Инструкция Банка России от 10.08.2015 N 167-И
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТРУКЦИЯ
от 10 августа 2015 г. N 167-И
О ПОРЯДКЕ
ПРОВЕДЕНИЯ БАНКОМ РОССИИ ПРОВЕРОК СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 27 ИЮЛЯ 2010 ГОДА N 224-ФЗ
"О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ НЕПРАВОМЕРНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ИНСАЙДЕРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И МАНИПУЛИРОВАНИЮ РЫНКОМ
И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ПРИНЯТЫХ
В СООТВЕТСТВИИ С НИМ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ
Настоящая Инструкция на основании пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4193; 2011, N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6728; 2012, N 31, ст. 4334; 2013, N 30, ст. 4082, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4219) (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ), Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9, ст. 10; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117; 2008, N 42, ст. 4696, ст. 4699; N 44, ст. 4982; N 52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, N 1, ст. 25; N 29, ст. 3629; N 48, ст. 5731; 2010, N 45, ст. 5756; 2011, N 7, ст. 907; N 27, ст. 3873; N 43, ст. 5973; N 48, ст. 6728; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7591, ст. 7607; 2013, N 11, ст. 1076; N 14, ст. 1649; N 19, ст. 2329; N 27, ст. 3438, ст. 3476, ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 49, ст. 6336; N 51, ст. 6695, ст. 6699; N 52, ст. 6975; 2014, N 19, ст. 2311, ст. 2317; N 27, ст. 3634; N 30, ст. 4219; N 45, ст. 6154; N 52, ст. 7543; 2015, N 1, ст. 4, ст. 37; N 27, ст. 3958, ст. 4001; "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru), 13 июля 2015 года) устанавливает порядок проведения Банком России проверок соблюдения требований Федерального закона от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных актов.
Глава 1. Общие положения
1.1. Проверки соблюдения требований Федерального закона от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных актов (далее - проверки) проводятся Банком России в целях предотвращения, выявления и пресечения злоупотреблений на организованных торгах в форме неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.
1.2. Проверки проводятся Банком России (Главным управлением противодействия недобросовестным практикам поведения на открытом рынке (далее - Главное управление).
1.3. Проверка проводится при наличии признаков нарушений требований и запретов, установленных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ, на основании имеющейся в Банке России информации, в том числе:
полученной от физических и юридических лиц, органов государственной власти, иных органов и организаций;
содержащейся в средствах массовой информации, иных открытых источниках информации, а также информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
выявленной Банком России при помощи аппаратно-программных комплексов.
Глава 2. Проведение проверки
2.1. Проверка проводится служащими Банка России из числа сотрудников Главного управления на основании решения Председателя Банка России (его заместителя), оформленного в виде поручения на проведение проверки.
2.2. Проверка проводится в срок, не превышающий восемь месяцев. Срок проведения проверки исчисляется с даты регистрации поручения на проведение проверки. С учетом сложности проверки, количества и объема проверяемой информации срок проведения проверки может быть продлен на основании решения Председателя Банка России (его заместителя), оформленного в виде резолюции на поручении, указанном в пункте 2.1 настоящей Инструкции, на срок не более двух месяцев.
2.3. Проверка может быть приостановлена при наличии обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности проведения проверки, в том числе в случаях:
противодействия проведению проверки;
непредставления информации по запросу Банка России иностранными регуляторами финансовых рынков, центральными банками иностранных государств (иными органами надзора иностранных государств, в функции которых входит банковский надзор), а также международными банками и иными международными валютно-финансовыми организациями;
возникновения иных оснований, препятствующих дальнейшему проведению проверки.
В срок проведения проверки не включается период, на который она приостановлена.
Решения о приостановлении и возобновлении срока проведения проверки принимаются Председателем Банка России (его заместителем).
Проверка может быть приостановлена на срок, не превышающий шесть месяцев. В случае если проверка была приостановлена в связи с необходимостью получения информации от иностранных регуляторов финансовых рынков, центральных банков иностранных государств (иных органов надзора иностранных государств, в функции которых входит банковский надзор), а также международных банков и иных международных валютно-финансовых организаций и в течение шести месяцев Банк России не получил запрашиваемую информацию, срок приостановления указанной проверки может быть продлен на срок до трех месяцев.
Максимальный срок приостановления проверки не может превышать девять месяцев.
На период срока приостановления проведения проверки приостанавливаются действия Банка России по истребованию документов в соответствии с пунктом 2.4 настоящей Инструкции.
