"Концепция общего регулирования деятельности групп компаний, развивающих различные цифровые сервисы на базе одной "Экосистемы"
КОНЦЕПЦИЯ
ОБЩЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУПП КОМПАНИЙ,
РАЗВИВАЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ ЦИФРОВЫЕ СЕРВИСЫ
НА БАЗЕ ОДНОЙ "ЭКОСИСТЕМЫ"
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Концепция общего регулирования деятельности групп компаний, развивающих цифровые сервисы на базе одной "экосистемы", устанавливает систему приоритетов, целей, задач и направлений правового регулирования отношений между различными категориями физических и юридических лиц, а также государством с учетом влияния на такие отношения результатов деятельности функционирования цифровых платформ и экосистем, и направлена на создание благоприятных условий для экономического роста, конкуренции и безопасной среды.
Правовая основа
Правовую основу настоящей Концепции составляют:
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации";
- Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
- Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах";
- Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений";
- Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
- Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях";
- Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе";
- Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей";
- Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных";
- Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне";
- Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле";
- Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
- Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности";
- Трудовой кодекс Российской Федерации;
- Иные законы Российской Федерации и подзаконные нормативные правовые акты Российской Федерации, прямо или косвенно затрагивающие указанную деятельность.
Термины и определения
В настоящей Концепции используются следующие термины и определения:
Группа компаний - объединение юридических лиц, связанных отношениями значительного влияния или контроля.
Цифровая платформа - это бизнес-модель, позволяющая потребителям и поставщикам связываться онлайн для обмена продуктами, услугами и информацией (цифровыми сервисами), включая предоставление продуктов/услуг/информации собственного производства.
Технологическая платформа - это набор технологических переиспользуемых компонентов (как правило, облачных) на каждом уровне архитектуры (инфраструктура, хранение данных, технологические сервисы, бизнес-логика, прикладные решения, канальные приложения). Они также включают в себя инструменты разработки и эксплуатации, средства интеграции, инструменты аналитики, средства обеспечения безопасности для повышения скорости.
Облачные технологии в основе платформы позволяют использовать единый подход при принятии архитектурных решений: автомасштабирование, автовосстановление, автоматизированное управление зависимостями, автоматический мониторинг.
Цифровая экосистема - это клиентоцентричная бизнес-модель, объединяющая две и более группы продуктов, услуг, информации (собственного производства и/или других игроков) для удовлетворения конечных потребностей клиентов (безопасность, жилье, развлечения и т.д.).
Особенностью экосистем является то, что они объединяют продукты/услуги, создавая дополнительную ценность при пользовании более чем одним/одной продуктом/услугой с точки зрения удобства и/или финансовой привлекательности для своих поставщиков и потребителей, на основе технологических платформ.
Понятия цифровых платформ и экосистем появились эволюционно из мира офлайн. Изначально физическая среда обитания человека представляла собой платформы и экосистемы, в которых человек удовлетворял свои потребности. Например, города, торговые центры, вокзалы и аэропорты, кинотеатры представляют собой офлайн-экосистемы, где человек получает комплекс товаров и услуг.
С появлением технологий офлайн-платформы и экосистемы начали трансформироваться в цифровые. Теперь приобретение, а иногда и предоставление продуктов и услуг осуществляется в формате онлайн на цифровых платформах и в экосистемах.
Границы между цифровыми платформами и предоставляемыми ими продуктами/услугами и цифровыми экосистемами могут быть размытыми. Цифровые экосистемы являются следующей фазой развития цифровых платформ, в том числе могут включать несколько цифровых платформ. Также экосистемы зачастую основаны на современной технологической платформе.
Выделяют два вида цифровых платформ и экосистем: национальные и иностранные. Определения и критерии еще предстоит определить.
Актуальность разработки Концепции
На развитие современной мировой экономики все большее влияние оказывают технологии, вследствие чего происходит формирование принципиально нового типа экономики - цифровой экономики, фундаментальным элементом которой являются цифровые платформы и экосистемы.
