные программы среднего профессионального образования, образовательные программы высшего образования и другие образовательные программы;
3) взаимодействие общеобразовательной организации и предприятия реального сектора экономики, реализующего образовательные программы.
4. Финансовое обеспечение реализации
образовательных программ в сетевой форме
Используемые финансовые механизмы должны обеспечивать эффективное сетевое взаимодействие и могут предусматривать:
- взаимозачет оплаты оказанных услуг организациями - участниками сетевого взаимодействия ("бартерные отношения");
- оплату по договору о сетевой форме реализации образовательных программ, соглашению или государственному (муниципальному) контракту;
- без оплаты по договору о сетевой форме реализации образовательных услуг при условии предоставлении необходимых средств обучения, расходных материалов;
- комбинированные формы оплаты.
Данный перечень не является исчерпывающим, организации вправе выбрать различные формы оплаты в зависимости от конкретных условий договора в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Выбор форм финансового обеспечения сетевого взаимодействия осуществляется общеобразовательной организации с учетом плана закупок.
Дополнительно следует учитывать, что выбор общеобразовательной организацией организации-партнера для реализации образовательной программы осуществляется зачастую в условиях однозначного выбора партнера (партнеров) в связи с уникальностью требований под конкретную образовательную программу, в том числе:
- требования к образовательному процессу с учетом особенностей конкретной образовательной организации;
- территориальные условия, логистика расположения организаций, участвующих в сетевой форме;
- требования к материально-техническому обеспечению, условиям его использования;
- требования к способу реализации сетевого взаимодействия;
- требования к безопасности обучающихся;
- требования к срокам реализации (зачастую несовпадающие с финансовым годом);
- условия реализации образовательной программы, график и порядок проведения занятий, аттестации обучающихся.
Согласно пунктам 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться на сумму до 300 тысяч рублей, а для государственной или муниципальной образовательной организации - 600 тысяч рублей.
Также практика использования сетевой формы реализации образовательных программ в субъектах Российской Федерации показывает, что при реализации образовательных программ в сетевой форме используются договоры о реализации сетевой формы без финансовых обязательств (безвозмездные, "бартерные" условия).
Источники финансирования сетевого взаимодействия:
- средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания;
- средства от приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом общеобразовательной организации;
- средства, получаемые от государственных и частных фондов, в том числе международных;
- добровольные денежные и иные взносы, пожертвования юридических и физических лиц (в том числе иностранных);
- иные поступления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок и источники финансирования образовательных программ, реализуемых в форме сетевого взаимодействия, в каждом конкретном случае согласовываются с соответствующим планово-финансовым или другим структурным подразделением образовательной организации.
При расчете финансового обеспечения необходимо применять затратный метод с учетом Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное образование, профессионального обучения, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением, утвержденных приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 ноября 2018 г. N 235.
5. Нормативно-правовое обеспечение реализации
образовательных программ в сетевой форме
Общие положения о порядке реализации образовательных программ в сетевой форме установлены частью 1 статьи 13 и статьей 15 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Дополнительно письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 г. N АК-2563/05 "О методических рекомендациях" были даны рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, который регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе в сетевой форме.
Разрабатываемые и реализуемые образовательные программы должны соответствовать федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373, федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897, федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413, федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598.
Вопросы зачета общеобразовательной организацией результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях регулируются пунктом 7 части 1 статьи 34 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", в соответствии с которым зачет проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Трудовые правоотношения с педагогическими работниками регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, а также в части продолжительности рабочего времени - приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" и от 11 мая 2016 г. N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность". Во исполнение статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно даются единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы. Дополнительно письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 сентября 2017 г. N 14-2/ООГ-6849 даны разъяснения об оплате за педагогическую работу сверх или ниже установленной нормы часов за ставку.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 июня 2003 г. N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" установлены особенности работы по совместительству педагогических работников.
Также необходимо обратить внимание, что распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 1 марта 2019 г. N Р-27 "Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию детских технопарков "Кванториум" регламентировано, что при заключении трудовых соглашений с основным персоналом предусматривается запрет на внутреннее совмещение, в том числе на внутреннее совместительство должностей. Перечень категорий и должностей работников детских парков "Кванториум" приведен в Приложении N 1 к методическим рекомендациям по определению штатной численности работников детских технопарков "Кванториум", приведенным в Приложении N 3 к методическим рекомендациям по созданию и функционированию детских технопарков "Кванториум".
Локальные нормативные акты, принимаемые общеобразовательной
организацией при реализации образовательных программ
в сетевой форме
При реализации образовательных программ в сетевой форме общеобразовательной организации необходимо разработать положение о реализации образовательных программ в сетевой форме и утвердить его локальным нормативным актом (приказом). Примерная форма приказа об утверждении положения о сетевой форме реализации образовательных программ приведена в Приложении N 2 к настоящим методическим рекомендациям.
