Рейтинг@Mail.ru

"Методические рекомендации по решению задачи увеличения к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70 - 75 процентов"

Утверждаю

Заместитель Министра образования

и науки Российской Федерации

В.Ш.КАГАНОВ

1 июля 2014 г. N ВК-102/09вн

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ УВЕЛИЧЕНИЯ К 2020 ГОДУ ЧИСЛА ДЕТЕЙ

В ВОЗРАСТЕ ОТ 5 ДО 18 ЛЕТ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ, В ОБЩЕЙ ЧИСЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ

ЭТОГО ВОЗРАСТА ДО 70 - 75 ПРОЦЕНТОВ

Система дополнительного образования детей (далее - ДОД) является неотъемлемой составной частью единого образовательного процесса.

Организации дополнительного образования детей ориентированы на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Социальная ценность дополнительного образования заключается в том, что личностно-ориентированные подходы, положенные в основу образовательной деятельности, позволяют удовлетворять образовательные и культурные запросы различных категорий детей разного возраста (в том числе социально незащищенных, детей с ограниченными возможностями здоровья, одаренных и других), используя потенциал свободного времени.

Целями методических рекомендаций по увеличению охвата детей услугами дополнительного образования детей являются:

обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию;

расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования;

развитие инновационного потенциала общества;

К актуальным задачам методических рекомендаций по увеличению охвата детей услугами дополнительного образования детей относятся:

интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности системы образования в целом;

повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого;

обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;

обеспечение условий для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям;

формирование эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного образования детей.

С 1 января 2014 года обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования (подпункт 3 пункта 1 статьи 8, пункт 2 статьи 111 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" и поручениями Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2012 г. N N ДМ-П12-6997 и от 22 ноября 2012 г. N ОГ-П8-7022 необходимо разработать комплекс мер по модернизации сферы дополнительного образования детей с учетом ее принадлежности к разным ведомствам.

При решении задачи по увеличению к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70 - 75 процентов необходимо учитывать следующие направления:

1. Обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ:

расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ;

модернизация системы статистического учета вовлеченности детей в дополнительное образование и его результативности на основе интеграции электронных систем учета;

внедрение механизмов поддержки организаций дополнительного образования, реализующих программы для детей в сельской местности;

поддержка дополнительного образования в семьях, родительских сообществах, а также совместных (семейных, детско-взрослых) практик дополнительного образования детей;

ресурсная и нормативная поддержка обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ, их методического сопровождения и повышения квалификации педагогов;

разработка и внедрение специальных адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей, способствующих их социально-психологической реабилитации;

нормативная регламентация, методическая и кадровая поддержка усиления образовательного характера программ отдыха и оздоровления детей и подростков, укрепляющих здоровье, формирующих мотивацию к познанию и творчеству.

2. Развитие системы управления качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ:

разработка и внедрение механизмов, критериев и инструментария для независимой оценки и государственного контроля качества реализации дополнительных общеобразовательных программ, эффективности деятельности образовательных организаций, индивидуальных предпринимателей;

организация регулярных исследований общественного заказа к содержанию и формам реализации дополнительных общеобразовательных программ;

поддержка эффективных традиционных и развитие перспективных моделей конкурсов и соревнований для детей в системе дополнительного образования;

внедрение системы выявления и учета (в том числе при поступлении в организации профессионального образования, образовательные организации высшего образования) достижений детей в дополнительном образовании, а также результатов, отражающих их социальную активность, общественную (в том числе волонтерскую) деятельность.

3. Развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей:

апробация и внедрение профессионального стандарта педагога дополнительного образования;

модернизация требований к уровню подготовки педагогических работников сферы дополнительного образования в системах образования, культуры, спорта, аттестации педагогических кадров с опорой на уровневый профессиональный стандарт и модель карьерного роста;

разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и руководителями организаций дополнительного образования;

внедрение механизмов адресной поддержки педагогов, работающих с талантливыми детьми, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми с ограниченными возможностями здоровья;

привлечение к деятельности в сфере дополнительного образования индивидуальных предпринимателей, волонтеров и представителей науки, высшей школы, студенчества, родительской общественности;

поддержка включения в систему дополнительного образования детей педагогических работников в статусе индивидуальных предпринимателей, имеющих право на оказание услуг дополнительного образования без получения лицензии;

поддержка создания и деятельности профессиональных сообществ педагогов сферы дополнительного образования детей.

4. Расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования, внедрение механизмов государственно-частного партнерства:

обеспечение конкурентного доступа негосударственных и государственных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, к бюджетному финансированию;

развитие механизмов, предусматривающих возможность снижения ставок арендной платы за государственное/муниципальное имущество, для негосударственных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;

увеличение масштабов поддержки некоммерческих организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, через систему грантов социально ориентированным некоммерческим организациям;

формирование механизмов стимулирования благотворительности физических и юридических лиц, содействия развитию корпоративной социальной ответственности в сфере дополнительного образования детей.

5. Модернизация инфраструктуры дополнительного образования детей:

развитие сети организаций дополнительного образования на территориях в соответствии с демографическими тенденциями, социокультурными особенностями, градостроительными планами, стандартами определения нормативной потребности в объектах социальной инфраструктуры;

модернизация и развитие инфраструктуры: физического воспитания в организациях дополнительного образования в области физической культуры и спорта; образования, досуга и оздоровления детей в каникулярный период; музеев, библиотек и выставочных залов для реализации интерактивных образовательных программ для детей и подростков;

внедрение современных условий реализации специальных адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

создание механизмов вовлечения в систему дополнительного образования детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, из неблагополучных семей (в настоящее время низкой является доля детей с ОВЗ и инвалидов, вовлеченных в программы дополнительного образования);

стимулирование и поддержка средств массовой коммуникации (СМИ, телевидение, Интернет и др.) в расширении репертуара качественных научно-популярных программ, передач, цифровой и печатной продукции, мобильного обучения, направленных на личностное и профессиональное самоопределение детей, подростков и молодежи.

Необходимо создать стимулы и условия для расширения предложения дополнительных общеобразовательных программ со стороны организаций профессионального и высшего образования. Особенно важно для работы с одаренными детьми - очно-заочные и заочные школы, профильные смены.

Полагаем целесообразным при разработке комплекса мер сформировать следующие направления их реализации:

формирование условий модернизации структуры и содержания программ сферы ДОД;

формирование организационно-управленческих условий развития ДОД;

формирование финансово-экономических условий развития ДОД.

Также необходимо учесть положения следующих документов:

целевые показатели развития ДОД, предусмотренные Государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 2148-р;

план мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" (раздел III) изменения в дополнительном образовании детей, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 2620-р.

Содержание мер по повышению охвата и практика их реализации не должны привести к росту показателей охвата за счет снижения качества дополнительных общеобразовательных программ, в том числе за счет реализации более "дешевых" программ - меньшей продолжительности, с привлечением менее квалифицированных кадров, с большей наполняемостью групп, с меньшими расходами на оборудование и инвентарь.

Предлагая новые программы необходимо обеспечить баланс направленностей.

Другие документы по теме
(утв. НИИАТ Минтранса РФ 12.10.2004, РФЦСЭ при Минюсте РФ 20.10.2004, ЭКЦ МВД РФ 18.10.2004, НПСО "ОТЭК" 20.10.2004)
Ошибка на сайте