Инструкция Госарбитража СССР от 15.10.1990
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРБИТРАЖ СССР
Согласована
Госснаб СССР,
Министерство внешних
экономических связей СССР,
Министерство торговли СССР
ИНСТРУКЦИЯ
от 15 октября 1990 года
О ПОРЯДКЕ И СРОКАХ ПРИЕМКИ ИМПОРТНЫХ ТОВАРОВ
ПО КОЛИЧЕСТВУ И КАЧЕСТВУ, СОСТАВЛЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ
РЕКЛАМАЦИОННЫХ АКТОВ
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция определяет в соответствии с Основными условиями регулирования договорных отношений при осуществлении экспортно-импортных операций, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 25 июля 1988 г. N 888, порядок и сроки приемки на территории СССР импортных товаров <1> по количеству, качеству и комплектности, составления и направления рекламационных актов и обязательна для заказчиков, получателей и внешнеэкономических организаций, если иное не предусмотрено в договоре <2> и /или контракте <3>.
Стороны вправе предусмотреть в договоре иной порядок и сроки приемки товаров, которые необходимо учитывать при заключении контрактов с иностранными поставщиками.
Если заказчик является одновременно получателем, то он непосредственно выполняет предусмотренные в настоящей Инструкции обязанности получателя.
--------------------------------
<1> Под словом "товар" понимается также продукция, работы, услуги и результаты научно-технической деятельности.
<2> Под словом "договор" понимается соглашение между заказчиком импортного товара и внешнеэкономической организацией.
<3> Под словом "контракт" понимается соглашение между внешнеэкономической организацией и иностранным поставщиком товара.
2. Заказчики в 10-дневный срок с момента получения от внешнеэкономической организации копии контракта или информации о его основных условиях обязаны сообщить получателям о соответствующих условиях контракта, в том числе о сроках предъявления внешнеэкономической организацией претензий иностранным поставщикам.
Получатели, переотправляющие товары в таре или упаковке иностранного поставщика, обязаны сообщить указанные условия своим получателям в 7-дневный срок после получения этих данных от заказчика.
3. Проверка в СССР качества товара, закупленных за границей по стандартам, принятым в международной торговле, по иностранным стандартам или техническим условиям (кондициям) иностранных поставщиков, должна производиться в соответствии с требованиями и методами, предусмотренными этими стандартами или техническими условиями (кондициями), если в договоре и/или контракте не предусмотрено иное.
Внешнеэкономическая организация обеспечивает передачу заказчику соответствующих стандартов, технических условий (кондиций) иностранного поставщика в согласованные с заказчиком сроки и количестве экземпляров, а заказчик - своим получателям.
II. Порядок и сроки приемки товаров
4. Приемка получателем товаров от органов транспорта и почтовых отправлений от органов связи осуществляется в соответствии с правилами, действующими на транспорте и в органах связи.
5. При приемке товаров по количеству проверяется соответствие фактического наличия товаров данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных и/или расчетных документах, а при приемке их по качеству и комплектности - требованиям к качеству товаров, предусмотренным в договоре и/или контракте.
При отсутствии сопроводительных и расчетных документов приемка товаров производится по данным маркировки и внутритарных упаковочных листов, а при отсутствии последних - по фактическому наличию.
6. Приемка товаров по количеству, качеству и комплектности осуществляется получателем с участием эксперта организаций Торгово-промышленной палаты СССР (В/О "Союзэкспертиза", производственных фирм региональных отделений и других организаций Торгово-промышленной палаты СССР, на которые возложено проведение экспертизы), торгово-промышленной палаты союзной республики или органа, осуществляющего государственную экспертизу, или аварийным комиссаром.
При невозможности осуществления приемки товаров с участием эксперта или аварийным комиссаром приемка производится получателем с участием компетентного представителя незаинтересованной организации (отдела исполкома местного Совета народных депутатов, научно-исследовательского института и других организаций), не входящей в одну систему с получателем, полномочия которого должны подтверждаться документом, выданным организацией, направившей представителя.
Доказательства отказа Торгово-промышленной палаты СССР, торгово-промышленной палаты союзной республики или органа, осуществляющего государственную экспертизу, от выполнения заявки на проведение экспертизы товаров или обоснование невозможности вызова эксперта представляются вместе с актом приемки.
7. По результатам приемки составляется рекламационный акт в форме акта экспертизы Торгово-промышленной палаты СССР, торгово-промышленной палаты союзной республики или акта государственной экспертизы, или аварийного сертификата страховой организации, или акта приемки, составленного получателем с участием компетентного представителя незаинтересованной организации.
8. Приемка товаров должна производиться, как правило, без приостановления.
В случаях, когда приемка товаров произведена с приостановлением, получатель обязан принять меры к обеспечению сохранности товаров во время перерыва в приемке.
