Информация Коллегии Евразийской экономической комиссии
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ
ИНФОРМАЦИЯ
В целях единообразного применения участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами государств - членов Евразийского экономического союза Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2021 г. N 130 "О Порядке ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории Евразийского экономического союза" (далее соответственно - Комиссия, Порядок, ЕАЭС) при подтверждении таможенным органам соблюдения мер технического регулирования в отношении продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории ЕАЭС, информируем, что данное решение вступает в силу с 30 января 2022 года и доводим до сведения базовые положения Порядка, а также ответы на поступившие в Комиссию актуальные вопросы, касающиеся его применения.
Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее - Договор о Союзе), а мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, - в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.
Решение Совета Комиссии от 12 ноября 2021 г. N 130 является актом Комиссии, принятым в соответствии с Договором о Союзе, определяющим случаи и порядок подтверждения соблюдения мер технического регулирования.
Настоящая информация не содержит положений, конкретизирующих нормативные предписания решения N 130, и носит информационный характер.
I. Концептуальные нормы регулирования ввоза на таможенную территорию ЕАЭС продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия.
1. Соблюдение мер технического регулирования подтверждается таможенным органам в случаях, предусмотренных Порядком, только в отношении продукции, которая включена в указанные ниже перечни (далее - Перечни):
в перечни продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия требованиям технических регламентов ЕАЭС, в отношении которой при помещении под таможенные процедуры подтверждается соблюдение мер технического регулирования, утверждаемые Коллегией Комиссии;
в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза (решение Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. N 526), и в отношении этой продукции в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС установлены обязательные требования в части проведения оценки соответствия.
Подтверждение таможенным органам в соответствии с Порядком соблюдения мер технического регулирования ввозимой (ввезенной) продукции, которая не включена в указанные Перечни, не требуется.
2. Если ввозимая (ввезенная) продукция включена в Перечни, подтверждение таможенным органам соблюдения мер технического регулирования осуществляется только в отношении товаров, которые помещаются под одну из следующих четырех таможенных процедур:
выпуск для внутреннего потребления;
(с учетом того, что в пункте 6 Порядка для указанной таможенной процедуры установлено условие, при соблюдении которого подтверждение соблюдения мер технического регулирования не требуется (подпункт "а" пункта 5 Порядка)
свободная таможенная зона;
(только в отношении 8 свободных экономических зон (СЭЗ), указанных в пункте 1 статьи 455 ТК ЕАЭС, в отношении которых данной статьей предусмотрены особенности применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны <i>, причем особенности подтверждения соблюдения мер технического регулирования при помещении товаров под эту таможенную процедуру могут быть определены решением Совета Комиссии (подпункт "б" пункта 5 Порядка)
--------------------------------
<i> 3 СЭЗ, пределы которых полностью или частично совпадают с участками таможенной границы ЕАЭС, функционирующих в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2016 г. (особая экономическая зона в Магаданской области, особая экономическая зона в Калининградской области, свободная экономическая зона на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя)
5 СЭЗ, пределы которых полностью или частично совпадают с участками таможенной границы ЕАЭС либо в пределах которых расположены места перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС воздушным транспортом:
в Республике Армения - СЭЗ "Мегри";
в Республике Беларусь - СЭЗ "Великий камень";
в Республике Казахстан - СЭЗ "Международный центр приграничного сотрудничества "Хоргос";
в Кыргызской Республике - СЭЗ "Нарын".
специальная таможенная процедура;
(если соблюдение мер технического регулирования является условием помещения отдельной категории товаров под указанную таможенную процедуру (подпункт "г" пункта 5 Порядка)
отказ в пользу государства (подпункт "в" пункта 5 Порядка).
Подтверждение таможенным органам в соответствии с Порядком соблюдения мер технического регулирования в отношении ввозимой (ввезенной) продукции, включенной в указанные Перечни, которая помещается под иные таможенные процедуры, не требуется.
3. Если в отношении ввозимой (ввезенной) продукции техническими регламентами ЕАЭС предусмотрено проведение оценки соответствия в форме государственной регистрации или ветеринарно-санитарной экспертизы, подтверждение соблюдения мер технического регулирования осуществляется в соответствии с Решениями Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 и от 18 июня 2010 г. N 317.
4. Подтверждение соблюдения мер технического регулирования в отношении ввозимой (ввезенной) продукции, включенной в Перечни, при помещении под любые таможенные процедуры не требуется, если она относится к категориям товаров, указанным в пункте 6 Порядка.
Ответы на отдельные вопросы применения норм пункта 6 Порядка для такой продукции приведены в пунктах 4 и 7 таблицы раздела II настоящей информации.
5. Пунктом 10 Порядка определено, что представлять таможенным органам предусмотренные пунктом 4 Порядка документы, подтверждающие соблюдение мер технического регулирования при ввозе продукции, указанной в Перечнях, может лицо, которое в соответствии со статьей 83 ТК ЕАЭС вправе выступать в качестве декларанта товаров, если оно одновременно является:
лицом, указанным в документах, подтверждающих соблюдение мер технического регулирования, в качестве заявителя при оценке соответствия этой продукции обязательным требованиям;
лицом, указанным в одобрении типа транспортного средства (одобрении типа шасси);
лицом, уполномоченным заявителем при оценке соответствия или изготовителем на использование таких документов для подтверждения соблюдения мер технического регулирования (для продукции серийного производства).
При этом также следует учитывать, что в соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 82 ТК ЕАЭС от имени декларанта товаров таможенные операции, в том числе и связанные с представлением таможенным органам документов, подтверждающих соблюдение мер технического регулирования, предусмотренных пунктом 4 Порядка, могут совершаться таможенным представителем, действующим по поручению декларанта.
II. Ответы на актуальные вопросы по применению решения Совета Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2021 г. N 130 "О Порядке ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории Евразийского экономического союза".
N п/п
Вопрос
Ответ
1.
Распространяется ли действие Порядка на ввоз физическими лицами продукции, являющейся товарами для личного пользования (в значении подпункта 46 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС)?
Нормы Порядка не распространяются на данную категорию товаров, поскольку физические лица осуществляют таможенное декларирование товаров для личного пользования без помещения под таможенные процедуры (пункт 1 статьи 104, пункт 4 статьи 258, статья 260 ТК ЕАЭС).
2.
Требуется ли подтверждение соблюдения мер технического регулирования при ввозе бывшей в употреблении продукции?
Не требуется.
Нормы Порядка не распространяются на ввоз продукции, бывшей в употреблении (подпункт "к" пункта 6 Порядка).
3.
Требуется ли подтверждение соблюдения мер технического регулирования при помещении ввозимой продукции под таможенные процедуры реимпорта и свободного склада?
Не требуется.
Действие Порядка не распространяется на товары, помещаемые под таможенные процедуры реимпорта и свободного склада (пункт 5 Порядка).
4.
Достаточно ли декларанту при ввозе запасных частей к медицинскому оборудованию, зарегистрированному по правилам ЕАЭС, иметь регистрационное удостоверение на медицинское изделие, требующее обслуживания или ремонта?
Достаточно.
Согласно подпункту "д" пункта 6 Порядка условием освобождения декларанта от подтверждения мер технического регулирования при ввозе запасных частей для обслуживания и (или) ремонта ранее ввезенной готовой продукции является представление в таможенный орган документов об оценке соответствия готовой продукции (в том числе с истекшим сроком действия), требующей обслуживания и (или) ремонта, и (или) сведений о таких документах.
Запасные части могут быть ввезены только:
- уполномоченным иностранным изготовителем готовой продукции лицом для обслуживания и (или) ремонта ранее ввезенной либо ввозимой указанным лицом на таможенную территорию ЕАЭС готовой продукции;
- изготовителем государства - члена ЕАЭС либо уполномоченным им лицом для обслуживания и (или) ремонта ранее произведенной и выпущенной в обращение готовой продукции, в отношении которой подтверждено соответствие обязательным требованиям.
В соответствии с пунктом 3 Правил регистрации и экспертизы безопасности, качества и эффективности медицинских изделий, утвержденных Решением Совета ЕЭК от 12 февраля 2016 г. N 46, регистрационное удостоверение - документ единой формы, подтверждающий факт регистрации медицинского изделия, то есть факт прохождения процедуры выдачи уполномоченным органом разрешения на медицинское применение медицинского изделия в рамках ЕАЭС.
Таким образом, такой документ является документом, подтверждающим соответствие медицинского изделия требованиям безопасности, и может быть применим в качестве документа об оценке соответствия готового медицинского изделия.
5.
Может ли лицо, осуществляющее ввоз продукции, уполномочить любое лицо выступать в качестве декларанта и представлять в таможенные органы одновременно с декларацией на товары документы об оценке соответствия?
