"Сводная таблица вопросов и предложений по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N 1948 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных
Приложение
к письму ФАУ "Главгосэкспертиза России"
от 26.02.2020 N 01-01-12/2279-ИМ
19.02.2020
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА
ВОПРОСОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 31.12.2019 N 1948
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ
АКТОВ И ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ НЕКОТОРЫХ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
N п/п
Автор предложения
Ссылка
Вопрос (предложение)
Позиция (решение) и обоснование
Экспертное сопровождение
1
Ассоциация экспертиз строительных проектов (Горячев И.Е.) + ОГУА "Госэкспертиза Челябинской области"
Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 352
Вопрос 1: Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 352 утвержден перечень услуг, являющихся необходимыми и обязательными для оказания государственных услуг.
Разъясните порядок проведения экспертного сопровождения в условиях отсутствия данной услуги в указанном Перечне и отсутствия соответствующего кода ОКВЭД?
Вопрос 2: Является ли экспертное сопровождение отдельной государственной услугой, отличной от государственной экспертизы проектной документации? Или выданные заключения по экспертному сопровождению следует учитывать в рамках государственной экспертизы?
Если является отдельной услугой, соответственно, нужно ли дополнительно вносить изменения в Устав, добавлять новый ОКВЭД - какой?
Все изменения в части введения экспертного сопровождения внесены в статью 49 ГрК <1>. При этом наименование статьи осталось неизменным, так как указанная статья регулирует вопросы экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Таким образом, Федеральным законом N 151-ФЗ <2> дополнительно не вводится самостоятельная процедура - экспертное сопровождение, а лишь закрепляется возможность по желанию застройщика или технического заказчика проведение оценки, составляющей предмет экспертизы технической части проектной документации, в специально установленной форме экспертного сопровождения. В части 3.9 статьи 49 ГрК устанавливается предмет экспертного сопровождения, который исходя из анализа указанных положений и норм части 5 статьи 49 ГрК дублирует предмет экспертизы проектной документации в части оценки соответствия проектной документации требованиям, установленным в пункте 1 части 5 статьи 49 ГрК, заданию на проектирование и результатам инженерных изысканий (экспертиза технической части проектной документации). Федеральный закон N 151-ФЗ устанавливает, что такая экспертиза проектной документации без проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объект капитального строительства является по сути экспертизой проектной документации в форме экспертного сопровождения.
Частью 3.10 статьи 49 ГрК установлено, что в случае внесения в ходе экспертного сопровождения изменений в проектную документацию, требующих проведения экспертизы проектной документации в целях получения застройщиком или техническим заказчиком заключения о соответствии построенного ОКС, выдается с учетом всех этих изменений заключение экспертизы проектной документации, сведения о котором подлежат включению в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации ОКС.
Таким образом, речь идет не о новой услуге, а о государственной экспертизе, которая в перечне услуг уже содержится
2
АУ Ханты-Мансийского АО - Югры "Управление государственной экспертизы проектной документации и ценообразования в строительстве"
Пункт 17.3 Положения <4>
В соответствии с пунктом 17.3 Положения для проведения оценки соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, требованиям, установленным частью 3.9 статьи 49 ГрК, в рамках экспертного сопровождения (далее - оценка соответствия в рамках экспертного сопровождения), представляется часть проектной документации, в которую внесены изменения.
При этом, в соответствии с пунктом 45.2 Положения, при проведении оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения осуществляется оценка соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, требованиям технических регламентов и иным требованиям, включая оценку совместимости изменений, внесенных в проектную документацию, с частью проектной документацией, в которую указанные изменения не вносились.
Просим дать разъяснения, каким образом должна осуществляться оценка совместимости изменений, внесенных в проектную документацию, с частью проектной документацией, в которую указанные изменения не вносились, в случае, если проектная документация для проведения государственной экспертизы представлялась на бумажном носителе?
Согласно п. 17 Положения в случае, если ранее документы представлялись на государственную экспертизу на бумажном носителе, при проведении повторной государственной экспертизы проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы, в том числе заключение государственной экспертизы, проводимой в случае, предусмотренном частью 3.10 статьи 49 ГрК, организация по проведению государственной экспертизы в целях оценки совместимости внесенных изменений с проектной документацией, в отношении которой была ранее проведена государственная экспертиза, вправе дополнительно истребовать от заявителя представление материалов проектной документации, в которые изменения не вносились. Указанные материалы проектной документации представляются заявителем не позднее 3 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса в порядке, установленном договором.
