Рейтинг@Mail.ru

"Методические рекомендации по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами ис

Утверждаю

Заместитель Министра

экономического развития

Российской Федерации

О.Г.САВЕЛЬЕВ

27 апреля 2012 года

Главный военный эксперт

Министерства Российской Федерации

по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации

последствий стихийных бедствий

П.В.ПЛАТ

23 марта 2012 г. N 43-2047-14

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НОМЕНКЛАТУРЫ И ОБЪЕМОВ СОЗДАВАЕМЫХ В ЦЕЛЯХ

ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ЗАПАСОВ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ,

ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ, МЕДИЦИНСКИХ И ИНЫХ СРЕДСТВ,

НАКАПЛИВАЕМЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ

ВЛАСТИ, ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНАМИ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379, которым утверждено "Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств", с целью обеспечения единого методического подхода федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к разработке и утверждению своих нормативных актов, устанавливающих номенклатуру, объемы и сроки создания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (далее - запасы).

2. Запасы создаются для первоочередного обеспечения населения в военное время, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также для минимизации и (или) ликвидации последствий террористических актов с применением радиоактивных, химических и биологически опасных веществ, обеспечения спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасности при ведении военных действий или вследствие этих действий.

3. Запасы создаются заблаговременно в мирное время в резервах (запасах) материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организациях, в которых в установленном порядке назначаются должностные лица, в обязанности которых входит их учет, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению.

4. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации определяют номенклатуру и объемы создаваемых запасов, создают и содержат их, а также осуществляют контроль за их использованием.

5. Созданные запасы хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Складские помещения, используемые для хранения запасов, должны удовлетворять соответствующим требованиям нормативной технической документации (стандартам, техническим условиям и т.д.). Требования к складским помещениям, а также к порядку накопления, хранения, освежения, использования и восполнения запасов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Правовыми основами организации создания запасов являются Федеральные законы от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств", от 10 ноября 1996 г. N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и издаваемые в соответствии с ними нормативные документы МЧС России.

7. Обеспечению средствами индивидуальной защиты и медицинскими средствами индивидуальной защиты в военное время подлежит население, проживающее:

на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне;

в населенных пунктах с объектами особой важности, железнодорожными станциями первой и второй категорий и объектами, отнесенными к категориям по гражданской обороне;

на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения).

8. Обеспечению средствами индивидуальной защиты и медицинскими средствами индивидуальной защиты в мирное время подлежит население, проживающее:

на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;

на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно опасных объектах;

на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах;

на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.

9. Запасы создают:

федеральные органы исполнительной власти для работников этих органов и организаций, находящихся в их ведении;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для работников этих органов и организаций, находящихся в их ведении, а также детей дошкольного возраста, обучающихся и неработающего населения, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

органы местного самоуправления для работников этих органов и созданных ими муниципальных организаций (предприятий и учреждений);

организации для работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.

10. МЧС России осуществляет организационно-методическое руководство и контроль за накоплением, хранением, освежением, восполнением и использованием запасов, создаваемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

11. Финансирование накопления, хранения, использования, освежения запасов, содержания, ремонта, аренды и охраны складов, оплата работ, связанных с перемещением, консервацией, проведением лабораторных испытаний и технических проверок, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Приказом Минфина России от 30 декабря 2009 г. N 150н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (в ред. Приказов Минфина России от 31.03.2010 N 28н, от 24.06.2010 N 61н) с 1 января 2010 года установлены "Правила отнесения расходов всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующие разделы и подразделы классификации расходов". В разделе 0300 "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность", подраздел 0309 "Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона", подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и определена целевая статья 219 0000 "Мероприятия по гражданской обороне", в которой отражаются расходы на проведение мероприятий по гражданской обороне, и статья 219 0100 "Подготовка населения и организаций к действиям в чрезвычайной ситуации в мирное и военное время", в которых отражаются расходы на закупку и содержание средств индивидуальной защиты и медицинских средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля.

Ежегодно работники, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обобщают информацию о номенклатуре и количестве средств индивидуальной защиты и медицинских средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической, биологической разведки и контроля в запасах, формируют и направляют предложения в свои финансовые органы.