Ведущие компании мира строят экосистемы, поддерживая свою долгосрочную привлекательность и развитие (например, Amazon уже 20 лет развивает экосистему). В мире существует две страны, где национальные экосистемы уже совместно занимают 30% мирового рынка электронной коммерции. На долю США и Китая приходится 75% патентов, связанных с блокчейном, 50% рынка интернета вещей, 75% рынка облачных вычислений. В большинстве других стран, в том числе в Европейском союзе, национальные экосистемы не сформировались и на их рынках доминируют в основном экосистемы из США и Китая. Россия может стать третьей страной с масштабными национальными экосистемами.
Для России, как и для других стран, актуальным является как развитие лидерства национальных игроков, так и оценка потенциальных рисков для конкурентной среды и экономики, которые может нести экосистемная бизнес-модель как таковая. Регуляторы по всему миру активно обсуждают эти вопросы и разрабатывают соответствующие предложения по изменению правового поля. При разработке регулирования в России важно учитывать как международный опыт, так и необходимость его адаптации к российским условиям.
Несмотря на масштаб, экосистемы в США и Китае все больше конкурируют друг с другом и классическим бизнесом. Например, доля Alibaba на китайском рынке электронной торговли за 8 лет снизилась почти на 10 пп в результате роста JD.com, Pinduoduo и других игроков. Amazon становится поисковиком для товаров и конкурирует с Google и другими компаниями.
Экосистемы в США и Китае имеют финансовые, технологические ресурсы, данные и клиентскую базу для экспансии на международные рынки. Например, для Amazon Германия - самый большой рынок после США, Alibaba в стратегии до 2024 года одним из приоритетов ставит выход на иностранные рынки и завоевание глобальных потребителей.
Клиенты выбирают экосистемы - классические бизнес-модели уступают экосистемам по удобству, выбору и цене для клиентов. Выбор может пасть на национальные или иностранные экосистемы из США и Китая. Alibaba уже присутствует на российском рынке не только в электронной коммерции, но в платежах, предоставляя платежные сервисы для граждан Китая.
Российские технологические компании также двигаются в экосистемном направлении, расширяя линейку своих продуктов и услуг, в том числе начиная предлагать клиентам финансовые услуги.
Цифровые рынки в России находятся на ранней стадии развития и еще не достигли достаточной зрелости, например, проникновение электронной коммерции в общем обороте розничной торговли пока составляет 6% (в то время как в Китае - 28%, в США - 15%, по данным 2019 года). Цифровые рынки в России демонстрируют высокие темпы роста - отдельные сегменты до 50% в год. Кроме того, многие цифровые рынки высоко фрагментированы (например, на рынке электронной коммерции доля Wildberries составляет 17%, Ozon - 8%, Mvideo - 6% и т.д.).
Цифровые экосистемы в России только зарождаются. В настоящее время одновременно формируется несколько экосистем и платформ на основе различных отраслей. Особенностью России в формировании экосистем/платформ является то, что в основе лежат не только технологические продукты и услуги (поиск, социальные сети, электронная коммерция), но и классические, такие как финансы и телекоммуникации. Формируется конкуренция между экосистемами/платформами, которая будет усиливаться.
Преимущества и риски
Уже сейчас на основе фактических наблюдений можно сказать, что цифровые экосистемы и платформы оказывают значительный позитивный эффект на экономику и социальную сферу.
Для России развитие цифровых рынков, национальных экосистем и платформ может стать не только драйвером экономического роста, но и основой для сохранения экономического и технологического суверенитета. Для российских компаний развитие экосистем не только создает возможности для долгосрочного развития, но и помогает успешно конкурировать с зарубежными экосистемами и платформами.
Основные преимущества цифровых экосистем и платформ
Для гражданина:
Обеспечение интересов клиентов - быстрое и удобное удовлетворение конечных потребностей, бесшовный клиентский путь, широта выбора, привлекательные условия, снижение территориальных барьеров.
Для бизнеса:
Обеспечение интересов поставщиков - доступ к новой клиентской базе по всей территории Российской Федерации, удобные бизнес-сервисы (логистика, маркетинг, др.).
Для экономики:
1. Рост эффективности и прозрачности - исключение неэффективных посредников в цепочках поставок, рост конкуренции на всех уровнях участников правоотношений, снижение уровня асимметрии информации (информационная прозрачность) для пользователей, "обеление" экономики.
