"Методические рекомендации по учету индивидуальных достижений поступающих при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета"
Утверждаю
Заместитель Министра
образования и науки
Российской Федерации
А.А.КЛИМОВ
20 февраля 2015 г. N АК-10/05вн
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УЧЕТУ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ПОСТУПАЮЩИХ ПРИ ПРИЕМЕ
НА ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ БАКАЛАВРИАТА И СПЕЦИАЛИТЕТА
В соответствии с пунктом 7 статьи 69 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Приказом Минобрнауки России от 28 июля 2014 г. N 839 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год" (далее - Порядок приема) поступающие на обучение по образовательным программам высшего образования вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются этими образовательными организациями при приеме.
Учет индивидуальных достижений осуществляется посредством начисления баллов за индивидуальные достижения.
Минобрнауки России сообщает, что в настоящее время подготовлен и находится на правовой экспертизе проект приказа "О внесении изменений в приказ Минобрнауки России от 28 июля 2014 г. N 839 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год", которым предусмотрено предоставление права образовательной организации высшего образования самостоятельно определять перечень индивидуальных достижений, за которые начисляются баллы, в том числе определять, начисляются ли баллы за наличие статуса чемпиона и призера Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона Европы, победителя первенства мира, первенства Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, наличие серебряного и (или) золотого значка, полученного за результаты сдачи норм физкультурного комплекса "Готов к труду и обороне", - при поступлении на обучение по специальностям и направлениям подготовки, не относящимся к специальностям и направлениям подготовки в области физической культуры и спорта, а также за наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием. Указанный проект приказа после подписания будет направлен в Минюст России для государственной регистрации и вступит в силу после официального опубликования.
В соответствии с положениями раздела IV Порядка приема индивидуальные достижения, указанные в подпунктах "а" (наличие статуса чемпиона и призера Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона Европы, победителя первенства мира, первенства Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, наличие серебряного и (или) золотого значка, полученного за результаты сдачи норм физкультурного комплекса "Готов к труду и обороне", - при поступлении на обучение по специальностям и направлениям подготовки, не относящимся к специальностям и направлениям подготовки в области физической культуры и спорта) и "б" (наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием) учитываются в обязательном порядке с начислением баллов.
Индивидуальные достижения, указанные в подпунктах "в" (осуществление волонтерской (добровольческой) деятельности (если с даты завершения периода осуществления указанной деятельности до дня завершения приема документов и вступительных испытаний прошло не более четыре лет)), "г" (участие и (или) результаты участия поступающих в олимпиадах (не используемые для получения особых прав и (или) преимуществ при поступлении на обучение по конкретной совокупности условий поступления) и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах, физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, проводимых в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности) и "д" (выставленная организацией высшего образования оценка за итоговое сочинение в выпускных классах организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования (в случае представления поступающим указанного сочинения)) учитываются по усмотрению образовательной организации.
Минобрнауки России рекомендует:
1. В целях организации учета индивидуальных достижений поступающих распорядительным актом образовательной организации в рамках приемной комиссии создать специальную подкомиссию по учету индивидуальных достижений поступающих, к функционалу которой отнести оценивание индивидуальных достижений поступающих и начисление баллов за них.
2. Разработать и утвердить локальный акт организации, устанавливающий порядок учета индивидуальных достижений (далее - Порядок учета индивидуальных достижений).
3. В порядке учета индивидуальных достижений рекомендуется указывать количество баллов, начисляемых за наличие каждого из индивидуальных достижений.
4. В порядке учета индивидуальных достижений рекомендуется указывать перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, проводимых в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, а также количество баллов и категории лиц, индивидуальные достижения которых учитываются при приеме на обучение с начислением баллов (победители, призеры, лауреаты, участники и т.д.).
При определении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, проводимых в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, Минобрнауки России рекомендует дифференцировать количество начисляемых баллов в зависимости от этапов проведения и уровня олимпиад, конкурсов и мероприятий и их профильности по отношению к направлению подготовки или специальности, на которую поступает абитуриент.
