Рейтинг@Mail.ru

Информационное сообщение Минфина России от 27.11.2024 N ИС-учет-54

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

от 27 ноября 2024 г. N ИС-учет-54

НОВОЕ В АУДИТОРСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: ФАКТЫ И КОММЕНТАРИИ

Определены основные направления государственной политики

в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности

и аудиторской деятельности до 2030 года

Распоряжением от 22 ноября 2024 г. N 3386-р Правительство Российской Федерации утвердило Основные направления государственной политики в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности до 2030 года. Данный документ определяет стратегию дальнейшего развития бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности в стране.

Сфера документа

Основные направления относятся ко всем отраслям и сферам экономики. Направления государственной политики в бюджетной сфере определяются в соответствии с бюджетным законодательством.

Реализация Основных направлений в некоторых отраслях и сферах экономики будет иметь определенные особенности. Это относится, прежде всего, к некоммерческим организациям и финансовой сфере.

Основы государственной политики

Государственная политика будет основываться на действующей системе бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности (далее - система финансовой информации). Признано, что основания и необходимость концептуального пересмотра данной системы отсутствуют в настоящее время.

В связи с этим главной целью государственной политики на период до 2030 г. является дальнейшее повышение достоверности, своевременности и комплексности информации о деятельности экономических субъектов, необходимой участникам гражданского оборота. Реализация этой цели и соответственно развитие системы финансовой информации будет достигаться точечными изменениями сложившейся системы и корректировкой направлений ее развития.

Государственная политика будет основываться на следующих принципах:

единство и целостность системы финансовой информации: бухгалтерский учет, финансовая отчетность и аудиторская деятельность рассматриваются как неразрывная цепочка подготовки и предоставления достоверной информации о деятельности экономического субъекта широкому кругу заинтересованных внутренних и внешних пользователей этой информации;

регулирование системы финансовой информации полностью на национальном уровне;

сопоставимость системы финансовой информации с аналогичными системами других государств и лучшей международно признанной практикой;

стабильность системы финансовой информации;

развитие системы финансовой информации в тесной связи с изменениями экономической ситуации в стране, соответствие ее характеру и уровню развития системы управления экономикой;

взаимосвязь системы финансовой информации с формированием иных видов отчетности и раскрываемой информации экономическими субъектами, координация деятельности органов государственной власти и других организаций, уполномоченных на регулирование таких видов отчетности и информации;

преемственность и непрерывность развития системы финансовой информации, реалистичность целей и задач этого развития, возможность оценки достижений развития;

участие в выработке и реализации государственной политики делового, профессионального, научного сообществ.

Главные направления государственной политики

В среднесрочной перспективе основными направлениями государственной политики будут:

развитие системы стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности в качестве основного инструмента регулирования;

расширение функционала государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - ГИРБО) как способа реализации информационных потребностей пользователей;

совершенствование экономической модели деятельности аудиторских организаций <1>.

--------------------------------

<1> О содержательном наполнении направления "Совершенствование экономической модели деятельности аудиторских организаций" см. Информационное сообщение ИС-аудит-73.

Ключевую роль в дальнейшем развитии системы финансовой информации призваны играть также скоординированные действия уполномоченных органов государственной власти, саморегулируемой организации аудиторов, профессиональных институтов бухгалтеров и иных заинтересованных организаций в: цифровизации бухгалтерского учета и аудита; повышении компетенций и статуса бухгалтерского и аудиторского персонала; популяризации и распространении знаний среди широкого круга заинтересованных лиц. Содержательное наполнение этих трех направлений государственной политики определено отдельными регулирующими актами <2>.

--------------------------------

<2> См., в частности, Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203, и стратегическое направление в области цифровой трансформации государственного управления, утвержденное распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2024 г. N 637-р, Стратегию повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2023 г. N 2958-р.

Развитие системы стандартов бухгалтерского учета

Основными направлениями задан характер планируемых преобразований системы стандартов бухгалтерского учета. При этом понятие "система стандартов бухгалтерского учета" применяется в более широком значении, чем в Федеральном законе "О бухгалтерском учете". Оно охватывает всю совокупность положений, регулирующих сферу бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а именно: нормы федерального законодательства, федеральные и отраслевые стандарты бухгалтерского учета, стандарты МСФО.

Основные направления не предполагают каких-либо концептуальных изменений в системе стандартов бухгалтерского учета. Напротив, в них подтверждено, что и дальше эта система будет строиться на основе следующих положений, закрепленных в Федеральном законе "О бухгалтерском учете":

соответствие стандартов потребностям пользователей финансовой отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;

единство требований к бухгалтерскому учету во всех секторах экономики, включая финансовый;

применение международно признанных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;

установление упрощенных способов ведения бухгалтерского учета;

определение в федеральных стандартах бухгалтерского учета, главным образом, принципов и требований к бухгалтерскому учету;

самостоятельность экономических субъектов в выборе способов ведения учета, построении документооборота, организации обработки учетной информации.

Планируемые преобразования в системе стандартов будут направлены на совершенствование конкретных элементов ее. Так, в предстоящий период должны быть:

уточнены отдельные нормы Федерального закона "О бухгалтерском учете";

завершено принятие базового комплекта федеральных стандартов бухгалтерского учета;

разработано методическое обеспечение возникающих и (или) получающих распространение объектов бухгалтерского учета;

признаны для применения в Российской Федерации стандарты раскрытия информации об устойчивости МСФО;

принят акт, определяющий концептуальные основы бухгалтерского учета;

улучшено качество перевода текстов стандартов МСФО на русский язык;

уточнены процедуры корпоративного управления экономическим субъектом в отношении его финансовой отчетности.

Развитие ГИРБО

Основными направлениями определена роль ГИРБО как одного из важнейших источников финансовой информации для широкого круга пользователей, а также способа существенного снижения административной нагрузки на экономические субъекты.

Дальнейшее развитие ГИРБО предусматривает, в частности:

включение в него консолидированной финансовой отчетности, раскрываемой информации об устойчивости, а также промежуточной финансовой отчетности;

усиление координации процедур раскрытия отчетности организаций посредством включения ее в ГИРБО с процедурами раскрытия этой же отчетности иными способами, предусмотренными законодательством;

внедрение технологических решений, позволяющих учитывать особенности формирования финансовой отчетности конкретных экономических субъектов;

расширение инструментария контроля качества отчетности, включаемой в ГИРБО;

разработку и внедрение аналитического инструментария, позволяющего заинтересованным пользователям анализировать содержащуюся в ГИРБО отчетность;

введение административной ответственности экономических субъектов в случае ненадлежащего исполнения обязанности по представлению финансовой отчетности в ГИРБО.

Порядок применения Основных направлений

Реализация государственной политики будет осуществляться посредством внесения необходимых изменений в законодательство, в том числе Федеральные законы "О бухгалтерском учете", "О консолидированной финансовой отчетности", "Об аудиторской деятельности". Кроме того, предполагается разработка и издание соответствующих профессиональных рекомендаций, проведение разнообразных организационных, образовательных, информационных мероприятий.

Конкретные шаги по реализации Основных направлений будут определены в планах, издание которых поручено Минфину России.

Департамент регулирования

бухгалтерского учета, финансовой

отчетности и аудиторской деятельности

Минфина России

Другие документы по теме
"Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии"
"Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии"
<О единой минимальной цене табачной продукции на период с 1 января 2025 года по 31 декабря 2025 года>
<О расчете значений минимальных цен на никотинсодержащую продукцию на период с 1 января 2025 года по 31 декабря 2025 года>
Ошибка на сайте