3
ГАУ ВО "ОБЛГОСЭКСПЕРТИЗА"
Пункт 17.4 Положения
Для проведения в случае, предусмотренном частью 3.10 статьи 49 ГрК, государственной экспертизы изменений, внесенных в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения (далее - государственная экспертиза по результатам экспертного сопровождения), в рамках срока действия договора об экспертном сопровождении предоставляются:
а) в случае если в результате изменений, внесенных в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения, сметная стоимость строительства, реконструкции объекта капитального строительства соответствует установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений, принятом в отношении объекта капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в установленном порядке, стоимости строительства, реконструкции объекта капитального строительства, осуществляемого за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, - заявление о выдаче заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения...
б) в случае если в результате изменений, внесенных в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения, сметная стоимость строительства, реконструкции объекта капитального строительства изменилась и не соответствует установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений, принятом в отношении объекта капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в установленном порядке, стоимости строительства, реконструкции объекта капитального строительства, осуществляемого за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, -
заявление о выдаче заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения...
Возможно ли считать положительным результатом выполнения экспертных работ по договору об экспертном сопровождении заключение, содержащее выводы о подтверждении (положительное заключение) или неподтверждении (отрицательное заключение) соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, подготовленное в соответствии с пунктом 45.9 Положения, если заявителем не подано заявление о выдаче заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения, в соответствии с пунктом 17.4 Положения?
Да, обязательства по договору со стороны экспертной организации можно считать выполненными в том случае, если в рамках срока действия договора об экспертном сопровождении заявитель не обратился с заявлением о выдаче заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения, в котором указывается информация о выданных по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения заключениях в соответствии с пунктом 17.4 Положения
ГАУ "Управление государственной экспертизы Ленинградской области" (Санкт-Петербургский филиал)
Пункт 17.4 Положения
В случае обнаружения в ходе экспертного сопровождения необходимости проведения повторной экспертизы, но заявитель не обращается с заявлением в соответствии с пунктом 17.4 Положения, какое заключение выдавать по результатам экспертного сопровождения?
В рассматриваемой ситуации результатом оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения является заключение, содержащее выводы о подтверждении (положительное заключение) или неподтверждении (отрицательное заключение) соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, выдаваемое в соответствии с пунктом 45.9 Положения. При этом для проведения в случае, предусмотренном частью 3.10 статьи 49 ГрК, государственной экспертизы изменений, внесенных в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения, заявитель должен обратиться в организацию по проведению государственной экспертизы с заявлением в соответствии с пунктом 17.4 Положения. В случае если заявитель с соответствующим заявлением не обращается, то государственная экспертиза по результатам экспертного сопровождения не проводится
Госстройнадзор Омской области
Пункт 17.4 Положения
Требуется ли продление договора об экспертном сопровождении, если срок направления (вручения) заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения по заявлению, указанному в п. 17.4 Положения, выходит за рамки срока договора?
Заключение договора на экспертное сопровождение в соответствии с пунктом 26.1 Положения является правом заявителя, а не его обязанностью.
В соответствии с пунктом 17.4 Положения проведение государственной экспертизы изменений, внесенных в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения, осуществляется в рамках срока действия договора об экспертном сопровождении.
Что означает указанное в подпункте "а" пункта 17.4 Положения "соответствие" сметной стоимости строительства, реконструкции объекта капитального строительства установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений? Любое отклонение сметной стоимости от установленной в решении в большую или меньшую сторону будет являться несоответствием?
Данная формулировка содержится в пункте 5 части 3.8 статьи 49 ГрК. Исходя из данной формулировки любое отклонение сметной стоимости от установленной в решении будет являться несоответствием
4
ГАУ СО "Управление государственной экспертизы"
(Вх. N 1297 ЕГЭ от 30.01.2020)
Пункт 23.1 Положения
Решение об оставлении без рассмотрения заявления о проведении экспертного сопровождения принимается при наличии следующих оснований:
а) представлены не все документы, указанные в пункте 17.2 Положения;
б) заявление, предусмотренное подпунктом "а" пункта 17.2 Положения, представлено неуполномоченным лицом.
Пункт 23.1 Положения содержит ссылку на отсутствующий в положении пункт 17.2 Положения
Для решения данного вопроса необходимо внесение изменений в Положение.
Существующая техническая ошибка будет исправлена в рамках дальнейшего внесения изменений в Положение.
Минстроем России на федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", который среди прочего предусматривает соответствующие изменения
5
ГАУ ВО "ОБЛГОСЭКСПЕРТИЗА"
Пункт 24.1 Положения
В соответствии с отчетом о проверке заключений экспертизы учреждению было указано на следующее нарушение: "Застройщик и технический заказчик одно лицо". В соответствии с пунктом 22 статьи 1 ГрК, технический заказчик - уполномоченное застройщиком юридическое лицо, то есть оно выбирается застройщиком самостоятельно, до подачи заявления о проведении государственной экспертизы. По каким основаниям в соответствии с пунктом 24 и 24.1 Положения можно отказать заявителю в принятии проектной документации на государственную экспертизу?
