Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 18.02.2022 N 3-КЭ
КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 18 февраля 2022 г. N 3-КЭ
О ПРАВЕ
СУДЬИ, ПРЕБЫВАЮЩЕГО В ОТСТАВКЕ, ЗАМЕЩАТЬ ДОЛЖНОСТЬ
РУКОВОДИТЕЛЯ ПРОЕКТА ЦЕНТРА МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ" НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА
"ЭКОЛОГИЯ" В ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ "ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ИНСТИТУТ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"
Комиссия Совета судей Российской Федерации по этики (далее - комиссия, комиссия по этике) в порядке заочного голосования рассмотрела запрос о праве судьи, пребывающего в почетной отставке, занимать должность руководителя проекта Центра методологической поддержки федерального проекта "Чистый воздух" национального проекта "Экология" в Федеральном государственном бюджетном учреждении "Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды".
Возраст заявителя - 44 года, стаж работы в должности судьи - более 14 лет; заявитель - кандидат юридических наук.
Кодекс судейской этики, утвержденный VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года, с изменениями, внесенными постановлением N 2 от 8 декабря 2016 года IX Всероссийского съезда судей (далее - Кодекс судейской этики), действие которого распространяется на всех судей Российской Федерации, в том числе на судей, пребывающих в отставке, допускает занятие судьей различными видами внесудебной деятельности, включая научную, образовательную, творческую, общественную, благотворительную и иные виды деятельности, в том числе на платной основе, если это не противоречит законодательству о статусе судей в Российской Федерации и не причиняет ущерб интересам правосудия (пункт 1 статьи 2, пункт 2 статьи 14).
В силу подпункта 5 пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (с последующими изменениями) (далее - Закон о статусе судей) судья не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельностью, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласие председателя соответствующего суда (для мировых судей - председателя соответствующего районного суда, для председателей судов - президиумов соответствующих судов, а в случае отсутствия таких президиумов - президиумов вышестоящих судов). При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации с соответствующими судами иностранных государств, международными иностранными организациями.
Таким образом, возможность занятия педагогической, научной и иной творческой деятельностью ограничивается для всех судей (как действующих, так и пребывающих в отставке) в зависимости от источника финансирования соответствующей деятельности. Для действующих судей введено дополнительное условие о приоритетности исполнения судейских обязанностей.
Специальное регулирование права судьи заниматься, в том числе на платной основе, педагогической, научной и иной творческой деятельностью не связывается с такими условиями как наличие определенного стажа работы в должности судьи, удаление в отставку, не ставится в зависимость от организационно-правовой формой организации, в которой такая деятельность осуществляется.
Пункт 4 статьи 3 Закона о статусе судей, устанавливая условия и перечень видов деятельности, разрешаемых судье после удаления в отставку, не отменяет и не изменяет содержание закрепленного подпунктом 5 пункта 3 той же статьи права всех судей заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью.
При уяснении содержания понятия "научная деятельность, разрешаемая судье" комиссия по этике исходит из положений Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ (ред. от 2 июля 2021 года) "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный закон о науке), согласно статье 2 которого научная (научно-исследовательская) деятельность определяется как деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:
- фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды;
- прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;
- поисковые научные исследования - исследования, направленные на получение новых знаний в целях их последующего практического применения (ориентированные научные исследования) и (или) на применение новых знаний (прикладные научные исследования) и проводимые путем выполнения научно-исследовательских работ.
Научным работником является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Должности научных работников предусматриваются в научных организациях, организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, а также в иных организациях, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность. Оценка научной квалификации научных работников и иных лиц, осуществляющих научную (научно-техническую) деятельность, обеспечивается государственной системой научной аттестации (пункт 1 статьи 4 Федерального закона о науке).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона о науке научными организациями признаются юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы собственности, общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной деятельности научную и (или) научно-техническую деятельность.
Устав Федерального государственного бюджетного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды" (далее - ФГБУ "ВНИИ "Экология") утвержден Приказом от 12 февраля 2012 года N 97 Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России).
Согласно Уставу данное учреждение является научной некоммерческой организацией, созданной Российской Федерацией для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий федеральных органов государственной власти.
Целями деятельности ФГБУ "ВНИИ "Экология" являются: проведение прикладных научных исследований, выполнение научно-методических, информационно-аналитических и других работ в области охраны окружающей среды по созданию научных основ охраны окружающей среды, разработке обоснованных мероприятий по улучшению и восстановлению окружающей среды, обеспечению экологической безопасности, а также осуществление функций участника федерального проекта "Чистый воздух", входящего в национальный проект "Экология", и функций отраслевого центра компетенции Минприроды России в области производительности труда.
