Информационное письмо Банка России от 26.07.2021 N ИН-06-28/56
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 26 июля 2021 г. N ИН-06-28/56
О РЕКОМЕНДАЦИЯХ
ПО РАСКРЫТИЮ ЭМИТЕНТАМИ ЭМИССИОННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ ИНФОРМАЦИИ
В ФОРМЕ СООБЩЕНИЯ О СУЩЕСТВЕННОМ ФАКТЕ, УСТАНОВЛЕННОГО
ГЛАВОЙ 50 ПОЛОЖЕНИЯ БАНКА РОССИИ ОТ 27.03.2020 N 714-П
"О РАСКРЫТИИ ИНФОРМАЦИИ ЭМИТЕНТАМИ ЭМИССИОННЫХ
ЦЕННЫХ БУМАГ"
В целях повышения информационной прозрачности рынка ценных бумаг и качества информации, раскрываемой эмитентами эмиссионных ценных бумаг, Банк России направляет для применения прилагаемые рекомендации по раскрытию эмитентами эмиссионных ценных бумаг информации в форме сообщения о существенном факте, установленного главой 50 Положения Банка России от 27.03.2020 N 714-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг".
Настоящее информационное письмо подлежит опубликованию в "Вестнике Банка России" и размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Первый заместитель
Председателя Банка России
С.А.ШВЕЦОВ
Приложение
к информационному письму Банка России
от 26 июля 2021 года N ИН-06-28/56
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАСКРЫТИЮ ЭМИТЕНТАМИ ЭМИССИОННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ ИНФОРМАЦИИ
В ФОРМЕ СООБЩЕНИЯ О СУЩЕСТВЕННОМ ФАКТЕ, УСТАНОВЛЕННОГО
ГЛАВОЙ 50 ПОЛОЖЕНИЯ БАНКА РОССИИ ОТ 27.03.2020 N 714-П
"О РАСКРЫТИИ ИНФОРМАЦИИ ЭМИТЕНТАМИ ЭМИССИОННЫХ
ЦЕННЫХ БУМАГ"
Введение
Одним из фундаментальных принципов функционирования современного рынка ценных бумаг является его информационная прозрачность, обеспечение которой выступает важнейшей гарантией защиты прав лиц, инвестирующих средства в ценные бумаги.
В этой связи существенно возрастает значимость раскрытия информации на рынке ценных бумаг, под которым понимается обеспечение доступности информации всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей ее получения в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 1 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг).
Раскрывать информацию на рынке ценных бумаг обязаны различные его участники, однако наибольший объем информации на нем обязаны раскрывать эмитенты эмиссионных ценных бумаг (далее - эмитенты), ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, и публичные акционерные общества.
Так, согласно пункту 4 статьи 30 Закона о рынке ценных бумаг обязанность по раскрытию информации на рынке ценных бумаг возникает в случае регистрации проспекта ценных бумаг (проспекта эмиссии ценных бумаг, плана приватизации, зарегистрированного в качестве проспекта эмиссии ценных бумаг). При этом предусмотренные законодательством о рынке ценных бумаг формы раскрытия информации предполагают раскрытие информации как на регулярной (периодической) основе по итогам определенного периода (квартала, полугодия, года), так и на нерегулярной основе оперативно после наступления того или иного события в финансово-хозяйственной деятельности или корпоративном управлении эмитента.
Оперативное раскрытие информации осуществляется эмитентами в форме сообщений о существенных фактах, которыми в соответствии с пунктом 13 статьи 30 Закона о рынке ценных бумаг признаются сведения, которые в случае их раскрытия могут оказать существенное влияние на стоимость или котировки эмиссионных ценных бумаг эмитента и (или) на принятие решения о приобретении или об отчуждении эмиссионных ценных бумаг эмитента (далее - инвестиционное решение) любым заинтересованным лицом, действующим разумно и добросовестно.
Таким образом, с содержательной точки зрения сообщения о существенных фактах представляют собой сведения о важных событиях (действиях), которые уже произошли или произойдут в финансово-хозяйственной деятельности или корпоративном управлении эмитента.
