Рейтинг@Mail.ru

Информационное письмо Росфинмониторинга от 11.08.2009 N 3

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

от 11 августа 2009 г. N 3

ВОПРОСЫ,

СВЯЗАННЫЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОЛОЖЕНИЯ

О ТРЕБОВАНИЯХ К ПОДГОТОВКЕ И ОБУЧЕНИЮ КАДРОВ ОРГАНИЗАЦИЙ,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ

ИМУЩЕСТВОМ, В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ)

ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ

ТЕРРОРИЗМА, УТВЕРЖДЕННОГО ПРИКАЗОМ РОСФИНМОНИТОРИНГА

ОТ 01.11.2008 N 256

1. Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденное Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 01.11.2008 N 256, согласовано с Федеральной службой по финансовым рынкам.

В связи с этим, распространяется ли действие указанного Положения на какие-либо иные организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, помимо профессиональных участников рынка ценных бумаг и организаций, осуществляющих управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами?

Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров) разработано и утверждено Приказом Росфинмониторинга от 01.11.2008 N 256 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 N 715 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 N 715 требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) устанавливаются Росфинмониторингом, а в части указанных требований к профессиональным участникам рынка ценных бумаг и организациям, осуществляющим управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами, - Росфинмониторингом по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам.

Действие Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров распространяется на все некредитные организации, перечисленные в статье 5 Федерального закона, в том числе страховые организации, лизинговые компании, ломбарды, организации федеральной почтовой связи и т.д.

2. Необходимо ли в связи с вступлением в силу Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров вносить изменения в правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - правила внутреннего контроля)?

В какие сроки необходимо утвердить и направить на согласование новую редакцию правил внутреннего контроля?

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

В случае внесения изменений в Федеральный закон либо иные нормативные правовые акты в сфере ПОД/ФТ организации обязаны вносить соответствующие изменения в свои правила внутреннего контроля.

Сроки внесения изменений в правила внутреннего контроля в связи с изменением действующего законодательства в сфере ПОД/ФТ Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами в настоящее время не установлены.

Однако соответствующие изменения рекомендуется вносить в правила внутреннего контроля в течение 1 месяца с даты вступления в силу изменений в действующие законодательные или иные нормативные правовые акты в сфере ПОД/ФТ либо в течение 1 месяца с даты вступления в силу нового нормативного правового акта, положения которого имеют значение при реализации программ внутреннего контроля.

Новая редакция правил внутреннего контроля представляется на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, - в Федеральную службу по финансовому мониторингу, в течение 5 рабочих дней с даты ее утверждения руководителем.

Невыполнение требований, установленных Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров, влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

3. В пунктах 3 и 4 Положения в перечне работников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ, указаны иные работники организации (филиала) с учетом особенностей деятельности организации и ее клиентов. Какие работники относятся к "иным"?

Решение о включении в перечень работников, которые в соответствии с Положением должны проходить обязательную подготовку и обучение, иных работников организации (филиала), помимо перечисленных в подпунктах "а" - "ж" пункта 3 либо подпунктах "а" - "е" пункта 4, принимает руководитель организации по своему усмотрению. К таким работникам целесообразно относить работников, задействованных в проведении финансовых операций, а также в работе с клиентами.

4. В какой срок руководителем организации должен быть утвержден план-график реализации программы обучения на очередной календарный год?

На основе программы обучения организация должна разработать план-график реализации программы обучения на очередной календарный год, который в соответствии с пунктом 16 Положения утверждается руководителем организации не позднее 31 января текущего года.

Учитывая, что Положение вступило в действие с 17 февраля 2009 г., план-график реализации программы обучения на 2009 год разрабатывается организацией без учета установленного пунктом 16 Положения срока.

Начиная с 2010 года план-график реализации программы обучения должен разрабатываться и утверждаться руководителем организации в срок, установленный пунктом 16 Положения - не позднее 31 января текущего года (т.е. на 2010 год - не позднее 31 января 2010 г. и т.д.).

5. В пунктах 7 и 9 Положения установлена периодичность проведения обучения сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в форме планового и целевого инструктажа. Каким образом следует определять период, в который организация обязана выполнить требования Положения по проведению указанных видов обучения?

В соответствии с Положением реализация программы обучения в организации осуществляется на основе плана-графика, который утверждается на очередной календарный год.

Следовательно, период, в который в организации должны быть проведены как плановый, так и целевой инструктаж, определяется календарным годом.

Таким образом, плановый инструктаж должен быть проведен специальным должностным лицом в течение календарного года не менее двух раз для работников организации, осуществляющей деятельность на финансовом рынке, и не менее одного раза - для работников иных организаций.

Аналогичным образом, руководствуясь пунктом 9 Положения, целевой инструктаж должен быть проведен в течение календарного года (в том числе 2009 г.):

не менее двух раз - для специальных должностных лиц в организациях, осуществляющих деятельность на финансовом рынке,

не менее одного раза - для специальных должностных лиц в иных организациях.

Иные работники организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе осуществляющих деятельность на финансовом рынке, проходят целевой инструктаж - не реже одного раза в три года. При этом указанный срок начинает исчисляться начиная с 2009 календарного года.

Другие документы по теме
"О внесении изменений в программы газификации субъектов Российской Федерации, финансируемых за счет специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям"
(с изм. от 25.11.2011) "По вопросам оформления решений органов местного самоуправления об установлении тарифов организаций коммунального комплекса для населения с учетом НДС"
"О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за май 2012 года"
"О заполнении форм раскрытия информации в соответствии с Приказом ФСТ России от 22.09.2010 N 318"
Ошибка на сайте