В целях решения вопросов освежения и создания запасов имущества гражданской обороны осуществляется разработка и реализация внутриведомственных, региональных (областных) и муниципальных целевых программ по гражданской обороне и по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

II. Порядок определения номенклатуры и объемов

создаваемых запасов

1. Номенклатура и объем создаваемых запасов определяются создающими их органами, организациями исходя из:

возможного характера военных действий на территории Российской Федерации (возможный характер военных действий с применением ядерного, химического, биологического и других видов оружия на территории Российской Федерации доводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до создающих их органов, организаций в части касающейся);

величины вероятного ущерба объектам экономики и инфраструктуры от ведения военных действий или вследствие этих действий, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

потребности в запасах в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также планами гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

норм минимально необходимой достаточности запасов;

природных, экономических и иных особенностей территорий.

При этом должно учитываться и планируемое к эвакуации на данную территорию население из другого региона (регионов).

2. Запасы создаются для обеспечения:

спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, - исходя из табелей (норм) их оснащенности;

аварийно-спасательных формирований и спасательных служб - исходя из норм оснащения и потребности обеспечения их действий в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также планами гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

защиты рабочих, служащих и населения - исходя из прогнозируемых условий жизнедеятельности в военное время и характера опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

3. Номенклатура запасов должна включать:

в районах ожидаемого затопления - индивидуальные спасательные средства (спасательные жилеты, спасательные круги), лодки и другие средства (Приложение N 1);

в районах химического и биологического заражения - средства индивидуальной защиты, медицинские средства индивидуальной защиты (средства профилактики и терапии отравлений опасными химическими веществами), индивидуальные противохимические пакеты, приборы химической и биологической (бактериологической) разведки и контроля, оборудование и средства для дегазации, дезинфекции, антидоты и другие средства (Приложение N 2);

в районах радиоактивного заражения (загрязнения) - средства индивидуальной защиты, медицинские средства индивидуальной защиты (медицинские средства ослабления воздействия ионизирующего излучения и радиоактивных веществ), приборы радиационной разведки и контроля, оборудование и средства дезактивации, радиопротекторы и иные средства (Приложение N 2);

в районах ожидаемых пожаров - средства индивидуальной защиты при пожаре, запасы средств тушения пожара и ведения аварийно-спасательных работ, емкости для воды, медикаменты и другие средства (Приложение N 3).

Во всех районах создаются запасы продуктов питания (Приложение N 4).

4. Номенклатура средств коллективной защиты населения должна включать оборудование для защитных сооружений, в т.ч. быстровозводимых и простейших укрытий (комплектующее оборудование, коллективные аптечки, запасы медикаментов, воды, продуктов питания и т.д.).

5. При определении номенклатуры и объемов запасов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций учитываются имеющиеся материальные ресурсы, накопленные:

на военное время;

для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

для минимизации и (или) ликвидации последствий террористических актов с применением радиационных, химических и биологически опасных веществ.

6. Номенклатура медицинских средств индивидуальной защиты должна включать только зарегистрированные на территории Российской Федерации лекарственные препараты и медицинские изделия, а для детей необходимо предусматривать лекарственные препараты в детских дозировках.

7. При расчетах потребных объемов материальных средств для населения необходимо учитывать количество детей дошкольного возраста, обучающихся и неработающее население, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом количество противогазов увеличивается на 5% от общей потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.

8. Материально-технические средства для строительства защитных сооружений, в т.ч. быстровозводимых убежищ, выделяются в соответствии с планами обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны в составе мобилизационных планов экономики.

9. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации на основе вариантов возможного развития обстановки в мирное и военное время прогнозируют и рассчитывают количество населения, которое может быть подвергнуто опасностям, возникающим при ведении военных действий или вследствие этих действий, при возникновении чрезвычайных ситуаций, и для которого необходима та или иная защита и (или) вид обеспечения. При этом должно учитываться и планируемое к эвакуации на данную территорию население из другого региона (регионов).

10. Выбор конкретной марки (модели) средств индивидуальной защиты, медицинских средств индивидуальной защиты и продовольствия для создания запасов осуществляется по результатам прогнозирования поражающих факторов, возникающих при ведении военных действий, или вследствие этих действий и чрезвычайных ситуациях радиационного, химического и биологического характера, развивающихся по наиболее опасным сценариям, а также с учетом особенностей их использования для разных категорий населения и медицинских противопоказаний (заболеваний органов кровообращения, челюстно-лицевого аппарата, хронических заболеваний верхних дыхательных путей, деформации грудной клетки и т.д.).

