"Концепция формирования отраслевых программ реструктуризации (основные понятия, принципы, процедуры)"
Утверждаю
Министр промышленности
Российской Федерации
Ю.А.БЕСПАЛОВ
12 марта 1997 года
КОНЦЕПЦИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕВЫХ ПРОГРАММ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ
(ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ, ПРОЦЕДУРЫ)
1. Обоснование необходимости реструктуризации
Структура активов предприятий в условиях плановой экономики была ориентирована на централизованное распределение заказов и ресурсов для их выполнения. По существу, спрос и предложение на производимые товары и услуги формировались в одном месте - органах государственного планирования и распределения. Кроме того, производственные мощности и элементы обеспечивающей (социальной, мобилизационных резервов, нужд гражданской обороны, природоохранной и т.п.) инфраструктуры были сосредоточены в целях экономии бюджетных средств на предприятиях.
В результате реформ в России весьма высокими темпами началось формирование товарного и финансового рынков, существенно изменившее параметры спроса и предложения на производимые товары и услуги, что в свою очередь сформировало новые требования к параметрам и структуре активов, задействованных в производственном процессе. Структура активов предприятий оказалась неэффективной в смысле обеспечения оптимизации цен на производимые товары и услуги, их сбыта, переориентации производства на создание новой конкурентоспособной товарной продукции, а также обеспечения полной занятости работающих сотрудников.
Необходимость реструктуризации отдельных предприятий и отраслей промышленности продиктована прежде всего:
невостребованностью на рынке производимой товарной массы;
отсутствием работоспособной в условиях рынка системы организации и управления производственной, торговой и сбытовой деятельностью;
возникшей конкуренцией с российскими и зарубежными товаропроизводителями;
наличием предприятий - монополистов;
низкими потребительскими качествами значительной доли российских товаров;
физическим и моральным старением части активов предприятий;
появившейся возможностью операций с активами предприятий как в ходе приватизации, так и после нее;
высоким уровнем затрат;
наличием в структуре активов предприятия затратных объектов.
Решение о реструктуризации принимается собственниками активов предприятия или его кредиторами, сообразуясь со смыслом и задачами реструктуризации. Собственниками активов и кредиторами (инициаторами реструктуризации) в условиях рынка являются государство в лице тех или иных органов исполнительной власти либо частные предприятия и организации, банковские структуры, в том числе и зарубежные.
Смыслом реструктуризации для частных собственников является поиск рынков сбыта, формирование рациональной структуры активов предприятия, обеспечивающее рентабельность производства и конкурентоспособность выпускаемой продукции. Для государства - формирование рациональной структуры предприятий в отраслях, обеспечивающей занятость, поступления в бюджет и соблюдение национальных интересов.
Основными задачами реструктуризации являются привлечение кредитных и инвестиционных ресурсов, поиск партнеров в бизнесе, расширение и укрупнение производства, внедрение новых технологий, диверсификация и демонополизация производства, дробление имущественного комплекса на отдельные предприятия.
2. Содержание реструктуризации
Введение института частной собственности в России посредством приватизации происходило в условиях общего падения производства без соответствующей структурной перестройки предприятий и отраслей промышленности. Структура их активов практически не претерпела изменений. Функционирование предприятий в таком состоянии привело к появлению невостребуемых производственных мощностей, моральному и физическому старению основных фондов, нецелесообразности использования и неэффективности содержания непроизводственных активов.
Характерная структура активов предприятий, как правило, включает в себя имущественный комплекс в составе нескольких групп объектов:
эффективно функционирующие в условиях рынка производственные мощности;
неэффективно функционирующие производственные мощности;
мобилизационные мощности и объекты гражданской обороны;
объекты незавершенного строительства;
объекты соцкультбыта;
объекты, обеспечивающие энерго- и теплоснабжение предприятия и муниципальной инфраструктуры.
У большинства приватизированных предприятий указанные активы включены в уставный капитал образованных акционерных обществ.