2. Развитие малого и среднего предпринимательства, его прибыльности и срока жизни за счет расширения спроса и снижения издержек на фоне оптимизации бизнес-процессов.
3. Создание новых и высококвалифицированных рабочих мест - развитие стартапов и малого и среднего предпринимательства за счет акселерационных программ, партнерств, доступа к цифровым платформам и т.д.
4. Привлечение инвестиций в российскую экономику - высокий потенциал активов цифровых экосистем и платформ для самостоятельного выхода на рынок капитала.
5. Развитие национального венчурного рынка - повышение привлекательности российского рынка для лучших предпринимателей и специалистов.
Для государства:
1. Обеспечение национальной безопасности - стимулирование российских потребителей к переходу на отечественные экосистемы/платформы, а также предотвращение накопления иностранными экосистемами/платформами важной экономической, социологической, демографической и иной информации.
2. Развитие технологий и обеспечение технологической независимости России от иностранных экосистем/платформ - долгосрочные инвестиции, в том числе в наукоемкие отрасли и направления (например, беспилотные технологии), кросс-отраслевой трансфер технологий.
Характеристика проблем, рисков и вызовов
Активное развитие платформ и экосистем в мире формирует ряд рисков/вызовов:
1. Быстрые изменения в связи с внедрением современных технологий и развитием цифровых платформ/экосистем повышают требования к скорости реагирования и формированию регуляторной политики со стороны государства.
2. Риски, возникающие в результате развития экосистем/платформ, приобретения и злоупотребления ими доминирующим положением, схожи с аналогичными рисками классического бизнеса, но могут иметь свои особенности в части регулирования.
3. Развитие экосистем/платформ может обострять вопросы доминирования, в частности могут возникать риски монополизации данных.
4. Требуется учет специфики цифровых продуктов/услуг и особенностей экосистем/платформ при разработке механизмов митигации рисков.
5. Риски, связанные с экосистемами/платформами, услугубляются возможным трансграничным характером взаимодействия в рамках экосистемы/платформы.
Риски, связанные с распространением экосистем, можно сгруппировать по категориям.
Для гражданина:
Злоупотребление отношениями с клиентами, например, продажи путем введения в заблуждение, навязывание товаров и услуг, недостаток ответственности платформ за конечные продукты и услуги, ущемление прав потребителей.
Для бизнеса:
Практики недобросовестной конкуренции, которые также предстоит уточнить в контексте развития экосистем/платформ.
Для экономики и государства:
1. В условиях отсутствия конкурентоспособных национальных экосистем и платформ и с учетом трансграничной специфики взаимодействия развитие иностранных экосистем/платформ приводит к снижению конкурентоспособности национальной экономики, налогооблагаемой базы и формирует риски утраты контроля за использованием данных, в том числе персональных и коммерческих.
2. Кибер-риски, технологические риски и риски для безопасности персональных данных клиентов цифровых экосистем и платформ.
Указанные риски формируют запрос на выработку государственной политики в сфере регулирования деятельности цифровых платформ и экосистем и формирование безопасной цифровой среды, включая развитие национальных экосистем и платформ.
Международный опыт правового регулирования
Активная экспансия иностранных цифровых платформ и экосистем стимулирует регуляторов прорабатывать регуляторные инициативы. Во всех странах целью регулирования является защита интересов локальных поставщиков и потребителей. При этом для США и Китая, помимо указанной цели, главным направлением регулирования является ограждение национального рынка от выхода на него иностранных экосистем/платформ. Власти этих стран считают данную тему вопросом национальной безопасности.
В США
На американский рынок был запрещен выход китайского AntFinancial. С точки зрения защиты локальных потребителей и поставщиков, Комитет при Конгрессе в 2020 году начал расследование неконкурентного поведения крупных экосистем Facebook, Google, Amazon и Apple в рамках действующего антимонопольного законодательства США. По итогам расследования Комитет Конгресса составил перечень из более чем 10 рекомендаций, направленных на ограничение злоупотреблений крупнейших экосистем своим доминирующим положением, в том числе ограничение для будущих сделок M&A, возможное разделение бизнесов компаний. Данное расследование вызвало волну исков против крупнейших экосистем США.