Указанное положение определяет порядок реализации сетевого взаимодействия и может содержать следующие разделы:
- Общие положения.
- Цели и задачи реализации сетевой формы образовательных программ.
- Порядок реализации сетевого взаимодействия.
- Организационное обеспечение сетевого взаимодействия.
- Правовое обеспечение реализации образовательных программ в сетевой форме.
- Статус обучающихся (слушателей) при реализации сетевой образовательной программы.
- Финансовые условия обучения.
- Иные разделы (на усмотрение общеобразовательной организации).
В случае необходимости общеобразовательной организацией разрабатываются и вносятся соответствующие изменения в устав, структуру образовательной организации и (или) должностные инструкции руководителей, заместителей руководителей, педагогических и иных работников образовательной организации, приказы, положения, иные локальные нормативные акты в целях установления соответствующих норм. Примерный перечень локальных актов, в которые необходимо внесение изменений, приведен в Приложении N 3 к настоящим методическим рекомендациям.
При реализации общеобразовательной организацией образовательной программы в сетевой форме совместно с организацией-партнером указанными организациями устанавливается порядок совместной разработки и утверждения образовательной программы, а также учебного плана.
Утверждение совместных образовательных программ осуществляется уполномоченным должностным лицом либо коллегиальным органом управления каждой организации, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с их уставами.
Стоит учитывать, что в локальных актах могут быть также закреплены и иные положения, связанные с особенностями обучения в рамках сетевого взаимодействия, такие как:
- определение ответственных лиц за организацию сетевого взаимодействия в общеобразовательной организации;
- порядок стимулирования труда кадрового состава общеобразовательной организации и организации-партнера;
- порядок оформления договора с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих учебные предметы в организациях-партнерах;
- предельные величины учебной нагрузки на обучающегося;
- порядок разработки и утверждения индивидуального учебного плана.
- порядок разработки и утверждения индивидуального учебного плана.
Договор о сетевой форме реализации образовательных программ
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" реализация образовательных программ в сетевой форме осуществляется на основании договора между организациями, в котором закрепляются принципы взаимодействия, включающие в себя:
- требования к образовательному процессу;
- требования к материально-техническому обеспечению;
- требования к способу реализации сетевого взаимодействия.
При этом законом определено, что в договоре о сетевой форме реализации образовательных программ обязательно указываются:
- вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (части образовательной программы определенного уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;
- статус обучающихся в организациях, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы; порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;
- условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями; порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;
- выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;
- срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.
В рамках договора и дополнительных соглашений к нему организации могут урегулировать другие вопросы, возникающие в рамках сетевого взаимодействия.
Несмотря на то, что Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" не предусматривает в качестве существенного условия договора о сетевой форме реализации образовательных программ определение финансовых условий такого договора, организации должны согласовать, каким образом и в каком объеме будет осуществляться финансовое обеспечение их деятельности.
Примерная форма договора о сетевой форме реализации образовательных программ приведена в Приложении N 4 к настоящим методическим рекомендациям.
6. Кадровое обеспечение реализации образовательных программ
в сетевой форме
С учетом опыта лучших региональных практик можно рекомендовать два варианта обеспечения решения кадровой составляющей для эффективной реализации образовательных программ в сетевой форме:
1) "формат сетевого взаимодействия", при котором занятия по учебному предмету предметной области осуществляет опытный педагог-предметник, который сопровождается тьютором, например, наставником детского технопарка "Кванториум";
2) "формат привлечения специалиста", в рамках которого организация привлекает к сотрудничеству на договорной основе специалистов организаций-партнеров, например, детских технопарков "Кванториум, для обеспечения возможности изучения учебного предмета предметной области "Технология" (при соответствии профессиональному стандарту).
Также в рамках реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16), для учителей предметной области "Технология" во всех субъектах Российской Федерации будут реализованы доступные программы повышения квалификации в детских технопарках "Кванториум", образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях.
7. Общие требования к формам и методам обучения,
а также к совместным образовательным программам,
реализуемым в сетевой форме
При реализации образовательных программ в сетевой форме рекомендуется использовать новые и наиболее эффективные формы и методы обучения, например:
- развитие гибких компетенций, таких как командная работа, креативное и критическое мышление, выработка коммуникативных навыков, а также навыков проектной деятельности в рамках реализуемых программ;
- интенсивный курс занятий, предусматривающий глубокое погружение в проектную командную деятельность (например, на базе детских технопарков "Кванториум" либо на других высокооснащенных площадках - один день в неделю в течение 3 месяцев в рамках основной общеобразовательной программы предметной области "Технология" в объеме не менее 68 часов);
- целевая группа обучающихся: 5 - 9 класс (данный выбор объясняется возрастными особенностями: сформированность аналитико-рефлексивных навыков, высокий уровень поисковой активности, командного взаимодействия, а также возможность проведения серии профпроб);
- варианты и принципы формирования проектных команд обучающихся, например: деление класса на два профильных направления с последующей разбивкой на малые проектные группы по 3 - 7 человек; команды могут быть разновозрастными для обеспечения преемственности и по интересам и прочее;
- оценка результатов освоения программы происходит путем защиты проектов в групповом формате.