При этом средства индивидуальной защиты должны гарантированно исключать риск поражения человека в течение времени, необходимого для проведения первоочередных (эвакуационных) мероприятий и по возможности быть универсальными по назначению и защитным свойствам (время защитного действия при различных концентрациях радиоактивных и опасных химических веществ и биологических средств, эргономических свойств, массогабаритных характеристик, показателей надежности и т.д.). Также средства индивидуальной защиты при пожарах должны гарантированно защищать население от продуктов горения, в том числе и от монооксида углерода. Медицинские средства индивидуальной защиты выбираются с учетом показаний к применению лекарственных препаратов, медицинских изделий, комплектов и (или) их оптимальных сочетаний.

11. Выбор конкретной марки (модели), приборов (технических средств) радиационной, химической и биологической разведки и контроля для создания запасов осуществляется с учетом выполняемых задач, области применения, предназначения и основных технических характеристик. При этом технические средства радиационной, химической и биологической разведки и контроля должны гарантированно функционировать в условиях поражающих факторов, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий и чрезвычайных ситуациях радиационного, химического и биологического характера. Технические средства радиационной, химической и биологической разведки и контроля должны обеспечивать (в зависимости от выполняемых задач) определение: границ зон (зоны) радиоактивного, химического и биологического заражения (загрязнения); дозы индивидуального облучения, степени заражения (загрязнения) кожных покровов людей и одежды, зданий, сооружений, техники и территорий радиоактивными, опасными химическими веществами, биологическими средствами и т.д.

12. Ежегодно информацию о номенклатуре и количестве средств индивидуальной защиты, медицинских средств индивидуальной защиты и приборов (технических средств) радиационной, химической и биологической разведки и контроля в запасах (резервах) по состоянию на 1 декабря текущего года федеральные органы исполнительной власти направляют в МЧС России, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации - в территориальные органы МЧС России.

III. Проверка качественного состояния запасов

1. Проверка качественного состояния запасов при приемке продукции, закладке в запасы и в процессе хранения проводится методом выборочного или сплошного контроля.

Выборочный и сплошной контроль качественного состояния запасов осуществляется двумя методами:

осмотра тары (упаковки) и маркировки находящихся в ней запасов с определением их технического состояния (средств индивидуальной защиты и приборов радиационной, химической, биологической разведки и контроля и т.д.) или пригодности к использованию (продукты питания, медикаменты и т.д.) по внешнему виду;

проведения периодических испытаний (проверки) запасов, в том числе поверка приборов и дозиметров, лабораторные испытания средств индивидуальной защиты.

2. Проведение периодических испытаний (проверки) запасов контролируется территориальными органами МЧС России по субъектам Российской Федерации и осуществляется испытательными (поверочными) лабораториями и другими уполномоченными организациями.

Испытательные (поверочные) лаборатории и другие уполномоченные организации должны иметь соответствующие лицензии и аккредитацию для подтверждения соответствия запасов требованиям нормативной и технической документации (стандартам, техническим условиям и т.д.).

3. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, на балансе которых находятся запасы, организуют проведение своевременного отбора образцов со складов и доставку их для проведения периодических испытаний (поверок).

4. Периодические испытания (поверка) приборов радиационной, химической, биологической разведки и контроля, находящихся на хранении, осуществляются один раз в пять лет.

Приборы радиационной, химической, биологической разведки и контроля, не прошедшие периодические испытания (поверку), подлежат списанию и утилизации.

5. Источники ионизирующего излучения, содержащиеся в списанных приборах радиационной, химической и биологической разведки и контроля, передаются на захоронение отдельно или в составе прибора в организации, имеющие лицензию Ростехнадзора на право обращения с радиоактивными отходами.

6. Периодические (лабораторные) испытания средств индивидуальной защиты проводятся: первый раз - за шесть месяцев до истечения гарантийного срока хранения, второй раз - через пять лет после истечения гарантийного срока хранения, далее - один раз в два года.

Если при периодических (лабораторных) испытаниях отобранных образцов, после истечения гарантийного срока хранения, хотя бы по одному показателю будет получен отрицательный результат, необходимо провести повторные испытания по удвоенному количеству образцов.