2.4. В ходе проведения проверки Банк России требует (запрашивает) информацию и (или) документы, необходимые для проведения проверки, включая документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях, путем направления требований (запросов) о предоставлении информации и (или) документов российским и иностранным юридическим лицам, иностранным организациям, не являющимся юридическими лицами, физическим лицам (включая иностранных граждан), в том числе индивидуальным предпринимателям, федеральным органам исполнительной власти, исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным органам или организациям, осуществляющим функции указанных органов, органам управления государственных внебюджетных фондов, имеющих в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации право размещать временно свободные средства в финансовые инструменты.
2.5. Банк России требует (запрашивает) необходимую для предотвращения, выявления и пресечения нарушений требований, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, информацию, в том числе требует представления осуществляемых записей обмена данными, у любого лица, в отношении которого имеются основания полагать, что оно располагает необходимой информацией.
2.6. Вызов лица в Банк России для предоставления необходимой информации и (или) объяснений осуществляется путем направления в адрес соответствующего лица телеграммы, телефонограммы или сообщения факсимильной связи, заказного письма с уведомлением о вручении либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих вручение уведомления о вызове адресату и фиксирование его вручения.
Информация и (или) объяснения, предоставленные лицом в устной форме, фиксируются в протоколе опроса лица (приложение к настоящей Инструкции). Такой протокол составляется в одном экземпляре служащим Банка России, проводящим проверку, и подписывается лицом, предоставившим информацию или объяснения, или уполномоченным представителем этого лица (далее - представитель) в случае его участия, и служащим (служащими) Банка России, проводящим (проводящими) проверку, а также служащим Банка России, составившим протокол опроса. Протокол опроса приобщается к материалам проверки.
В протоколе опроса должны быть указаны реквизиты поручения, которым была назначена соответствующая проверка, дата и время проведения опроса, сведения о лице, предоставляющем информацию и (или) объяснения, информация и (или) объяснения, а также иная необходимая информация.
В случае если лицо, вызванное в Банк России для предоставления информации и (или) объяснений, предоставляет информацию и (или) объяснения в письменном виде, в протокол опроса лица вносятся сведения о данном факте с указанием реквизитов предоставленного документа и количества листов в предоставленном документе. Письменная информация и (или) объяснения должны быть подписаны предоставившим их лицом (его представителем).
В случае если лицо, вызванное в Банк России для предоставления информации и (или) объяснений, отказывается от их предоставления и (или) от подписания протокола, в протокол вносится соответствующая запись, которая удостоверяется подписью (подписями) служащего (служащих) Банка России, проводящего (проводящих) проверку. Соответствующая запись также вносится в случае отказа от подписания протокола представителем (при его участии).
В ходе опроса могут быть проведены фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, а также использованы специальные технические средства связи и информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет". При использовании специальных технических средств связи и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" запрещается передача по открытым каналам информации, защищаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными актами Банка России.
Опрос может быть осуществлен с использованием систем видеоконференц-связи при наличии технической возможности ее осуществления.
Организацию видеоконференц-связи в целях участия в опросе могут осуществлять только территориальные учреждения Банка России.
Территориальное учреждение Банка России, осуществляющее организацию видеоконференц-связи, устанавливает личности явившихся лиц, проверяет их полномочия и выясняет вопрос о возможности их участия в опросе.
В случае проведения опроса посредством видеоконференц-связи протокол опроса составляется служащим территориального учреждения Банка России. Такой протокол подписывается лицом, предоставившим информацию или объяснения, и служащим (служащими) территориального учреждения Банка России.
Протокол опроса, составленный служащим территориального учреждения Банка России, в течение трех рабочих дней направляется в Главное управление со всеми приложениями.
В случае если лицо, вызванное в Банк России для предоставления информации и (или) объяснений, отказывается от их предоставления и (или) отказывается от подписания протокола, в протокол вносится соответствующая запись, которая удостоверяется подписью (подписями) служащего (служащих) территориального учреждения Банка России. При использовании систем видеоконференц-связи может осуществляться видеозапись опроса. Материальный носитель видеозаписи опроса приобщается к протоколу опроса.
2.7. В случае если для предотвращения, выявления и пресечения неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком требуются специальные познания в науке, технике, искусстве или ремесле, Банк России вправе привлечь эксперта для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения, переводчика, а также иных лиц, обладающих необходимыми знаниями, для осуществления консультаций по рассматриваемым в ходе проверки вопросам.
2.8. Документы и (или) информация и объяснения, полученные в ходе проверки, приобщаются к материалам проверки.
2.9. По результатам проверки составляется и подписывается акт проверки. Акт проверки должен быть составлен и подписан служащим (служащими) Банка России, проводившим (проводившими) проверку, и зарегистрирован в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней после завершения срока проведения проверки.