Следует отметить, что Законом о рынке ценных бумаг не устанавливается перечень существенных фактов, но при этом им закрепляется компетенция Банка России на определение состава и объема информации, порядка и сроков ее раскрытия на рынке ценных бумаг, на установление требований к раскрытию информации в форме сообщений о существенных фактах, в том числе к составу и содержанию такой информации в зависимости от вида, категории (типа) ценных бумаг, включения ценных бумаг в котировальный список или допуска ценных бумаг к организованным торгам без их включения в котировальный список и иных обстоятельств <2>.
--------------------------------
<2> Пункты 14 и 26 статьи 30 Закона о рынке ценных бумаг.
С 1 октября 2021 года требования к раскрытию эмитентами информации в форме сообщений о существенных фактах определяются Положением Банка России от 27.03.2020 N 714-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" (далее - Положение N 714-П) <3>.
--------------------------------
<3> До 1 октября 2021 года требования к раскрытию информации эмитентами определяются в соответствии с Положением Банка России от 30.12.2014 N 454-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг".
Разделом V Положения N 714-П закреплен перечень сведений, подлежащих раскрытию в форме сообщений о существенных фактах, который не является исчерпывающим. Так, в соответствии с главой 50 Положения N 714-П в форме сообщения о существенном факте раскрываются не предусмотренные главами 14 - 49 раздела V Положения N 714-П сведения о событиях (действиях), оказывающих, по мнению эмитента, существенное влияние на стоимость или котировки ценных бумаг эмитента.
Такой подход, с одной стороны, отражает невозможность в условиях динамично развивающейся бизнес-среды и многообразия событий (действий), которые могут оказать существенное влияние на стоимость или котировки ценных бумаг эмитента и (или) на принятие инвестиционных решений инвесторами, закрепить в нормативном акте Банка России исчерпывающий и при этом универсальный перечень существенной информации, учитывающий особенности функционирования эмитентов из различных отраслей и специфику деятельности каждого конкретного эмитента, а с другой стороны - необходимость применения эмитентами профессионального суждения для определения существенной информации.
Целью рекомендаций по раскрытию эмитентами эмиссионных ценных бумаг информации в форме сообщения о существенном факте, установленного главой 50 Положения N 714-П (далее - Рекомендации), является предоставление эмитентам, которые обязаны раскрывать информацию в форме сообщений о существенных фактах, рекомендаций в отношении раскрытия не предусмотренной главами 14 - 49 раздела V Положения N 714-П информации о событиях (действиях), оказывающих существенное влияние на стоимость или котировки его ценных бумаг.
Рекомендации подготовлены с учетом международной практики регулирования раскрытия существенной информации <4> и могут быть использованы эмитентами в качестве отправной точки, устанавливающей общие подходы и направления для раскрытия существенной информации в форме сообщения о существенном факте, установленного главой 50 Положения N 714-П (далее - Сообщение). Реализация эмитентами предложенных в Рекомендациях подходов к раскрытию существенной информации позволит, с одной стороны, повысить качество раскрываемой информации, а с другой - обеспечить получение инвесторами необходимой информации, не перегружая рынок ценных бумаг избыточными сведениями.
--------------------------------
<4> Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 596/2014 от 16.04.2014 о злоупотреблениях на рынке (Регламент о злоупотреблениях на рынке) и об отмене Директивы 2003/6/EC Европейского Парламента и Совета ЕС и Директив 2003/124/EC, 2003/125/EC и 2004/72/EC (Regulation (EU) No 596/2014 of the European Parliament and of the Council of 16 April 2014 on market abuse (market abuse regulation) and repealing Directive 2003/6/EC of the European Parliament and of the Council and Commission Directives 2003/124/EC, 2003/125/EC and 2004/72/EC); Цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг Международной организации комиссий по ценным бумагам 2017 года (Objectives and Principles of Securities Regulation IOSCO, 2017); Руководство по раскрытию информации и правила прозрачности Управления по финансовому регулированию и надзору Великобритании (Disclosure Guidance and Transparency Rules Financial Conduct Authority, DTR FCA); Окончательное правило: выборочное раскрытие информации и инсайдерская торговля Комиссии по ценным бумагам и биржам США (Final Rule: Selective Disclosure and Insider Trading Securities and Exchange Commission); Единый закон предусмотрительного инвестора (The Uniform Prudent Investor Act, UPIA).
