Информационное сообщение Минфина России от 28.04.2022 N ИС-аудит-54
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
от 28 апреля 2022 г. N ИС-аудит-54
СОЗДАЕТСЯ ЕДИНЫЙ РЫНОК
АУДИТОРСКИХ УСЛУГ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
19 апреля 2022 г. подписано Соглашение об осуществлении аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза. Участниками соглашения являются все государства-члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС): Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Российская Федерация. Соглашение принято в развитие Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., является международным договором и входит в право ЕАЭС. Главная цель соглашения - создание единого рынка аудиторских услуг, основанного на единых подходах к организации, регулированию и контролю аудиторской деятельности, на территории ЕАЭС.
Предметом соглашения являются отношения, связанные с обеспечением допуска аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (аудиторов) одного участника соглашения к осуществлению (участии в осуществлении) аудиторской деятельности в других участниках соглашения. В частности, соглашением регулируются следующие основные вопросы:
допуск к осуществлению аудиторской деятельности (требования к лицам, осуществляющим (участвующим в осуществлении) аудиторскую деятельность, реализация этих требований в национальном законодательстве);
ведение национальных реестров аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудиторов (сведения, включаемые в них, органы, ведущие их, и взаимодействие между ними, язык ведения реестров, раскрытие сведений из реестров);
стандарты аудиторской деятельности;
независимость аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов (аудиторов), а также профессиональная этика аудиторов;
институт аудиторской тайны;
требования к внутреннему контролю качества аудиторских услуг;
аудиторское заключение и аналогичные документы;
организация оказания аудиторских услуг (проведение обязательного аудита, ограничения, налагаемые на субъектов аудиторской деятельности, особенности такой деятельности в финансовой сфере);
внешний контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (требования к нему, контролирующие органы и взаимодействие между ними, меры воздействия по его результатам);
регулирование аудиторской деятельности, включая участие в нем профессиональных объединений аудиторов, взаимодействие между соответствующими органами.
В ЕАЭС аудиторскую деятельность вправе вести лица, сведения о которых включены в национальные реестры аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудиторов. Для ведения аудиторской деятельности на территории других государств-членов ЕАЭС не требуется проходить никакие дополнительные процедуры. Например, аудиторская организация, сведения о которой включены в российский реестр субъектов аудиторской деятельности, вправе оказывать аудиторские услуги не только в России, но и в других государствах-членах ЕАЭС (без дополнительной регистрации в этих государствах).
Аудиторская деятельность на территории ЕАЭС должна осуществляться в соответствии с международными стандартами аудиторской деятельности и кодексом этики профессиональных бухгалтеров (в части осуществления аудиторской деятельности), принятыми Международной федерацией бухгалтеров.
Внешний контроль качества работы осуществляют национальные контролирующие органы как в отношении зарегистрированных ими аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, так и в отношении аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, сведения о которых включены в национальные реестры других государств-членов ЕАЭС, но оказывающих аудиторские услуги в данном государстве. Например, российский контролирующий орган будет контролировать российские аудиторские организации, а также аудиторские организации из других государств-членов ЕАЭС, оказывающих аудиторские услуги на территории Российской Федерации.
Аудиторская организация, индивидуальный аудитор, аудитор несут ответственность за нарушение требований законодательства об аудиторской деятельности, стандартов аудиторской деятельности, требований к независимости и профессиональной этике аудиторов в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС, на территории которого совершено нарушение. При этом к аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, осуществляющим аудиторскую деятельность на территории другого государства-члена ЕАЭС, применяются все меры воздействия, предусмотренные законодательством данного государства. Например, меры воздействия к российской аудиторской организации, ведущей аудиторскую деятельность в России и в других государствах-членах ЕАЭС, могут быть применены как российским контролирующим органом, так и контролирующими органами других государств-членов ЕАЭС (в отношении аудиторских услуг, оказанных на территории этих государств).
В целом соглашение не изменяет условия допуска к осуществлению аудиторской деятельности и ведения этой деятельности в Российской Федерации.
Соглашение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты получения депозитарием последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления соглашения в силу. Отдельные положения, в частности, касающиеся допуска к аудиторской деятельности, начнут применяться после вступления в силу специального решения Высшего Евразийского экономического совета.
В целях реализации соглашения государствами-членами ЕАЭС будет заключено также соглашение об административном сотрудничестве в области аудита. Это соглашение призвано определить порядок взаимодействия между органами государств-членов ЕАЭС, уполномоченными на осуществление функций по регулированию аудиторской деятельности, ответственных за ведение реестров, осуществляющих внешний контроль качества работы.
Департамент регулирования
бухгалтерского учета,
финансовой отчетности
и аудиторской деятельности
Минфина России