Многие предприятия, потеряв рынки и не найдя новых, получают сырье, материалы и энергоресурсы по схеме товарного кредитования и не могут оплатить их, поскольку не способны реализовать произведенные товары и услуги, либо получить за них экономически обоснованную цену.
Без решения проблемы задолженностей реструктуризация предприятий или отраслей невозможна, поскольку необходимо согласие кредиторов на ее проведение, существенно затруднено привлечение кредитных и инвестиционных ресурсов, не снижается опасность появления новых неплатежей после реструктуризации.
Характерная структура задолженности большинства предприятий включает следующие виды задолженностей:
бюджетам всех уровней;
внебюджетным фондам;
госрезерву;
кредиты коммерческим банкам;
предприятиям ТЭК;
предприятиям, обеспечивающим перевозки и связь;
предприятиям - смежникам.
Совокупные размеры задолженности предприятий, сформированных в ходе приватизации, в десятки или сотни раз превышают их уставные капиталы.
Содержанием реструктуризации задолженностей являются погашение, списание, отсрочка, рассрочка, продажа, обмен, конвертация или иные процедуры, так или иначе связанные с освобождением предприятия от банкротства, хотя бы временно.
Реструктуризация задолженности так или иначе должна привести к реструктуризации активов, поскольку потребует обеспечения имущественных прав кредиторов за счет активов предприятий, за исключением случаев, когда находится стратегический инвестор, готовый погасить имеющиеся задолженности перед кредиторами. Кредиторов и руководство предприятия могут интересовать одни и те же виды активов, как с точки зрения их ликвидности, так и с точки зрения перспектив их использования в будущем производстве.
Содержанием реструктуризации активов предприятия является:
формирование системы управления предприятием, ориентированной на функционирование в условиях рынка;
дроблением имущественного комплекса на отдельные предприятия;
ликвидация отдельных нерентабельных производств;
продажа, сдача в аренду, передача в залог части активов;
ввод производственных мощностей;
приобретение, аренда оборудования, освоение новых технологий;
создание рыночной инфраструктуры, обеспечивающей ликвидность производимой продукции;
образование или вхождение в финансово - промышленные объединения;
сокращение избыточного персонала, переподготовка или прием нового персонала;
освобождение предприятий от содержания объектов социальной и непроизводственной сфер.
Возможности государства по реструктуризации предприятия или отраслей основываются на правах собственника (для государственных предприятий или акционерных обществ со значительной долей госсобственности) и правах кредитора (для предприятий, имеющих задолженности в федеральный бюджет и госрезерв). Для осуществления реструктуризации предприятий возможна национализация убыточных предприятий и последующая их приватизация.
3. Направление реструктуризации
Без привязки к конкретным предприятиям и производствам могут быть выделены общие направления, характерные для современного состояния мировой экономики: выполнение национальных программ по ресурсосбережению, обеспечение экологических требований и высоких потребительских качеств производимых товаров и услуг, сертификация, внедрение современных и перспективных технологий, диверсификация производств, конверсия предприятий, интеграция промышленного и банковского капитала. Структурные преобразования промышленности в странах с развитой рыночной экономикой свидетельствуют об общности подходов в выборе направлений вне зависимости от масштабов и времени реструктуризации. Эти направления должны учитываться также и вне зависимости от того, кто выступает инициатором реструктуризации, - государство либо частные собственники или кредиторы.
Национальные приоритеты, используемые при планировании структурных преобразований должны учитывать международный опыт стран, осуществляющих рыночные преобразования несколько столетий. К числу направлений реструктуризации, обеспечивающих национальные приоритеты, могут быть отнесены: независимость от ввоза сырьевых ресурсов, технологий, рабочей силы, повышение экспортного потенциала промышленности, создание рабочих мест; снижение трудоемкости и энергоемкости производимой продукции, обеспечение высокого прожиточного минимума, решение экологических проблем.
При определении стратегии реструктуризации принято выделять три группы отраслей промышленности, сформированные по уровню потребности в инвестиционных ресурсах, - группу базовых отраслей (производящих инвестиционные ресурсы), группу перспективных отраслей (способных производить инвестиционные ресурсы после реструктуризации), группу структурно - депрессивных отраслей или предприятий (подлежащих полной или частичной ликвидации). Вряд ли в России существуют отрасли, способные обходиться без привлечения инвестиционных ресурсов, это возможно только для отдельных предприятий или групп предприятий.