Основные общеобразовательные программы и дополнительные общеобразовательные программы по предметным областям "Математика и информатика", "Естественнонаучные предметы", "Естественные науки", "Технология", реализуемые в сетевой форме, должны быть направлены на получение обучающимися знаний, умений, навыков, компетенций, востребованных технологиями и рынками, описанными в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.
В учебном плане совместной образовательной программы указываются организации-партнеры, ответственные за конкретные модули (дисциплины, циклы дисциплин).
Организация осуществляет набор обучающихся, осваивающих образовательную программу в сетевой форме, координирует мероприятия по реализации программы, контролирует выполнение учебного плана, организует итоговую аттестацию.
Совместная образовательная программа может содержать следующие разделы:
- актуальность и новизну программы;
- теоретические идеи и практическую значимость;
- отличительные особенности;
- цели и задачи образовательной программы;
- основные формы и методы;
- прогнозируемые результаты;
- механизм оценки образовательных результатов;
- формы подведения итогов реализации программы;
- организационно-педагогические условия реализации программы;
- режим занятий;
- учебный план;
- календарный учебный график;
- содержание программы;
- методическое обеспечение;
- материально-техническое обеспечение;
- список рекомендуемой литературы.
Приложение N 1
к Методическим рекомендациям
по вопросам реализации
основных и дополнительных
общеобразовательных программ
в сетевой форме
План
мероприятий по достижению результата регионального проекта
"Современная школа", обеспечивающего достижение результатов
национального проекта "Образование" в части результата
"Не менее 70% организаций, реализующих программы
начального, основного и среднего общего образования,
реализуют общеобразовательные программы в сетевой форме",
включаемого в план по реализации регионального проекта
субъекта Российской Федерации
N
Реализуемые мероприятия
Ожидаемый результат
Ответственные должностные лица <1>
Срок
1.
Обеспечение сетевого взаимодействия ___ общеобразовательных организаций с организациями-партнерами <2>
Не менее ___% организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования, реализуют общеобразовательные программы в сетевой форме
31.12.2020
1.1.
Обеспечение организации сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций и организаций-партнеров в субъекте Российской Федерации
Проведение семинаров, установочных совещаний и другое
1.2.
Определение механизмов взаимодействия общеобразовательной организации с организацией-партнером, в том числе финансового обеспечения реализации образовательных программ в сетевой форме
Принятие решений об организации сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций и организаций-партнеров (определение "пар" организаций, участвующих в сетевом взаимодействии)
1.3.
Обеспечение организационно-методического сопровождения общеобразовательных организаций и органов местного самоуправления
2.
Обеспечение сетевого взаимодействия ___ общеобразовательных организаций с организациями-партнерами <3>
Не менее ___% организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования, реализуют общеобразовательные программы в сетевой форме
31.12.2021
2.1.
Проведение анализа организации сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций и организаций-партнеров в предыдущем учебном году, распространение лучшего опыта и практик
Аналитический отчет, проведение совещаний и вебинаров с участием общеобразовательных организаций
2.2.
Определение механизмов взаимодействия общеобразовательной организации с организацией-партнером, в том числе финансового обеспечения реализации образовательных программ в сетевой форме
Принятие решений об организации сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций и организаций-партнеров (определение "пар" организаций, участвующих в сетевом взаимодействии)
2.3.
Обеспечение организационно-методического сопровождения общеобразовательных организаций и органов местного самоуправления
3.
Обеспечение сетевого взаимодействия ____ общеобразовательных организаций с организациями-партнерами <4>
Не менее ___% организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования, реализуют общеобразовательные программы в сетевой форме
31.12.2022
3.1.
Проведение анализа организации сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций и организаций-партнеров в предыдущем учебном году, распространение лучшего опыта и практик
Аналитический отчет, проведение совещаний и вебинаров с участием общеобразовательных организаций
3.2.
Определение механизмов взаимодействия общеобразовательной организации с организацией-партнером, в том числе финансового обеспечения реализации образовательных программ в сетевой форме
Принятие решений об организации сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций и организаций-партнеров (определение "пар" организаций, участвующих в сетевом взаимодействии)
3.3.
Обеспечение организационно-методического сопровождения общеобразовательных организаций и органов местного самоуправления
4.
Обеспечение сетевого взаимодействия ___ общеобразовательных организаций с организациями-партнерами <5>
Не менее ___% организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования, реализуют общеобразовательные программы в сетевой форме
31.12.2023
5.