В Китае
В Китае, где также цифровые рынки и экосистемы уже сформировались, в 2019 году принят закон об электронной коммерции, который направлен на защиту персональных данных и прав покупателей, борьбу с контрафактной продукцией, фейковыми отзывами и прочее. Кроме того, ряд исков в 2019 - 2020 годах антимонопольного органа Китая к Alibaba, JD.com и Tencent о злоупотреблениях доминирующим положением стал одним из триггеров к дополнению антимонопольного законодательства.
В странах ЕС
По мере активного развития глобальных крупнейших экосистем на рынке ЕС Еврокомиссия с 2017 года обеспокоена вопросом их регулирования: были предъявлены иски к Google и Facebook. Европейским союзом в 2020 году разработаны проекты нормативных правовых актов в части регулирования цифровых рынков, цифровых услуг, данных. При этом акценты сделаны на защите пользователей и борьбе с нелегальным контентом, недопущении злоупотребления доминирующим положением платформ и экосистем и на развитии европейских рынков. В части регулирования данных ключевые положения направлены на создание условий для безопасного хранения мировых данных в Европе, регулирование и стандартизацию доступа к промышленным данным, защиту персональных данных. Кроме того, ряд европейских стран принял (Франция, Испания, Италия, Польша и др.) или предложил принять (Бельгия, Чехия, Словакия) меры по вводу цифрового налога.
Российский опыт
В России сложились благоприятные условия для формирования национальной технологической индустрии, есть востребованность инновационных решений со стороны населения. Тренд на расширение продуктовой линейки, предлагаемой потребителю, на бесшовность получения таких услуг отчетливо прослеживается как у крупнейших технологических компаний из секторов телекоммуникаций, поисковых интернет-сервисов, электронной коммерции, так и в финансовой отрасли.
Российские экосистемы/платформы конкурируют как между собой, так и с иностранными экосистемами/платформами, которые в том числе предоставляют отдельные цифровые продукты и услуги. Такая конкуренция в условиях даже равного регулирования чрезвычайно трудна для российских компаний в силу кардинального различия в их инвестиционных возможностях относительно иностранных игроков. Для ряда национальных цифровых продуктов/услуг поддержание конкурентоспособности относительно иностранных аналогов, вплоть до выживаемости, возможно только в качестве участника/партнера национальной экосистемы. Введение регуляторных ограничений для российских экосистем и платформ должно поддерживать равный баланс сил на рынке и не должно создавать преимуществ для иностранных экосистем и платформ.
Ожидаемые результаты
Настоящая Концепция направлена на создание сбалансированных регуляторных условий для участников цифровых рынков - безопасной цифровой среды, развития национальных экосистем и платформ и развития национальной экономики.
Общественно значимым результатом внедрения настоящей Концепции является становление системы отношений, обеспечивающей гарантированный доступ граждан Российской Федерации к экономическим и социальным благам, формируемым на основе использования цифровых технологий, создание условий для формирования высококонкурентных цифровых рынков и сохранение национальной технологической независимости.
II. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ РЕГУЛИРОВАНИЯ
В рамках настоящей Концепции в качестве предмета регулирования рассматриваются отношения, возникающие между:
- национальными экосистемами/платформами;
- национальными и иностранными экосистемами/платформами;
- группой компаний одной экосистемы и прочими участниками экономической деятельности (внутрикорпоративные отношения);
- экосистемами/платформами и гражданами;
- экосистемами/платформами и бизнесом/поставщиками;
- экосистемами/платформами и государством.
III. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦИФРОВЫХ ЭКОСИСТЕМ
Целью реализации настоящей Концепции является формирование регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий и осуществления экономической деятельности, а также благоприятных условий для развития эффективной конкуренции. При этом необходимо обеспечить защищенность граждан и поставщиков, технологический суверенитет и устойчивое социально-экономическое развитие в условиях цифровой экономики.