Настоящий документ носит рекомендательный характер и не устанавливает для эмитентов обязательных для соблюдения требований к раскрытию информации, его рекомендуется рассматривать и применять в системной взаимосвязи с Положением N 714-П, а также другими нормативными актами Банка России, регулирующими раскрытие эмитентами информации, в том числе инсайдерской информации.
Информация, раскрываемая в форме сообщения о существенном
факте, установленного главой 50 Положения N 714-П
Исходя из пункта 50.1 Положения N 714-П в форме Сообщения эмитенту следует раскрывать не любую информацию, а только ту, которая одновременно отвечает двум следующим критериям:
(1) информация не раскрывается эмитентом в форме иных сообщений о существенных фактах, установленных разделом V Положения N 714-П;
(2) информация, по мнению эмитента, может оказать существенное влияние на стоимость или котировки его ценных бумаг.
Как следует из пункта 50.1 Положения N 714-П, эмитент самостоятельно определяет информацию, которая будет раскрываться им в форме Сообщения.
Вместе с тем при раскрытии информации в форме Сообщения эмитенту рекомендуется учитывать, что не может быть установлен какой-либо универсальный уровень (критерий) существенности отклонения стоимости или котировок ценных бумаг, то есть количественное (абсолютное, процентное) выражение существенности отклонения, поскольку даже при раскрытии одним и тем же эмитентом однотипной информации в разное время масштаб отклонения может значительно варьироваться в зависимости от целого ряда рыночных и иных факторов, трудно поддающихся оценке <5>. В то же время эмитенту рекомендуется учитывать то, что любое изменение стоимости или котировок его ценных бумаг происходит вследствие действий инвесторов, которые принимают инвестиционные решения, в том числе на основе информации, раскрываемой эмитентами.
--------------------------------
<5> Руководство Управления по финансовому регулированию и надзору Великобритании (FCA Handbook), https://www.handbook.fca.org.uk/handbook/DTR/2/2.html.
Следует отметить, что согласно принципу 16 регулирования рынка ценных бумаг Международной организации комиссий по ценным бумагам (International Organization of Securities Commissions, IOSCO) эмитенты должны осуществлять "полное, точное и своевременное раскрытие финансовых результатов, рисков и другой информации, имеющей существенное значение для принятия инвесторами решений" <6>. При этом в иностранных юрисдикциях широко применяется подход, предполагающий рассмотрение существенности информации, раскрываемой эмитентами на рынке ценных бумаг, с позиции так называемого "разумного инвестора".
--------------------------------
<6> Цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг Международной организации комиссий по ценным бумагам (Objectives and Principles Security Regulation IOSCO), https://www.iosco.org/library/pubdocs/pdf/IOSCOPD561.pdf.
Представляется, что указанный подход соотносится с положениями законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, определяющими критерии существенности информации для целей ее раскрытия на рынке ценных бумаг.
Как следует из понятия существенного факта, содержащегося в пункте 13 статьи 30 Закона о рынке ценных бумаг, информация является существенной в случае, если ее раскрытие может оказать, в частности, существенное влияние на принятие решения о приобретении или об отчуждении эмиссионных ценных бумаг эмитента любым заинтересованным лицом, действующим разумно и добросовестно.
Таким образом, критерий добросовестности и разумности инвестора имеет определяющее значение для целей установления возможного влияния раскрываемой информации на поведение инвестора.
Учитывая вышеизложенное, в целях раскрытия информации в соответствии с главой 50 Положения N 714-П эмитенту рекомендуется рассматривать существенность информации, раскрываемой в форме Сообщения, с точки зрения инвестора, действующего добросовестно и разумно.
В части определения существенности информации следует отметить, что в международной практике регулирования рынка ценных бумаг информация признается существенной, если существует значительная вероятность того, что "разумный инвестор" сочтет ее важной при принятии инвестиционного решения.
Кроме того, понятие существенности также используется при составлении финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее - МСФО). В частности, в соответствии с МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" информация является существенной в том случае, если можно обоснованно ожидать, что ее пропуск, искажение или маскировка повлияют на решения основных пользователей финансовой отчетности общего назначения, принимаемые на основе данной финансовой отчетности, представляющей финансовую информацию о конкретной отчитывающейся организации <7>.