Приостановленные приемки по количеству при выгрузке товаров из вагона, контейнера не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
9. Приемка товаров, поступивших в ненарушенной таре или упаковке иностранного поставщика, производится, как правило, на складе конечного получателя.
Если товар поступил к конечному получателю от предприятия (организации), вскрывшего тару или упаковку иностранного поставщика, то приемка производится в соответствии с инструкциями о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству, утвержденными Государственным арбитражем СССР. В случае установления производственного или конструктивного недостатка товара получателем составляется рекламационный акт в соответствии с порядком, установленным для приемки товара в таре и упаковке иностранного поставщика.
10. Получатели, переотправляющие товары в таре или упаковке иностранного поставщика, обязаны производить их приемку по количеству, качеству и комплектности при несоответствии веса брутто весу, указанному в сопроводительных документах; при получении товаров в поврежденной, открытой, немаркированной таре, в таре, не обеспечивающей сохранность товара, а также с поврежденной пломбой, повреждением других вспомогательных упаковочных средств и материалов (ленты, пленки и т.п.) или наличии признаков повреждения (потеки, слышимый бой); при отсутствии указанных нарушений, если в результате переотправки товаров не может быть обеспечено получение внешнеэкономической организацией рекламационного акта в сроки, необходимые для своевременного предъявления претензии иностранному поставщику.
11. При обнаружении товаров, не соответствующих требованиям к качеству, установленным договором и/или контрактом, получатель (заказчик) обязан обеспечить сохранность этих товаров до получения указания внешнеэкономической организации о том, как поступить с ними. Товары, не соответствующие требованиям к качеству, установленным договором и/или контрактом, должны храниться в таре или упаковке иностранного поставщика, а в тех случаях, когда это оказывается невозможным, тара или упаковка должны храниться отдельно.
12. Приемка товаров осуществляется в пределах сроков, установленных для составления рекламационных актов.
III. Порядок и сроки составления рекламационных актов
13. В рекламационном акте указываются:
а) лица, участвующие в приемке и составлении акта, с указанием занимаемой должности;
б) дата, время начала и окончания приемки, место составления акта, если приемка произведена с приостановлением, - время начала и окончания перерыва, причины, послужившие основанием для приостановления приемки, меры, принятые к обеспечению сохранности товаров во время перерыва в приемке;
в) номера контракта, транса, места, партии; наименование, адрес и страна иностранного поставщика; наименование товара; дата получения товара получателем; номера коносамента, железнодорожной накладной, а также других документов, выданных соответствующими транспортными организациями в подтверждение принятия груза к перевозке;
г) наименование получателя;
д) количество товара по каждой позиции ассортимента, указанного в упаковочном листе, спецификации и других сопроводительных документах, а также в коносаменте, железнодорожной накладной (при ее отсутствии в дубликате) и в других документах, выданных соответствующими транспортными организациями в подтверждение принятия груза к перевозке, фактическое количество, установленное составителями акта; недостача товара по количеству против указанного в упомянутых документах;
е) некомплектность, недостижение обусловленных контрактом гарантийных показателей работы комплектного оборудования (по производительности, качеству готового продукта, расходу сырья, материалов и т.п.), несоответствие качества и ассортимента товаров документам, представленным иностранным поставщиком, и/или условиям контракта;
ж) состояние тары и упаковки; если состояние тары и упаковки могло повлиять на сохранность товара, дается подробное описание тары, наружной и внутренней упаковки;
з) маркировка на таре и, если это возможно, на товаре;
и) заключительная часть акта с соблюдением положений пункта 14 настоящей Инструкции.
Рекламационный акт составляется без помарок и подчисток. Внесенные в акт исправления должны быть специально оговорены и подтверждены подписями лиц, составивших акт.
Рекламационный акт печатается на пишущей машинке и скрепляется печатью (или штампом) организации, его составившей, а в том случае, когда рекламационный акт составляется получателем с участием компетентного представителя незаинтересованной организации, акт скрепляется печатью получателя.
Рекламационные акты составляются отдельно по каждому иностранному поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному документу.
14. В заключительной части рекламационного акта должны быть указаны:
а) при недостаче товара, нарушении ассортимента, некомплектности - данные о фактической недостаче, нарушении ассортимента или некомплектности в единицах измерения, указанных в транспортных документах или упаковочном листе, спецификации или другом сопроводительном документе;
б) при несоответствии товара установленным требованиям по качеству - дефект и его характер, фактическое количество товара, не соответствующего условиям договора и/или контракта, а также снижение уровня качества товара в процентах <1>, за исключением случаев, когда по сообщению внешнеэкономической организации указание таких процентов не является необходимым, или если установление уровня снижения качества в зависимости от дефектов не предусмотрено действующими в СССР нормативными документами;
--------------------------------
<1> Процент рекомендуется определять в соответствии с методикой Торгово-промышленной палаты СССР.