В структуре отраслей, подведомственных Минпрому России, к первой группе могут быть отнесены отдельные предприятия металлургии и нефтехимии. Ко второй группе могут быть отнесены все остальные предприятия после реструктуризации задолженностей, способные обеспечить рыночные цены на производимую продукцию и сформировать рынок ее сбыта. В этом смысле определяющим будет не отраслевое деление, а возможности ценообразования с учетом специфики транспортных издержек, стоимости потребляемых энергоресурсов, природных условий, необходимости содержать объекты социально - бытовой сферы. Наиболее вероятными "точками роста" скорее всего станут предприятия, опирающиеся на уникальные природные ресурсы России, - золотодобывающие, производящие химические удобрения, предприятия промышленной химии, производства, задействованные в авиапромышленности и высоких оборонных технологиях.
Свертыванию или ликвидации (частичной или полной) должны подвергаться предприятия, не имеющие потенциала для производства конкурентоспособной продукции даже после реструктуризации. В первую очередь, это относится к предприятиям, ликвидация которых:
не создает существенных социальных проблем;
не оказывает влияния на национальные интересы и безопасность.
Такими предприятиями могут оказаться ряд предприятий машиностроительного комплекса, текстильной и легкой промышленности и часть предприятий золотодобывающей и химической промышленности.
Реструктуризация даже одного предприятия представляет собой сложный, длительный по времени и требующий значительных финансовых и материальных ресурсов процесс, планирование которого должно осуществляться в рамках бизнес - плана.
Для отраслей должны быть разработаны программы реструктуризации, учитывающие прежде всего отраслевые особенности и приоритеты, особенности разделения труда, структуры товарных рынков и рынков рабочей силы.
4. Элементы отраслевых программ реструктуризации
Разработке программы реструктуризации отрасли должен предшествовать анализ финансового состояния и важнейших технико - экономических показателей предприятий отрасли, анализ товарных рынков, разработка направлений реструктуризации, определение приоритетов и перспектив развития отрасли. Содержание программы должно быть ориентировано на возможность, после ее утверждения, реализации конкретных процедур реструктуризации без задержек, ограничений, дополнительных согласований, иначе значимость и результативность реализации программы теряет всякий смысл.
Отраслевая программа реструктуризации разрабатывается с целью определения источников, механизмов финансирования, сроков, задач и перечней предприятий, реструктуризация которых осуществляется силами и средствами:
федеральных органов исполнительной власти посредством процедур приватизации, банкротства, ликвидации;
органами власти субъектов Федерации;
местных органов исполнительной власти;
исключительно предприятий;
кредиторов или инвесторов предприятий;
предприятий с привлечением средств бюджета и других источников финансирования.
Отраслевая программа реструктуризации должна содержать следующие основные разделы:
цели реструктуризации отрасли;
направления реструктуризации;
перечни предприятий, реструктуризация которых осуществляется в соответствии с решениями федеральных и местных органов исполнительной власти, исполнительных органов предприятий, кредиторов и инвесторов;
порядок и критерии принятия решений о реструктуризации;
способы реструктуризации;
средства, необходимые для проведения реструктуризации, и механизм финансирования;
сроки реструктуризации;
мероприятия по стимулированию реструктуризации предприятий;
меры, обеспечивающие социальную защиту работников предприятий;
порядок взаимодействия с местными органами власти в ходе реструктуризации;
порядок взаимодействия с предприятиями, подлежащими реструктуризации;
перечень нормативно - правовых документов, обеспечивающих тот или иной способ реструктуризации.
Программа реструктуризации отрасли может быть утверждена указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации.
Проект программы, с целью ее утверждения, в установленном порядке представляется на согласование в заинтересованные министерства и ведомства.
Начальник Департамента
реструктуризации промышленности
и инвестиций
С.А.МИХАЙЛОВ