"Карта коррупционно-опасных функций, коррупционных рисков и мер их минимизации в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки"
Утверждаю
Руководитель Федеральной
службы по надзору в сфере
образования и науки
А.А.МУЗАЕВ
от 25 января 2021 г.
КАРТА
КОРРУПЦИОННО-ОПАСНЫХ ФУНКЦИЙ, КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ
И МЕР ИХ МИНИМИЗАЦИИ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
N п/п
Коррупционно-опасная функция
Коррупционный риск
Структурное подразделение
Меры минимизации коррупционно-опасных функций, коррупционных рисков
Срок реализации мер
1
Осуществление контрольно-надзорной деятельности в соответствии с компетенцией Рособрнадзора (формирование ежегодного плана проведения проверок, проведение плановых и внеплановых, выездных и документарных проверок, подготовка предложений и принятие соответствующих мер по результатам проведенных проверок, анализ и обобщение результатов контрольно-надзорной деятельности)
Нарушение сроков направления уведомления о проведении плановой проверки;
необоснованное включение в план проверок подконтрольного субъекта излишних требований, без наличия основания и условий, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
участие в проведении проверки лиц, не указанных в распоряжении (приказе) о проведении проверки.
Использование немотивированных жалоб в целях проведения внеплановой проверки либо умышленное игнорирование мотивированных жалоб в целях принятия решения об отсутствии необходимости проведения проверки в отношении подконтрольного субъекта.
Оформление акта проверки с превышением установленных действующим законодательством Российской Федерации сроков проведения проверки.
Создание дискриминационных условий для подконтрольных субъектов посредством привлечения их к административной ответственности.
Планирование и проведение проверок может осуществляться с учетом личных интересов гражданских служащих, наличие конфликта интересов при формировании плана плановых проверок и комиссии по проверке, сокрытие выявленных нарушений;
невключение в ежегодный план проверок или исключение из нее организации, осуществляющей образовательную деятельность, аффилированной с контрольно-надзорным органом или выплачивающей ее служащим незаконное вознаграждение за непроведение проверок;
включение организации, осуществляющей образовательную деятельность, в план проверок с целью оказания давления;
распространение информации о планируемых мероприятиях до утверждения плана проверок;
участие в проведении проверки лиц, не указанных в акте о проверке;
требования документов, материалов, не относящихся к проведению проверки
Управление надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность Управление оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации
При проведении плановых и внеплановых выездных и документарных проверок принимаются следующие меры:
при подготовке проекта приказа проводится дополнительный контроль за сокращением или увеличением перечня мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки при наличии (отсутствии) оснований для проведения внеплановых проверок проводится проверка возможной аффилированности между подконтрольным субъектом и гражданскими служащими Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
- проводится дополнительный контроль при согласовании с прокуратурой субъекта Российской Федерации приказа о проведении внеплановой выездной проверки;
- в целях снижения рисков по нарушению сроков направления уведомления о проведении плановой проверки, проводится усиленный контроль за данной процедурой,
а также проводится проверка Управлением надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, возможной аффилированности между подконтрольным субъектом и гражданскими служащими Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
- по всем фактам действий (бездействий) подконтрольного субъекта, препятствующих при проведении проверки, составлены соответствующие акты, информация направляется в Генеральную прокуратуру Российской Федерации;
- информация об обязательных требованиях доводится до подконтрольных субъектов на регулярной основе;
- проводится контроль в части исключения фактов участия в проведении проверки лиц, не указанных в акте о проверке;
- проводится контроль в части исключения фактов превышения сроков проведения проверки;
В течение года
- проводится контроль в части исключения фактов проведения проверки по вопросам, не относящимся к полномочиям Рособрнадзора, требование документов, материалов, не относящихся к проведению проверки.
Еженедельно проводится инструктаж по вопросам обязательного соблюдения требований нормативных правовых актов и анализ результатов проводимых контрольно-надзорных мероприятий на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации и полноты выполненных задач.
