Рейтинг@Mail.ru

Информационное сообщение Минфина России от 06.07.2021 N ИС-аудит-46/1

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

от 6 июля 2021 г. N ИС-аудит-46/1

НОВОЕ В АУДИТОРСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: ФАКТЫ И КОММЕНТАРИИ

Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" внесен ряд изменений в законодательство Российской Федерации об аудиторской деятельности, в частности, в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности". Новеллы законодательства направлены на реализацию положений Концепции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3709-р <1>.

--------------------------------

<1> См. Информационное сообщение ИС-аудит-38.

Основные новеллы законодательства связаны со следующими вопросами:

терминология законодательства об аудиторской деятельности;

правовые основы регулирования аудиторской деятельности;

деятельность аудиторских организаций;

обязательный аудит и конкурсы;

оказание аудиторских услуг общественно значимым организациям;

аудиторское заключение;

квалификационный экзамен и аттестаты аудитора;

деятельность саморегулируемой организации аудиторов;

контроль деятельности аудиторских организаций.

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ вступает в силу 1 января 2022 г., за исключением норм, которые вступают в силу в особом порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.

ИЗМЕНЕНИЯ ТЕРМИНОЛОГИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Введена новая терминология

В законодательство об аудиторской деятельности введены следующие новые термины и понятия:

Термин/понятие

Определение

Источник

Общественно значимая организация

организация, поименованная в части 1 статьи 5.1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"

часть 1 статьи 5.1

Общественно значимая организация на финансовом рынке

общественно значимая организация, поименованная в пунктах 2 - 5 части 1 статьи 5.1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"

часть 3 статьи 5.1

Аудиторская организация, оказывающая аудиторские услуги общественно значимым организациям

аудиторская организация, сведения о которой внесены в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям

часть 2 статьи 5.1

Аудиторская организация на финансовом рынке

аудиторская организация, оказывающая аудиторские услуги общественно значимым организациям, сведения о которой внесены в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке

часть 3 статьи 5.1

Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям

перечень аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям; реестр ведет Федеральное казначейство

часть 2 статьи 5.1, статья 5.4

Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке

перечень аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке; реестр ведет Банк России

часть 3 статьи 5.1, статья 5.4

Аудиторское заключение ненадлежащее в обстоятельствах согласно стандартам аудиторской деятельности

аудиторское заключение, содержащее ошибочное аудиторское мнение при существенно искаженной бухгалтерской (финансовой) отчетности и составленное с нарушением обязательных требований

часть 7 статьи 6

Обязательные требования

требования Федерального закона "Об аудиторской деятельности", других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов и нормативных актов Банка России, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов

подпункт "б" пункта 3 части 3 статьи 5.2

Руководитель аудита

аудитор, отвечающий в аудиторской организации за оказание аудиторской услуги аудируемому лицу, в том числе аудитор, возглавляющий аудиторскую группу

часть 5 статьи 4

Надзор за деятельностью аудиторских организаций на финансовом рынке

надзор соблюдения аудиторскими организациями на финансовом рынке обязательных требований при оказании аудиторских услуг общественно значимым организациям на финансовом рынке; осуществляет Банк России

статьи 10 и 10.3

Уточнены отдельные термины и их определения

Уточнены следующие термины и понятия, а также их определения:

Термин/понятие

Определение

Источник

Стандарты аудиторской деятельности

международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ранее - МСА и стандарты аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов)

часть 2 статьи 1

Бухгалтерская (финансовая) отчетность

отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом "О бухгалтерском учете", изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами, нормативными актами Банка России, Федеральным законом "О консолидированной финансовой отчетности или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация (ранее - отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом "О бухгалтерском учете", изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация)

часть 3 статьи 1

Внешний контроль деятельности аудиторских организаций, аудиторов (ранее - внешний контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов)

контроль соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами обязательных требований, требований, установленных саморегулируемой организацией аудиторов, а также исполнения решений Федерального казначейства и саморегулируемой организации аудиторов о применении мер воздействия, принимаемых по результатам такого контроля; осуществляют Федеральное казначейство и саморегулируемая организация аудиторов

статьи 10, 10.1 - 10.2

Присвоение статуса саморегулируемой организации аудиторов (ранее - внесение сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов)

принятие решения о присвоении статуса саморегулируемой организации аудиторов Минфином России

статья 22.1

Исключены отдельные термины

Из законодательства об аудиторской деятельности исключены такие термины и понятия, как: "стандарты аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов" (заменен понятием "требования к аудиторским процедурам, установленные саморегулируемой организацией аудиторов"), "внешний контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов" (заменен понятием "внешний контроль деятельности аудиторской организации, аудитора"), "контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов", "государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов".

ИЗМЕНЕНИЯ ПРАВОВЫХ ОСНОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ

АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Уточнен предмет Федерального закона

"Об аудиторской деятельности"

С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ, предметом Федерального закона "Об аудиторской деятельности" являются правовые основы регулирования аудиторской деятельности и особенности саморегулирования в этой сфере (ранее - правовые основы регулирования аудиторской деятельности).

Одновременно в Федеральном законе "О саморегулируемых организациях" установлено, что особенности саморегулирования в сфере аудиторской деятельности устанавливаются Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".

