Информационное сообщение Минфина России от 27.11.2024 N ИС-учет-54
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
от 27 ноября 2024 г. N ИС-учет-54
НОВОЕ В АУДИТОРСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: ФАКТЫ И КОММЕНТАРИИ
Определены основные направления государственной политики
в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности
и аудиторской деятельности до 2030 года
Распоряжением от 22 ноября 2024 г. N 3386-р Правительство Российской Федерации утвердило Основные направления государственной политики в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности до 2030 года. Данный документ определяет стратегию дальнейшего развития бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности в стране.
Сфера документа
Основные направления относятся ко всем отраслям и сферам экономики. Направления государственной политики в бюджетной сфере определяются в соответствии с бюджетным законодательством.
Реализация Основных направлений в некоторых отраслях и сферах экономики будет иметь определенные особенности. Это относится, прежде всего, к некоммерческим организациям и финансовой сфере.
Основы государственной политики
Государственная политика будет основываться на действующей системе бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности (далее - система финансовой информации). Признано, что основания и необходимость концептуального пересмотра данной системы отсутствуют в настоящее время.
В связи с этим главной целью государственной политики на период до 2030 г. является дальнейшее повышение достоверности, своевременности и комплексности информации о деятельности экономических субъектов, необходимой участникам гражданского оборота. Реализация этой цели и соответственно развитие системы финансовой информации будет достигаться точечными изменениями сложившейся системы и корректировкой направлений ее развития.
Государственная политика будет основываться на следующих принципах:
единство и целостность системы финансовой информации: бухгалтерский учет, финансовая отчетность и аудиторская деятельность рассматриваются как неразрывная цепочка подготовки и предоставления достоверной информации о деятельности экономического субъекта широкому кругу заинтересованных внутренних и внешних пользователей этой информации;
регулирование системы финансовой информации полностью на национальном уровне;
сопоставимость системы финансовой информации с аналогичными системами других государств и лучшей международно признанной практикой;
стабильность системы финансовой информации;
развитие системы финансовой информации в тесной связи с изменениями экономической ситуации в стране, соответствие ее характеру и уровню развития системы управления экономикой;
взаимосвязь системы финансовой информации с формированием иных видов отчетности и раскрываемой информации экономическими субъектами, координация деятельности органов государственной власти и других организаций, уполномоченных на регулирование таких видов отчетности и информации;
преемственность и непрерывность развития системы финансовой информации, реалистичность целей и задач этого развития, возможность оценки достижений развития;
участие в выработке и реализации государственной политики делового, профессионального, научного сообществ.
Главные направления государственной политики
В среднесрочной перспективе основными направлениями государственной политики будут:
развитие системы стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности в качестве основного инструмента регулирования;
расширение функционала государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - ГИРБО) как способа реализации информационных потребностей пользователей;
совершенствование экономической модели деятельности аудиторских организаций <1>.
--------------------------------
<1> О содержательном наполнении направления "Совершенствование экономической модели деятельности аудиторских организаций" см. Информационное сообщение ИС-аудит-73.
Ключевую роль в дальнейшем развитии системы финансовой информации призваны играть также скоординированные действия уполномоченных органов государственной власти, саморегулируемой организации аудиторов, профессиональных институтов бухгалтеров и иных заинтересованных организаций в: цифровизации бухгалтерского учета и аудита; повышении компетенций и статуса бухгалтерского и аудиторского персонала; популяризации и распространении знаний среди широкого круга заинтересованных лиц. Содержательное наполнение этих трех направлений государственной политики определено отдельными регулирующими актами <2>.
--------------------------------
<2> См., в частности, Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203, и стратегическое направление в области цифровой трансформации государственного управления, утвержденное распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2024 г. N 637-р, Стратегию повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2023 г. N 2958-р.
Развитие системы стандартов бухгалтерского учета
Основными направлениями задан характер планируемых преобразований системы стандартов бухгалтерского учета. При этом понятие "система стандартов бухгалтерского учета" применяется в более широком значении, чем в Федеральном законе "О бухгалтерском учете". Оно охватывает всю совокупность положений, регулирующих сферу бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а именно: нормы федерального законодательства, федеральные и отраслевые стандарты бухгалтерского учета, стандарты МСФО.
Основные направления не предполагают каких-либо концептуальных изменений в системе стандартов бухгалтерского учета. Напротив, в них подтверждено, что и дальше эта система будет строиться на основе следующих положений, закрепленных в Федеральном законе "О бухгалтерском учете":
соответствие стандартов потребностям пользователей финансовой отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
единство требований к бухгалтерскому учету во всех секторах экономики, включая финансовый;
применение международно признанных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;
установление упрощенных способов ведения бухгалтерского учета;
определение в федеральных стандартах бухгалтерского учета, главным образом, принципов и требований к бухгалтерскому учету;
самостоятельность экономических субъектов в выборе способов ведения учета, построении документооборота, организации обработки учетной информации.
Планируемые преобразования в системе стандартов будут направлены на совершенствование конкретных элементов ее. Так, в предстоящий период должны быть:
уточнены отдельные нормы Федерального закона "О бухгалтерском учете";
завершено принятие базового комплекта федеральных стандартов бухгалтерского учета;
разработано методическое обеспечение возникающих и (или) получающих распространение объектов бухгалтерского учета;
признаны для применения в Российской Федерации стандарты раскрытия информации об устойчивости МСФО;
принят акт, определяющий концептуальные основы бухгалтерского учета;
улучшено качество перевода текстов стандартов МСФО на русский язык;
уточнены процедуры корпоративного управления экономическим субъектом в отношении его финансовой отчетности.
Развитие ГИРБО
Основными направлениями определена роль ГИРБО как одного из важнейших источников финансовой информации для широкого круга пользователей, а также способа существенного снижения административной нагрузки на экономические субъекты.
Дальнейшее развитие ГИРБО предусматривает, в частности:
включение в него консолидированной финансовой отчетности, раскрываемой информации об устойчивости, а также промежуточной финансовой отчетности;
усиление координации процедур раскрытия отчетности организаций посредством включения ее в ГИРБО с процедурами раскрытия этой же отчетности иными способами, предусмотренными законодательством;
внедрение технологических решений, позволяющих учитывать особенности формирования финансовой отчетности конкретных экономических субъектов;
расширение инструментария контроля качества отчетности, включаемой в ГИРБО;
разработку и внедрение аналитического инструментария, позволяющего заинтересованным пользователям анализировать содержащуюся в ГИРБО отчетность;
введение административной ответственности экономических субъектов в случае ненадлежащего исполнения обязанности по представлению финансовой отчетности в ГИРБО.
Порядок применения Основных направлений
Реализация государственной политики будет осуществляться посредством внесения необходимых изменений в законодательство, в том числе Федеральные законы "О бухгалтерском учете", "О консолидированной финансовой отчетности", "Об аудиторской деятельности". Кроме того, предполагается разработка и издание соответствующих профессиональных рекомендаций, проведение разнообразных организационных, образовательных, информационных мероприятий.
Конкретные шаги по реализации Основных направлений будут определены в планах, издание которых поручено Минфину России.
Департамент регулирования
бухгалтерского учета, финансовой
отчетности и аудиторской деятельности
Минфина России