В соответствии с пунктом 23.1 Положения, если заявление, предусмотренное пунктом 17.2 Положения, представлено неуполномоченным лицом, то принимается решение об оставлении заявления без рассмотрения
ГАУ СО "Управление государственной экспертизы"
(Вх. N 1297 ЕГЭ от 30.01.2020)
Пункт 24.1 Положения
Основаниями для отказа в принятии документов, представленных для проведения оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения, являются:
а) представление не всех документов, указанных в пункте 17.3 Положения, необходимых для проведения экспертного сопровождения;
б) представление документов с нарушением требований, утвержденных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с пунктом 18 настоящего Положения, к формату документов, представляемых в электронной форме;
в) нахождение на дату представления документов, указанных в пункте 17.3 Положения, на рассмотрении в организации по проведению государственной экспертизы ранее представленных документов по этому объекту капитального строительства, в отношении которых не выдано заключение по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения или заключение государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения;
г) экспертное сопровождение должно осуществляться иной организацией по проведению государственной экспертизы.
Экспертное сопровождение не предусматривает изменения, внесенные в результаты инженерных изысканий. Но при проведении оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения осуществляется оценка соответствия в том числе результатам инженерных изысканий. Таким образом, при направлении на экспертное сопровождение проектной документации и результатов инженерных изысканий, в которые внесены изменения, возникает ситуация, что экспертная организация в рамках экспертного сопровождения не имеет полномочий провести оценку результатов инженерных изысканий на соответствие требованием тех. регламентов, а также проектной документации на соответствие результатам инженерных изысканий, не получившим положительное заключение экспертизы, в то же время отсутствует основание для отказа в принятии результатов инженерных изысканий на экспертное сопровождение.
В связи с изложенным пункт 24.1 Положения предлагается дополнить подпунктом следующего содержания:
"Представление результатов инженерных изысканий с внесенными изменениями, не получившими положительное заключение государственной экспертизы."
Согласно части 3.9 статьи 49 ГрК экспертное сопровождение в отношении результатов инженерных изысканий не осуществляется. В том случае, если изменения, внесенные в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, не соответствуют инженерным изысканиям, в соответствии с пунктом 45.9 Положения результатом оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения будет является отрицательное заключение
АУ Ханты-Мансийского АО - Югры "Управление государственной экспертизы проектной документации и ценообразования в строительстве"
Пункт 24.1 Положения
Частью 3.9 статьи 49 ГрК и Положением установлено, что оценка соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, осуществляется органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации. В виду внесения изменений в законодательство Российской Федерации, в ряде случаев первичная экспертиза осуществлялась органами исполнительной власти субъекта (подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением), однако на момент предоставления документов для проведения экспертного сопровождения у данного учреждения отсутствует правовая возможность проведения государственной экспертизы применительно к этому объекту. Так, Федеральным законом от 21 июля 2017 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2018 года N 496-ФЗ) внесены изменения в статью 49 ГрК, согласно которым проведение государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти, указанного в абзаце первом части 3 статьи 6.1 ГрК, или подведомственного ему государственного (бюджетного или автономного) учреждения.
Пунктом 24.1 Положения определены основания для отказа в принятии документов, представленных для проведения оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения, в том числе "экспертное сопровождение должно осуществляться иной организацией по проведению государственной экспертизы".
Учитывая изложенное выше, просим дать разъяснение, какой организацией по проведению государственной экспертизы должно осуществляться экспертное сопровождение проектной документации объектов, по которым первичная экспертиза проведена одним учреждением (органом исполнительной власти субъекта), а на момент проведения экспертного сопровождения проведение государственной экспертизы в отношении проектной документации данного объекта отнесено к полномочиям другого учреждения (федерального органа исполнительной власти)?
Согласно части 3.9 статьи 49 ГрК экспертное сопровождение по решению застройщика или технического заказчика может осуществляться органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, которые подтверждают соответствие внесенных в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 ГрК.
Таким образом, законодательно не установлена возможность проводить экспертное сопровождение экспертной организации, которая ранее не проводила экспертизу такой проектной документации
6
КГАУ "Примгосэкспертиза" (ДФО) + АУ Ханты-Мансийского АО - Югры "Управление государственной экспертизы проектной документации и ценообразования в строительстве"
Пункт 24.2 Положения
В случае принятия решения об отказе в принятии документов, представленных на государственную экспертизу, заявитель уведомляется о таком решении в течение 2 рабочих дней со дня поступления таких документов в организацию по проведению государственной экспертизы.
Предлагаем изменить срок "в течение 3 рабочих дней".
Для решения данного вопроса необходимо внесение изменений в Положение.
Согласно пункту 21 Положения проверка документов, представленных заявителем для проведения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, осуществляется в течение 3 рабочих дней со дня поступления документов в экспертную организацию.