Целью регулирования цифровых экосистем и платформ на данном этапе их становления является поддержание качественной конкуренции на российском рынке для всех игроков вне зависимости от их принадлежности к той или иной экосистеме, развитие национальных экосистем/платформ в Российской Федерации в условиях конкуренции с иностранными экосистемами/платформами, защита интересов поставщиков и потребителей товаров и услуг экосистем/платформ, что будет способствовать экономическому росту, цифровизации и технологическому развитию Российской Федерации.
Регулирование должно быть своевременным и не препятствовать развитию инноваций, экосистем и отдельных цифровых платформ, которые еще находятся на стадии становления и бросают вызов иностранным экосистемам, в том числе на глобальных рынках. Правовой режим должен создать благоприятные условия для поступательного развития национальных экосистем/платформ. Кроме того, стратегически важно избегать ситуаций, когда регулирование российских экосистем/платформ будет ослаблять их позиции по сравнению с зарубежными экосистемами/платформами, работающими на рынке России.
Задачи
С учетом заявленной цели выделяются следующие задачи регулирования:
1. Создание правовых основ для защиты от иностранных экосистем и платформ - обеспечение преференциального положения национальных экосистем и платформ на российском рынке с учетом принятых Российской Федерацией международных обязательств.
2. Создание правовых основ для поддержания качественной конкуренции на российском рынке как между лидирующими экосистемными бизнес-моделями, так и с менее крупными платформами, а также нишевыми поставщиками товаров и услуг.
3. Создание правовых основ для дальнейшего развития национальных экосистем и платформ.
4. Соблюдение интересов потребителей и поставщиков экосистем/платформ.
Принципы
Для обеспечения условий развития цифровых рынков, функционирования и развития цифровых экосистем и платформ необходимо соблюдение следующих принципов:
- безопасность цифровой среды;
- бесшовность инструментов и механизмов поддержки;
- преферециальные условия ведения деятельности национальными участниками рынка перед иностранными;
- предотвращение регуляторного и налогового арбитража, в том числе в пользу иностранных платформ и экосистем;
- здоровая конкуренция между национальными экосистемами/платформами;
- прозрачность условий доступа потребителей к сервисам цифровой экосистемы и платформы, не допускающих неограниченного усмотрения собственника экосистемы;
- свобода перехода пользователей между цифровыми платформами, экосистемами;
- свобода распоряжения пользователями своими данными, хранящимися и обрабатываемыми цифровой платформой, экосистемой;
- недопущение навязывания платформами и экосистемами собственных сервисов, создания дискриминационных условий;
- недопущение ограничения выбора потребителя;
- открытость;
- взаимность.
IV. НАПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Направления
Настоящая Концепция определяет подходы к общему регулированию по следующим направлениям:
- регулирование в интересах развития национальных экосистем и платформ: налоговое стимулирование, преференции локальным игрокам, развитие конкурентной среды, предотвращение регуляторного и налогового арбитража, др.
- проведение государственной политики поддержки внутренней конкуренции в целях сохранения оптимальной структуры рынка: конкуренция между крупными экосистемами, наличие менее крупных платформ и нишевых участников, создание условий для выхода новых игроков на рынок платформенных сервисов;
- защита прав и интересов потребителей и поставщиков как внутри экосистем, так и за их периметром;
- обеспечение условий для инновационного развития экономики, а также повышения конкурентоспособности национальных платформ и экосистем;
- содержательный пересмотр понятия недобросовестных конкурентных практик и активное противодействие им;
- отсутствие преференций в адрес отдельных экосистем со стороны государства, включая отсутствие преференций в отношении государственных услуг и инфраструктуры на рынке (равноудаленность);
- интеграция в международную повестку вопросов платформенного регулирования, участие в выработке международных принципов и подходов в отношении регулирования платформ и экосистем.
В целях реализации настоящей Концепции система общего регулирования рассматривается как единый механизм, обеспечивающий сбор обратной связи и учет приоритетов граждан, бизнеса, некоммерческих объединений и государства. Совокупность приоритетов используется для целей стратегического планирования и формирования целевых моделей отраслей и секторов экономики, оценки регулирующего и фактического воздействия, а также систем управления инициативами и изменениями. Результатом выработки политики становится применение в соответствующих сегментах инструментов воздействия, включающих в себя ограничения, предписания, стимулирование и сотрудничество.