Если при этом будет получен положительный результат, то партию следует считать соответствующей техническим условиям, а замене подлежат только образцы, отобранные на испытания.

Если при повторных периодических (лабораторных) испытаниях по удвоенному количеству образцов будет получен отрицательный результат, то вся заводская партия средств индивидуальной защиты подлежит списанию ввиду утраты защитных и эксплуатационных свойств на основании акта лабораторных испытаний.

7. Если по результатам периодических (лабораторных) испытаний запасы признаны непригодными для эксплуатации и не подлежат ремонту, то они подлежат списанию ввиду утраты защитных и эксплуатационных свойств. При этом результаты периодических (лабораторных) испытаний (поверок) записываются в формуляр (паспорт) или складской формуляр.

По результатам периодических (лабораторных) испытаний допускается списывать фильтрующе-поглощающую коробку противогаза или лицевую часть отдельно друг от друга.

Списанные средства индивидуальной защиты подлежат утилизации, при этом отдельные медицинские средства индивидуальной защиты, списанные по истечению срока годности, подлежат уничтожению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Основанием для продления срока хранения запасов или их списания является акт периодических (лабораторных) испытаний (поверки). В акте периодических (лабораторных) испытаний (поверки) запасов должны указываться: формулярные данные испытанных (поверенных) партий; даты испытаний и номера анализов; количество образцов (проб), подвергнутых испытаниям; результаты испытаний (поверки) по всем показателям; выводы о качестве каждой в отдельности партии, заключение испытательного (поверочного) органа.

Продление срока хранения и хранение медицинских средств индивидуальной защиты по истечении их срока годности не допускается.

9. Списание и утилизация запасов, утративших защитные и эксплуатационные свойства, производится по решению руководителей органов, организаций, создающих запасы, на основании актов периодических (лабораторных) испытаний (поверки). При этом должно производиться своевременное освежение и замена запасов взамен списанных. Средства индивидуальной защиты допускается списывать по истечении рекомендуемых, назначенных сроков хранения как морально устаревшие.

IV. Порядок контроля организации хранения запасов

1. Организационно-методическое руководство и контроль за организацией создания и хранения запасов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций осуществляется МЧС России в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными документами МЧС России.

2. Предметом контроля является состояние работы по вопросам накопления, хранения, освежения, восполнения, проверок качественного состояния, технического обслуживания и планирования использования по предназначению запасов.

3. Основными вопросами контроля являются:

выполнение требований по разработке организационных и планирующих документов по созданию, хранению и содержанию запасов и их обоснованность;

выполнение требований по оборудованию складских помещений и размещению в них запасов;

содержание и техническое обслуживание запасов;

состояние учета и отчетности по запасам;

готовность к выдаче запасов.

4. Должностные лица, назначенные для проверки, обязаны изучить требования нормативных и руководящих документов в области хранения и содержания запасов, а также проверить и произвести анализ отчетных документов в проверяемом органе, организации:

сведения о накопленных запасах;

сведения о складской площади для хранения запасов;

планы выдачи запасов;

акты периодических (лабораторных) испытаний (поверок);

акты на закладку и списания запасов за отчетный период и текущий год;

акты инвентаризации запасов за текущий и предыдущие годы и другие руководящие (директивные) документы по вопросам хранения и содержания запасов.

5. По результатам проверки комиссией проверяемого органа в установленном порядке составляется и утверждается акт.

На основании утвержденного акта разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных недостатков и доводятся выписки из указанного плана до соответствующих исполнителей.

V. Организация планирования выдачи запасов

1. Планирование выдачи запасов для использования по предназначению осуществляется в мирное время и при введении степеней готовности на пунктах выдачи (Приложение N 5).

