Информационное сообщение Росфинмониторинга от 30.09.2013
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
от 30 сентября 2013 года
В целях обеспечения прозрачности контрольно-надзорных мероприятий, осуществляемых Федеральной службой по финансовому мониторингу, по вопросам соблюдения организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также в целях оказания таким организациям и индивидуальным предпринимателям методической помощи для осуществления самостоятельной проверки осуществления внутреннего контроля, предлагаем перечень вопросов, подлежащих проверке, с приведением нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ, регламентирующих данные требования.
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Вопросы, подлежащие проверке в целях выявления фактов
несоответствия действий (бездействия) организации
(должностных лиц, сотрудников организации), индивидуального
предпринимателя законодательству о ПОД/ФТ
Вопросы проверки
Законодательство о ПОД/ФТ, регламентирующее деятельность организации, индивидуального предпринимателя
1
2
Соблюдение организацией, индивидуальным предпринимателем требования по постановке на учет в Росфинмониторинге, в том числе
Пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(далее - Федеральный закон N 115-ФЗ);
Информационное письмо от 17.07.2013 N 29.
- соблюдение организацией, индивидуальным предпринимателем сроков постановки на учет в Росфинмониторинге
Пункт 2 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 января 2014 г. N 58.
Наличие в организации, у индивидуального предпринимателя правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, утвержденных руководителем организации (индивидуальным предпринимателем) (далее - ПВК)
Пункт 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ
Соответствие ПВК требованиям законодательства о ПОД/ФТ
Абзац 10 пункта 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ;
Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 N 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций)"
(далее - постановление Правительства N 667)
Наличие в организации, у индивидуального предпринимателя специального должностного лица (далее - СДЛ).
Абзац 1 пункта 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ;
Пункт 1 Постановления Правительства РФ от 29 мая 2014 г. N 492 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Соответствие СДЛ квалификационным требованиям, установленным законодательством о ПОД/ФТ.
Пункт 1 постановления Правительства РФ от 29 мая 2014 г. N 492 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Соблюдение организацией требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма к подготовке и обучению кадров в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе:
- наличие утвержденной руководителем организации, индивидуальным предпринимателем программы обучения по ПОД/ФТ и ее соответствие требованиям к обучению.
Абзацы 10 и 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ;
Раздел III приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203 "Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(далее - приказ Росфинмониторинга N 203).
- ведение организацией учета обучения (в том числе определение тематики обучающих мероприятий, сроков их проведения и фамилий лиц, ответственных за проведение обучения).
Абзацы 10 и 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ; приказ Росфинмониторинга N 203.
- наличие утвержденного руководителем организации, индивидуальным предпринимателем перечня сотрудников, которые должны проходить обучение по ПОД/ФТ (далее - Перечень сотрудников), а также соответствие Перечня сотрудников требованиям законодательства.
Абзац 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ;
Пункты 2 и 3 приказа Росфинмониторинга N 203.
- проведение (своевременность проведения) вводного инструктажа и ознакомления с нормативными правовыми и иными актами Российской Федерации в области ПОД/ФТ, ПВК и внутренними документами организации по ПОД/ФТ.
Абзац десятый пункта 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ;
Пункты 7 и 9 приказа Росфинмониторинга N 203.
- проведение дополнительного инструктажа сотрудников.
Абзац десятый пункта 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ;
Пункты 8 и 9 приказа Росфинмониторинга N 203.
- прохождение обучения в форме целевого инструктажа.
Пункты 10, 11 и 13 приказа Росфинмониторинга N 203.
- прохождение обучения в форме повышения уровня знаний.
Пункт 12 приказа Росфинмониторинга N 203.
Соблюдение организацией требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма к идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, в том числе:
Подпункт 1 пункта 1 и абзац десятый пункта 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ;
- соблюдение организацией требования о проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, в том числе полнота отражения в анкетах клиента (или иных документах) сведений, необходимых для идентификации клиента в соответствии с требованиями законодательства о ПОД/ФТ.
Пункт 8 постановления Правительства РФ N 667;
Приказ Росфинмониторинга от 17.02.2011 N 59
"Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма"
(далее - приказ Росфинмониторинга N 59)
Подпункт 2 пункта 1 и абзац 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ;
- соблюдение организацией, индивидуальным предпринимателем требования о принятии обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по установлению и идентификации выгодоприобретателей.
