Федеральный закон от 23.07.2025 N 239-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят
Государственной Думой
8 июля 2025 года
Одобрен
Советом Федерации
16 июля 2025 года
Статья 1
Пункт 10 статьи 17 Федерального закона "О беженцах" (в редакции Федерального закона от 28 июня 1997 года N 95-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 12, ст. 425; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 26, ст. 2956; 1998, N 30, ст. 3613; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2006, N 31, ст. 3420; 2007, N 1, ст. 29; 2012, N 47, ст. 6397; 2013, N 27, ст. 3477; 2018, N 53, ст. 8454; 2019, N 30, ст. 4134; 2021, N 27, ст. 5097) после слов "исполнения наказаний," дополнить словами "либо федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности".
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 15, ст. 1269; 2000, N 1, ст. 9; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 156; N 27, ст. 2700; 2005, N 10, ст. 763; 2006, N 17, ст. 1779; N 31, ст. 3452; 2007, N 31, ст. 4008; 2008, N 52, ст. 6235; 2010, N 31, ст. 4207; N 42, ст. 5297; 2011, N 1, ст. 32; N 29, ст. 4282; N 50, ст. 7366; 2013, N 19, ст. 2324; N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6689; 2014, N 19, ст. 2335; N 52, ст. 7557; 2016, N 1, ст. 88; N 27, ст. 4160, 4238; N 28, ст. 4558; 2018, N 11, ст. 1591; 2019, N 49, ст. 6963; 2022, N 45, ст. 7672; 2023, N 1, ст. 85; N 32, ст. 6172; 2024, N 33, ст. 4945; 2025, N 9, ст. 852; N 14, ст. 1574) следующие изменения:
1) абзац седьмой части первой статьи 2 после слов "авиационные подразделения," дополнить словами "следственные изоляторы,";
2) статью 12 дополнить пунктом "у" следующего содержания:
"у) осуществлять охрану следственных изоляторов органов федеральной службы безопасности в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, исполнять наказание в виде лишения свободы в отношении осужденных, оставленных в следственных изоляторах органов федеральной службы безопасности для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осуществлять медико-санитарное обеспечение и обязательное лечение лиц, содержащихся в следственных изоляторах органов федеральной службы безопасности.";
3) в части первой статьи 13:
а) пункт "г" дополнить словами ", иметь и использовать в соответствии с законодательством Российской Федерации следственные изоляторы";
б) дополнить пунктом "г.3" следующего содержания:
"г.3) объявлять лицам, находящимся на территориях следственных изоляторов органов федеральной службы безопасности, а также на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, обязательное для исполнения официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений и административных правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения;";
в) дополнить пунктом "п.1" следующего содержания:
"п.1) осуществлять доставление и конвоирование подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных для участия в процессуальных действиях, судебном разбирательстве и охрану указанных лиц во время производства процессуальных действий в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности. Органам федеральной службы безопасности при конвоировании предоставляются права, предусмотренные статьей 14.1 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-I "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации";";
4) статью 13.1 изложить в следующей редакции:
"Статья 13.1. Применение органами федеральной службы безопасности мер профилактики
К мерам профилактики, применяемым органами федеральной службы безопасности, относятся внесение представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, объявление официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, и объявление лицам, находящимся на территориях следственных изоляторов органов федеральной службы безопасности, а также на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений и административных правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения.
При наличии достаточных данных, выявленных в процессе оперативно-служебной деятельности органов федеральной службы безопасности и указывающих на наличие причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, органами федеральной службы безопасности вносятся в соответствующие государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также в общественные объединения обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации.
В целях предупреждения совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, при наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о действиях физического лица, создающих условия для совершения таких преступлений, и при отсутствии оснований для его привлечения к уголовной ответственности органы федеральной службы безопасности, предварительно уведомив об этом прокурора, могут объявлять этому лицу обязательное для исполнения официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения таких преступлений.
Руководитель органа федеральной службы безопасности или его заместитель, уполномоченные объявлять официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, в течение десяти дней после проверки полученных сведений о совершении физическим лицом указанных действий принимает решение об объявлении данному лицу такого официального предостережения. Не позднее чем через пять дней со дня принятия указанного решения такое официальное предостережение направляется (вручается) физическому лицу.
