"Методические рекомендации по проведению в субъектах Российской Федерации ежегодных сборов глав местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований)"
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕЖЕГОДНЫХ СБОРОВ ГЛАВ МЕСТНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ
(ИСПОЛНИТЕЛЬНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ)
Методические рекомендации по проведению в субъектах Российской Федерации ежегодных сборов глав местных администраций (исполнительно-распорядительных органов) муниципальных образований (далее - сборы) разработаны в целях организации работы территориальных органов МЧС России по данному направлению деятельности и носят рекомендательный характер.
Проведение сборов осуществляется ежегодно, в течение I квартала, в соответствии с указанием Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий В.А. Пучкова от 19.10.2012 N 2-4-46-2048-7.
Работа по организации сборов в субъектах Российской Федерации проводится главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных образований и исполнительными органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Продолжительность сборов составляет 1 - 2 дня.
В сборах должны принять участие 100% глав местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований) (далее - главы местных администраций). При количестве муниципальных образований больше 50 сборы необходимо организовывать исходя из местных условий "кустовым методом" в несколько этапов.
Помимо глав местных организаций в сборах принимают участие должностные лица территориальных органов МЧС России, а также территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, решающих задачи в рамках деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС).
Цели сбора:
1. Оказание методической помощи главам местных администраций по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.
2. Обмен передовым опытом.
3. Выявление и повышение уровня профессиональной подготовки глав местных администраций в части обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.
4. Повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления муниципальных образований, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по решению поставленных задач в рамках деятельности РСЧС.
Порядок проведения сбора:
1. Издание распорядительных документов.
2. Разработка учебной программы сбора.
3. Регистрация и размещение участников сбора, организация их питания и доставки к месту проведения мероприятий сбора.
4. Осмотр участниками сбора выставки техники и оборудования.
5. Проведение основных мероприятий сбора.
6. Подготовка итоговых документов по результатам проведения сбора.
7. Подведение итогов проведения сбора.
Нормативные правовые документы, используемые при составлении учебной программы сбора:
I. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
II. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
III. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
IV. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
V. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
VI. Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ "Лесной кодекс Российской Федерации".
VII. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
VIII. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме".
Пояснения к порядку проведения сбора:
1. Издание распорядительных документов.
Необходимо предусмотреть проведение сбора в Плане основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах субъекта Российской Федерации на 2013 год.
В целях определения основных направлений организации проведения сбора необходимо издать распоряжение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и приказ начальника главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации о подготовке и проведении сбора.
В указанных документах должны быть определены:
место (объекты) проведения мероприятий сбора;
перечень задач подготовки сбора и способы их решения;
перечень ответственных должностных лиц, участвующих в организации и проведении сбора;
план подготовки к проведению сбора;
источники финансирования на подготовку и проведение сбора.
Отдельно разрабатывается Программа проведения сбора, которая подписывается начальником главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации и утверждается председателем комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
2. Разработка учебной программы сбора.
Учебная программа проведения сбора разрабатывается главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и должна включать рассмотрение следующих вопросов:
1.1. Создание и организация работы при органах местного самоуправления:
координационного органа РСЧС (в пределах муниципального образования) - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
постоянно действующего органа управления РСЧС, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территории от ЧС и (или) гражданской обороны;
органа повседневного управления РСЧС - единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.
1.2. Подготовка и поддержание в готовности достаточного количества необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от ЧС, включая создание, содержание и организацию деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований.
1.3. Организация и проведение аварийно-спасательных и другие неотложных работ, а также поддержание общественного порядка при их проведении.
1.4. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных образований.
1.5. Создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
1.6. Осуществление финансирования мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
1.7. Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
1.8. Организация обучения населения способам защиты и действиям в случае возникновения ЧС и мерам пожарной безопасности.
1.9. Обеспечение готовности к мероприятиям по оповещению и информированию населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении ЧС и организация их проведения.
1.10. Обеспечение готовности к проведению эвакуационных мероприятий в случае возникновения ЧС.
1.11. Обеспечение сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от ЧС.
1.12. Обеспечение взаимодействия с юридическими лицами и гражданами по вопросу привлечения работников (для юридических лиц), пожарной и инженерной техники, транспортных и других средств для ликвидации ЧС в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
1.13. Содействие федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
1.14. Проведение комплекса мероприятий по защите населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, от лесных пожаров в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.15. Организация работы по противопожарному обустройству лесов.
1.16. Осуществление мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров.
1.17. Обеспечение взаимодействия в части тушения лесных пожаров с учреждениями, осуществляющими управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, расположенными на территории муниципального образования.
1.18 Организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне.
3. Регистрация и размещение участников сбора, организация их питания и доставки к месту проведения мероприятий сбора.
При регистрации участников сбора необходимо выдать каждому из них папку с материалами по проведению сбора, в которой должны быть в наличии следующие документы:
программа проведения сбора и планы проведения отдельных мероприятий сбора (выставка пожарной и специальной техники и оборудования, практические занятия подразделений пожарной охраны и спасателей);
списки участников сбора;
контактные данные должностных лиц, отвечающих за организацию сбора; раздаточные материалы, необходимые для усвоения участниками сбора учебной программы сбора (выписки из федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации и иных нормативных правовых актов).
Также необходимо:
определить порядок организации питания участников сбора;
решить вопросы транспортного обеспечения и размещения в гостинице участников сбора.
4. Осмотр участниками сбора выставки техники и оборудования.
Выставка техники и оборудования проводится на открытом воздухе и в помещении и должна включать в себя экспонирование основных и специальных пожарных автомобилей, вспомогательной техники, авторазливочных станций (АРС-14), пожарного и спасательного оборудования, состоящих на вооружении пожарно-спасательных, аварийно-спасательных формирований, а также подразделений добровольной и муниципальной пожарной охраны.
5. Проведение основных мероприятий сбора.
Проведение основных мероприятий сбора начинается с выступлений руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, посвященные целям и задачам сбора, а также вопросам, которые планируется рассмотреть во время проведения сбора.
Мероприятия, направленные на непосредственное решение задач обучения участников сбора, проводятся в соответствии с заранее разработанной учебной программой. В ходе их проведения необходимо:
довести до участников сбора теоретическую составляющую программы сбора посредством проведения лекций, практических занятий и зачетов по знанию нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения (примерный перечень тем лекций прилагается - не приводится);
в целях практической подготовки участников сбора организовать посещение ими объектов главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, добровольной или муниципальной пожарной охраны (пожарной части, спасательного центра и т.д.) и РСЧС (объектов ЕДДС, системы 112 и т.д.).
обеспечить ознакомление участников сбора с техникой, состоящей на вооружении пожарно-спасательных сил, организовать показные занятия с участием сил РСЧС субъекта Российской Федерации в 1 - 2 муниципальных образованиях, в которых наиболее полно решены вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.
6. Подготовка итогового документа по результатам проведения сбора.
По результатам проведения сбора должен быть разработан документ, в котором должны быть кратко отражены:
мероприятия, реализованные в ходе проведения сбора;
недостатки подготовки участников сбора, выявленные в ходе его проведения;
обоснованные выводы по решению целей и задач сбора.
Данный документ предназначается для распространения среди участников сбора в качестве методических рекомендаций.
7. Подведение итогов проведения сбора.
Подведение итогов проведения сбора включает в себя:
выступления руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, отражающие итоги проведенного сбора;
награждение глав лучших органов местного самоуправления муниципальных образований в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;
распространение среди участников сбора итогового документа по результатам проведения сбора.