Обеспечение сетевого взаимодействия ___ общеобразовательных организаций с организациями-партнерами <6>
Не менее ___% организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования, реализуют общеобразовательные программы в сетевой форме
31.12.2024
--------------------------------
<1> Указываются должностные лица органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления.
<2> Указываются конкретные общеобразовательные организации или их количество (процентное отношение)/населенные пункты/муниципальные районы, городские округа.
<3> Указываются конкретные общеобразовательные организации или их количество (процентное отношение)/населенные пункты/муниципальные районы, городские округа.
<4> Указываются конкретные общеобразовательные организации или их количество (процентное отношение)/населенные пункты/муниципальные районы, городские округа.
<5> Указываются конкретные общеобразовательные организации или их количество (процентное отношение)/населенные пункты/муниципальные районы, городские округа.
<6> Указываются конкретные общеобразовательные организации или их количество (процентное отношение)/населенные пункты/муниципальные районы, городские округа.
Локальный план мероприятий общеобразовательной организации
для реализации образовательных программ в сетевой форме
N
Мероприятия/действия общеобразовательной организации
Ожидаемый результат
1.
Проведение оценки оснащенности и достаточности собственных материально-технических, кадровых и иных ресурсов
Аналитическая справка
2.
Определение перечня возможных направлений для организации сетевого взаимодействия с организациями-партнерами
Аналитическая справка
3.
Поиск организации-партнера (оценка его материально-технического, инфраструктурного и кадрового потенциала)
Пул организаций-партнеров с описанием имеющегося материально-технического, инфраструктурного и кадрового потенциала, специфики организаций
4.
Определение механизмов взаимодействия общеобразовательной организации с организацией-партнером, в том числе финансового обеспечения реализации образовательных программ в сетевой форме
Решения согласительных совещаний, переговоров и т.п.
5.
Разработка и утверждение положения о реализации образовательных программ в сетевой форме
Приказ общеобразовательной организации "Об утверждении Положения о сетевой форме реализации образовательных программ"
6.
Внесение изменений в действующие локальные акты общеобразовательной организации, регламентирующие порядок сетевого взаимодействия
Акты общеобразовательной организации
7.
Разработка и утверждение совместной образовательной программы с организацией-парнером
Совместно разработанная образовательная программа, рабочая программа по учебному предмету "Технология"
8.
Заключение договора о сетевой форме реализации образовательной программы
Договор о сетевой форме реализации образовательной программы
9.
Информирование обучающихся о реализации соответствующей образовательной программы в сетевой форме
Информационные материалы
10.
Прием обучающихся на обучение по соответствующей образовательной программе
Приказы о зачислении обучающихся
11.
Организация образовательного процесса по соответствующей образовательной программе в сетевой форме
Разработанные учебно-методические комплексы, контрольные измерительные материалы, результаты обучения по образовательной программе, (в т.ч. результаты проверочных работ, защищенные проекты и т.п.)
12.
Оценка эффективности реализации совместной образовательной программы в сетевой форме
Аналитические материалы
13.
Выдача обучающимся документов о прохождении обучения/освоении соответствующей образовательной программы в сетевой форме (при необходимости)
Сертификаты, дипломы, удостоверения и т.п.
14.
Взаиморасчеты сторон по договору о реализации образовательной программы в сетевой форме (при необходимости)
Акты приемки работ
Приложение N 2
к Методическим рекомендациям
по вопросам реализации
основных и дополнительных
общеобразовательных программ
в сетевой форме
Примерная форма
приказа об утверждении
положения о сетевой форме
реализации образовательных программ
Утверждено
приказом
общеобразовательной организации
от __________ N ____
Положение
о сетевой форме реализации образовательных программ
1. Общие положения
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Уставом Учреждения и иными локальными нормативными актами.
1.4. В реализации образовательных программ с использованием сетевого взаимодействия наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
2. Цель и задачи реализации образовательных программ
в сетевой форме
2.1. Цель реализации реализации образовательных программ в сетевой форме - повышение качества и доступности образования за счет интеграции и использования ресурсов организаций-партнеров.
2.2. Основные задачи реализации образовательных программ в сетевой форме:
- расширение спектра образовательных услуг;
- эффективное использование ресурсов Учреждения и организаций-партнеров, реализующих образовательные программы;
- предоставление обучающимся (слушателям) возможности выбора различных учебных курсов дисциплин (модулей, разделов) в соответствии с индивидуальным образовательным запросом;
- расширение доступа обучающихся (слушателей) к образовательным ресурсам организаций-партнеров;
- реализация новых подходов к организационному построению образовательного процесса в Учреждении, образовательных и иных организациях сети;
- формирование актуальных компетенций слушателей за счет изучения и использования опыта ведущих организаций по профилю деятельности.