2. Выдача средств индивидуальной защиты органов дыхания из запасов осуществляется с учетом возрастных критериев применения средств индивидуальной защиты, состояния здоровья и оценки уровня опасности биологического, радиационного и химического заражения и уровня ожидаемых пожаров и осуществляется следующим порядком:

для детей до 1,5 лет - камеры защитные детские или противогазы из расчета на 100% от их общей численности;

для детей от 1,5 до 17 лет - средства индивидуальной защиты органов дыхания для детей дошкольного возраста, обучающихся, противогазы или самоспасатели фильтрующие или их аналоги из расчета на 100% от их общей численности;

для неработающих пенсионеров и другого неработающего населения, проживающих на территориях в границах зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) - противогазы или самоспасатели фильтрующие и респираторы или их аналоги из расчета на 100% от их общей численности, за пределами названных зон - противогазы или самоспасатели фильтрующие из расчета на 100% от их общей численности;

для работников радиационно опасных объектов и организаций, расположенных на территориях в границах зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения), - противогазы и респираторы или их аналоги из расчета на 100% от их общей численности и другие средства индивидуальной защиты, в том числе самоспасатели фильтрующие и медицинские средства индивидуальной защиты в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций;

для работников организаций, кроме радиационно опасных объектов и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения), - противогазы или самоспасатели фильтрующие из расчета на 100% от общей численности их работников и другие средства индивидуальной защиты, и медицинские средства индивидуальной защиты в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций.

При этом должно быть предусмотрено увеличение на 5% количество запасов противогазов от потребности в целях обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.

Для обеспечения защиты указанных категорий населения также осуществляется выдача дополнительных патронов к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака.

Для спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, - средства индивидуальной защиты, медицинские средства индивидуальной защиты и приборы радиационной, химической, биологической разведки и контроля (в соответствии с табелями оснащения).

3. Выдача из запасов средств индивидуальной защиты и медицинских средств индивидуальной защиты для использования по предназначению осуществляется в соответствии с Планом (расчетом) распределения и выдачи средств индивидуальной защиты и медицинских средств индивидуальной защиты, предназначенных для использования в военное время, а также в мирное время при возникновении чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями (далее - План), к которому должна прикладываться карта.

4. Для разработки Плана используются следующие исходные данные:

статистические данные о численности населения субъекта Российской Федерации, в том числе по возрастным категориям;

сведения о наличии имущества в запасах;

расчет потребности в средствах индивидуальной защиты и медицинских средств индивидуальной защиты для обеспечения населения, рабочих и служащих;

сведения о выделении сил и средств (погрузочно-разгрузочные команды и автотранспорт по количеству и маркам) для обеспечения погрузки и вывоза средств индивидуальной защиты со складов на пункты выдачи и медицинских средств индивидуальной защиты из медицинских организаций;

сведения о количестве и возможностях пунктов выдачи средств индивидуальной защиты, медицинских средств индивидуальной защиты и местах их размещения в городах и районах;

расчеты времени: на погрузку имущества со складов на автотранспорте организаций, независимо от форм собственности, доставку имущества от складов на пункты выдачи и выдачу средств индивидуальной защиты и медицинских средств индивидуальной защиты населению с пунктов выдачи (время движения автотранспортных колонн, погрузки имущества на автотранспорт и разгрузки на пунктах выдачи, возможности погрузочно-разгрузочных команд, количество и грузоподъемность автотранспорта и временные показатели);

возможности складских помещений по отгрузке (выдаче) средств индивидуальной защиты и медицинских средств индивидуальной защиты получателю в установленные сроки (наличие погрузочных команд, средств механизации, эстакад, аварийного освещения, состояние подъездных путей и другие показатели).

5. План, разработанный в полном объеме, утверждается решением руководителя органа (организации), создающего запасы, в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у исполнителя, а второй федеральные органы исполнительной власти направляют в МЧС России, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации - в территориальный орган МЧС России.

6. Распределение и выдача средств индивидуальной защиты и медицинских средств индивидуальной защиты по номенклатуре и количеству получателям городов и районов производится пропорционально, исходя из наличия средств индивидуальной защиты и медицинских средств индивидуальной защиты на складах и потребностей населения.

7. В целях сокращения сроков обеспечения населения средствами индивидуальной защиты и медицинскими средствами индивидуальной защиты места хранения запасов должны быть максимально приближены к местам развертывания пунктов их выдачи.

8. Для обеспечения эвакуируемого населения допускается создание пунктов выдачи средств индивидуальной защиты, в том числе и медицинских средств индивидуальной защиты на сборных эвакуационных пунктах, а также на пунктах посадки на автотранспорт вблизи размещения радиационно-, химически- и биологически опасных объектов.