Также Минобрнауки России рекомендует при определении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, проводимых в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, учитывать кроме олимпиад, конкурсов и мероприятий, проводимых образовательной организацией высшего образования, осуществляющей прием, межвузовские, региональные и иные олимпиады, конкурсы и мероприятия.
5. С учетом особого внимания к развитию волонтерского движения образовательные организации высшего образования по своему усмотрению могут учитывать осуществление волонтерской "добровольческой" деятельности (если с даты завершения периода осуществления указанной деятельности до дня завершения приема документов и вступительных испытаний прошло не более четырех лет). Рекомендуется учитывать осуществление волонтерской деятельности для лиц, являющихся членами волонтерских организаций.
6. В случае, если образовательная организация высшего образования учитывает в качестве индивидуального достижения поступающего итоговое сочинение в выпускных классах организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования (в случае представления поступающим указанного сочинения), рекомендуется разработать и утвердить распорядительным актом образовательной организации порядок и критерии оценивания итогового сочинения. При разработке критериев оценивания итогового сочинения рекомендуется использовать критерии, разработанные Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и направленные в образовательные организации высшего образования, подведомственные Минобрнауки России (письмо от 24 ноября 2014 г. N АК-3761/05), Ассоциацию негосударственных вузов России (письмо от 24 ноября 2014 г. N АК-3760/05), в федеральные органы исполнительной власти, имеющие подведомственные образовательные организации высшего образования (письмо от 24 ноября 2014 г. N АК-3762/05).
7. Рекомендуется при определении перечня индивидуальных достижений, представляемых поступающим, учитываемых образовательной организацией с начислением баллов, принимать во внимание этапность внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (далее - Комплекс ГТО).
Первый этап - организационно-экспериментальный (май 2014 г. - декабрь 2015 г.) предусматривает внедрение Комплекса ГТО среди обучающихся образовательных организаций в 12 субъектах Российской Федерации.
В рамках этапа предусматривается апробация комплекса ГТО, проведение зимних и летних фестивалей комплекса ГТО среди обучающихся образовательных организаций, а также реализация организационных мероприятий, включая создание электронной базы данных и интернет-портала, создание и материально-техническое оснащение центров тестирования во всех субъектах Российской Федерации, создание системы обучения кадров, а также информационно-пропагандистское, научное и методическое обеспечение.
Второй этап (2016 год) - внедрение комплекса ГТО среди обучающихся всех образовательных организаций страны, а также других категорий населения в 12 субъектах Российской Федерации.
Третий этап (2017 год) - повсеместное внедрение комплекса ГТО среди всех категорий населения Российской Федерации.
Таким образом, с учетом того, что в настоящее время не сформирована база данных о лицах, сдающих Комплекс ГТО, а также то, что повсеместное внедрение Комплекса ГТО намечено с 2017 года, рекомендуем образовательным организациям высшего образования в случае учета при приеме на обучение наличие серебряного и (или) золотого значка, полученного за результаты сдачи норм физкультурного комплекса "Готов к труду и обороне", начислять не более 1 балла.
Минобрнауки России рекомендует образовательным организациям высшего образования при необходимости и с учетом настоящих методических рекомендаций внести уточняющую информацию в правила приема, разработанные образовательной организацией.
8. В соответствии с пунктом 46 Порядка приема при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета поступающему начисляется не более 10 баллов суммарно за индивидуальные достижения, указанные в подпунктах "а" - "г", и не более 10 баллов за индивидуальное достижение, указанное в подпункте "д". Таким образом, если сумма баллов, начисленных за представленные абитуриентом индивидуальные достижения, указанные в подпунктах "а" - "г", превышает 10 баллов, абитуриенту выставляется максимальная сумма баллов - 10.
9. Рекомендуем при ранжировании конкурсных списков указывать сумму баллов и количество баллов, начисленных за каждое из представленных индивидуальных достижений.
10. Рекомендуется Порядок учета индивидуальных достижений разместить на сайте вуза в доступном для абитуриентов разделе.