3. Порядок реализации сетевого взаимодействия
3.1. Образовательные услуги по реализации совместно разработанной (согласованной) образовательной программы или ее части оказываются в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, определяющих содержание образовательных программ, необходимый объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки обучаемых, в соответствии с утвержденными учебными планами, годовым календарным учебным графиком, расписанием занятий и другими документами, описывающими организацию и реализацию части образовательной программы.
3.2. Учреждение несет ответственность в полном объеме за организацию образовательного процесса и контроль за его реализацией.
3.3. Организации-партнеры, участвующие в сетевой форме, несут ответственность за реализацию части образовательной программы:
- соблюдение требований образовательных стандартов и других нормативных документов, регламентирующих учебный процесс;
- соблюдение сроков, предусмотренных календарным графиком учебного процесса;
- материально-техническое обеспечение (обеспечение помещением, оборудованием и т.д.);
- методическое сопровождение данной части образовательной программы (обеспечение литературой, контрольно-тестовыми материалами, рекомендациями по самостоятельной работе обучающихся и т.д.).
3.4. Реализация сетевого взаимодействия может осуществляться в форме очной, очно-заочной или заочной; с использованием (применением) дистанционных образовательных технологий и (или) с использованием электронных образовательных ресурсов.
3.5. Информирование о программах, которые могут быть реализованы в сетевой форме, осуществляется Учреждением с использованием:
- интернет-сайта Учреждения;
- объявлений, размещенных на информационных стендах;
- личных собеседований с обучающимися;
- иными доступными способами.
3.6. Реализация образовательных программ в сетевой форме осуществляется на основании договоров о сетевой форме реализации образовательной программы, заключаемых между Учреждением и организациями-партнерами.
3.7. Договор о сетевой форме реализации образовательных программ должен учитывать требования законодательства об образовании, в том числе положения статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
4. Организационное обеспечение сетевого взаимодействия
4.1. Общее руководство работой по организационному обеспечению и информационной поддержке сетевого взаимодействия осуществляет уполномоченное лицо Учреждения.
4.2. Организационное обеспечение сетевого взаимодействия включает следующие процессы:
- определение механизма сетевого взаимодействия (утверждение совместной образовательной программы/отдельных учебных модулей или использование материально-технической базы и ресурсов организации-партнера);
- подготовительные мероприятия по созданию и (или) оформлению комплекта документов для организации сетевого взаимодействия;
- заключение договора о сетевой форме реализации образовательной программы или иного договора (договора о сотрудничестве и совместной деятельности, договора возмездного оказания услуг и других);
- информирование обучающихся об образовательных программах, которые могут быть реализованы в сетевой форме;
- выполнение условий заключенного договора в части организации необходимых мероприятий по организации сетевой формы обучения;
- организационно-техническое обеспечение;
- финансовое обеспечение;
- итоговый анализ результатов.
4.3. В систему организаций, осуществляющих сетевое взаимодействие, могут входить:
- образовательные организации - некоммерческие организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такие организации созданы;
- организации, осуществляющие образовательную деятельность, в том числе иностранные, то есть образовательные организации и организации, осуществляющие обучение (организации, осуществляющие на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности);
- иные (ресурсные) организации: медицинские организации, организации культуры, научные организации, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
4.4. При реализации Учреждением образовательной программы в сетевой форме совместно с организацией-партнером устанавливается порядок совместной разработки и утверждения (согласования) образовательной программы, а также учебного плана.
4.5. Утверждение совместных (согласование) образовательных программ осуществляется уполномоченным должностным лицом либо коллегиальным органом управления Учреждения и организации-партнера в соответствии с их уставами.
4.6. В учебном плане совместной образовательной программы указываются организации-партнеры, ответственные за конкретные модули (дисциплины, циклы дисциплин).
4.7. Учреждение осуществляет набор на образовательную программу, координирует мероприятия по реализации образовательной программы, контролирует выполнение учебного плана, организует итоговую аттестацию.
5. Правовое обеспечение реализации образовательных программ
в сетевой форме
В случае необходимости Учреждением обеспечивается внесение соответствующих изменений в Устав, структуру Учреждения и (или) должностные инструкции руководителей, заместителей руководителей, педагогических и иных работников, приказы, положения, иные локальные нормативные акты в целях установления соответствующих норм, направленных на установление:
- правил приема обучающихся, режима занятий обучающихся, формы, периодичности и порядка текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядка и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядка оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между Учреждением, обучающимися и (или) родителями (законными представителями) обучающихся в связи с использованием сетевой формы реализации образовательной программы;
- правил и порядка зачисления обучающегося в соответствующую учебную группу (класс) и (или) о предоставлении обучающемуся возможности осваивать образовательную программу (часть образовательной программы) в рамках сетевой формы взаимодействия, а также регламента и порядка отчисления обучающегося;
- порядка изменения образовательных отношений как по инициативе обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, так и по инициативе Учреждения и (или) организации-партнера;
- правил учета и формы предоставления сведений о посещаемости занятий обучающимися по образовательным программам согласно договору между Учреждением и организацией-партнером;
- порядка учета результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся посредством ведения сетевых классных журналов в бумажном и (или) электронном виде (электронных классных журналов) в соответствии с законодательством;
- правил и порядка реализации академической мобильности (сопровождения) обучающихся к месту обучения в рамках реализации сетевой формы до организации-партнера и обратно в Учреждение, а также определение ответственных лиц, осуществляющих такое сопровождение;
- порядка итоговой аттестации обучающихся по разработанным совместным образовательным программам в рамках сетевого взаимодействия.