Не может.
Обоснование приведено в пункте 5 раздела I настоящей информации.
6.
Нужно ли декларанту представлять в таможенный орган копии документов об оценке соответствия, подтверждающих соблюдение мер технического регулирования, заверенные печатью заявителя при оценке соответствия или изготовителя, при ввозе продукции серийного производства при каждой поставке или достаточно предъявить такие документы при первой поставке?
В ряде случаев достаточно предъявить документы об оценке соответствия при первой поставке. Пунктами 1 и 2 статьи 7 ТК ЕАЭС определено, что товары помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений, к которым согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС относятся, в том числе, меры технического регулирования.
Сведения о соблюдении мер технического регулирования с учетом положений подпунктов 4 и 7 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС подлежат указанию в декларации на товары. При этом документы, подтверждающие сведения, заявленные в декларации на товары, в том числе документы, подтверждающие соблюдение мер технического регулирования, должны быть у декларанта на момент подачи такой декларации на товары таможенному органу, за исключением случаев, указанных в пункте 3 статьи 108 ТК ЕАЭС.
Пунктом 1 статьи 80 ТК ЕАЭС предусмотрено право таможенных органов требовать от лиц, определенных ТК ЕАЭС, представления документов, которые, в частности, необходимы для обеспечения соблюдения мер технического регулирования. Согласно пункту 6 статьи 80 ТК ЕАЭС такие документы представляются в виде электронных документов или документов на бумажном носителе. При этом допускается представление копий (в том числе бумажных копий электронных документов) указанных документов, если Договором о Союзе, международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) международными договорами государств-членов с третьей стороной не установлено обязательное представление оригиналов таких документов. С учетом положений пункта 5 статьи 340 ТК ЕАЭС представленные копии документов должны быть заверены лицом, их представившим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 80 ТК ЕАЭС указанные документы могут не представляться таможенному органу, если сведения о таких документах, и (или) сведения из них, могут быть получены таможенными органами из информационных систем таможенных органов, а также из информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов в рамках информационного взаимодействия таможенных органов и государственных органов (организаций) государств-членов.
7.
Возможно ли осуществлять ввоз на территорию ЕАЭС запасных частей без подтверждения соблюдения мер технического регулирования с целью их реализации третьим лицам в рамках выполнения ремонтных и сервисных работ в отношении оборудования, ранее реализованного поставщиком этим третьим лицам?
Да, возможно.
Согласно подпункту "д" пункта 6 Порядка условием освобождения декларанта от подтверждения мер технического регулирования при ввозе запасных частей для обслуживания и (или) ремонта ранее ввезенной готовой продукции является представление в таможенный орган документов об оценке соответствия готовой продукции (в том числе с истекшим сроком действия), требующей обслуживания и (или) ремонта, и (или) сведений о таких документах.
В этом случае декларант представляет в таможенные органы уведомление о целях ввоза по форме, установленной приложением к Порядку.
Запасные части могут быть ввезены только:
- уполномоченным иностранным изготовителем готовой продукции лицом для обслуживания и (или) ремонта ранее ввезенной либо ввозимой указанным лицом на таможенную территорию ЕАЭС готовой продукции;
- изготовителем государства - члена ЕАЭС либо уполномоченным им лицом для обслуживания и (или) ремонта ранее произведенной и выпущенной в обращение готовой продукции, в отношении которой подтверждено соответствие обязательным требованиям.
При этом ввоз запасных частей могут осуществлять иные лица при условии наличия сделки между уполномоченным иностранным изготовителем лицом (либо изготовителем ЕАЭС и (или) уполномоченным им лицом) и третьими лицами.
Сделка между указанными лицами обеспечивает подтверждение права перехода собственности на ранее ввезенную либо произведенную на территории ЕАЭС готовую продукцию, требующую обслуживания и (или) ремонта на безвозмездной или возмездной основе, и должна быть зафиксирована отдельным договором, контрактом, либо иным документом, предусмотренным гражданским кодексом государства - члена ЕАЭС.
Такой механизм обеспечивает прослеживаемость передачи прав собственности на готовую продукцию, в том числе прав на использование документов об оценке соответствия готовой продукции.
При этом подтверждение соблюдения мер технического регулирования в отношении ввозимых запасных частей требуется, если при их ввозе декларантом не представлены в таможенный орган документы об оценке соответствия готовой продукции, требующей обслуживания и (или) ремонта, а такие запасные части ввозятся для реализации на таможенной территории ЕАЭС.