Управлением надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, ежемесячно проводится совещание с участием гражданских служащих Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в чьи должностные обязанности входит участие в проведении проверки по вопросам возможных коррупционных рисков.
При подготовке предложений по принятию в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, административных мер по результатам проведенных проверок Управление надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, руководствуется основаниями, предусмотренными действующим законодательством Российской Федерации в сфере образования, положениями Административных регламентов, определяющих сроки и последовательность административных процедур и действий при исполнении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки соответствующих государственных функций.
Предложения оформляются внутренними служебными документами с указанием ссылок на соответствующие нормы законодательства Российской Федерации, с приложением копий актов, судебных решений, служебных записок с соответствующими резолюциями, подтверждающих результаты проведенных контрольно-надзорных мероприятий и обоснованность применения предлагаемой административной меры.
В Управлении надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, организована информационно-аналитическая работа с проведением регулярных мероприятий внутри отделов и ежемесячно между отделами по вопросам реализации контрольно-надзорных мероприятий и применения административных мер.
Осуществляется работа по формированию плана проверок в строгом соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Формирование состава лиц, уполномоченных на проведение проверок в количестве не менее двух гражданских служащих Управления оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
проведение совещаний в Управлении оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации перед проведением проверки.
Разработка критериев отбора ОИВ для включения в план проверок
2
Предоставление государственной услуги по государственной аккредитации
Взаимодействие с заявителем посредством личной мобильной связи и личного электронного адреса;
включение в экспертную группу эксперта по предварительному с ним сговору
Управление государственных услуг
Рандомное автоматизированное формирование экспертной группы посредством ИС ГА;
запрет на использование личного мобильного телефона и личного почтового электронного адреса;
контроль со стороны непосредственного руководителя (начальника отдела, заместителя начальника Управления, начальника Управления, курирующего заместителя руководителя Рособрнадзора)
В течение года
3
Предоставление государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности
Взаимодействие с заявителем посредством личной мобильной связи и личного электронного адреса
Управление государственных услуг
Запрет на использование личного мобильного телефона и личного почтового электронного адреса;
осуществляется контроль со стороны непосредственного руководителя (начальника отдела, заместителя начальника Управления, начальника Управления, курирующего заместителя руководителя Рособрнадзора).
В течение года
4
Предоставление государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве
Взаимодействие с заявителем посредством личной мобильной связи и личного электронного адреса
Управление государственных услуг
Запрет на использование личного мобильного телефона и личного почтового электронного адреса;
Контроль со стороны непосредственного руководителя (начальника отдела, заместителя начальника Управления, начальника Управления, курирующего заместителя руководителя Рособрнадзора)
В течение года
5
Обеспечение проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования за пределами территории Российской Федерации, включая создание государственных экзаменационных комиссий для проведения государственной итоговой аттестации
Принятие решения об изменении результатов государственной итоговой аттестации председателем государственной экзаменационной комиссии и конфликтной комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования за пределами территории Российской Федерации в пользу заинтересованных лиц;
отсутствие контроля за ходом проведения экзаменов в образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Доступ работников подведомственной организации Рособрнадзора ФГБУ "ФЦТ" к федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (ФИС ГИА и приема), содержащей сведения о результатах государственной итоговой аттестации, к информации ограниченного доступа (КИМ)
Управление организации и проведения государственной итоговой аттестации
Протоколирование всех заседаний государственной экзаменационной комиссии и конфликтной комиссии с фиксацией особого мнения членов государственной экзаменационной комиссии и конфликтной комиссии в протоколах;
ведение аудиозаписи заседаний конфликтной комиссии;
организация просмотра видеозаписей государственной итоговой аттестации в образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Контроль своевременной обработки экзаменационных материалов участников государственной итоговой аттестации в образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, анализ результатов государственной итоговой аттестации;
выездной контроль проведения государственной итоговой аттестации в образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации;
логирование действий пользователей ФИС ГИА и приема;
разграничение полномочий сотрудников ФГБУ "ФЦТ" по определенным функциям;
ведение видеонаблюдения в помещениях, в которых осуществляется обработка результатов
В течение года
6
Организация разработки контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и критериев оценивания экзаменационных работ
Доступ работников подведомственных организаций Рособрнадзора ФГБУ "ФЦТ" и ФГБНУ "ФИПИ" к информации ограниченного доступа с целью предоставления указанной информации заинтересованным лицам
