Рейтинг@Mail.ru

Информационное сообщение Минфина РФ N 4

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ N 4

В СВЯЗИ С ВСТУПЛЕНИЕМ В СИЛУ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2008 Г. N 307-ФЗ

"ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности обобщил вопросы, поступающие в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Федеральный закон "Об аудиторской деятельности"), и обращает внимание аудиторских организаций и аудиторов, а также пользователей аудиторских услуг на следующее.

1. В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Статьей 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" установлены особенности проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (объект и субъект обязательного аудита, порядок заключения договора). Указанный Федеральный закон не содержит положений, предусматривающих особенности проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, отличного от обязательного (включая субъекты аудита, применимые стандарты, аудиторское заключение).

2. В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" до 1 января 2010 г. аудиторские организации, аудиторы обязаны выполнить требование к членству в саморегулируемых организациях аудиторов.

С 1 января 2010 г. не вступившие в саморегулируемые организации аудиторов организации и индивидуальные предприниматели не вправе проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги (лицензии на осуществление аудиторской деятельности утрачивают силу).

3. В соответствии с пунктом 5.2 статьи 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" с 1 января 2010 г. прекращается лицензирование аудиторской деятельности.

Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" с 1 января 2010 г. лицензии на осуществление аудиторской деятельности утрачивают силу. Исходя из данной нормы с 1 января 2010 г. утрачивают силу, в том числе, лицензии на осуществление аудиторской деятельности, срок действия которых продлен в установленном порядке, а также лицензии на осуществление аудиторской деятельности, предоставленные в 2009 г. (независимо от срока их действия).

4. В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации аудиторов с даты ее включения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов.

Исходя из этого, до включения сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов, в том числе в период рассмотрения и проверки Минфином России заявления некоммерческой организации о включении сведений о ней в указанный реестр, такая некоммерческая организация не является саморегулируемой организацией аудиторов.

С 1 января 2010 г., исходя из части 1 статьи 3 и части 1 статьи 4 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", члены некоммерческой организации, сведения о которой не внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов (в том числе некоммерческой организации, представившей в Минфин России заявление о включении сведений о ней в указанный реестр, но решение по которой Минфином России не принято), не являются аудиторскими организациями и аудиторами.

С государственным реестром саморегулируемых организаций аудиторов можно ознакомиться на официальном сайте Минфина России в Интернете http://www.minfin.ru/ в разделе "Аудиторская деятельность - Саморегулируемые организации аудиторов".

5. В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 23 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" до 1 января 2010 г. в порядке, установленном до дня вступления в силу данного Федерального закона, осуществляется подтверждение соблюдения аудиторами требования об обучении по программам повышения квалификации.

Согласно пункту 5 части 7 статьи 17 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" саморегулируемая организация аудиторов подтверждает соблюдение аудиторами, являющимися членами этой организации, требования об обучении по программам повышения квалификации.

Исходя из этого, с 1 января 2010 г. подтверждение соблюдения аудиторами требования об обучении по программам повышения квалификации осуществляется саморегулируемыми организациями аудиторов в отношении своих членов в порядке, установленном этими саморегулируемыми организациями аудиторов.

С 1 января 2010 г. проставление отметки о соблюдении аудитором требования об обучении по программам повышения квалификации на бланке квалификационного аттестата аудитора не предусмотрено.

6. В соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" саморегулируемая организация аудиторов организует прохождение аудиторами обучения по программам повышения квалификации. В частности, с 1 января 2010 г. согласно части 9 статьи 11 данного Федерального закона саморегулируемая организация аудиторов устанавливает для своих членов минимальную продолжительность обучения и утверждает программы повышения квалификации.

7. Случаи аннулирования квалификационного аттестата аудитора установлены частью 1 статьи 12 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", которая вступает в силу с 1 января 2010 г. Данной статьей не предусмотрено аннулирование квалификационного аттестата аудитора лица, не выполнившего установленное указанным Федеральным законом требование к членству в саморегулируемых организациях аудиторов.

Однако исходя из части 1 статьи 4 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора, но не являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов (и, следовательно, сведения о котором не внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов), не признается аудитором.

Департамент регулирования

государственного финансового

контроля, аудиторской деятельности,

бухгалтерского учета

и отчетности Минфина России

Другие документы по теме
<О новом сервисе "Уплата налогов физических лиц">
"Типовые вопросы применения отдельных норм Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
"О регистрации контрольно-кассовой техники (ККТ), встраиваемой в платежные терминалы"
"О порядке формирования и представления в Банк России отчетности микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов и ломбардов, а также сведений о средневзвешенных значениях полной стоимости потребительских займов, выдаваемых сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами"
Ошибка на сайте