Информация Роспотребнадзора от 23.04.2019
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ИНФОРМАЦИЯ
от 23 апреля 2019 года
О ПРАВАХ
ТУРИСТОВ, ПРИОБРЕТШИХ ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПУТЕВКИ В ШРИ-ЛАНКУ
В связи с террористическими актами, произошедшими в Демократической Социалистической Республике Шри-Ланка (далее - Шри-Ланка), подтвержденными информацией МИД России от 22 апреля 2019 г. (http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKN onkJE02Bw/content/id/3623287) в целях обеспечения безопасности российских туристов Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека считает необходимым разъяснить нижеследующее.
Каждый турист в соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 132-ФЗ) при подготовке к путешествию, т.е. до наступления даты начала соответствующего тура, предусмотренного договором с турагентом (туроператором), в также во время его совершения, т.е. в период непосредственного нахождения в стране временного пребывания в соответствии с договором с турагентом (туроператором), имеет право на обеспечение своих потребительских прав.
Правовые основы обеспечения безопасности туристов в странах временного пребывания закреплены статьей 14 Закона N 132-ФЗ. Согласно положениям указанной статьи, в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни (таким свидетельством является официальное сообщение Ростуризма на его сайте - https://www.russiatourism.ru/news/16257, турист (экскурсант) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения. В этом случае при расторжении договора о реализации туристского продукта до начала путешествия "туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг".
Во взаимосвязи с соответствующими положениями статьи 10 Закона N 132-ФЗ вышеназванная информация уполномоченного органа о наличии в стране временного пребывания угрозы жизни туристов фактически является свидетельством очевидного ухудшения условий путешествия, указанных в договоре, что позволяет требовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при его заключении (см. статью 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ). Более того, согласно общим правилам изменения и расторжения договора, сформулированным в пункте 2 статьи 452 ГК РФ, "требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок".
Это означает, что является правомерным предъявление со стороны потребителя в досудебном (претензионном) порядке до начала путешествия (т.е. до наступления даты, определенной договором, для совершения поездки в Шри-Ланку) требования о расторжении договора о реализации туристского продукта и возврате денежной суммы, равной общей цене туристского продукта, абсолютно правомерно, также как и досудебное требование потребителя, заявленное после начала путешествия, о возврате денежной суммы в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг, обусловленное его законным волеизъявлением прекратить пребывание в Шри-Ланке по причине информации об угрозе его жизни, доведенной в установленном порядке уполномоченным органом.
Установленное Законом N 132-ФЗ специальное право туриста (экскурсанта) на расторжение договора никак не может быть обременено какими - либо штрафными санкциями со стороны туроператоров (турагентов), поскольку реализация потребителем своего законного права не является проявлением какой-либо недобросовестности в рамках обязательств по договору о реализации туристского продукта, в то время как согласно определению, приведенному в пункте 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации "неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения".
Таким образом, с учетом вышеизложенного:
1) туроператор (турагент) не имеет законных оснований препятствовать потребителям в их праве на досудебное предъявление требований, связанных с расторжением (изменением) договора о реализации туристского продукта по причинам, названным в статьях 10, 14 Закона N 132-ФЗ, в том числе в виде встречного требования (в любой форме) уплатить разного рода штрафы;
2) при расторжении до начала путешествия по требованию потребителя договора о реализации туристского продукта по причинам, названным в статьях 10, 14 Закона N 132-ФЗ, туроператоры (турагенты) не вправе удерживать фактически понесенные ими расходами, ссылаясь на статью 32 Закона N 2300-1 и/или условия договора на этот счет, поскольку обстоятельства, свидетельствующие о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни, являются самостоятельным (отдельным) основанием для расторжения договора, которое не ставится ни в какую зависимость от расходов, понесенных туроператором.