Расширен состав законодательства Российской Федерации

об аудиторской деятельности

С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ, правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществляется Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами и нормативными актами Банка России (ранее - Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", другими федеральными законами и нормативными правовыми актами, которые регулируют отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности). Среди других федеральных законов, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование аудиторской деятельности, например, - Федеральные законы "Об акционерных обществах", "О банках и банковской деятельности", "О консолидированной финансовой отчетности", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

В целях регулирования отношений, возникающих при осуществлении аудиторской деятельности, Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и Банком России должны быть приняты акты, предусмотренные Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", другими федеральными законами. В частности:

Правительство Российской Федерации - положение о внешнем контроле деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям;

Минфин России - перечень и сроки раскрытия информации о деятельности аудиторских организаций на их Интернет-сайтах, порядок ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций, порядок ведения реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, правила открытых конкурсов на закупку аудиторских услуг общественно значимыми организациями;

Федеральное казначейство - порядок рассмотрения документов представляемых аудиторскими организациями для внесения сведений в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, порядок направления предписаний и запросов аудиторским организациям, оказывающим аудиторские услуги общественно значимым организациям;

Банк России - дополнительные требования к раскрытию в аудиторском заключении результатов исполнения обязанностей, возложенных другими федеральными законами на аудиторскую организацию на финансовом рынке, дополнительные требования к перечню и срокам раскрытия информации о деятельности аудиторских организаций на финансовом рынке на их Интернет-сайтах, дополнительные требования к организации внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций на финансовом рынке.

Уточнено понятие стандартов аудиторской деятельности

В соответствии с новой редакцией Федерального закона "Об аудиторской деятельности" под стандартами аудиторской деятельности понимаются международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ранее - международные стандарты аудита и стандарты аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов).

В связи с этим аудиторская деятельность ведется в соответствии со стандартами аудиторской деятельности (т.е. международными стандартами аудита), а также иными требованиями, установленными Банком России (для аудиторских организаций на финансовом рынке), саморегулируемой организацией аудиторов в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" (ранее - в соответствии с международными стандартами аудита и стандартами аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов).

Расширен состав органов регулирования

аудиторской деятельности

С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ, органами регулирования аудиторской деятельности являются Минфин России, Банк России и саморегулируемая организация аудиторов (ранее - Минфин России, Совет по аудиторской деятельности, а также саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов). Основные полномочия по регулированию аудиторской деятельности распределены между этими органами и организациями следующим образом:

Минфин России - выработка государственной политики, принятие нормативных правовых актов (в том числе введение в действие для применения в Российской Федерации международных стандартов аудита), координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере аудиторской деятельности и обеспечение их взаимодействия с саморегулируемой организацией аудиторов, анализ состояния рынка аудиторских услуг (ранее - выработка государственной политики, принятие нормативных правовых актов, анализ состояния рынка аудиторских услуг);

Банк России - принятие нормативных актов в сфере аудиторской деятельности на финансовом рынке, согласование документов саморегулируемой организации аудиторов в случаях, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" (ранее - полномочия в данной сфере отсутствовали);

саморегулируемая организация аудиторов - допуск в профессию, регулирование отдельных вопросов деятельности профессии, контроль деятельности членов, методическая и информационная поддержка членов, представление интересов профессии во взаимоотношениях с государственными органами.

В связи с наделением полномочиями в сфере аудиторской деятельности Банк России получил право запрашивать у саморегулируемой организации аудиторов копии решений ее органов управления и специализированных органов, а также иные необходимые документы и информацию (ранее - такое право имели только Минфин России и Федеральное казначейство).

Упразднены Совет по аудиторской деятельности

и его Рабочий орган

Новой редакцией Федерального закона "Об аудиторской деятельности" не предусмотрено создание Совета по аудиторской деятельности и его Рабочего органа (ранее - действовали при Минфине России). Большинство полномочий Совета передан саморегулируемой организации аудиторов.

Однако Концепцией развития аудиторской деятельностью в Российской Федерации до 2024 года предусмотрено активное привлечение представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, заказчиков аудиторских услуг и иных лиц, заинтересованных в этих услугах, к участию в работе Минфина России по государственному регулированию аудиторской деятельности. Кроме того, должны быть приняты меры по расширению форм взаимодействия саморегулируемой организации аудиторов с Минфином России.

Расширены регуляторные полномочия

саморегулируемой организации аудиторов

Во исполнение Концепции развития аудиторской деятельностью в Российской Федерации до 2024 года в целях дальнейшего развития саморегулирования Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ перераспределены регуляторные функции в сфере аудиторской деятельности. Саморегулируемой организации аудиторов передан ряд дополнительных полномочий по регулированию профессии и аудиторской деятельности:

регистрация и учет аудиторов и аудиторских организаций (ранее - совместно с Минфином России);

принятие кодекса профессиональной этики аудиторов (ранее - принятие кодекса, одобренного Советом по аудиторской деятельности);

принятие правил независимости аудиторов и аудиторских организаций (ранее - принятие правил, одобренных Советом по аудиторской деятельности);

определение порядка проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора (ранее - Минфин России).

Упразднены избыточные функции Минфина России

В рамках реализации механизма "регуляторной гильотины" Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ упразднены следующие избыточные функции Минфина России как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции государственного регулирования аудиторской деятельности:

ведение контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов;

определение порядка проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора;

ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов и оказание государственной услуги по выдаче выписок из этого реестра.

Департамент регулирования

бухгалтерского учета, финансовой

отчетности и аудиторской деятельности

Минфина России

Другие документы по теме
"О составлении и представлении в Банк России отчетности страховщиков в связи с вступлением в силу Положения Банка России от 10.01.2020 N 710-П "Об отдельных требованиях к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков"
"Определены особенности контроля за аудиторами в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ"
"Информация о признании Платежной системы PLUSPAY национально значимой платежной системой"
"Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии"
Ошибка на сайте