Управление организации и проведения государственной итоговой аттестации
Логирование действий пользователей в закрытом сегменте федерального банка тестовых заданий (ФБТЗ);
регламентация работ, связанных с разработкой КИМ;
ведение запрета на использование средств мобильной связи при разработке КИМ;
ограничение допуска в организацию, уполномоченную на разработку КИМ
В течение года
7
Организация централизованной проверки экзаменационных работ обучающихся при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования
Организация проверки и обработки экзаменационных материалов работниками подведомственной организации ФГБУ "ФЦТ"
Управление организации и проведения государственной итоговой аттестации
Автоматизация процессов;
логирование действий, связанных с проверкой экзаменационных работ;
разграничение полномочий сотрудников ФГБУ "ФЦТ" и ФГБНУ "ФИПИ";
оснащение всех помещений, в которых осуществляется обработка результатов, камерами видеонаблюдения, ограничение допуска в организации
В течение года
8
Осуществление функций Заказчика по приемке выполненных работ, оказанных услуг и поставленных товаров по государственным контрактам
Приемка результатов выполненных работ (поставленных товаров, оказанных услуг) не соответствующих требованиям заключенных государственных контрактов
Управление проектной деятельности и информационных технологий
Приемка результатов выполненных работ (поставленных товаров, оказанных услуг) должна осуществляться Комиссией по приемке результатов выполненных работ, оказанных услуг и поставленных товаров по государственным контрактам;
осуществление аудио и видеозаписи заседаний Комиссии
В течение года
9
Оценка эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования, при выполнении которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, на исполнение которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию бюджетам субъектов Российской Федерации
Анализ полученной информации от ОИВ, а также расчет показателей эффективности деятельности ОИВ по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования могут осуществляться с учетом личных интересов гражданских служащих;
сокрытие полученной информации;
возможность возникновения ситуации конфликта интересов при расчете вышеуказанных показателей
Управление оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Усиление внутреннего контроля за гражданскими служащими, осуществляющими расчет показателей эффективности деятельности ОИВ по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования
В течение года
10
Внесение в Правительство Российской Федерации предложений об изъятии полномочий Российской Федерации в сфере образования и полномочия Российской Федерации по подтверждению документов об ученых степенях и ученых званиях, переданных для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, у органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Гражданским служащим в личных интересах может быть скрыта информация об основаниях для внесения в Правительство Российской Федерации предложений об изъятии полномочий Российской Федерации в сфере образования и полномочия Российской Федерации по подтверждению документов об ученых степенях и ученых званиях, переданных для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, у органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Управление оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Исполнение гражданскими служащими Рособрнадзора обязанностей, установленных должностными регламентами;
проведение рабочих совещаний по вопросу исполнения гражданскими служащими их служебных обязанностей
В течение года
11
Представление в установленном порядке интересов Рособрнадзора в судах и других органах
Умышленное, неправомерное признание (полностью или частично) требований заявителей;
необоснованный отказ от исковых требований
Правовое управление совместно со структурными подразделениями Рособрнадзора
Рассмотрение вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решения и действия (бездействия) Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и ее должностных лиц на заседаниях рабочей группы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по рассмотрению вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и ее должностных лиц и утверждении ее состава;
усиление внутриведомственного контроля за результатами рассмотрения судебных дел
В течение года
12
Рассмотрение обращений органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органов, органов местного самоуправления, образовательных, научных, общественных и иных организаций, общественных объединений и граждан по вопросам, отнесенным к компетенции Рособрнадзора, а также осуществление приема граждан и представителей организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Рособрнадзора
Нарушение сроков рассмотрения обращений граждан и юридических лиц;
необоснованное затягивание процесса при принятии решений, связанных с реализацией прав граждан или юридических лиц;
решение вопроса во внеочередном порядке в отношении отдельного физического или юридического лица при наличии значительного числа очередных обращений
Структурные подразделения Рособрнадзора
Рассмотрение обращений и прием граждан и юридических лиц проводится в установленные законодательством Российской Федерации сроки;
использование средств аудиозаписи в местах приема граждан и организаций;
усиление внутриведомственного контроля за рассмотрением обращением граждан и юридических лиц, а также принятие мер по повышению результативности и эффективности работы с указанными обращениями;
регулярно проводятся совещания по работе с обращениями граждан;
доводится до сведения гражданских служащих изменения законодательства Российской Федерации в сфере образования и науки, вырабатываются решения по текущей тематике обращений.
