Информационное сообщение Росфинмониторинга от 15.09.2023
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
от 15 сентября 2023 года
О ПОВЫШЕНИИ
ВНИМАНИЯ ЛИЗИНГОВЫХ КОМПАНИЙ К ОПЕРАЦИЯМ (СДЕЛКАМ),
СВЯЗАННЫМ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ
БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
В 2022 - 23 гг. Росфинмониторингом во взаимодействии с представителями лизинговой отрасли подготовлен отчет о секторальной оценке рисков отмывания (легализации) денежных средств и финансирования терроризма (далее - СОР). Отчет размещен на официальном сайте Росфинмониторинга (https://www.fedsfm.ru/COR).
По результатам СОР уровень риска использования сектора в схемах отмывания (легализации) денежных средств определен как умеренный.
Отмечается, что лизинговая деятельность может использоваться на определенных этапах легализации преступных доходов, в том числе получаемых от хищения бюджетных денежных средств (т.н. "инвестирование преступного дохода"). Например, в подобных схемах легализуемые денежные средства, уже прошедшие через определенные этапы отмывания (например, перечисления через цепочку "технических" организаций по фиктивным договорам), используются для приобретения предмета роскоши (например, дорогостоящих автомобилей) в лизинг, с последующей передачей лицам, причастным к совершению предикатного преступления.
В этой связи лизинговым компаниям рекомендуется обращать повышенное внимание на лизинговые сделки, предметом которых выступают автомобили премиум-класса или иные предметы роскоши, заключаемые с организацией (индивидуальным предпринимателем), для масштаба и вида экономической деятельности которой(ого) не характерно приобретение соответствующего имущества.
Также рекомендуем принимать во внимание следующие дополнительные признаки, характеризующие вышеуказанные риски:
1. Получение лизинговых платежей от организации (индивидуального предпринимателя), обладающей(его) признаками фиктивности, в том числе не являющейся(имся) лизингополучателем.
2. Осуществление выкупного платежа предмета лизинга третьим лицом и (или) поручение лизингополучателя передать предмет лизинга (в собственность) третьему лицу по истечении срока действия договора лизинга.
При выявлении вышеуказанных признаков в деятельности своего клиента лизинговым компаниям рекомендуется применять дополнительные меры по надлежащей проверке клиента, оценке его деловых связей с третьими лицами в рамках лизинговой сделки и при получении подтверждения, что осуществление сделки клиента может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, рассматривать вопрос о применении мер, направленных на снижение рисков, в том числе представлении в Росфинмониторинг формализованного электронного сообщения (далее - ФЭС) о подозрительной операции (совокупности операций и (или действий) клиента).
При формировании ФЭС по таким операциям рекомендуется в показателе "Код признака необычной операции" указывать код 3499 "Иные признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансировании терроризма, при осуществлении лизинговой деятельности" и 3401 "Оплата лизинговых платежей по поручению лизингополучателя третьим лицом" (при наличии соответствующих платежей). При этом в показателе "Дополнительные сведения" ФЭС рекомендуется указывать сведения о предмете лизинга, а также идентификационные данные лиц, к которым переходит право собственности на предмет лизинга (при их наличии).
Кроме того, при осуществлении лизинговой деятельности рекомендуем обращать внимание на следующие признаки, которые могут свидетельствовать о рисках нецелевого использования (хищения) бюджетных средств.
Организация (лизингополучатель) - получатель бюджетных средств при заключении договора лизинга для реализации государственной программы:
- выбирает поставщика, у которого стоимость предмета лизинга существенно (более чем на 30%) превышает рыночную стоимость;
- предмет лизинга по такому договору не связан с целями соответствующей государственной программы.
При выявлении вышеуказанных признаков в деятельности своего клиента, лизинговым компаниям также рекомендуется применять дополнительные меры по надлежащей проверке клиента.
Дополнительно информируем, что реестр участников бюджетного процесса размещен на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации в сети Интернет по адресу: www.budget.gov.ru, Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки размещен на сайте ФНС России в сети Интернет по адресу: www.rmsp-pp.nalog.ru.
При представлении в Росфинмониторинг сведений о подозрительных операциях (сделках) клиента, имеющих признаки связи с нецелевым использованием (хищением) бюджетных средств указывается код признака необычной операции 12-й группы признаков "Признаки необычных операций (сделок) с использованием бюджетных средств". При выявлении соответствующей сделки (операции), не подпадающей под описание действующих признаков, указывается код 1299 "Иные признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, с использованием бюджетных средств".
В показателе "Дополнительные сведения" ФЭС следует указывать информацию о причинах отнесения операции к подозрительной и выявленных признаках, характеризующих соответствующий риск.
Например, включенные в Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов рублей, размещенный на сайте Минпромторга России www.minpromtorg.gov.ru.
Например, для транспортного средства: марку и модель, идентификационный номер (VIN), серия и номер паспорта транспортного средства.