в) причины, вызвавшие недостачу товара и/или его дефект (производственные дефекты, повреждение в пути, ненадлежащее хранение и т.д.).
Указание цены и стоимости импортного товара, а также каких-либо требований в денежном выражении не допускается.
15. К рекламационному акту должны прилагаться подлинные транспортные документы, коммерческие акты, акты о вскрытии контейнеров (а в случае предъявления претензии органам транспорта - копии), расчеты и другие документы, подтверждающие обоснованность претензии, в частности, фотографии и эскизы товара, опечатанные образцы вместе с актом об изъятии образцов, анализы нейтральной лаборатории, материалы о результатах осмотра и испытания товаров, предусмотренные договором, а также документ, удостоверяющий право компетентного представителя незаинтересованной организации на участие в приемке импортных товаров.
16. Рекламационный акт и другие документы, необходимые для обоснования претензии, получатель составляет в 10-дневный срок со дня прибытия к нему товаров. В отношении товаров, на которые иностранным поставщиком предоставлены гарантии, при обнаружении дефектов в период действия гарантии указанные документы составляются в течение 5 дней со дня обнаружения дефектов, а на суда, судовое оборудование и запасные части к ним - не позднее чем в 10-дневный срок со дня прибытия судна в советский порт.
IV. Порядок и сроки направления рекламационных актов
17. Рекламационные акты и другие документы, подтверждающие обоснованность претензии, должны быть направлены получателем, осуществляющим приемку импортных товаров, стороне по договору сразу же после их оформления с таким расчетом, чтобы заказчику импортных товаров указанные материалы были направлены не позднее чем за 40 дней, а заказчиком - внешнеэкономической организации не позднее чем за 20 дней до истечения срока на предъявление претензии, установленного контрактом с иностранным поставщиком.
18. Рекламационные акты и другие документы, подтверждающие обоснованность претензии, направляются заказным письмом получателем заказчику в четырех экземплярах, а заказчиком - внешнеэкономической организации в трех экземплярах. В письме должно быть четко сформулировано требование (догрузить, устранить дефекты и т.д.), указаны номер выписанного за границей транспортного документа, по которому перевозился товар, а также, если возможно, номер и дата платежного требования, предъявленного заказчику внешнеэкономической организацией.
Эти требования являются обязательными и для случаев, когда по согласованию между внешнеэкономической организацией и заказчиком рекламационный акт и другие документы, подтверждающие обоснованность претензии, направляются внешнеэкономической организации получателем от имени заказчика. При этом упомянутые материалы направляются в трех экземплярах внешнеэкономической организации и в копии заказчику не позднее чем за 20 дней до истечении срока на предъявление претензии, установленного контрактом с иностранным поставщиком. Если для обоснования претензии к иностранному поставщику выявится необходимость внесения уточнений в представленные заказчиком документы и/или представления им дополнительных материалов, то заказчик должен обеспечить это в минимально короткий срок.
19. В случае, когда из имеющихся документов неясно, кто должен нести ответственность за недостачу товаров, за несоответствие товаров требованиям к качеству, установленным договором и/или контрактом, или некомплектность (иностранный поставщик или перевозчик), или возможна смешанная ответственность и заявляется претензия перевозчику, заказчик обязан сообщить внешнеэкономической организации о заявлении претензии к перевозчику. Если в соответствии с пунктом 18 настоящей Инструкции указанные в нем документы направляются получателем непосредственно внешнеэкономической организации, то получатель сообщает ей о заявлении претензии к перевозчику. В письме указывается страна, фирма-отправитель, номер контракта, если он указан в транспортном документе или в маркировке товара, номер платежного требования, если оно получено, дата отправления товара инопоставщиком и дата его поступления к получателю.
В случае отклонения претензии перевозчиком полностью или частично или отклонения судом заявленного иска, и если из ответа перевозчика или вступившего в силу решения суда вытекает, что ответственность по данной претензии должен нести иностранный поставщик, заказчик (а в случаях, предусмотренных пунктом 18 настоящей Инструкции, - получатель) в дополнение к сообщению, сделанному внешнеэкономической организации в порядке настоящего пункта, должен направить внешнеэкономической организации подлинные документы, указанные в пункте 15 настоящей Инструкции, с приложением к ним также отчета перевозчика или решения суда в 15-дневный срок после их получения от перевозчика или суда.
20. Внешнеэкономическая организация в 20-дневный срок со дня получения от заказчика (получателя) документов обязаны рассмотреть их и сообщить заказчику (получателю) о предъявлении претензии иностранному поставщику или о причинах, по которым претензия не предъявлена.