Порядок внесения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, порядок объявления официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, включая порядок его направления (вручения), форма такого официального предостережения, а также перечни категорий руководителей органов федеральной службы безопасности и их заместителей, уполномоченных вносить представление и объявлять такое официальное предостережение, устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Сотрудники органов федеральной службы безопасности для исполнения возложенных на них обязанностей имеют право объявлять лицам, находящимся на территориях следственных изоляторов органов федеральной службы безопасности, а также на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, обязательное для исполнения официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений и административных правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения. Порядок объявления такого официального предостережения, включая порядок его направления (вручения), его форму, а также перечни категорий должностных лиц, уполномоченных объявлять такое официальное предостережение, устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Представление об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, и официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений и административных правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения могут быть обжалованы в суд и органы, указанные в статье 6 настоящего Федерального закона.";
5) в части первой статьи 14.3:
а) пункт "в" после слова "заложников," дополнить словами "насильственно удерживаемых лиц,";
б) пункт "ж" изложить в следующей редакции:
"ж) для пресечения побега из мест принудительного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных либо при конвоировании, охране или сопровождении указанных лиц, а также для пресечения попытки их насильственного освобождения.";
6) в части первой статьи 14.5:
а) пункт "е" изложить в следующей редакции:
"е) для доставления в служебные помещения органов федеральной службы безопасности, других государственных органов лиц, совершивших преступления или административные правонарушения, для конвоирования, охраны или сопровождения задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, и осужденных, если они своим поведением дают основание полагать, что намерены совершить побег либо причинить вред окружающим или себе, в случае оказания ими сопротивления военнослужащему органов федеральной службы безопасности, для задержания лиц, совершивших побег из-под стражи, пресечения их побега, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц из-под охраны при конвоировании;";
б) пункт "з" после слов "массовых беспорядков" дополнить словами ", групповых нарушений, дезорганизующих деятельность изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов и следственных изоляторов органов федеральной службы безопасности,";
7) статью 15 изложить в следующей редакции:
"Статья 15. Взаимодействие с российскими и иностранными учреждениями
Органы федеральной службы безопасности осуществляют свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности.
Органы федеральной службы безопасности могут использовать возможности других сил обеспечения безопасности Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и нормативными актами Президента Российской Федерации.
Государственные органы, а также предприятия, учреждения и организации обязаны оказывать содействие органам федеральной службы безопасности в осуществлении ими возложенных на них обязанностей.
Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности осуществляет взаимодействие с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, по вопросам организации деятельности следственных изоляторов органов федеральной службы безопасности. Порядок взаимодействия указанных органов определяется федеральным законодательством и заключаемыми на его основе соглашениями между ними и (или) совместными нормативными правовыми актами.
Федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого относятся вопросы организации специальных железнодорожных перевозок лиц, заключенных под стражу, и осужденных, разрабатывает совместно с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности проект расписания движения специальных вагонов, включенных в состав пассажирских и почтово-багажных поездов, для специальных железнодорожных перевозок содержащихся в следственных изоляторах органов федеральной службы безопасности лиц, заключенных под стражу, и осужденных.
Перевозчики, осуществляющие перевозки железнодорожным транспортом общего пользования, заключают с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности договоры о специальных железнодорожных перевозках содержащихся в следственных изоляторах органов федеральной службы безопасности лиц, заключенных под стражу, и осужденных, в которых предусматривается выделение мест на железнодорожных станциях для посадки в специальные вагоны и высадки из них этих лиц. Владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в соответствии с договорами, заключенными с указанными перевозчиками, на основании сводного графика движения поездов выделяют места на железнодорожных станциях для посадки в специальные вагоны и высадки из них лиц, заключенных под стражу, и осужденных.
Федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находится транспорт, оказывают содействие органам федеральной службы безопасности в предоставлении им плавучих средств (судов) и воздушных судов для перевозки содержащихся в следственных изоляторах органов федеральной службы безопасности лиц, заключенных под стражу, и осужденных.
Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности вправе получать на безвозмездной основе от государственных органов и государственных внебюджетных фондов необходимые для выполнения возложенных на него обязанностей информационные системы и (или) базы данных, в том числе путем получения возможности удаленного доступа к ним, за исключением случаев, если федеральными законами установлен запрет на передачу таких систем и (или) баз данных органам федеральной службы безопасности.
Физические и юридические лица в Российской Федерации, предоставляющие услуги почтовой связи, электросвязи всех видов, в том числе систем телекодовой, конфиденциальной, спутниковой связи, обязаны по требованию органов федеральной службы безопасности включать в состав аппаратных средств дополнительные оборудование и программные средства, а также создавать другие условия, необходимые для проведения оперативно-технических мероприятий органами федеральной службы безопасности.
В целях решения задач обеспечения безопасности Российской Федерации военнослужащие органов федеральной службы безопасности могут быть прикомандированы к государственным органам, предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности с согласия их руководителей в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, с оставлением их на военной службе.
Взаимодействие органов федеральной службы безопасности со специальными службами, с правоохранительными органами и иными организациями иностранных государств устанавливается на основании международных договоров Российской Федерации.";
8) дополнить статьей 16.5 следующего содержания:
"Статья 16.5. Выполнение работ по хозяйственному обслуживанию следственных изоляторов органов федеральной службы безопасности
Работы по хозяйственному обслуживанию следственных изоляторов органов федеральной службы безопасности выполняются работниками этих следственных изоляторов, а также осужденными.
Численность работников этих следственных изоляторов, выполняющих работы по их хозяйственному обслуживанию, определяется на основании нормативов, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Осужденные привлекаются к выполнению работ по хозяйственному обслуживанию следственных изоляторов органов федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.".
Статья 3
Внести в Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 29, ст. 2759; 1998, N 30, ст. 3613; 2001, N 11, ст. 1002; 2003, N 1, ст. 2; N 27, ст. 2700; N 50, ст. 4847; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 10, ст. 763; 2006, N 17, ст. 1779; 2007, N 30, ст. 3808; N 31, ст. 4011; N 45, ст. 5418; 2009, N 39, ст. 4538; 2011, N 1, ст. 46; N 15, ст. 2022; N 17, ст. 2319; N 49, ст. 7056; 2013, N 44, ст. 5633; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 7000; 2014, N 26, ст. 3399; 2016, N 27, ст. 4232; 2017, N 1, ст. 44; 2019, N 30, ст. 4134; N 52, ст. 7838; 2021, N 11, ст. 1709; N 15, ст. 2445; N 22, ст. 3689; 2022, N 1, ст. 60; N 9, ст. 1260; N 24, ст. 3943; 2023, N 1, ст. 37; N 25, ст. 4400; 2024, N 13, ст. 1683; N 33, ст. 4965; 2025, N 15, ст. 1797) следующие изменения:
1) в статье 7:
а) часть первую изложить в следующей редакции:
"Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются:
1) следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы;
2) следственные изоляторы органов федеральной службы безопасности;
3) изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел;
4) изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности.";
б) абзац первый части шестой после слов "уголовно-исполнительной системы" дополнить словами "и органов федеральной службы безопасности";
в) дополнить частью седьмой следующего содержания:
"Иные лица посещают следственные изоляторы органов федеральной службы безопасности по специальному разрешению руководства этих следственных изоляторов в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.";
2) статью 8 изложить в следующей редакции:
"Статья 8. Следственные изоляторы
Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы и органов федеральной службы безопасности (далее - следственные изоляторы) предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Следственные изоляторы обладают правами юридического лица.
Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы создаются, реорганизуются и ликвидируются руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Решение о создании, реорганизации и ликвидации следственных изоляторов органов федеральной службы безопасности принимает руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Финансирование следственных изоляторов осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответственно федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, и федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности. При этом штатная численность персонала следственных изоляторов сохраняется неизменной в течение двух лет при уменьшении численности подозреваемых и обвиняемых в случаях проведения амнистии, изменения законодательства Российской Федерации или в иных случаях в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.";
3) часть третью статьи 18 изложить в следующей редакции:
"В следственном изоляторе свидания подозреваемого или обвиняемого с его защитником могут предоставляться по заявлению подозреваемого или обвиняемого с согласия защитника путем использования систем видео-конференц-связи и при наличии в следственном изоляторе технической возможности и помещений, необходимых для их проведения. Свидания предоставляются с соблюдением условий конфиденциальности и сохранения адвокатской тайны путем предоставления защитнику помещения в учреждениях уголовно-исполнительной системы или следственных изоляторах органов федеральной службы безопасности. Требования к помещениям для свиданий подозреваемых, обвиняемых с их защитниками определяются соответственно нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, и федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.";
4) статью 18.2 изложить в следующей редакции:
"Статья 18.2. Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах
В целях обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах федеральный орган уголовно-исполнительной системы и федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности заключают с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями соглашения о взаимодействии. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы и следственные изоляторы органов федеральной службы безопасности в соответствии с указанными соглашениями вправе по согласованию соответственно с федеральным органом уголовно-исполнительной системы и федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности заключать соглашения о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями. Требования к содержанию соглашений о взаимодействии, обязательные для включения в указанные соглашения, утверждаются соответственно нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.";
5) в части третьей статьи 23 второе предложение изложить в следующей редакции: "Нормы вещевого довольствия подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах, порядок их обеспечения вещевым довольствием, описание предметов вещевого довольствия, порядок учета и выдачи им вещевого довольствия, в том числе бывшего в употреблении, утверждаются соответственно нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.";
6) часть вторую статьи 24 изложить в следующей редакции:
"Порядок оказания медицинской, в том числе психиатрической, помощи подозреваемым и обвиняемым, порядок их содержания в медицинских организациях и привлечения к их обслуживанию медицинских работников этих организаций определяются соответственно нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.";
7) статью 28 изложить в следующей редакции:
"Статья 28. Обеспечение участия подозреваемых и обвиняемых в следственных действиях и судебных заседаниях
Администрация мест содержания под стражей по указанию следователя, лица, производящего дознание, или суда (судьи) обеспечивает:
1) прием подозреваемых и обвиняемых в места содержания под стражей и передачу их конвою для отправки к месту назначения;
2) предоставление на территории места содержания под стражей оборудованных помещений для проведения следственных действий, амбулаторных судебно-психиатрических и других экспертиз.
Конвоирование содержащихся в следственных изоляторах органов федеральной службы безопасности лиц, заключенных под стражу, и осужденных для участия в процессуальных действиях, судебном разбирательстве, охрана указанных лиц во время производства процессуальных действий осуществляются полицией, если иное не предусмотрено федеральным законом. Порядок взаимодействия полиции и следственных изоляторов органов федеральной службы безопасности при конвоировании указанных лиц устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, совместно с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Конвоирование по плановым маршрутам содержащихся в следственных изоляторах органов федеральной службы безопасности лиц, заключенных под стражу, и осужденных осуществляется специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Освобождение подозреваемых и обвиняемых от участия в следственных действиях и судебных заседаниях осуществляется по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.";
8) часть вторую статьи 30 изложить в следующей редакции:
"В местах содержания под стражей для беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, создаются улучшенные материально-бытовые условия, организуется оказание медицинской помощи соответствующего вида и устанавливаются повышенные нормы питания и вещевого довольствия, определяемые Правительством Российской Федерации. Порядок обеспечения вещевым довольствием в следственных изоляторах беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, утверждается соответственно нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности. Нормы вещевого довольствия детей в возрасте до четырех лет, содержащихся вместе с матерями в следственных изоляторах, утверждаются соответственно нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.";
9) в части четвертой статьи 31 слова "в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел," заменить словами "в порядке, определяемом соответственно нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности";
10) часть десятую статьи 34 дополнить словами ", руководителя федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности или его заместителя либо начальника следственного изолятора органа федеральной службы безопасности";
11) в статье 37.1:
а) часть первую после слов "уголовно-исполнительной системы" дополнить словами ", органов федеральной службы безопасности";
б) в части третьей слова "определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных" заменить словами "определяются соответственно нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, и федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности";
12) в части первой статьи 43 слова "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" заменить словами "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации";
13) часть первую статьи 48 после слов "по субъекту Российской Федерации" дополнить словами ", начальника следственного изолятора федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности".
Статья 4
Внести в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 2, ст. 198; 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 12, ст. 1406; 2001, N 11, ст. 1002; 2003, N 24, ст. 2250; N 50, ст. 4847; 2004, N 27, ст. 2711; N 45, ст. 4379; 2005, N 14, ст. 1213; 2006, N 3, ст. 276; N 15, ст. 1575; 2007, N 30, ст. 3808; 2008, N 45, ст. 5140; 2009, N 52, ст. 6453; 2011, N 7, ст. 902; N 27, ст. 3870; N 45, ст. 6324; N 50, ст. 7362; 2012, N 10, ст. 1162; N 14, ст. 1551; 2013, N 27, ст. 3470, 3477; 2014, N 6, ст. 558; N 19, ст. 2309; N 49, ст. 6928; 2015, N 13, ст. 1806; N 17, ст. 2478; 2017, N 31, ст. 4749; N 52, ст. 7932; 2018, N 53, ст. 8474; 2019, N 49, ст. 6951; 2020, N 14, ст. 2026; N 30, ст. 4748; N 31, ст. 5027; 2021, N 11, ст. 1709; N 22, ст. 3689; N 24, ст. 4235; N 52, ст. 8991; 2022, N 24, ст. 3943; 2023, N 10, ст. 1567; N 14, ст. 2379; N 25, ст. 4400; N 26, ст. 4677; 2024, N 53, ст. 8519; 2025, N 15, ст. 1797) следующие изменения:
1) часть четвертую.1 статьи 14 изложить в следующей редакции:
"4.1. В целях обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания осужденных в учреждениях, исполняющих наказания, федеральный орган уголовно-исполнительной системы и федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности заключают с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями соглашения о взаимодействии. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы и следственные изоляторы органов федеральной службы безопасности в соответствии с указанными соглашениями вправе по согласованию соответственно с федеральным органом уголовно-исполнительной системы и федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности заключать соглашения о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями. Требования к содержанию соглашений о взаимодействии, обязательные для включения в указанные соглашения, утверждаются соответственно нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.";
2) часть четырнадцатую статьи 16 после слов "настоящей статьи" дополнить словами "(за исключением следственных изоляторов органов федеральной службы безопасности)";
3) в статье 17.1:
а) часть первую после слов "уголовно-исполнительной системы" дополнить словами "и сотрудники органов федеральной службы безопасности";
б) в части третьей слова "определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных" заменить словами "определяются соответственно нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, и федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности";
4) часть первую статьи 75 изложить в следующей редакции:
"1. Осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в законную силу. В течение этого срока осужденный имеет право на краткосрочное свидание с родственниками или иными лицами. Порядок направления осужденных в исправительные учреждения из следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Порядок направления осужденных в исправительные учреждения из следственных изоляторов органов федеральной службы безопасности определяется федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.";
5) часть вторую статьи 77 дополнить предложением следующего содержания: "Переводы осужденных между следственными изоляторами уголовно-исполнительной системы и органов федеральной службы безопасности осуществляются в порядке, установленном совместным нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.";
6) часть вторую статьи 81 дополнить предложением следующего содержания: "Порядок перевода осужденных для дальнейшего отбывания наказания из следственного изолятора органа федеральной службы безопасности в исправительное учреждение уголовно-исполнительной системы определяется федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.";
7) в статье 82:
а) в части третьей слова "федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний," заменить словами "соответственно нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности";
б) в части седьмой слова "определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний," заменить словами "определяется соответственно нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности";
в) часть одиннадцатую дополнить словами ", руководителя федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности или его заместителя либо начальника следственного изолятора органа федеральной службы безопасности";
8) в части третьей статьи 83 второе предложение изложить в следующей редакции: "Порядок применения технических средств надзора и контроля определяется соответственно нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.";
9) в части второй.1 статьи 85 слова "в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний" заменить словами "в порядке, установленном соответственно нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности";
10) в части третьей статьи 89 второе предложение изложить в следующей редакции: "Порядок замены одного вида свидания другим устанавливается соответственно нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.";
11) часть пятую статьи 90 изложить в следующей редакции:
"5. Порядок получения осужденными посылок, передач и бандеролей и порядок их досмотра определяются соответственно нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.";
12) в части третьей статьи 99 слова "утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний" заменить словами "утверждаются соответственно нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности";
13) в статье 101:
а) часть пятую изложить в следующей редакции:
"5. Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, соответственно нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.";
б) в части шестой слова "определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний," заменить словами "определяются соответственно нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности";
в) в части седьмой слова "определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний," заменить словами "определяется соответственно нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности";
14) в части второй статьи 108 второе предложение изложить в следующей редакции: "Перечень хронических заболеваний и медицинских противопоказаний, препятствующих прохождению профессионального обучения или получению среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, и порядок проведения медицинских осмотров осужденных для установления наличия либо отсутствия у них медицинских противопоказаний, препятствующих прохождению профессионального обучения или получению среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, определяются соответственно совместным нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и совместным нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.";
15) часть пятую статьи 116 изложить в следующей редакции:
"5. Типовое положение о дисциплинарной комиссии исправительного учреждения утверждается соответственно нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.";
16) в части четвертой статьи 117 второе предложение изложить в следующей редакции: "Порядок проведения медицинского осмотра и выдачи указанного медицинского заключения определяется соответственно нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.";
17) в части четвертой статьи 173 слова "в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний" заменить словами "в порядке, установленном соответственно нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности";
18) в части пятой статьи 178.1 слова "по выработке государственной" заменить словами "по выработке и реализации государственной".
Статья 5
Абзац шестой части первой статьи 11 Федерального закона от 25 июля 1998 года N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3806; 2002, N 30, ст. 3032, 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2006, N 31, ст. 3420; 2007, N 24, ст. 2832; 2008, N 52, ст. 6227, 6235; 2009, N 1, ст. 30; 2010, N 21, ст. 2524; 2011, N 1, ст. 16; N 27, ст. 3867; 2014, N 23, ст. 2930; 2016, N 27, ст. 4160, 4238; 2017, N 27, ст. 3945; N 50, ст. 7562; 2018, N 1, ст. 82; 2020, N 29, ст. 4519; 2021, N 27, ст. 5102; 2023, N 18, ст. 3221; 2024, N 1, ст. 20, 29) дополнить словами ", следственные изоляторы органов федеральной службы безопасности".
Статья 6
Внести в Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 26, ст. 3177; 2003, N 28, ст. 2880; 2004, N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4849; 2005, N 17, ст. 1485; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 7, ст. 901; N 49, ст. 7056; 2012, N 53, ст. 7622; 2013, N 27, ст. 3477; N 52, ст. 7000; 2015, N 1, ст. 42; N 27, ст. 3970; N 29, ст. 4363; 2016, N 18, ст. 2489; N 27, ст. 4238, 4292; 2017, N 24, ст. 3478; 2018, N 27, ст. 3953; 2019, N 30, ст. 4134; 2024, N 33, ст. 5018; 2025, N 14, ст. 1588) следующие изменения:
1) пункт 1 статьи 4 дополнить словами ", следственные изоляторы органов федеральной службы безопасности";
2) в статье 5:
а) подпункт 12 пункта 1 после слов "уголовно-исполнительной системы," дополнить словами "следственных изоляторов органов федеральной службы безопасности,";
б) пункт 2 после слов "уголовно-исполнительной системы" дополнить словами ", следственных изоляторов органов федеральной службы безопасности";
3) пункт 3 статьи 8 после слов "уголовно-исполнительной системы," дополнить словами "следственных изоляторах органов федеральной службы безопасности,";
4) подпункт 4 пункта 2 статьи 11 после слов "уголовно-исполнительной системы" дополнить словами ", следственных изоляторов органов федеральной службы безопасности";
5) подпункт 5 пункта 1 статьи 23 после слов "уголовно-исполнительной системы" дополнить словами ", следственных изоляторов органов федеральной службы безопасности";
6) в статье 23.1:
а) наименование изложить в следующей редакции:
"Статья 23.1. Учреждения уголовно-исполнительной системы и следственные изоляторы органов федеральной службы безопасности";
б) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Следственные изоляторы в пределах своей компетенции проводят культурно-воспитательную работу с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми в порядке, определяемом соответственно нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, организуют оказание им медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации, социальной и психологической помощи, помощи в получении начального общего, основного общего, среднего общего образования в порядке, определяемом соответственно нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, создают условия для самообразования, а также осуществляют иные мероприятия по предупреждению правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.";
7) подпункт 6 пункта 4 статьи 25.2 после слов "уголовно-исполнительной системы" дополнить словами ", следственных изоляторов органов федеральной службы безопасности".
Статья 7
Пункт 6 статьи 64 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895; 2006, N 31, ст. 3452; 2016, N 28, ст. 4558; 2021, N 11, ст. 1709) изложить в следующей редакции:
"6. Прекращение оказания услуг связи по абонентским номерам подвижной радиотелефонной связи в случаях использования этих абонентских номеров подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными на территориях исправительных учреждений и следственных изоляторов осуществляется операторами связи на основании решения в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, или его заместителя, начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы, в ведении которого находится следственный изолятор или исправительное учреждение, руководителя федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности или его заместителя, начальника следственного изолятора органа федеральной службы безопасности в случаях, установленных федеральными законами.
Порядок взаимодействия органов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, с операторами связи по вопросам прекращения оказания услуг связи по абонентским номерам подвижной радиотелефонной связи в случаях использования этих абонентских номеров подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными на территориях следственных изоляторов и исправительных учреждений, а также форма решения о прекращении оказания услуг связи, сроки его принятия и направления операторам связи, сроки прекращения оказания услуг связи по этим абонентским номерам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Оператор связи не может быть привлечен к ответственности и к нему не могут быть применены меры реагирования за нарушения лицензионных требований, вызванные прекращением оказания услуг связи по абонентским номерам подвижной радиотелефонной связи, в случаях использования этих абонентских номеров подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными на территориях исправительных учреждений и следственных изоляторов, если такое прекращение осуществлено на основании решения должностных лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта.".
Статья 8
Часть 6 статьи 3 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. 3534; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 31, ст. 4011; 2011, N 1, ст. 16; 2014, N 6, ст. 558; 2016, N 27, ст. 4238) изложить в следующей редакции:
"6. Меры безопасности в отношении защищаемых лиц, содержащихся в следственных изоляторах (за исключением следственных изоляторов органов федеральной службы безопасности) или находящихся в местах отбывания наказания, осуществляются также учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. Меры безопасности в отношении защищаемых лиц, содержащихся в следственных изоляторах органов федеральной службы безопасности, осуществляются также органами федеральной службы безопасности.".
Статья 9
Пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст. 2789; 2013, N 27, ст. 3477; 2015, N 7, ст. 1020; 2018, N 30, ст. 4538; N 53, ст. 8454; 2022, N 50, ст. 8791) после слов "уголовно-исполнительной системы" дополнить словами "и следственные изоляторы органов федеральной службы безопасности".
Статья 10
В пункте 14 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27, ст. 3880, 3881; N 49, ст. 7067; 2013, N 14, ст. 1645; N 27, ст. 3477; 2014, N 6, ст. 559, 566; 2015, N 10, ст. 1393; N 29, ст. 4374; 2016, N 27, ст. 4160, 4238; 2017, N 22, ст. 3071; N 31, ст. 4821; N 50, ст. 7562; 2018, N 31, ст. 4857; N 32, ст. 5076; 2019, N 23, ст. 2905; N 40, ст. 5488; N 52, ст. 7805; 2020, N 6, ст. 591; 2021, N 15, ст. 2447; N 24, ст. 4188; N 52, ст. 8983; 2023, N 1, ст. 16, 85; N 6, ст. 921; N 18, ст. 3249; 2024, N 31, ст. 4455; N 33, ст. 4928, 4956; N 53, ст. 8528) слова "конвоировать содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и заключенных под стражу лиц для участия в следственных действиях" заменить словами "конвоировать содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы и органов федеральной службы безопасности осужденных и заключенных под стражу лиц для участия в процессуальных действиях".
Статья 11
Внести в статью 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2015, N 10, ст. 1425) следующие изменения:
1) часть 3 изложить в следующей редакции:
"3. При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы и (или) следственных изоляторах органов федеральной службы безопасности лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели соответственно федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, и федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности.";
2) дополнить частью 4.1 следующего содержания:
"4.1. При оказании медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения сотрудниками органов федеральной службы безопасности осуществляются охрана лиц, заключенных под стражу или отбывающих наказание в следственных изоляторах органов федеральной службы безопасности, и при необходимости круглосуточное наблюдение в целях обеспечения безопасности указанных лиц, медицинских работников, а также иных лиц, находящихся в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности совместно с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.";
3) часть 6 после слов "уголовно-исполнительной системы" дополнить словами "и следственных изоляторах органов федеральной службы безопасности";
4) в части 7 слова "в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний," заменить словами "в том числе соответственно нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности".
Статья 12
Часть 2 статьи 80 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134; 2022, N 52, ст. 9367; 2024, N 33, ст. 4928) после слов "исполнения уголовных наказаний," дополнить словами "федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности".
Статья 13
Внести в Федеральный закон от 6 февраля 2023 года N 10-ФЗ "О пробации в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2023, N 6, ст. 917; 2024, N 23, ст. 3046) следующие изменения:
1) часть 1 статьи 6 дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:
"3.1) следственные изоляторы органов федеральной службы безопасности;";
2) в статье 7:
а) в части 2:
пункт 2 после слов "лишения свободы" дополнить словами "(за исключением следственных изоляторов органов федеральной службы безопасности)";
пункт 3 после слов "лишения свободы" дополнить словами "(за исключением следственных изоляторов органов федеральной службы безопасности)";
пункт 5 дополнить словами "в части, касающейся реализации соответствующих полномочий подведомственными учреждениями";
б) дополнить частью 2.1 следующего содержания:
"2.1. Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности является субъектом пробации, к полномочиям которого относятся:
1) организация взаимодействия следственных изоляторов органов федеральной службы безопасности с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и религиозными организациями, гражданами, а также с иными органами, учреждениями и организациями, являющимися субъектами пробации;
2) контроль деятельности следственных изоляторов органов федеральной службы безопасности в сфере пробации;
3) утверждение порядка ведения статистического учета в сфере пробации в части, касающейся реализации соответствующих полномочий следственными изоляторами органов федеральной службы безопасности, ведение такого учета.";
3) часть 2 статьи 14 дополнить словами ", и федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности";
4) в статье 16:
а) в части 3 слова "утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний" заменить словами "утверждается соответственно нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности";
б) в части 4 слова "федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний" заменить словами "соответственно нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности";
5) часть 3 статьи 17 изложить в следующей редакции:
"3. Порядок исполнения обязанностей и осуществления прав, установленных соответственно частями 1 и 2 настоящей статьи, определяется соответственно нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.";
6) в статье 31:
а) в части 4 слова "федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний" заменить словами "соответственно нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности";
б) в части 5 слова "федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний" заменить словами "соответственно нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности";
в) часть 11 изложить в следующей редакции:
"11. Форма индивидуальной программы утверждается соответственно нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.".
Статья 14
До приведения нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствие с положениями законодательных актов Российской Федерации, измененными настоящим Федеральным законом, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, касающиеся организации и осуществления деятельности следственных изоляторов, применяются органами федеральной службы безопасности в части, не противоречащей положениям законодательных актов Российской Федерации, измененным настоящим Федеральным законом.
Статья 15
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2026 года.
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
23 июля 2025 года
N 239-ФЗ