Рейтинг@Mail.ru

<Информация> Банка России от 02.12.2025

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИЯ

от 2 декабря 2025 года

МЕРЫ

ПОДДЕРЖКИ БАНКОВ В 2026 ГОДУ: ВРЕМЕННОЕ ПРОДЛЕНИЕ

И ИНТЕГРАЦИЯ В РЕГУЛИРОВАНИЕ

Банк России планирует продлить <1> отдельные меры поддержки, срок действия которых завершается в 2025 году, а также продолжит встраивать в регулирование решения, которые учитывают национальную специфику.

--------------------------------

<1> В том числе с учетом обсуждаемого продления специальных полномочий Банка России на принятие таких решений, установленных Федеральным законом от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 14.03.2022 N 55-ФЗ "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" и статью 21 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Меры, которые планируется продлить, в том числе с модификацией, до 31.12.2026 включительно:

- Право не раскрывать чувствительную к санкционному риску информацию, в том числе о структуре собственности, членах органов управления и иных должностных лицах, существенных условиях реорганизации кредитных организаций (КО) <2>, часть информации о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность КО, реорганизуемых в форме слияния, присоединения и преобразования.

--------------------------------

<2> За исключением информации о принятии общим собранием акционеров (участников) решения о реорганизации.

- Обязанность КО <3> раскрывать финансовую отчетность и аудиторское заключение о ней без чувствительных к санкционному риску данных, а также право КО, не являющихся эмитентами, полностью не раскрывать МСФО-отчетность и аудиторское заключение о ней. Регулятор продолжит публиковать отчетность банков без чувствительных сведений, а уже публикуемую на сайте Банка России информацию по нормативам планируется дополнить <4> значениями национального норматива краткосрочной ликвидности. Такой порядок позволит поддерживать баланс между потребностью рынка в информации и ограничением санкционного риска для банков и их клиентов.

--------------------------------

<3> За исключением небанковских КО - центральных контрагентов и КО - центрального депозитария, которые как инфраструктурные организации финансового рынка применяют решение Совета директоров Банка России от 24.12.2024 (планируется продлить), а также специальные постановления Правительства Российской Федерации.

<4> Ведется работа по государственной регистрации изменений в формы отчетности.

- Возможность для КО при кредитовании бизнеса в новых субъектах Российской Федерации при надлежащем контроле за рисками не учитывать отдельные регуляторные требования <5> и создавать резерв в размере не менее 1% по определенным ссудам <6> и условным обязательствам кредитного характера (УОКХ), а при наличии надежного обеспечения <7> снизить его до 0%. Мера повысит доступность кредитования в новых субъектах.

--------------------------------

<5> Например, при отсутствии исторической отчетности заемщиков для оценки их финансового положения (ФП); при наличии формальных признаков возможного отсутствия реальной деятельности у заемщика, зарегистрированного в новом субъекте, если КО признает его деятельность реальной; возможность (независимо от оценки ФП) оценивать качество обслуживания долга по ссуде как хорошее до наступления сроков платежей, установленных кредитным договором, или при реструктуризации ссуды.

<6> Например, по ссудам на пополнение оборотных средств, исполнение государственных и муниципальных контрактов, заемщикам - застройщикам жилья, на создание или развитие производства в новых регионах Российской Федерации.

<7> Обеспечение I категории качества в соответствии с главой 6 Положения Банка России от 28.06.2017 N 590-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности".

- Повышение предельной доходности рублевых субординированных инструментов, выпускаемых КО взамен валютных, и субординированных депозитов за счет средств Фонда национального благосостояния, а также инструментов срочностью до 7 лет до уровня ключевой ставки Банка России + 5 п.п. (в случае плавающей ставки). Это решение расширяет потенциал банков по привлечению субординированного долга.

- Возможность досрочно (до истечения 5 лет) прекратить обязательства КО по субординированным инструментам в связи с передачей таких пассивов специальному юридическому лицу.

Меры, которые планируется встроить в регулирование, а до этого продлить, в том числе с модификацией:

- Неухудшение оценки финансового положения, качества обслуживания долга, категории качества обеспечения и ссуд, прочих активов и УОКХ при оценке рисков заемщиков-военнослужащих и членов их семей, а также субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), учредителями которых являются военнослужащие.

- Применение пониженного риск-веса (вплоть до 20%) к проектам технологического суверенитета и структурной адаптации экономики, реализуемым через механизм концессии, если между ее участниками есть прямое соглашение, по которому риски банка-кредитора принимает на себя государство (концедент). Также сохраняется подход, при котором в случае проектного финансирования для оценки качества проекта достаточно его высокой кредитоспособности (наличие рейтингов не требуется).

- Применение перечня офшорных зон, утвержденного Советом директоров Банка России для оценки прозрачности структуры собственности КО. Кроме того, в дальнейшем планируется закрепить перечень таких юрисдикций в нормативном акте Банка России для установления корреспондентских отношений с иностранными банками, а также для определения порядка формирования резервов на возможные потери. Компетенцию Банка России устанавливать такой перечень нормативным актом предполагается закрепить законодательно.

- Включение ссуд (требований, УОКХ) МСП до 100 млн рублей в портфель однородных ссуд (требований, УОКХ) при среднем финансовом положении заемщика, а также оцениваемых на основе внутрибанковских оценок кредитоспособности. Это позволит поддержать доступность кредитования для заемщиков-МСП и упростит сопровождение оценки таких ссуд (требований, УОКХ).

- Дифференциация поручительств и независимых гарантий региональных гарантийных организаций по категориям качества обеспечения, которое учитывается для минимизации размера резервов, в соответствии с требованиями, предусмотренными приказом Минэкономразвития России N 763 <8>. Это позволит поддержать доступность кредитования для заемщиков-МСП.

--------------------------------

<8> Приказ Минэкономразвития России от 28.11.2016 N 763 "Об утверждении требований к фондам содействия кредитованию (гарантийным фондам, фондам поручительств) и их деятельности".

Другие документы по теме
"Таблица соответствия кодов классификации доходов и статей (подстатей) КОСГУ кодам Классификации доходов, установленным Руководством по статистике государственных финансов (СГФ - 2014), применяемая с 1 января 2025 года"
"Перечень наиболее часто встречающихся ошибок, допускаемых перевозчиками при таможенном оформлении грузовых транспортных средств и перемещаемых в них товаров"
"Уплата экологического сбора за 2025 год"
"Вниманию заявителей государственной регистрации (внесения изменений в регистрационные досье) медицинских изделий!"
Ошибка на сайте