Информационное письмо Банка России от 11.04.2024 N ИН-03-59/24
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 11 апреля 2024 г. N ИН-03-59/24
О НЕНАДЛЕЖАЩИХ ПРАКТИКАХ В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ КРЕДИТОВАНИИ
Банк России в деятельности кредиторов <1> выявил практики взимания с заемщиков по договорам потребительского кредита (займа) <2> дополнительной платы (в том числе носящей систематический характер) <3> за осуществление действий, связанных с договором потребительского кредита (займа), включая:
--------------------------------
<1> Лица, осуществляющие профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 3 и статьей 4 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее - Закон N 353-ФЗ).
<2> В том числе обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой.
<3> Может быть обозначена как комиссия, вознаграждение, тариф, платеж и другое.
изменение размера процентной ставки при заключении договора потребительского кредита (займа);
изменение отдельных условий уже заключенного договора потребительского кредита (займа) (например, снижение размера периодического платежа, изменение даты его внесения, возможность пропуска платежа, реструктуризация задолженности заемщика и прочее);
совершение кредитором действий, связанных с исполнением заемщиком обязательств по заключенному договору потребительского кредита (займа) (например, в части возможности досрочного возврата потребительского кредита (займа) в сокращенные сроки <4>, получения возмещения части уплаченных процентов по договору потребительского кредита (займа) <5>, отказа кредитора от взыскания задолженности по договору потребительского кредита (займа) и прочее).
--------------------------------
<4> По сравнению с предусмотренными частью 4 статьи 11 Закона N 353-ФЗ.
<5> При соблюдении заемщиком определенных условий (например, ожидаемого кредитором платежного поведения и (или) платежной дисциплины).
По мнению Банка России, соответствующие практики приводят к изменению размера и состава расходов заемщика по обслуживанию потребительского кредита (займа), увеличивают риски введения заемщика в заблуждение относительно действительных условий заключаемого договора потребительского кредита (займа), поскольку объективная и всесторонняя оценка указанных практик ввиду их сложности требует более пристального внимания со стороны заемщика.
Учитывая изложенное, Банк России рекомендует кредиторам придерживаться принципа добросовестности в отношениях с заемщиками и воздержаться от применения подобных, формирующих условия для нарушения прав заемщика ненадлежащих практик.
Настоящее Информационное письмо Банка России подлежит опубликованию в "Вестнике Банка России" и размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Первый заместитель
Председателя Банка России
Д.В.ТУЛИН