Пункт 8 постановления Правительства РФ N 667;
Приказ Росфинмониторинга от 17.02.2011 N 59
Пункт 2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ
- наличие, использование и доведение до сведения филиалов и внутренних структурных подразделений организации актуального Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности или терроризму (далее - Перечень террористов и экстремистов).
Постановление Правительства РФ от 18.01.2003 N 27 "Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом".
- соблюдение организацией, индивидуальным предпринимателем требования о проведении проверки наличия в отношении клиентов сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
Пункт 2 статьи 6, подпункт 4 пункта 1 статьи 7 и пункт 10 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ;
Подпункт "б" пункта 8 постановления Правительства РФ N 667;
Пункты 2.1 и 2.4 Приказа Росфинмониторинга N 59
- соблюдение требования о принятии обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по выявлению среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц (далее - ИПДЛ)
Подпункт 1 пункта 1 статьи 7.3 Федерального закона N 115-ФЗ
- соблюдение требования о принятии обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по выявлению среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание лиц, замещающих (занимающих) государственные должности РФ, должности членов Совета директоров Центрального банка РФ, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, должности в Центральном банке РФ, государственных корпорациях и иных организациях, созданных РФ на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом РФ (далее - национальные ПДЛ).
Подпункт 1 пункта 1 статьи 7.3 Федерального закона N 115-ФЗ
- соблюдение требования о принятии на обслуживание ИПДЛ на основании письменного решения руководителя организации либо его заместителя, а также руководителя обособленного подразделения организации, которому руководителем организации либо его заместителем делегированы соответствующие полномочия
Подпункт 2 пункта 1 статьи 7.3 Федерального закона N 115-ФЗ
- соблюдение требования по выявлению среди клиентов, представителей клиентов и выгодоприобретателей лиц, имеющих регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации ФАТФ.
Подпункт 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ;
Пункт 8 постановления Правительства РФ N 667;
Пункт 2.1 Приказа Росфинмониторинга N 59.
- соблюдение организацией, индивидуальным предпринимателем требования об оценке уровня Риска и пересмотре уровня Риска
Абзац 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ;
Пункты 13 - 15 постановления Правительства РФ N 667;
Пункты 2.12 - 2.19 Приказа Росфинмониторинга N 59
Информационное письмо Росфинмониторинга от 02.08.2011 N 17.
- соблюдение организацией, индивидуальным предпринимателем требования о периодическом обновлении информации о клиентах, выгодоприобретателях.
Подпункт 3 пункта 1 и абзац 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
Пункт 2.10 Приказа Росфинмониторинга N 59.
Соблюдение порядка выявления операций, в случаях, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ, в том числе:
- соблюдение порядка выявления операций, подлежащих обязательному контролю.
Подпункт 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ;
Пункты 16 - 24 постановления Правительства РФ N 667.
- соблюдение порядка выявления операций с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля возникли подозрения, что они осуществляются в целях ПОД/ФТ (далее - подозрительная операция).
Пункт 3 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ;
Пункты 16 - 24 постановления Правительства РФ N 667.
Соблюдение порядка документального фиксирования и представления в Росфинмониторинг сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ, в том числе:
- соблюдение порядка документального фиксирования информации
Подпункт 4 пункта 1 и пункт 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ;
Пункты 25 - 28 постановления Правительства РФ N 667.
- соблюдение порядка представления в уполномоченный орган сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю.
подпункт 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ;
Приказ Росфинмониторинга от 05.10.2009 N 245
"Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - приказ Росфинмониторинга N 245).
- соблюдение порядка представления в уполномоченный орган сведений о подозрительных операциях
Пункт 3 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ;
Приказ Росфинмониторинга N 245.
Соблюдение требований по приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ
Пункт 10 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ
Соблюдение срока хранения документов, содержащих сведения, указанные в статье 7 Федерального закона N 115-ФЗ
Пункт 4 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ;
Пункт 33 постановления Правительства РФ N 667;
Соблюдение конфиденциального характера информации, полученной в результате реализации правил внутреннего контроля.
Абзац 4 статьи 4 и пункт 6 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ;
Соблюдение требований по применению мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества в случаях, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ
Пункт 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ;
пункты 29, 29(1) постановления Правительства РФ N 667;
Соблюдение требований по приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ
Пункт 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ;
пункты 29, 29(1) постановления Правительства РФ N 667
Соблюдение порядка хранения документов и информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ
Пункт 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ;
пункты 29, 29(1) постановления Правительства РФ N 667
--------------------------------
<*> Требования п. 1, 2 распространяются на организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.