6. Статус обучающихся (слушателей) при реализации
образовательной программы в сетевой форме
6.1. Права, обязанности и ответственность обучающихся по образовательным программам, реализуемым с использованием сетевой формы, а также порядок осуществления указанных прав и обязанностей определяются Федеральным законом, уставом и (или) соответствующими локальными нормативными актами Учреждения с учетом условий договора о сетевой форме реализации образовательной программы.
6.2. Зачисление на обучение в рамках сетевой формы образования происходит в соответствии с установленными правилами приема Учреждения.
6.3. Обучающиеся не отчисляются на период пребывания в организации-партнере, поскольку такое пребывание является частью сетевой образовательной программы, на которую зачислены обучающиеся.
6.4. Использование обучающимися учебной литературы, пособий и иных учебных материалов, в рамках освоения учебных предметов, курсов, дисциплин и т.д. осуществляется в порядке, установленном Учреждением по согласованию с организациями-партнерами в соответствии с условиями договора о сетевой форме реализации образовательной программы.
6.5. Порядок и режим использования обучающимися материально-технического оборудования при освоении учебных программ в рамках сетевого взаимодействия в организациях-партнерах осуществляется в порядке, предусмотренном договором между Учреждением и данными организациями.
6.6. Обучающиеся осваивают предусмотренную договором часть сетевой программы в организации-партнере и предоставляют в Учреждение информацию, необходимую для выставления промежуточной аттестации по соответствующим учебным курсам, дисциплинам (модулям, разделам), практике и/или стажировке и т.д., если иное не предусмотрено договором о сетевой форме реализации образовательной программы.
6.7. Обучающиеся проходят итоговую аттестацию по сетевой образовательной программе в порядке, установленном в Учреждении.
6.8. К процессу оценки качества обучения по решению образовательной организации организации-партнера могут привлекаться внешние эксперты.
7. Финансовые условия обучения
7.1. Финансирование сетевого взаимодействия может осуществляться за счет:
- средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания;
- средств, полученных от приносящей доход деятельности, предусмотренной Уставом организации;
- средств, получаемых от государственных и частных фондов, в том числе международных;
- добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц (в том числе иностранных);
- иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.2. Для определения необходимого финансового обеспечения реализации совместной образовательной программы в рамках сетевого взаимодействия Учреждением может применяться метод нормативно-подушевого финансирования - определяются затраты на одного обучающегося и (или) на иную единицу образовательной услуги при реализации соответствующей образовательной программы. Стоимость образовательной услуги в соответствии с договором о сетевой форме не может быть больше стоимости данной услуги в Учреждении.
7.3. При этом условия финансирования сетевого взаимодействия определяются в каждом конкретном случае на основании договора о сотрудничестве или договора о сетевом взаимодействии между Учреждением и организацией-партнером.
7.4. Порядок и источники финансирования образовательных программ, реализуемых в форме сетевого взаимодействия, в каждом конкретном случае согласовываются с соответствующим планово-финансовым или другим структурным подразделением организации.
7.5. Необходимо учитывать наличие дополнительных затрат и издержек, связанных с сетевой формой взаимодействия, к которым могут относиться затраты и издержки, обусловленные:
- расходами на транспортное обеспечение обучающихся Учреждения и (или) педагогических работников организации-партнера;
- расходами, связанными с применением электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий (приобретение, установка, техническое обслуживание и ремонт соответствующего оборудования, оплата интернет-трафика, услуг телефонной связи и т.д.);
- расходами, связанными с усложнением организации образовательного процесса и возможным увеличением объема работ, выполняемых отдельными работниками организации и (или) организаций-партнеров (согласование режимов занятий, расписаний уроков и иных мероприятий, осуществление диспетчерских функций, сопровождение обучающихся во время перевозки, осуществление обмена оперативной и иной информацией и т.д.).
7.6. Для определения финансового обеспечения реализации образовательной программы в рамках сетевого взаимодействия, при котором используется материально-техническая база, кадровые или иные ресурсы организации-партнера, могут применяться методы определения нормативных затрат (нормативный, структурный или экспертный методы).