--------------------------------
<7> Пункт 7 МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности", введенного в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н "О введении Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов (отдельных положений приказов) Министерства финансов Российской Федерации".
Эмитентам при раскрытии Сообщения рекомендуется учитывать, что при оценке информации на существенность инвестор может исходить из характера информации или количественной значимости информации либо из сочетания характера и количественной значимости информации.
С точки зрения характера информации существенной может быть информация как финансового, так и нефинансового характера. Кроме того, существенной может считаться как определенная информация о каком-либо отдельном событии или обстоятельстве, взятая в отдельности, так и информация, рассматриваемая в совокупности с другими сведениями, например, в отношении связанных между собой событий или обстоятельств, каждое из которых в отдельности может не иметь существенного значения. При этом необходимо учитывать, что инвестор принимает инвестиционные решения на основе совокупности данных и сведений, уже имеющихся в его распоряжении. Поэтому, чтобы инвестор посчитал новую информацию существенной и принял ее во внимание, такая информация должна изменять или дополнять ранее раскрытую информацию или ее отдельные элементы. При этом вопрос о том, будет ли инвестор, принимая инвестиционное решение, учитывать новую информацию, эмитентам рекомендуется решать исходя из целого ряда факторов, таких как масштаб и характер деятельности эмитента, события, которые происходили с эмитентом и на рынке в целом, рыночные настроения в отношении эмитента и сектора, в котором он осуществляет деятельность.
Также необходимо отметить, что согласно пункту 50.2 Положения N 714-П информация, которую эмитенту следует раскрывать в форме Сообщения, может иметь отношение как непосредственно к нему самому, так и к третьим лицам, к числу которых могут быть отнесены в том числе компании, входящие в группу эмитента <8>, имеющие для него существенное значение (далее - компании группы эмитента), а также основные контрагенты эмитента (компаний группы эмитента), в том числе поставщики, дебиторы, кредиторы, потребители товаров (работ, услуг).
--------------------------------
<8> В настоящих Рекомендациях понятие группы используется в значении, определяемом МСФО (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность", введенным в действие на территории Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2015 N 217н "О введении Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов (отдельных положений приказов) Министерства финансов Российской Федерации", в соответствии с которым группой признается материнская организация и ее дочерние организации; в свою очередь, под материнской организацией понимается организация, которая контролирует одну или несколько организаций, дочерней организацией признается организация, находящаяся под контролем другой организации.
Несмотря на то что, как указывалось выше, не представляется возможным установить исчерпывающий перечень существенной информации, которую, как ожидается, в каждом конкретном случае будет принимать во внимание инвестор в целях раскрытия информации в форме Сообщения, эмитенту рекомендуется анализировать следующую информацию, связанную с деятельностью эмитента (компаний группы эмитента):
(1) результаты финансово-хозяйственной деятельности эмитента (компаний группы эмитента) и (или) ожидания в отношении них;
(2) показатели, характеризующие финансовое состояние эмитента (компаний группы эмитента) и (или) ожидания в отношении них;
(3) основные новые события в деятельности эмитента (компаний группы эмитента), в отрасли экономической деятельности эмитента (компаний группы эмитента), в странах и на мировых рынках капитала, где присутствует эмитент (компании группы эмитента);
(4) факторы, связанные с окружающей средой (в том числе экологические факторы и факторы, связанные с изменением климата), обществом (социальные факторы) и корпоративным управлением, оказывающие существенное влияние на бизнес эмитента (компаний группы эмитента), и сопряженные с ними риски <9>;
--------------------------------
<9> В международной практике используется термин Environmental (Экология), Social (Общество) and Governance (Корпоративное управление) Factors (Факторы) (ESG Factors). В настоящее время указанные факторы принимаются во внимание при осуществлении ответственного инвестирования. На важность раскрытия эмитентами информации о них указывает Международная организация комиссий по ценным бумагам (см. IOSCO. Statement on Disclosure of ESG Matters by Issuers, 18 January 2019. URL.: https://www.iosco.org/library/pubdocs/pdf/IOSCOPD619.pdf).