Ежеквартально выполняется анализ поступивших обращений.
По результатам анализа вырабатываются дополнительные меры и мероприятия в целях предупреждения нарушений юридическими лицами обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации
В течение года
13
Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Рособрнадзора
Влияние субъективных факторов (эмоциональное восприятие информации, личная заинтересованность в результатах проведения антикоррупционной экспертизы, иных обстоятельств) на подготовку заключения по результатам антикоррупционной экспертизы
Правовое управление
Выявление и устранение положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;
систематическое проведение мониторинга правоприменения нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
аттестация гражданских служащих Рособрнадзора, в чьи должностные обязанности входит проведение антикоррупционной экспертизы, в целях определения соответствия занимаемой должности;
прохождение гражданскими служащими Рособрнадзора, в чьи должностные обязанности входит проведение антикоррупционной экспертизы, программ повышения квалификации
В течение года
14
Осуществление функций Заказчика по подготовке и проведению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупок товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности Рособрнадзора
Ограничение конкуренции при установлении необоснованных преимуществ для отдельных участников закупки;
необоснованное завышение (занижение) начальной (максимальной) цены государственного контракта
Управление проектной деятельности и информационных технологий
Проведение антикоррупционной экспертизы проектов технических заданий;
мониторинг рынка ценовых предложений государственных контрактов
В течение года
15
Осуществление кадровой работы
Прием документов от граждан на участие в конкурсе на включение в кадровый резерв и на участие в конкурсе на замещение вакантных должностей
Управление делами и организации бюджетного процесса
Проведение совещаний по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации о федеральной государственной гражданской службе с федеральными государственными гражданскими служащими отдела государственной службы, кадров и профилактики коррупционных и иных правонарушений Управления делами и организации бюджетного процесса;
осуществление приема документов от граждан на участие в конкурсе на включение в кадровый резерв, на участие в конкурсе на замещение вакантных должностей в помещении для приема граждан, находящемся на первом этаже здания Рособрнадзора
В течение года
16
Организация документооборота в Рособрнадзоре
Возможность увеличения (сокращения) сроков исполнения документов по поручениям
Управление делами и организации бюджетного процесса совместно со структурными подразделениями Рособрнадзора
Усиление контроля за сроками исполнения документов;
проведение рабочих встреч с ответственными за делопроизводство гражданскими служащими структурных подразделений Рособрнадзора по вопросу соблюдения порядка рассмотрения обращений граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации
В течение года
17
Осуществление анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
Возможность исключения фактов, являющихся основанием для проведения проверки в отношении гражданского служащего Рособрнадзора о полноте и достоверности представленных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
Управление делами и организации бюджетного процесса
Соблюдение законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции;
прохождение повышения квалификации по программам в области противодействия коррупции
В течение года
18
Осуществление функций главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Рособрнадзора и реализацию возложенных на него функций
Нецелевое использование бюджетных средств и несоблюдение сроков порядка формирования и представления (утверждения) сведений (документов)
Управление делами и организации бюджетного процесса
Осуществление постоянного контроля при формировании и представлении (утверждении) сведений (документов), а также разработка приказов и распоряжений для реализации полномочий;
разъяснение должностным лицам о мерах ответственности за совершение коррупционных правонарушений
В течение года
19
Составление, заполнение, предоставление документов, справок, отчетности
Искажение, сокрытие или предоставление заведомо ложных сведений в отчетных формах, а также в выдаваемых справках, документах