Механизмы
С учетом специфики действующего законодательства для развития системы общего регулирования будут реализованы следующие механизмы:
1. Меры содействия развитию национальных цифровых платформ и экосистем с целью поддержания их конкурентоспособности с международными экосистемами и платформами на российском рынке при соблюдении договоренностей по ВТО и иных международных соглашений. Выстраивание отношений с иностранными регуляторами по выработке подходов по допуску иностранных экосистем/платформ на национальные рынки, с обязательным условием допуска в них национальных поставщиков товаров и услуг.
2. Развитие антимонопольных инструментов. Необходимо произвести пересмотр определений, в первую очередь, периметра и оценки влияния субъектов антимонопольного законодательства. Важно определить критерии цифровых экосистем, платформ, иностранных и национальных, доминирующих, сегменты рынка (продукты, услуги), их границы. Необходим контроль ФАС России за недобросовестным поведением экосистем/платформ и наличие критериев, в соответствии с которыми возможно применение антимонопольных мер. Отдельное внимание уделяется сделкам слияния и поглощения (M&A) доминирующих экосистем и платформ, в том числе в сфере технологических компаний (может быть введено правило согласования сделок с ФАС России в зависимости от размера сделки и ее влияния на рынок). Нуждается в пересмотре также понятие недобросовестных практик в условиях платформенной экономики.
3. Введение понятия открытости экосистем и платформ и введение правил открытой модели, в случае если они не создают преференциальные условия глобальным экосистемам и платформам, работающим на российском рынке, а также применение мер в части обеспечения защиты не аффилированных с экосистемой/платформой поставщиков, допущенных в такую экосистему/платформу, в том числе предотвращение их тарифной, технологической, операционной, информационной дискриминации, включая дискриминацию в части поисковых и рекламных услуг.
4. Меры по обеспечению непрерывности деятельности крупных экосистем и платформ, а также информационной безопасности и противодействию мошенничеству. Поддержание приемлемого уровня стабильности, непрерывности и защищенности функционирования организаций, действующим в едином киберпространстве с фокусом на обеспечение стабильности функционирования общества, организаций и государства; защищенность имущества (в том числе информации) граждан и организаций; безопасность жизни и здоровья граждан.
5. Комплекс мер по регулированию управления данными, включая их защиту, принципы использования внутри экосистемы и за ее периметром, право клиента на распоряжение своими данными.
6. Обеспечение свободного перехода потребителей между экосистемами/платформами и нишевыми поставщиками в целях поддержания конкурентной среды на соответствующих базовых рынках товаров и услуг, включая обеспечение цифровой грамотности населения и возможности выбора потребителями пакета услуг или услуг по отдельности.
Соответствующие механизмы должны обеспечивать формирование безопасной цифровой среды и благоприятных условий для создания, развития и функционирования национальных цифровых платформ, экосистем на всех этапах жизненного цикла от цифровых платформ до цифровых экосистем и экономики:
- На этапе развития цифровых сервисов и их трансформации в цифровую платформу применяются меры государственной поддержки при соблюдении принципа равноудаленности государства в целях стимулирования появления новых сервисов и услуг с использованием цифровых технологий, а также механизмы экспериментальных правовых режимов для создания соответствующих правовых условий в тех секторах, где текущее регулирование ограничивает их появление и развитие. При этом обеспечение доверенной цифровой среды осуществляется посредством механизмов защиты прав потребителей и защиты персональных данных.
- Обеспечение доверенной цифровой среды осуществляется также регулированием обмена данными между цифровыми сервисами, обеспечением защиты цифровых активов, обеспечением недискриминационного доступа, соблюдением единых требований, стандартов, регулированием налогообложения.
- При формировании рынка экосистем требуются механизмы обеспечения устойчивого развития. Обеспечение доверенной цифровой среды осуществляется обеспечением технологического суверенитета, снижением барьеров на переход из одной экосистемы в другую, антимонопольным регулированием.
V. ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Реализация настоящей Концепции будет осуществляться в рамках национальной программы "Цифровая экономика" с применением механизмов государственно-частного партнерства.