(5) изменения в законодательстве Российской Федерации, в соответствии с которым осуществляется финансово-хозяйственная деятельность эмитента (компаний группы эмитента);
(6) ранее раскрытую информацию, связанную с деятельностью эмитента (компаний группы эмитента).
Ниже приведен индикативный перечень сведений, которые эмитенту рекомендуется раскрывать в форме Сообщения, поскольку существует высокая вероятность того, что их раскрытие может привести к значительному изменению стоимости или котировок ценных бумаг эмитента <10>:
--------------------------------
<10> В случае если Сообщение содержит оценки и прогнозы в отношении будущих событий и (или) действий, перспектив развития отрасли экономики, в которой эмитент (компании группы эмитента) осуществляет (осуществляют) финансово-хозяйственную деятельность, и результатов деятельности эмитента (компаний группы эмитента), в том числе его (их) планов, вероятности наступления определенных событий и совершения определенных действий, в текст Сообщения рекомендуется включить текст следующего содержания: "Инвесторы не должны полностью полагаться на оценки и прогнозы, приведенные в настоящем Сообщении, так как фактические результаты деятельности эмитента (компаний группы эмитента) в будущем могут отличаться от прогнозируемых результатов по многим причинам.".
(1) операционные результаты деятельности эмитента (компаний группы эмитента) (прогнозные, предварительные, фактические);
(2) финансовые результаты деятельности эмитента (компаний группы эмитента) (прогнозные, предварительные, фактические);
(3) сведения о введении в эксплуатацию новых производственных мощностей, которые могут оказать существенное влияние на операционные и финансовые показатели эмитента (компаний группы эмитента);
(4) сведения о существенных изменениях в отношении:
основных контрагентов (поставщиков, дебиторов, кредиторов) эмитента (компаний группы эмитента);
подконтрольных организаций, имеющих для эмитента существенное значение;
рисков, связанных с деятельностью эмитента (компаний группы эмитента);
(5) сведения о включении ценных бумаг эмитента (компаний группы эмитента) в базу расчетов фондовых индексов, на которые ориентируются значительные группы институциональных инвесторов при принятии решений о включении ценных бумаг в свои инвестиционные портфели, сведения о включении (исключении) ценных бумаг эмитента (компаний группы эмитента) в секторы, сегменты (из секторов, сегментов) бирж;
(6) сведения об отказе аудитора от проведения аудита бухгалтерской (финансовой) или финансовой отчетности эмитента (компаний группы эмитента);
(7) сведения о реализации или отказе от реализации инвестиционных проектов, имеющих существенное значение для эмитента (компаний группы эмитента);
(8) сведения об убытках, понесенных в связи с заключением договоров, имеющих существенное значение для эмитента (компаний группы эмитента);
(9) сведения о существенных изменениях в дивидендной политике эмитента (компаний группы эмитента);
(10) сведения о планах реализации опционных программ эмитентом (компаниями группы эмитента);
(11) сведения о существенных расходах чрезвычайного либо разового, несистемного характера эмитента (компаний группы эмитента);
(12) сведения о существенных изменениях в факторах, связанных с окружающей средой (в том числе экологических факторах и факторах, связанных с изменением климата), обществом (социальных факторах) и корпоративным управлением, оказывающих существенное влияние на бизнес эмитента (компаний группы эмитента), и сопряженных с ними рисках;
(13) сведения о возможной приостановке деятельности эмитента (компаний группы эмитента), в том числе в связи с поступившей от профсоюза угрозы проведения забастовки, а также сведения о возобновлении деятельности эмитента (компаний группы эмитента), в том числе в связи с урегулированием конфликта;
(14) сведения о существенных изменениях в стратегии деятельности (развития) эмитента (компаний группы эмитента);
(15) сведения о существенном изменении доли участия в уставном капитале эмитента (компаний группы эмитента) членов органов управления эмитента;
(16) сведения о планах эмитента (компаний группы эмитента) по проведению "поглощения" (присоединения) других организаций, слияния с другими организациями или осуществлению значимых совместных проектов;
(17) сведения об изменениях в составе ключевых работников эмитента (компаний группы эмитента), оказывающих существенное влияние на финансово-хозяйственную деятельность эмитента (компаний группы эмитента);
(18) сведения о значимых действиях надзорных или правоохранительных органов в отношении эмитента (компаний группы эмитента) или ключевых работников эмитента (компаний группы эмитента), оказывающих существенное влияние на финансово-хозяйственную деятельность;
(19) сведения о существенных изменениях в законодательстве Российской Федерации, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента (компаний группы эмитента).
В целях раскрытия информации в соответствии с главой 50 Положения N 714-П эмитенту рекомендуется самостоятельно (или с привлечением консультантов) определить уровни существенности (пороговые значения количественных показателей) информации.
Уровень существенности может быть установлен в отношении:
(1) операционных показателей;
(2) финансовых показателей;
(3) нефинансовых показателей.
Необходимо отметить, что не может быть установлен какой-либо универсальный уровень существенности для различных показателей, поскольку такие уровни зависят от сферы, масштаба и характера деятельности эмитента (компаний группы эмитента), уровня принимаемых рисков, чувствительности бизнес-процессов к изменению окружающей среды и ряда иных факторов. Так, например, в законодательстве Российской Федерации порог существенности варьируется в пределах десяти процентов, при этом наиболее распространены пороги в пять и десять процентов. В то же время следует учитывать, что некоторые показатели могут превышать обычно используемые уровни, но при этом не являться существенными или наоборот. Ниже приведены некоторые примеры уровней существенности в отношении отдельных показателей, установленных в нормативных правовых актах Российской Федерации:
Показатель
Установленный уровень существенности
Для каких целей
Нормативный правовой акт
Выручка организации
5% от общей суммы доходов организации
Раскрытие отдельных видов выручки в бухгалтерской (финансовой) отчетности
Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации"
ПБУ 9/99, утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 06.05.1999 N 32н (пункт 18.1)
Расходы организации
5% от общей суммы доходов организации
Раскрытие расходов, соответствующих отдельным видам доходов, в бухгалтерской (финансовой) отчетности
Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 06.05.1999 N 33н (пункт 21.1)
Выручка сегмента от продаж и подразумеваемая выручка от операций с другими сегментами
10% общей суммы выручки всех сегментов
Раскрытие в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации по сегменту, выделенному в качестве отчетного
Положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" ПБУ 12/2010, утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 08.11.2010 N 143н (пункт 10)
Финансовый результат сегмента
10% от наибольшей из двух величин: суммарной прибыли сегментов, финансовым результатом которых является прибыль, или суммарного убытка сегментов, финансовым результатом которых является убыток
Активы сегмента
10% суммарных активов всех сегментов
Любой показатель бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженный в денежном измерении
10% величины показателя
Определение искажения показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, которое является грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 15.11)
Сумма налога (сбора)
10% величины показателя
Определение искажения данных бухгалтерского учета, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, которое является грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету
Объем и (или) доля поставок основного поставщика
Не более 10% от общего объема поставок сырья и товаров (работ, услуг)
Определение основных поставщиков, имеющих для эмитента (группы эмитента) существенное значение в целях раскрытия информации в форме отчета эмитента в соответствии с Положением N 714-П
Приложение 3 к Положению N 714-П (пункт 1.5 Части II)
Дебиторская задолженность, приходящаяся на долю основного дебитора
Не более 10% от общей суммы дебиторской задолженности
Определение основных дебиторов, имеющих для эмитента (группы эмитента) существенное значение в целях раскрытия информации в форме отчета эмитента в соответствии с Положением N 714-П
Приложение 3 к Положению N 714-П (пункт 1.6 Части II)
Кредиторская задолженность, приходящаяся на долю основного кредитора
Не более 10% от суммы кредиторской задолженности
Определение основных кредиторов, имеющих для эмитента (группы эмитента) существенное значение в целях раскрытия информации в форме отчета эмитента в соответствии с Положением N 714-П
Приложение 3 к Положению N 714-П (подпункт 1.7.1 пункта 1.7 Части II)
Для определения качественных и количественных критериев, а также пороговых уровней существенности могут применяться методы ретроспективного тестирования <11> и статистические методы для выявления зависимости стоимости или котировок ценных бумаг от ставшей публичной информации вследствие ее раскрытия как самим эмитентом, так и средствами массовой информации в отношении эмитента (компаний группы эмитента). Установление такого рода зависимостей может дать основу для более точного определения, какую информацию об эмитенте (компаниях группы эмитента) инвесторы воспринимают в качестве важной для принятия инвестиционных решений.