Управление делами и организации бюджетного процесса
Система визирования документов ответственными лицами;
организация внутреннего контроля за исполнением должностными лицами своих обязанностей;
разъяснение должностным лицам законодательства Российской Федерации об ответственности за совершение коррупционных правонарушений
В течение года
20
Оплата труда
Оплата фактически отработанного сотрудником рабочего времени не в полном объеме;
оплата рабочего времени сотруднику в полном объеме в случаях, когда гражданский служащий фактически отсутствовал на рабочем месте
Управление делами и организации бюджетного процесса
Использование средств на оплату труда в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Рособрнадзора;
организация внутреннего контроля за исполнением должностными лицами своих обязанностей;
разъяснение должностным лицам законодательства Российской Федерации об ответственности за коррупционные правонарушения
В течение года
21
Осуществление от имени Рособрнадзора функций и полномочий учредителя, находящихся в ведении Рособрнадзора организаций, формирование и утверждение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение государственных работ) подведомственным организациям, доведение средств федерального бюджета подведомственным организациям в виде субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с выполнением государственного задания
Несоблюдение сроков порядка формирования и представления (утверждения) сведений (документов)
Управление делами и организации бюджетного процесса
Доведение средств федерального бюджета подведомственным организациям в виде субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с выполнением государственного задания
В течение года
22
Организация формирования и ведения федеральных и государственных информационных систем в соответствии с компетенцией Рособрнадзора
Заполнение информационных систем с учетом личной заинтересованности;
внесение недостоверных сведений в информационные системы Рособрнадзора
Структурные подразделения Рособрнадзора
Контроль за соблюдением мер информационной безопасности при работе в информационных системах;
контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных
В течение года
23
Учет имущества Рособрнадзора, обязательств и хозяйственных операций в Рособрнадзоре
Несвоевременная постановка на регистрационный учет материальных ценностей;
умышленно досрочное списание нематериальных активов с регистрационного учета
Управление делами и организации бюджетного процесса
Регулярная инвентаризация материальных ценностей;
организация внутреннего контроля за исполнением должностными лицами своих обязанностей;
разъяснение гражданским служащим законодательства Российской Федерации об ответственности за совершение коррупционных правонарушений
В течение года
24
Приемка и выдача материальных ценностей и бланков строгой отчетности
Утрата материальных ценностей;
внесение неполной или недостоверной информации в документацию по приемке и выдаче материальных ценностей;
умышленно досрочное списание нематериальных активов с регистрационного учета
Управление делами и организации бюджетного процесса
Ведение документации по приемке и выдаче материальных ценностей и бланков строгой отчетности;
внесение сведений в реестр федерального имущества;
регулярная инвентаризация материальных ценностей
В течение года
25
Реализация мероприятий по проведению квалификационного экзамена для граждан, претендующих на получение аттестации экспертов, привлекаемых Рособрнадзором к проведению мероприятий по контролю (надзору)
Квалификация нарушений в экспертных заключениях, несоответствующая положениям нормативных правовых актов
Управление надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность
Проведение квалификационного экзамена для граждан, претендующих на получение аттестации экспертов, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю. Результаты экзаменов оформляются протоколами.
На официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещены актуализированные нормативные правовые акты для подготовки граждан, претендующих на аттестацию в качестве эксперта, к квалификационному экзамену.
Аттестованным экспертам направляются письма Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность об актуализации сведений, содержащихся в реестре аттестованных экспертов, привлекаемых к мероприятиям по контролю
В течение года