Учитывая расхождение сроков, установленных пунктами 21 и 24.2 Положения, просим дать разъяснения:
1. В какой срок необходимо представить (направить) заявителю мотивированный отказ (уведомление) в принятии документов, представленных для проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий?
2. Является ли срок, установленный пунктом 24.2 Положения, применимым только к отказам в принятии документов, представленных для проведения оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения?
Срок уведомления заявителя, указанный в пункте 24.2 Положения, применим исключительно к процедуре экспертного сопровождения. Существующая техническая ошибка, позволяющая относить срок уведомления заявителя к сроку проверки документов, будет исправлена в рамках дальнейшего внесения изменений в Положение. Минстроем России на федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", который среди прочего предусматривает следующее изменение:
"в подпункте 24.2 Положения слова "на государственную экспертизу" заменить словами "для проведения оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения"
7
АУКО
"Облгосэкспертиза" от 30.01.2020 N 01-18/01-178 (Ростовский филиал)
Пункт 25 Положения
Срок устранения недостатков при принятии документов на государственную экспертизу согласно п. 25 не превышает 20 рабочих дней.
Срок проведения государственной экспертизы в отношении жилых домов равен 20 рабочим дням. При этом трудоемкость несоизмерима.
С целью повышения качества подготовки заключений государственной экспертизы при наличии установленных максимальных сроков проведения экспертизы в соответствии с пунктом 29 Положения, предлагаю рассмотреть вопрос об установлении минимальных сроков проведения государственной экспертизы
В пункте 25 Положения речь идет об устранении недостатков без возврата документов заявителю на бумаге (гостайна) на стадии принятия документов до заключения договора на экспертизу ("Если в документах, представленных на бумажном и (или) электронном носителе в соответствии с абзацем четвертым пункта 18 настоящего Положения, недостатки, послужившие основанием для отказа в принятии документов на государственную экспертизу, устранимы без возврата документов и заявитель не настаивает на их возврате, организация по проведению государственной экспертизы устанавливает срок для устранения заявителем таких недостатков, который не должен превышать 20 рабочих дней").
Сроки проведения экспертизы установлены в пункте 29 Положения
8
Госстройнадзор Омской области
Пункт 26.1 Положения
Если в соответствии с пунктом 26.1 Положения заявитель за 30 рабочих дней до истечения срока договора об экспертном сопровождении не уведомил организацию по проведению государственной экспертизы о продлении срока действия договора об экспертном сопровождении, может ли быть заключен новый договор об экспертном сопровождении?
Да, может быть заключен новый договор об экспертном сопровождении. При этом пролонгация в данном случае не предусматривается
9
Государственное автономное учреждение "Региональный центр государственной экспертизы и ценообразования в строительстве Пензенской области" (Саратовский филиал)
Пункт 45.9 Положения
Будут ли разъяснения требований к составу, содержанию и порядку оформления заявления и заключения по результатам экспертного сопровождения (п. 45.9 Положения)?
В настоящее время Минстроем России ведется работа по разработке проекта приказа Минстроя России "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации". Указанный проект приказа содержит в себе в том числе изменения к Требованиям к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденным приказом Минстроя России от 08.06.2018 N 341/пр.
Проект приказа в настоящее время размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов и доступен для ознакомления
10
Госстройнадзор Омской области
Пункт 45.5 Положения
Пунктом 45.5 Положения предусмотрена подготовка заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения после представления документов, указанных в пункте 17.4 Положения, который оговаривает только вопросы соответствия измененной сметной стоимости строительства бюджетных объектов стоимости, установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений. Означает ли это, что по объектам с небюджетным финансированием выдача заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения невозможна и требуется проведение повторной государственной экспертизы по пункту 44 "б" Положения?
Нет, не означает.
Согласно части 3.10 статьи 49 ГрК в случае внесения в ходе экспертного сопровождения изменений в проектную документацию, требующих проведения экспертизы проектной документации, орган исполнительной власти или организация, проводившие экспертизу проектной документации, по итогам внесения этих изменений в данную проектную документацию в целях получения застройщиком или техническим заказчиком указанного в пункте 9 части 3 статьи 55 ГрК заключения выдает с учетом всех этих изменений заключение экспертизы проектной документации, сведения о котором подлежат включению в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации ОКС в соответствии с частью 7.1 статьи 49 ГрК. При этом дополнительное направление проектной документации на проведение экспертизы проектной документации не требуется.
При этом, возможно, пункт 17.4 требует юридико-технической корректировки
--------------------------------
<1> Здесь и далее по тексту - Градостроительный кодекс Российской Федерации.
<2> Здесь и далее по тексту - Федеральный закон от 27.06.2019 N 151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
<3> Далее - ОКС.
<4> Здесь и далее по тексту - постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий".