Рейтинг@Mail.ru

Информация Банка России от 16.06.2020

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИЯ

от 16 июня 2020 года

О РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНОВ ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ РЫНКА ВНЕБИРЖЕВЫХ ПФИ

Банк России информирует о ходе реализации планов <1> регулятора по реформированию рынка внебиржевых производных финансовых инструментов (далее - ПФИ) в России, принятых во исполнение решений, глав государств Группы 20, и направленных на повышение стабильности мирового финансового рынка.

--------------------------------

<1> Информационное сообщение Банка России "Об этапах реформирования рынка внебиржевых производных финансовых инструментов в России".

1. В целях уменьшения системных рисков на финансовом рынке за счет снижения кредитного риска его участников, достигаемого за счет перераспределения риска на центрального контрагента, который отвечает повышенным требованиям к системе управления рисками, Банк России разработал Указание Банка России от 16.12.2019 N 5352-У "О случаях, когда договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, заключаются только при условии, что другой стороной по таким договорам является лицо, осуществляющее функции центрального контрагента" (далее - Указание N 5352-У) <2>.

--------------------------------

<2> Зарегистрировано Минюстом России 13.04.2020, официально опубликовано 21.04.2020.

Указание N 5352-У предусматривает введение обязательного централизованного клиринга внебиржевых своп-договоров в рублях, базисным активом которых являются процентные ставки, при условии, что совокупная номинальная стоимость таких своп-договоров на последний рабочий день каждого из трех кварталов подряд, предшествующих кварталу, в котором они заключены, превышает 200 млрд рублей хотя бы для одной из сторон (далее - пороговое значение). При этом в расчет порогового значения не будет включаться номинальная стоимость своп-договоров, относящихся к операциям (инструментам) хеджирования в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации или Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 9 "Финансовые инструменты".

Требования по обязательному централизованному клирингу не будут распространяться на своп-договоры, сторонами по которым являются иностранные контрагенты, Банк России, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, лица, входящие в одну группу, центральный контрагент (если заключение таких своп-договоров не связано с исполнением им функций центрального контрагента), а до 01.01.2024 - также нефинансовые организации.

Указание N 5352-У предусматривает возможность перевода внебиржевых ПФИ на централизованный клиринг посредством наиболее распространенных в международной практике правовых конструкций: "открытой оферты" (open offer) или "новации" (novation) <3>. При этом для случаев использования "новации" предусмотрен предельный срок для перевода своп-договора на централизованный клиринг - не позднее одного рабочего дня после дня его заключения.

--------------------------------

<3> Правовая конструкция, предусматривающая прекращение обязательства, существующего между сторонами договора, заключенного не с центральным контрагентом, путем его замены новым обязательством каждой из сторон указанного договора и центральным контрагентом, согласно части 12 статьи 4 Федерального закона от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности".

Указание N 5352-У вступает в силу с 01.01.2021 и применяется в отношении своп-договоров, заключенных после его вступления в силу. С учетом предусмотренного Указанием N 5352-У условия о превышении порогового значения в 200 млрд рублей на конец каждого из трех кварталов подряд, это означает фактическое возникновение обязанности по переводу соответствующих своп-договоров на централизованный клиринг не ранее 4 квартала 2021 года.

1. В отношении следующего этапа реформы рынка внебиржевых ПФИ - обязательного маржирования внебиржевых ПФИ, в отношении которых не осуществляется централизованный клиринг, Банк России сообщает, что в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (CoVid-19), сроки указанного этапа могут быть перенесены.

2. С учетом международной практики <4>, а также срока вступления в силу Указания N 5352-У Банк России считает возможным введение требований по обязательному маржированию внебиржевых ПФИ, в отношении которых не осуществляется централизованный клиринг, не ранее 2022 года.

--------------------------------

<4> Пресс-релиз Международной организации комиссий по ценным бумагам (International Organization of Securities Commissions, IOSCO) и Базельского комитета по банковскому надзору (Basel Committee on Banking Supervision, BCBS) о принятии решения отложить последнюю фазу внедрения маржинальных требований по деривативам, не проходящим централизованный клиринг.

Другие документы по теме
"Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки информирует организации, осуществляющие образовательную деятельность, об издании Административного регламента осуществления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки лицензионного контроля за образовательной деятельностью"
"Для оплаты НДФЛ по декларациям за 2019 год остался месяц"
"Модельный акт субъекта Российской Федерации "Правила предоставления субсидий гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, на приобретение (строительство) жилых помещений и на возмещение части расходов на уплату процентов по кредиту"
"Разъяснения о порядке работы отделения ФИПС "Палата по патентным спорам" с учетом неблагоприятных последствий распространения инфекции Covid-19"
Ошибка на сайте