Обеспечение заявки на электронном аукционе по 44-ФЗ является важным аспектом для всех участников торгов. Рассказываем, что такое обеспечение заявки на электронном аукционе по 44-ФЗ, когда заказчик запрашивает это обеспечение, в каком размере оно должно быть внесено.
Информационное письмо Минфина России от 02.10.2018 N 24-06-08/70718
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 2 октября 2018 г. N 24-06-08/70718
О НАЧАЛЕ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛОЩАДОК, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ
ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛОЩАДКИ, ПРИМЕНЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
ОТ 05.04.2013 N 44-ФЗ И 223-ФЗ
Минфин России настоящим сообщает, что в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 656 (далее - Постановление N 656) 1 октября 2018 г. заключены соглашения о функционировании электронной площадки, специализированной электронной площадки со всеми операторами электронных площадок (АО "АГЗРТ", АО "ЕЭТП", АО "РАД", АО "ТЭК - Торг", АО "ЭТС", ЗАО "Сбербанк - АСТ", ООО "РТС - тендер", ООО ЭТП ГПБ), оператором специализированной электронной площадки (ООО "АСТ ГОЗ"), включенными в перечни, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 N 1447-р (далее также - соглашения).
В связи с поступающими вопросами Минфин России сообщает позицию в отношении переходного периода и реализации изменений, внесенных в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в части осуществления закупок в электронной форме.
1. О проведении электронных процедур, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 24.1 Закона N 44-ФЗ проведение электронных процедур обеспечивается на электронной площадке оператором электронной площадки.
В соответствии с частью 10.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ до даты начала функционирования операторов электронных площадок, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 24.1 Закона N 44-ФЗ, закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронных процедур осуществляются на ранее прошедших отбор электронных площадках. При этом сохраняется порядок функционирования таких площадок, ранее установленный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов, до дня вступления в силу Закона N 44-ФЗ (далее - ранее установленный порядок функционирования). Электронные процедуры, извещения о проведении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок до даты начала функционирования операторов электронных площадок, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 24.1 Закона N 44-ФЗ, проводятся на ранее отобранных электронных площадках.
Согласно пункту 9 единых требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением N 656, датой начала функционирования электронной площадки является дата заключения соглашения о функционировании электронной площадки, подписываемого Минфином России и ФАС России.
На основании изложенного, учитывая положения части 10.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, а также заключение 1 октября 2018 г. соглашений:
1) электронные процедуры, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок до 1 октября 2018 г., проводятся на ранее отобранных электронных площадках (АО "АГЗРТ", АО "ЕЭТП", АО "РАД", АО "ЭТС", ЗАО "Сбербанк - АСТ", ООО "РТС - тендер"), которые обеспечивают проведение таких электронных процедур в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ и в ранее установленном порядке функционирования таких электронных площадок, в том числе с сохранением ранее установленного порядка открытия и ведения счетов участников закупок для обеспечения участия в электронных процедурах в аналитическом учете оператора электронной площадки на счете такого оператора в расчетной организации, установленном в приложении N 5 к Соглашению о функционировании электронной площадки от 04.05.2010;
2) электронные процедуры, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок, начиная с 1 октября 2018 г. (включительно) проводятся на электронных площадках, операторы которых включены в перечень, являющийся приложением N 1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 N 1447-р (АО "АГЗРТ", АО "ЕЭТП", АО "РАД", АО "ТЭК - Торг", АО "ЭТС", ЗАО "Сбербанк - АСТ", ООО "РТС - тендер", ООО ЭТП ГПБ), функционирующих в соответствии с требованиями, установленными Постановлением N 656, в том числе в части нового механизма обеспечения заявок с использованием специальных счетов, открытых участниками закупок в банках, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.07.2018 N 1451-р (далее - специальный счет, уполномоченный банк).
2. Об открытии и использовании специальных счетов для обеспечения заявок на участие в электронных процедурах, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 10 статьи 44 Закона N 44-ФЗ денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в уполномоченных банках. В соответствии с частью 13 статьи 44 Закона N 44-ФЗ каждый оператор электронной площадки заключает соглашения о взаимодействии с каждым из уполномоченных банков. Уполномоченный банк вправе открывать специальные счета участникам закупок только после заключения соглашений о взаимодействии с каждым из операторов электронной площадки. В соответствии с частью 12 статьи 44 Закона N 44-ФЗ требования к договору специального счета, к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2018 N 626.
Минфин России ранее информировал участников контрактной системы письмом от 31.08.2018 N 24-00-09/62461 о том, что каждый оператор электронной площадки заключил соглашения о взаимодействии с каждым из уполномоченных банков, в связи с чем уполномоченные банки получили право открытия специальных счетов.
Согласно информации, размещенной в сети "Интернет" на официальных сайтах уполномоченных банков, открытие специальных счетов осуществляется с сентября 2018 года в короткий срок, в том числе в день обращения.
По результатам рабочих совещаний в Минфине России с представителями уполномоченных банков и операторов электронных площадок установлено, что подавляющим большинством уполномоченных банков к настоящему времени установлено информационное взаимодействие с операторами электронных площадок в целях реализации нового механизма обеспечения заявок с использованием специальных счетов.
Вместе с тем отдельными уполномоченными банками с отдельными операторами электронных площадок, несмотря на наличие заключенных соглашений о взаимодействии, фактическое информационное взаимодействие к настоящему времени установлено не в полной мере, проводятся завершающие работы по установлению взаимодействия информационных систем.
Согласно подпункту 8 пункта 3.1 соглашений, заключенных с операторами электронных площадок, такие операторы не позднее одного рабочего дня, следующего за днем вступления в силу соглашений, обязаны разместить в открытой части сайта электронной площадки и поддерживать в актуальном состоянии перечень уполномоченных банков, с которыми обеспечено информационное взаимодействие в целях реализации нового механизма обеспечения заявок с использованием специальных счетов.
Таким образом, не позднее 2 октября 2018 г. операторы электронных площадок, разместив такой перечень уполномоченных банков на своих сайтах, проинформируют участников закупок об уполномоченных банках, наличие специального счета в которых позволит принять участие в электронной процедуре, проводимой на соответствующей электронной площадке.
Минфин России считает возможным рекомендовать участникам закупок заблаговременно ознакомиться с указанной информацией на сайтах электронных площадок с целью определения возможности участия в закупках, проводимых на соответствующей электронной площадке, и заблаговременного открытия специального счета в уполномоченном банке, установившем информационное взаимодействие с соответствующей электронной площадкой.
При этом Минфин России отмечает, что обеспечивает ежедневный мониторинг выполняемых уполномоченными банками и операторами электронных площадок работ по установлению взаимодействия информационных систем, а также сообщает о готовности принятия мер, направленных на исключение банков из числа уполномоченных банков в случае, если фактическое информационное взаимодействие не будет установлено в полной мере к 1 ноября 2018 г.
3. Об установлении требования к обеспечению заявок на участие в закупках, осуществляемых в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
3.1. Согласно части 1 статьи 44 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2018 N 439 "Об утверждении значения начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах" заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает один миллион рублей.
На основании изложенного, учитывая, что Закон N 44-ФЗ не содержит запрет на установление заказчиком требования обеспечения заявок при проведении конкурсов и аукционов в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей, заказчик:
1) вправе установить требование обеспечения заявок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей;
2) обязан установить требование обеспечения заявок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает один миллион рублей.
3.2. Обеспечение заявки является механизмом, ограничивающим участие в закупке недобросовестных участников, а также побуждающим победителя закупки к заключению контракта, поскольку его действие направлено на возникновение негативных последствий у участника закупки в случае его уклонения от заключения контракта.
Частью 16 статьи 44 Закона N 44-ФЗ установлен дифференцированный размер обеспечения заявок исходя из размера начальной (максимальной) цены контракта. При этом пунктом 1 части 16 статьи 44 Закона N 44-ФЗ не установлен размер обеспечения заявок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пяти миллионов рублей.
Частью 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Согласно статье 6 ГК РФ в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 ГК РФ отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.
На основании изложенного размер обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах, начальная (максимальная) цена контракта в которых составляет от одного до пяти миллионов рублей, представляется целесообразным и разумным в пределах, установленных для конкурсов и аукционов, размер начальной (максимальной) цены в которых составляет от пяти до двадцати миллионов рублей.
3.3. Статьей 44 Закона N 44-ФЗ установлены требования к обеспечению заявок исключительно на участие в конкурсах и аукционах.
Вместе с тем согласно пункту 1 части 4 статьи 83 Закона N 44-ФЗ извещение о проведении запроса предложений должно содержать в том числе информацию, предусмотренную пунктом 7 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, в случае заключения контракта в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 Закона N 44-ФЗ (признания повторного конкурса не состоявшимся в соответствии с частью 4 статьи 55 Закона N 44-ФЗ).
Согласно пункту 7 статьи 42 Закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии.
Аналогичные положения предусмотрены в пункте 2 части 4 статьи 83.1 Закона N 44-ФЗ в отношении запроса предложений в электронной форме в случае заключения контракта в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 83.1 Закона N 44-ФЗ (признания открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона не состоявшимися в соответствии с частью 4 статьи 55.1 и частью 4 статьи 71 Закона N 44-ФЗ).
Учитывая, что в случаях, предусмотренных пунктом 8 части 2 статьи 83, пунктом 5 части 2 статьи 83.1 Закона N 44-ФЗ, запрос предложений, запрос предложений в электронной форме проводятся вследствие признания несостоявшимися конкурсов и аукционов, при проведении таких запросов предложений, руководствуясь статьей 6 ГК РФ, представляется целесообразным и разумным установление требований к обеспечению заявок, предусмотренных статьей 44 Закона N 44-ФЗ в отношении соответствующего конкурса и аукциона, признанного несостоявшимся и явившегося основанием для проведения запроса предложений, запроса предложений в электронной форме.
4. О проведении закрытых электронных процедур, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 84.1 Закона N 44-ФЗ закрытые электронные процедуры применяются в случаях, установленных частью 2 статьи 84 Закона N 44-ФЗ, при условии, что обязанность осуществления закрытых электронных процедур установлена решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 Закона N 44-ФЗ.
Частью 3 статьи 84.1 Закона N 44-ФЗ установлено, что при проведении закрытых электронных процедур применяются положения Закона N 44-ФЗ о проведении электронных процедур, закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также особенностей проведения закрытых электронных процедур, порядка аккредитации на специализированных электронных площадках, установленных Правительством Российской Федерации.
В настоящее время Правительством Российской Федерации не установлены такие особенности, а также случаи применения закрытых электронных процедур, предусмотренные частью 2 статьи 84.1 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем применение закрытых электронных процедур до установления таких случаев не осуществляется (за исключением закрытого аукциона с использованием функционала специализированной электронной площадки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2017 N 1428 "Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства").
5. О проведении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренной Законом N 223-ФЗ.
5.1. В соответствии с частью 10 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ проведение конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется заказчиком на электронной площадке, функционирующей в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Законом N 44-ФЗ, и дополнительными требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Частью 11 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации утверждает перечень операторов электронных площадок, которые соответствуют таким требованиям.
Согласно части 14 статьи 8 Закона N 223-ФЗ положения статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после даты начала функционирования операторов электронных площадок в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Законом N 44-ФЗ, и дополнительными требованиями, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 10 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ.
На основании изложенного, учитывая заключение с операторами электронных площадок соглашений 1 октября 2018 г., заказчики, приведшие согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 505-ФЗ) положения о закупке в соответствие с требованиями Закона N 223-ФЗ (в редакции Закона N 505-ФЗ), осуществляют проведение конкурентных закупок с участием субъектов малого и среднего предпринимательства исключительно на электронных площадках, операторы которых включены в перечень, являющийся приложением N 1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 N 1447-р.
Дополнительно Минфин России обращает внимание, что в соответствии с частью 13 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки на участие в такой закупке, вносятся участником такой закупки на специальный счет, открытый им в уполномоченном банке, в связи с чем при осуществлении такой закупки целесообразно учитывать позицию, изложенную в пункте 2 настоящего письма.
5.2. Согласно части 1 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии со статьей 3.3 Закона N 223-ФЗ, частью 1 которой установлен перечень действий, обеспечиваемых и осуществляемых оператором электронной площадки на электронной площадке при проведении конкурентной закупки в электронной форме.
Так, согласно части 1 статьи 3.3 Закона N 223-ФЗ при осуществлении конкурентной закупки в электронной форме направление участниками такой закупки запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении конкурентной закупки и (или) документации о конкурентной закупке, размещение в единой информационной системе в сфере закупок таких разъяснений, подача заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению конкурентных закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление ценовых предложений, дополнительных ценовых предложений участников конкурентной закупки в электронной форме, формирование проектов протоколов, составляемых в соответствии с Законом N 223-ФЗ, обеспечиваются оператором электронной площадки на электронной площадке.
При этом частью 2 статьи 3.3 Закона N 223-ФЗ установлено, что под оператором электронной площадки понимается юридическое лицо, владеющее электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования оборудованием и программно-техническими средствами, и обеспечивающее проведение конкурентных закупок в электронной форме в соответствии с Законом N 223-ФЗ.
Законом N 223-ФЗ возможность информационного взаимодействия оператора электронной площадки с иными информационными системами (за исключением единой информационной системы в сфере закупок) для осуществления вышеуказанных действий, в том числе с иными электронными площадками, не предусмотрена.
На основании изложенного, учитывая исчерпывающий субъектный состав лиц, установленный частью 1 статьи 3.3, частями 10, 11 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ, при осуществлении конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, действия участников закупки, заказчика, предусмотренные статьями 3.2 - 3.4 Закона N 223-ФЗ, осуществляются исключительно на электронных площадках, операторы которых включены в перечень, являющийся приложением N 1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 N 1447-р.
6. О проведении закрытых конкурентных закупок в электронной форме, предусмотренных Законом N 223-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 3.5 Закона N 223-ФЗ закрытый конкурс, закрытый аукцион, закрытый запрос котировок, закрытый запрос предложений или иная конкурентная закупка, осуществляемая закрытым способом, проводится в случае, если сведения о такой закупке составляют государственную тайну, или если координационным органом Правительства Российской Федерации в отношении такой закупки принято решение в соответствии с пунктом 2 или 3 части 8 статьи 3.1 Закона N 223-ФЗ, или если в отношении такой закупки Правительством Российской Федерации принято решение в соответствии с частью 16 статьи 4 Закона N 223-ФЗ (далее также - закрытая конкурентная закупка).
В соответствии с частью 4 статьи 3.5 Закона N 223-ФЗ Правительством Российской Федерации утвержден перечень операторов электронных площадок для осуществления закрытых конкурентных закупок, являющийся приложением N 2 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 N 1447-р.
На основании изложенного заказчики, приведшие согласно части 3 статьи 4 Закона N 505-ФЗ положения о закупке в соответствие с требованиями Закона N 223-ФЗ (в редакции Закона N 505-ФЗ), осуществляют закрытые конкурентные закупки в электронной форме на электронных площадках, включенных в перечень, являющийся приложением N 2 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 N 1447-р, при совокупности следующих условий:
1) закупка осуществляется в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 3.5 Закона N 223-ФЗ;
2) заказчиком принято решение об осуществлении такой закупки в электронной форме.
Настоящее письмо не является правовым актом и носит информационный характер.
А.М.ЛАВРОВ