Приложение N 3
к Методическим рекомендациям
по вопросам реализации
основных и дополнительных
общеобразовательных программ
в сетевой форме
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ, В КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ
ПРИ СЕТЕВОЙ ФОРМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Общеобразовательная организация вносит соответствующие изменения в локальные нормативные акты по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности в сетевой форме, регламентирующие:
- правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией, обучающимися и (или) родителями (законными представителями) обучающихся в связи с использованием сетевой формы реализации образовательной программы;
- правила и порядок зачисления обучающегося в соответствующую учебную группу (класс) и (или) предоставление обучающемуся возможности осваивать образовательную программу (часть образовательной программы), рабочую программу в рамках сетевой формы взаимодействия;
- порядок изменения образовательных отношений как по инициативе обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, так и по инициативе общеобразовательной организации;
- правила учета и формы предоставления сведений о посещаемости занятий обучающимися по образовательным программам согласно договору между образовательной организацией и организацией-партнером;
- порядок учета результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся посредством ведения сетевых классных журналов в бумажном и (или) электронном виде (электронных классных журналов) в соответствии с законодательством;
- правила и порядок реализации академической мобильности (сопровождения) обучающихся к месту обучения в рамках реализации сетевой формы до места обучения в организации-парнере и обратно в общеобразовательную организацию, а также определение ответственных лиц, осуществляющих такое сопровождение;
- порядок итоговой аттестации обучающихся по разработанным совместным образовательным программам в рамках сетевого взаимодействия;
- порядок зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в случае реализации сетевой формы с организацией, не имеющей лицензии на основное общее и среднее общее образование).
В случае необходимости общеобразовательная организация и организация-партнер подготавливают документы для переоформления приложения к лицензии общеобразовательной организации и организации-партнера на право осуществления образовательной деятельности в части сведений о местах осуществления образовательной деятельности в случаях, когда в соответствии с договором о сетевой форме предполагается систематическое проведение учебных занятий и иных мероприятий, предусмотренных образовательной программой, вне мест осуществления образовательной деятельности, указанных в действующей лицензии.
Приложение N 4
к Методическим рекомендациям
по вопросам реализации
основных и дополнительных
общеобразовательных программ
в сетевой форме
Примерная форма
Договор N ____
о сетевой форме реализации образовательной программы
1. Общие положения
1.2. Образовательные программы реализуются Сторонами в сетевой форме в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральными государственными образовательными стандартами (по соответствующим направлениям подготовки) <7> и иными нормативными правовыми актами.
1.3. Зачисление на обучение по образовательной программе, реализуемой Сторонами в сетевой форме, производится в соответствии с действующим законодательством и утвержденным порядком приема обучаемых в Организацию N 1.
1.4. Стороны согласуют между собой учебные планы, выделяя дисциплины (модули), практики, научно-исследовательскую работу и другие виды образовательной деятельности обучающихся для реализации их в сетевой форме.
1.5. Стороны вправе в ходе реализации настоящего договора дополнить предметы, цель и задачи договора путем подписания дополнительного соглашения к настоящему договору.
1.6. Реализация данного договора направлена на:
- развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций и повышение качества и доступности образования за счет интеграции и использования ресурсов организаций-партнеров;
- разработку курсов и программ с возможностью использования материально-технических ресурсов организации-партнера, в том числе современного, высокотехнологичного оборудования;
- апробацию и внедрение инновационных образовательных программ;
- повышение уровня технологических компетенций и развитие профессионального мастерства педагогов.
2. Предмет договора
3. Правовой статус обучающихся
4. Права и обязанности сторон
4.1. Организация N 1 обязуется:
4.1.1. создавать условия для совместной разработки (или согласования) с Организацией N 2 образовательной программы, а также учебного плана;
4.1.2. разработать правила и порядок обеспечения академической мобильности (сопровождение) обучающихся до места проведения занятий в Организации N 2, а также назначить ответственных лиц, обеспечивающих такое сопровождение обучающихся;
4.1.4. использовать помещения, оборудование, иное имущество Организации N 2 по договору, обеспечивать его сохранность с учетом естественного износа, а также гарантировать целевое использование имущества в случае, если цели предоставления имущества были указаны в дополнительном договоре о его предоставлении в пользование;
4.1.5. информировать Организацию N 2 об изменении состава обучающихся в течение срока действия договора;
4.1.6. разработать при необходимости совместно с Организацией N 2 порядок текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по совместно разработанным (согласованным) образовательным программам в рамках сетевого взаимодействия;
4.2. Организация N 2 обязуется:
4.2.2. обеспечивать должный уровень качества учебного процесса в рамках совместно разработанных (согласованных) образовательных программ и учебных планов, в том числе методическую поддержку педагогическим работникам Организации N 1;
4.2.4. осуществлять иные действия, не противоречащие целям заключения настоящего договора.