Следовательно, данное учреждение является научной организацией в значении, определяемом Федеральным законом о науке, и в нем могут предусматриваться должности научных работников. Работа по трудовому договору на таких должностях регулируется трудовым законодательством с учетом особенностей, установленных главой 52.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 336.1 Трудового кодекса Российской Федерации Приказом Министерства образования и науки России от 2 сентября 2015 года N 937 утвержден перечень должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу (зарегистрировано в Министерстве юстиции России 15 октября 2015 года N 39321). В данный перечень, действующий до 1 марта 2022 года, как и в сменяющий его перечень, утвержденный Приказом Министерства образования и науки России от 5 августа 2021 года N 715, включена такая должность как руководитель научного и (или) научно-технического проекта.
Федеральный проект "Чистый воздух" национального проекта "Экология" направлен на снижение не менее чем на 20% совокупного объема выбросов загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в крупных промышленных центрах (Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита).
Проектный офис Федерального проекта "Чистый воздух" создан в целях реализации данного проекта в статусе структурного подразделения ФГБУ "ВНИИ "Экология" с полной занятостью сотрудников.
Основными целями создания Проектного офиса Федерального проекта согласно Положению о нем являются: обеспечение соблюдения единых подходов к организации функционирования ведомственной системы управления проектной деятельностью при реализации Федерального проекта; содействие эффективной реализации Федерального проекта.
Для достижения указанных целей Проектный офис Федерального проекта выполняет следующие основные задачи: взаимодействие с руководителем Федерального проекта и Ведомственным проектным офисом в рамках реализации Федерального проекта; подготовка предложений руководителю Федерального проекта и руководителю Ведомственного проектного офиса по вопросам проектного управления и эффективной реализации Федерального проекта; подготовка предложений и участие в разработке нормативно-правовых актов, методических указаний (рекомендаций) и иных документов по вопросам организации и функционирования ведомственной системы управления проектной деятельностью.
Согласно должностной инструкции руководитель проекта Центра методологической поддержки Федерального проекта: принимает участие в разработке научно-методических, информационно-аналитических материалов, обеспечивающих формирование нормативно-правовых и методологических документов, направленных на реализацию федерального проекта "Чистый воздух" национального проекта "Экология"; участвует во взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, экспертным, научным сообществом по тематике федерального проекта "Чистый воздух"; участвует в разработке методологий, проектов нормативных документов по организации деятельности в области проведения эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; участвует в подготовке аналитических материалов для сопровождения деятельности экспертных и совещательных органов федерального проекта "Чистый воздух"; участвует в подготовке научно-информационных материалов в организуемых Ведомственным проектным офисом мероприятиях по организации проектной деятельности, обмену опытом, выявлению лучших практик проектной деятельности, развитию профессиональной компетентности участников проектной деятельности в сфере проектного управления; участвует в анализе методологических документов, российского законодательства, иностранного законодательства, лучших правоприменительных практик, касающихся реализации проекта с целью подготовки предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования реализации федерального проекта "Чистый воздух"; участвует в подготовке отзывов на концепции и проекты нормативных актов, а также в подготовке материалов для периодических печатных изданий, подготовке предложений по вопросам, входящим в предмет деятельности центра методологической поддержки федерального проекта.
Таких функциональных обязанностей, которые были бы несовместимы со статусом судьи в отставке, из должностной инструкции руководителя проекта не усматривается.
Деятельность руководителя проекта центра методологической поддержки федерального проекта "Чистый воздух" национального проекта "Экология" в ФГБУ "ВНИИ "Экология" предполагает научную основу, учитывая участие в разработке научно-методических, информационно-аналитических материалов, обеспечивающих формирование нормативно-правовых и методологических документов, направленных на реализацию федерального проекта, а также высокую степень творчества.
Поэтому комиссия исходит из того, что работа в должности руководителя такого проекта в научной организации соответствует установленным Федеральным законом о науке признакам прикладных научных исследований - исследований, направленных преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения практических задач.
Работу на такой должности можно рассматривать как научную деятельность, и занятие судьей в отставке такой должности в научной организации с соблюдением установленного трудовым законодательством порядка допускается в силу специального правила, установленного подпунктом 5 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей, независимо от возраста и стажа работы в должности судьи.
Комиссия обращает внимание на рекомендательный характер ее заключения, из чего следует обязанность судьи, пребывающего в отставке, самостоятельно оценивать все свои конкретные действия с точки зрения соответствия их требованиям федерального законодательства, регулирующего статус судьи, и требованиям Кодекса судейской этики.