Отдельно следует отметить, что в случае, если продукция, ввозимая в качестве запасных частей, не включена в перечни, установленные пунктом 2 Порядка, то действие Порядка на такую продукцию не распространяется и подтверждение соблюдения мер технического регулирования для нее при ввозе не требуется.
8.
Каким документом должен быть подтвержден статус уполномоченного изготовителем (в том числе иностранным) лица, ввозящего запасные части для обслуживания и ремонта ранее ввезенной продукции?
Правоотношения юридических лиц, в том числе в части передачи полномочий на совершение юридически значимых действий, регулируются гражданским законодательством государств - членов ЕАЭС.
Порядок устанавливает только нормы по наличию такого документа (будь то договор, контракт, доверенность или иной документ) у декларанта на момент подачи декларации на товары (заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары).
9.
Является ли ввоз комплектующих (компонентов, сырья, материалов) для производства готовой продукции в целях ее дальнейшей реализации ввозом "исключительно для целей декларанта", предусмотренным подпунктом "е" пункта 6 Порядка?
Да, является.
Декларант вправе не подтверждать соблюдение мер технического регулирования при ввозе комплектующих (компонентов, сырья, материалов) при условии наличия у него документа, подтверждающего совершение сделки, а в случае отсутствия сделки - при наличии документа, подтверждающего право владения, пользования и (или) распоряжения такими комплектующими, компонентами, сырьем и (или) материалами.
В этом случае декларант представляет в таможенные органы уведомление о целях ввоза по форме, установленной приложением к Порядку.
Вправе ли декларант не подтверждать соблюдение мер технического регулирования при ввозе комплектующих для производства готовой продукции и ее последующей реализации на территории ЕАЭС?
При ввозе комплектующих (компонентов, сырья, материалов) без подтверждения соблюдения мер технического регулирования важна цель ввоза - производство из них готовой продукции.
Порядком не ограничен перечень сфер применения готовой продукции, изготовленной из ввезенных комплектующих (компонентов, сырья, материалов), поскольку цели ее производства могут быть различны, в том числе, реализация такой продукции потребителям в ходе коммерческой деятельности.
Таким образом, декларант вправе не подтверждать соблюдение мер технического регулирования при ввозе комплектующих (компонентов, сырья, материалов) при соблюдении указанного выше условия.
Если же комплектующие (компоненты, сырье, материалы) ввозятся с целью их реализации на территории ЕАЭС, то необходимо подтверждение соблюдения мер технического регулирования.
Также подтверждение мер технического регулирования при ввозе комплектующих (компонентов, сырья, материалов) требуется, если обязательная оценка соответствия такой продукции предусмотрена техническим регламентом ЕАЭС.
10.
Поясните необходимость установления в приложении к Порядку единой формы уведомления таможенных органов?
Предусмотренная приложением к Порядку форма уведомления о подтверждении использования в заявленных нуждах и целях ввозимой (ввезенной) продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории ЕАЭС, в отношении которой при помещении под таможенные процедуры не требуется подтверждение соблюдения мер технического регулирования (далее - Уведомление), необходима, в частности, при применении электронной формы таможенного декларирования.
11.
Какую информацию требуется вносить декларанту в графу 44 декларации на товары при ввозе продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия требованиям технических регламентов ЕАЭС, для которой в соответствии с пунктом 6 Порядка не требуется подтверждение соблюдения мер технического регулирования?
В соответствии с Порядком заполнения декларации на товары, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257 (далее - Порядок заполнения ДТ), в графе 44 декларации на товары указываются сведения о документах, на основании которых заполнена декларация на товары, подтверждающих заявленные сведения о каждом товаре, указанном в графе 31 декларации на товары.
Действующая редакция Порядка заполнения ДТ не содержит положений об указании реквизитов Уведомления при ввозе продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия требованиям технических регламентов ЕАЭС, для которой в соответствии с пунктом 6 Порядка не требуется подтверждение соблюдения мер технического регулирования.
Классификатор видов документов и сведений, утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20 сентября 2010 г. N 378 (приложение N 8), также не содержит отдельного кода для такого документа.
В то же время в данном Классификаторе имеется код "01999" (Иные документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений).
Таким образом, сведения об Уведомлении, как о документе, подтверждающем отнесение товаров к категориям, перечисленным в пункте 6 Порядка, указываются в графе 44 декларации на товары под кодом "01999".