4.3. Стороны совместно:
4.3.1. разрабатывают образовательную программу (при необходимости);
4.3.2. утверждают расписание занятий;
4.3.3. реализуют часть образовательной программы, указанной в настоящем Договоре;
4.3.4. обеспечивают доступ обучающихся к основным сведениям об организациях: уставам, лицензиям на осуществление образовательной деятельности, свидетельствам о государственной аккредитации, другим документам, регламентирующим организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся при реализации образовательной программы;
4.3.5. создают обучающимся необходимые условия для освоения образовательной программы;
4.3.6. проявляют уважение к личности обучающихся, не допускают физического и психологического насилия;
4.3.7. во время реализации образовательной программы несут ответственность за жизнь и здоровье обучающихся.
5. Финансовое обеспечение реализации
образовательной программы
5.1. Заключение настоящего Договора не влечет возникновение финансовых обязательств Сторон; обязательства имущественного характера, связанные с реализацией настоящего Договора, принимаются и реализуются Сторонами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
ИЛИ
5.3. Стороны могут привлекать для реализации образовательной программы иные финансовые средства за счет внебюджетных источников, в том числе средств физических и юридических лиц.
6. Условия и порядок осуществления образовательной
деятельности при реализации образовательной программы
6.1. Организацией N 1 при реализации образовательной программы используются ресурсы Организации N 2, указанные в пункте 4.2.1. настоящего договора.
6.2. При реализации образовательной программы предусмотренные пунктом 4.2.1. настоящего Договора ресурсы используются для обеспечения качества оказываемой образовательной услуги, соответствующего требованиям, установленным федеральными государственными образовательными стандартами.
7. Срок действия Договора
7.1. Договор вступает в силу с момента его подписания.
7.3. Завершение действия договора наступает после завершения реализации образовательной программы "__" __________ 20__ г., исполнения сторонами обязательств по настоящему договору и подписания Сторонами актов о выполнении настоящего договора.
8. Ответственность Сторон
8.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8.2. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по Договору, если такое неисполнение является следствием обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств): стихийных природных явлений (землетрясения, наводнения), войн, революций, ограничительных и запретительных актов государственных органов, непосредственно относящихся к выполнению настоящего Договора. Указанные обстоятельства должны возникнуть после заключения Договора, носить чрезвычайный, непредвиденный и непредотвратимый характер и не зависеть от воли Сторон.
8.3. О наступлении и прекращении вышеуказанных обстоятельств Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по настоящему Договору, должна немедленно известить другую Сторону в письменной форме, приложив соответствующие подтверждающие документы.
8.4. В случае наступления форс-мажорных обстоятельств в ________ срок исполнения обязательств по Договору отодвигается соразмерно времени, в течение которого будут действовать такие обстоятельства и их последствия.
9. Порядок изменения и прекращения договора
9.1. Условия, на которых заключен настоящий Договор, могут быть изменены по соглашению Сторон или в судебном порядке по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
9.2. В случае изменения адресов и платежных реквизитов Стороны обязуются уведомить об этом друг друга в течение 5 дней.
9.3. Настоящий Договор может быть прекращен по соглашению Сторон или в судебном порядке по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
9.4. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон.
10. Реквизиты и подписи Сторон
Организация N 1
реквизиты
Организация N 2
реквизиты
подпись руководителя
подпись руководителя
_____________/____________/
_____________/____________/
--------------------------------
<7> Указываются соответствующие федеральные государственные образовательные стандарты.
Приложение N 1
к договору о сетевой форме
реализации образовательной программы
от "__" __________ 20__ г. N ____
Перечень
обучающихся по образовательной программе,
реализуемой в сетевой форме
N
ФИО
Год рождения
Класс/курс
Организация N 1
Организация N 2
подпись руководителя
подпись руководителя
_____________/____________/
_____________/____________/
Приложение N 2
к договору о сетевой форме
реализации образовательной программы
от "__" __________ 20__ г. N ____
1) Совместная образовательная программа
Совместная образовательная программа может содержать следующие разделы:
- актуальность и новизну программы;
- теоретические идеи и практическую значимость;
- отличительные особенности;
- цели и задачи образовательной программы;
- основные формы и методы;
- прогнозируемые результаты;
- механизм оценки образовательных результатов;
- формы подведения итогов реализации образовательной программы;
- организационно-педагогические условия реализации образовательной программы;
- режим занятий;
- учебный план;
- календарный учебный график;
- содержание программы;
- методическое обеспечение;
- материально-техническое обеспечение;
- список рекомендуемой литературы.
2) Учебный план и расписание образовательной программы,
реализуемой в сетевой форме
Организация N 1
Организация N 2
подпись руководителя
подпись руководителя
_____________/____________/
_____________/____________/