--------------------------------
<11> Проведение оценки влияния раскрытой эмитентом существенной информации на стоимость или котировки ценных бумаг, после того как соответствующие сведения были раскрыты.
Закрепление подходов к раскрытию существенной информации
во внутренних документах эмитента
В целях раскрытия информации в соответствии с главой 50 Положения N 714-П эмитентам рекомендуется зафиксировать подходы к раскрытию информации в форме Сообщения во внутреннем документе, регламентирующем вопросы, связанные с раскрытием информации.
Кодекс корпоративного управления (далее - Кодекс), рекомендованный Банком России к применению акционерными обществами, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам <12>, содержит положения о целесообразности разработки и внедрения в акционерных обществах информационной политики - внутреннего документа, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие акционерного общества, в том числе с инвесторами.
--------------------------------
<12> Письмо Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463 "О Кодексе корпоративного управления".
В дополнение к рекомендациям Кодекса в информационной политике рекомендуется в том числе:
(1) описать принятые в обществе подходы к определению существенности информации, раскрываемой в форме Сообщения;
(2) закрепить индикативный перечень информации, которую общество относит к существенной информации;
(3) установить, где это возможно, пороговые значения для определения существенности (уровни существенности информации) или механизмы определения количественных значений (уровня существенности) соответствующих показателей.
В случае отсутствия у эмитента информационной политики подходы к раскрытию эмитентом информации в форме Сообщения рекомендуется закреплять в отдельном внутреннем документе. Утверждение данного документа и контроль за его соблюдением рекомендуется отнести к компетенции совета директоров (наблюдательного совета), а ответственность за реализацию - к компетенции исполнительных органов эмитента. При этом совету директоров (наблюдательному совету) рекомендуется предварительно рассматривать вопросы, связанные с контролем за соблюдением такого внутреннего документа, на заседаниях комитета совета директоров по аудиту или корпоративному управлению, а также привлекать для осуществления контроля за соблюдением такого внутреннего документа корпоративного секретаря эмитента. В случае отсутствия у эмитента совета директоров (наблюдательного совета) полномочия по утверждению рассматриваемого внутреннего документа и контролю за его соблюдением рекомендуется закрепить за исполнительными органами такого эмитента.
Подходы к раскрытию существенной информации в форме Сообщения, закрепленные во внутреннем документе (информационной политике или отдельном документе) эмитента, рекомендуется раскрывать по правилам, установленным главой 63 Положения N 714-П для раскрытия информации о содержании уставов и внутренних документов акционерного общества.
Раскрытие информации в соответствии с главой 50
Положения N 714-П в ленте новостей аккредитованных
информационных агентств
С точки зрения повышения прозрачности рынка ценных бумаг важно, чтобы существенная информация, раскрываемая в соответствии с главой 50 Положения N 714-П, могла эффективно использоваться инвесторами и не терялась в потоке иной информации, раскрываемой эмитентами в информационном ресурсе, обновляемом в режиме реального времени и предоставляемом информационным агентством, аккредитованным Банком России на проведение действий по раскрытию информации о ценных бумагах и об иных финансовых инструментах (далее соответственно - аккредитованное агентство, лента новостей).
В связи с изложенным при раскрытии существенной информации в соответствии с главой 50 Положения N 714-П в лентах новостей аккредитованных агентств эмитентам рекомендуется по возможности использовать "содержательные" заголовки, отвечающие теме сообщения (а не один общий заголовок - "Сообщение о существенном факте об иных событиях (действиях), оказывающих, по мнению эмитента, существенное влияние на стоимость или котировки его ценных бумаг"). "Содержательный" заголовок может, например, указываться в скобках после приведения формального заголовка Сообщения <13>.
--------------------------------
<13> Например, "Сообщение о существенном факте об иных событиях (действиях), оказывающих, по мнению эмитента, существенное влияние на стоимость или котировки его ценных бумаг" (операционные результаты деятельности за ___ квартал 20__ года).