"Концепция формирования механизма публичного представления предложений граждан Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для рассмотрения в Правительстве Российской Федерации предложений, получивших поддержку
КОНЦЕПЦИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ПУБЛИЧНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ"
ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ПОЛУЧИВШИХ ПОДДЕРЖКУ НЕ МЕНЕЕ 100 ТЫС.
ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО ГОДА
Российская общественная инициатива
I. Введение
1. Настоящая Концепция разработана в соответствии с подпунктом "в" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в целях создания технических, организационных и правовых условий для публичного представления предложений граждан Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для рассмотрения в Правительстве Российской Федерации предложений, получивших поддержку не менее 100 тыс. граждан Российской Федерации в течение одного года (далее - "российская общественная инициатива").
II. Принципы "российской общественной инициативы"
2. Создание условий для реализации "российской общественной инициативы" основывается на следующих принципах:
а) принцип законности, который предполагает, что предложение гражданина Российской Федерации в рамках "российской общественной инициативы" (далее соответственно - гражданин, предложение) не должно нарушать свободы, права и законные интересы других лиц.
Механизм "российской общественной инициативы" не должен подменять собой иные установленные законом процедуры участия граждан в управлении делами государства. В частности, следует ограничить возможность применения механизма "российской общественной инициативы" по вопросам, которые не могут выноситься на референдум в соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации".
Реализация принципа законности потребует проведения предварительной экспертизы выдвигаемого предложения до размещения этого предложения с использованием общедоступного специализированного ресурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - специализированный ресурс);
б) принцип открытости, который предполагает создание и свободное использование специализированного ресурса, что обеспечивает открытый доступ любых заинтересованных лиц к размещенным предложениям, возможность ознакомления с результатами голосования, а также со всеми решениями, принятыми в отношении выдвигаемых предложений.
Принцип открытости предполагает также запрет на выдвижение анонимного предложения. Обеспечение идентификации инициатора предложения предполагается осуществлять с использованием единой системы идентификации личности в рамках федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - Единая система идентификации и аутентификации).
Регистрация пользователей с использованием указанной системы позволит обеспечить участие в выдвижении предложений и голосовании за них исключительно граждан, достигших 18 лет;
в) принцип обязательности рассмотрения, который предполагает, что все предложения, выраженные с использованием средств специализированного ресурса, поддержанные в течение одного года не менее 100 тыс. граждан, подлежат обязательному рассмотрению рабочей группой при Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства (далее - рабочая группа);
г) принцип доступности, который предполагает как исключение завышенных требований к содержанию и оформлению предложения, так и наличие требований, обеспечивающих ясность и недвусмысленность толкования этого предложения при рассмотрении другими гражданами, органами государственной власти и иными органами и организациями. Принцип доступности предполагает также разработку Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации требований, обеспечивающих доступ к специализированному ресурсу для граждан с ограниченными физическими возможностями, использование мобильных приложений, а также наличие подробных и простых для понимания инструкций по работе со специализированным ресурсом.
III. Процедура осуществления "российской общественной инициативы"
3. Процедура осуществления "российской общественной инициативы" предусматривает следующие этапы:
а) публичное представление предложения, в том числе: направление гражданином предложения с использованием специализированного ресурса;
проведение предварительной экспертизы предложения оператором специализированного ресурса, принятие им решения о размещении предложения с использованием специализированного ресурса в разделе для голосования либо об отказе в его размещении;
голосование за предложение с использованием специализированного ресурса;
подведение итогов голосования по предложению и направление оператором специализированного ресурса предложения в рабочую группу либо снятие предложения с голосования;
б) рассмотрение предложения рабочей группой и принятие решения о целесообразности разработки проекта соответствующего нормативного правового акта или иного решения;
в) разработка федеральным органом исполнительной власти проекта нормативного правового акта, направленного на реализацию предложения;
г) принятие федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта или иного решения, либо внесение Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации проектов федеральных законов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, либо представление проектов распоряжений и указов Президенту Российской Федерации.
IV. Публичное представление предложения
4. Направление гражданином предложения осуществляется посредством заполнения специальной формы с использованием специализированного ресурса. Инициатором предложения является гражданин, авторизованный с использованием Единой системы идентификации и аутентификации (далее - инициатор предложения).
5. Оператор специализированного ресурса выбирается Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Оператор специализированного ресурса осуществляет:
а) техническое обеспечение работы специализированного ресурса;
б) направление предложения в рабочую группу в случае поддержки предложения не менее 100 тыс. голосов "за";
в) регулярное направление в рабочую группу результатов мониторинга поступивших предложений;
г) разъяснительную работу по функционированию специализированного ресурса.