9. Пункты выдачи средств индивидуальной защиты могут создаваться как иные объекты, определенные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", с назначением необходимого количества личного состава из спасательных команд (групп), в соответствии с Приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999 "Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований".

VI. Порядок утилизации и списания запасов СИЗ

1. Утилизация запасов средств индивидуальной защиты (заключение договоров (контрактов) на утилизацию и вывоз утилизируемых партий запасов) осуществляется в соответствии с требованиями Федеральных законов от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 255 "О лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности", Приказов МЧС России от 27 мая 2003 г. N 285 "Правила использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля" и от 21 декабря 2005 г. N 993 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты", ГОСТ Р 51769-2001, ГОСТ 12.4.041-2001 и др.

2. Списание запасов средств индивидуальной защиты и приборов радиационной, химической и биологической разведки и контроля производится при:

утрате (порче), обусловленной кражами, воздействием чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера;

технической негодности и утрате защитных и эксплуатационных свойств по достижении предельных сроков хранения и не подлежащих ремонту (по результатам периодических (лабораторных) испытаний (поверки));

утрате защитных и эксплуатационных свойств, моральном устаревании;

технической негодности до истечения установленных сроков годности (по результатам периодических (лабораторных) испытаний (поверки)) и не подлежащих ремонту.

Списание производится по акту технического состояния, а списание преждевременно пришедшего в негодное состояние до истечения гарантийного срока хранения или утраченного имущества производится по инспекторским свидетельствам.

Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации допускается, применительно к настоящим Методическим рекомендациям и специфике отрасли, разрабатывать и вводить в действие ведомственные инструкции о порядке списания с учета пришедшего в негодное состояние или утраченного имущества гражданской обороны.

В других случаях при наличии у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций излишних запасов или несоответствия данных запасов требуемой номенклатуре, исходя из изменений возрастных показателей населения (персонала) или иных требований к накапливаемым запасам, руководителем соответствующего уровня может быть принято решение о передаче в другие субъекты Российской Федерации (органы местного самоуправления, организации) по договорам (актам) передачи запасов с обязательным зачислением запасов в резерв материальных ресурсов.

Отработанные средства индивидуальной защиты и их элементы должны подлежать утилизации в соответствии с требованиями стандартов на группы изделий, инструкций по эксплуатации. При невозможности утилизации отработанные средства индивидуальной защиты и их элементы подлежат сбору в специально отведенные емкости и вывозу в места хранения и (или) захоронения промышленных отходов в соответствии с действующими правилами.

Кроме того, запасы, утратившие свои защитные и эксплуатационные свойства, могут направляться для использования в учебных целях.

Приложение N 1

РЕКОМЕНДУЕМАЯ НОМЕНКЛАТУРА

ЗАПАСОВ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РАЙОНАХ ЗАТОПЛЕНИЯ

Приложение N 2

РЕКОМЕНДУЕМАЯ НОМЕНКЛАТУРА

ЗАПАСОВ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РАЙОНАХ БИОЛОГИЧЕСКОГО,

РАДИАЦИОННОГО И ХИМИЧЕСКОГО ЗАРАЖЕНИЯ

Приложение N 3

РЕКОМЕНДУЕМАЯ НОМЕНКЛАТУРА

СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РАЙОНАХ ОЖИДАЕМЫХ ПОЖАРОВ

Примечание: конструкция средств индивидуальной защиты и спасения населения в районах ожидаемых пожаров должна быть надежна и проста в эксплуатации, позволять их использование любым человеком без предварительной подготовки.

Приложение N 4

РЕКОМЕНДУЕМАЯ НОМЕНКЛАТУРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДУКТАМИ ПИТАНИЯ

Приложение N 5

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА

ОРГАНИЗАЦИИ ПУНКТОВ ВЫДАЧИ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

(РАЗВЕРТЫВАЕТСЯ ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ ПУНКТА ВЫДАЧИ СИЗ,

ВОЗМОЖНОСТИ ПУНКТА ВЫДАЧИ СИЗ - 250 ЧЕЛОВЕК В ЧАС)

Примечание: штатная численность пункта выдачи СИЗ и его оснащенность определяются руководителем в зависимости от условий и объема выполняемых задач.

Другие документы по теме
Ошибка на сайте