2.10. При выявлении фактов (событий) и обстоятельств, которые могут свидетельствовать о необходимости незамедлительного применения мер, может составляться промежуточный акт проверки до ее завершения.
В случае выявления нарушения юридическими и физическими лицами прав и законных интересов инвесторов или в случае, если совершаемые юридическими и физическими лицами действия создают угрозу правам и законным интересам инвесторов, на основании промежуточного акта проверки Главное управление выносит на рассмотрение руководства Банка России и (или) Комитета финансового надзора Банка России, Комитета банковского надзора Банка России предложения о принятии решений до окончания проверки, в том числе решения о направлении профессиональным участникам рынка ценных бумаг и организаторам торговли предписания Банка России о приостановлении проведения отдельных операций, осуществляемых в интересах таких лиц.
Предписания о приостановлении операций подписываются Председателем Банка России (его заместителем).
2.11. Информация, содержащаяся в акте проверки, в соответствии с перечнем информации ограниченного доступа Банка России относится к информации ограниченного доступа. На акте проверки проставляется ограничительная пометка "Для служебного пользования". По окончании проверки все материалы формируются в отдельное дело проверки, также имеющее ограничительную пометку "Для служебного пользования".
2.12. Обращение с материалами проверки, их хранение, уничтожение, выдача и передача третьим лицам осуществляется в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России в области защиты информации ограниченного доступа.
Информация, полученная в ходе проведения проверок, а также содержание акта проверки не могут быть разглашены Банком России третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России.
2.13. По результатам проверки на основании акта проверки Главное управление выносит на рассмотрение руководства Банка России и (или) Комитета финансового надзора Банка России, Комитета банковского надзора Банка России предложения о принятии решений или информирует руководство Банка России об отсутствии оснований для принятия решений по результатам проверки.
2.14. Банком России проводится проверка по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам при наличии следующих оснований:
выявление обстоятельств, которые не были и не могли быть известны на момент принятия решения по результатам проверки, но имеют существенное значение для объективного и всестороннего рассмотрения всех обстоятельств и объекта проверки;
фальсификация доказательств, заведомо ложное показание лица, в отношении которого в ходе проверки имелись основания полагать, что оно располагает необходимой для проведения проверки информацией, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, недостоверный перевод, повлекшие за собой принятие необоснованного решения и (или) внесение недостоверных сведений в заключение эксперта.
Проверка по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам проводится Банком России только в случаях, если:
по результатам ранее проведенной проверки не были приняты решения о принятии мер воздействия;
имеются основания по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам дополнительно к принятым решениям принять иные решения о принятии мер воздействия.
Вопрос о проведении проверки по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам рассматривается в течение двух месяцев со дня выявления Банком России оснований для ее проведения.
Проверка по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам проводится по поручению Председателя Банка России (его заместителя) в порядке и сроки, установленные главой 2 настоящей Инструкции.
По результатам проверки по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам составляется новый акт проверки в соответствии с пунктами 2.9 и 2.10 настоящей Инструкции.
На основании акта проверки по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам Главное управление выносит на рассмотрение руководства Банка России и (или) Комитета финансового надзора Банка России, Комитета банковского надзора Банка России предложения о принятии решений о применении мер воздействия или информирует руководство Банка России об отсутствии оснований для принятия решений по результатам проверки.
Глава 3. Заключительные положения
3.1. Настоящая Инструкция вступает в силу по истечении десяти дней после дня ее официального опубликования в "Вестнике Банка России".
3.2. Со дня вступления в силу настоящей Инструкции не применять:
постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 7 февраля 2003 года N 03-8/пс "Об утверждении Положения о порядке проверки действий лиц, содержащих признаки манипулирования ценами на рынке ценных бумаг", зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 24 марта 2003 года N 4313 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 26 мая 2003 года N 21);
приказ Федеральной службы по финансовым рынкам, Центрального банка Российской Федерации от 27 октября 2011 года N 11-55/пз-н/374-П "Об утверждении Положения о порядке проведения Федеральной службой по финансовым рынкам совместно с Центральным банком Российской Федерации проверок соблюдения требований законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком", зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 31 января 2012 года N 23062 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 26 марта 2012 года N 13).
Председатель Центрального банка
Российской Федерации
Э.С.НАБИУЛЛИНА
Приложение
к Инструкции Банка России
от 10 августа 2015 года N 167-И
"О порядке проведения Банком
России проверок соблюдения
требований Федерального закона
от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ
"О противодействии
неправомерному использованию
инсайдерской информации
и манипулированию рынком
и о внесении изменений
в отдельные законодательные
акты Российской Федерации"
и принятых в соответствии
с ним нормативных актов"
Рекомендуемый образец