7. Предложение гражданина подлежит предварительной экспертизе оператором специализированного ресурса на предмет соответствия следующим требованиям:
а) предложение представляется на русском языке;
б) предложение не содержит нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни или здоровью других лиц, призывов к осуществлению экстремистской деятельности;
в) предложение содержит описание проблемы, которую предлагается решить, вариант (варианты) ее решения, обоснование предлагаемых решений.
8. На голосование с использованием специализированного ресурса не выносятся:
а) предложения, противоречащие Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права;
б) предложения, аналогичные предложению, которое ранее было выдвинуто для голосования с использованием специализированного ресурса и в отношении которого голосование не завершено;
в) предложения по вопросам, предусмотренным частью 5 статьи 6 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации";
г) предложения, не соответствующие требованиям, содержащимся в настоящей Концепции.
9. По результатам предварительной экспертизы оператор специализированного ресурса направляет инициатору предложения в электронном виде уведомление о размещении предложения с использованием специализированного ресурса и начале процедуры голосования либо об отказе в его размещении.
10. Инициатор предложения, получивший отказ в размещении его предложения для голосования, может повторно представить указанное предложение для размещения с использованием специализированного ресурса после устранения указанных оператором несоответствий.
11. В случае выдвижения предложения, содержащего нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни или здоровью других лиц, а также призывы к осуществлению экстремистской деятельности, инициатор предложения ограничивается в возможности выдвигать предложения с использованием специализированного ресурса, о чем он уведомляется в электронном виде.
12. Голосование за предложение с использованием специализированного ресурса начинается в день принятия решения о размещении этого предложения для голосования и проводится в течение одного года.
13. Система голосования с использованием специализированного ресурса организуется по принципу "один человек - один голос" таким образом, чтобы граждане имели возможность проголосовать как за предложение, так и против него.
14. Если предложение содержало 2 и более варианта решения поставленной в нем проблемы, на альтернативное голосование выносятся все предложенные варианты.
15. Поддержанным считается предложение, которое в течение одного года после его размещения с использованием специализированного ресурса собрало 100 тыс. голосов и более "за". В случае если на альтернативное голосование было вынесено несколько вариантов решения проблемы, поставленной в предложении, предложение считается поддержанным, если хотя бы один из указанных вариантов получил в течение одного года не менее 100 тыс. голосов "за".
Предложение, не набравшее в течение одного года 100 тыс. голосов "за", считается не поддержанным и снимается с голосования.
V. Экспертиза предложения и принятие решения о целесообразности разработки проекта нормативного правового акта или иного решения
16. После того как предложение собрало не менее 100 тыс. голосов "за", оно направляется оператором специализированного ресурса в рабочую группу для проведения экспертизы и принятия решения о целесообразности разработки проекта соответствующего нормативного правового акта или иного решения.
17. При направлении предложения в рабочую группу оператор специализированного ресурса указывает следующую информацию:
а) данные инициатора предложения, указанные при регистрации с использованием Единой системы идентификации и аутентификации;
б) количество голосов "за", направленных в поддержку предложения, с указанием периода, в течение которого указанные голоса были собраны;
в) количество голосов "против" предложения с указанием периода, в течение которого указанные голоса были собраны.
18. В целях проведения экспертизы, указанной в пункте 16 настоящей Концепции, создается рабочая группа.
Состав рабочей группы и регламент ее деятельности утверждаются Правительственной комиссией по координации деятельности открытого правительства.
Рабочая группа для осуществления своей деятельности может привлекать представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций и бизнес-сообщества, а также экспертов.
19. По результатам рассмотрения предложения рабочая группа принимает решение о необходимости разработки проекта нормативного правового акта или иного решения, направленного на реализацию предложения. В случае принятия рабочей группой решения о поддержке предложения ее руководитель докладывает на заседании Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства о принятом решении. Указанная Комиссия направляет протокол в федеральные органы исполнительной власти для исполнения.
20. Протокол заседания рабочей группы, на котором рассматривалось предложение, и протокол заседания Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства размещаются с использованием специализированного ресурса.
VI. Разработка проекта нормативного правового акта по результатам рассмотрения предложения
21. Разработка и общественное обсуждение проекта нормативного правового акта по результатам рассмотрения предложения осуществляются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.
22. Проект нормативного правового акта, подготовленный на основании предложения, размещается с использованием специализированного ресурса.
VII. Развитие механизмов публичного представления предложений
23. Предусмотренные настоящей Концепцией процедуры могут уточняться и корректироваться по мере ее реализации.