"Временные указания о порядке проведения документальной проверки правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость"
Утверждены
Госналогслужбой РФ
14.01.1994 N ВЗ-6-05/17
ВРЕМЕННЫЕ УКАЗАНИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПРАВИЛЬНОСТИ
ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
Документальная проверка расчетов по налогу на добавленную стоимость производится работниками налоговых инспекций на предприятиях и в организациях по данным бухгалтерского учета и отчетности с использованием необходимых документов, имеющихся у плательщиков налога.
Проверке должны быть подвергнуты все данные в налоговом отчете, а именно: полнота отражения налога и стоимости реализованных товаров, выполненных работ и оказанных услуг; налога и стоимости поступивших сырья, материалов, комплектующих и других изделий, топлива, товаров, работ и услуг, относимых на издержки производства, а также обоснованность сумм налога по основным средствам и нематериальным активам, подлежащих отнесению на расчеты с бюджетом.
У предприятий и организаций, осуществляющих экспортные операции, необходимо проверить:
а) при экспорте непосредственно предприятиями - собственниками товаров собственного производства суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам материальных ресурсов, израсходованных на производство экспортных товаров, и отраженные по дебету счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по НДС", засчитываются в уплату предстоящих платежей или возвращаются предприятиям - собственникам продукции в порядке, предусмотренном пунктом 23 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 09.12.91 N 1 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" <*>, при предъявлении ими в налоговые органы следующих документов, подтверждающих экспорт:
--------------------------------
<*> Далее по тексту - Инструкция N 1.
- контракта с инофирмой на экспорт продукции или приравненный к нему документ, подтверждающий факт совершения экспортной сделки;
- платежных документов на покупку материальных ресурсов (работ, услуг), израсходованных на производство экспортной продукции, в которых выделена сумма уплаченного налога;
- грузовой таможенной декларации, товаросопроводительных документов, подтверждающих пересечение грузом границы (коносамента, международной товарно-транспортной накладной о перевозках международным автотранспортом, международной авиационной накладной, железнодорожной накладной);
б) при экспорте товаров, приобретенных с налогом на добавленную стоимость, засчитываются в уплату предстоящих платежей или возмещаются из бюджета только суммы налога по материальным ценностям (работам, услугам), отнесенным (списанным) на издержки обращения, связанные с реализацией указанных товаров, при предъявлении в налоговые органы вышеперечисленных документов.
Проверка расчетов по налогу на добавленную стоимость производится в следующем, примерно, порядке:
1. Проверка перечня облагаемых оборотов по реализации товаров (работ, услуг) и показанных в соответствующих графах и строках расчета по налогу на добавленную стоимость (в 1992 - 1993 гг.: для предприятий торговли и общественного питания - в графе 3 строки 3 расчета (Приложение N 2 к Инструкции N 1), для всех остальных предприятий - в графе 2 строки 7 расчета по НДС (Приложение N 1 к Инструкции N 1 в редакции изменений и дополнений N 1 к названной Инструкции от 31 августа 1992 г.); с 1 октября 1993 г.: для всех предприятий независимо от порядка исчисления НДС - в графе 3 строк 4 и 5 расчета по НДС (Приложение N 1 к Инструкции N 1 в редакции изменений и дополнений N 3 от 31 августа 1993 г.) должна установить, по всем ли реализуемым товарам (работам, услугам) имеются обороты в налоговом расчете.
В первую очередь должно быть проверено соответствие показанной в расчетах суммы оборота данным бухгалтерского учета.
Для этого указанная сумма сличается с суммой, отраженной в главной книге по кредиту счетов 46 "Реализация продукции (работ, услуг), 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств", 48 "Реализация прочих активов", а также по данным журналов-ордеров 11 и 13, ведомостей 16 и 16а.
Для проверки общих оборотов по реализации товаров (работ, услуг), показанных в налоговом расчете, также используются: выписки из расчетного (текущего) счета предприятия в учреждении банка, банковские и кассовые документы, ведомость реализации товаров и расчетов с поставщиками, счета, оплаченные покупателями, и другие бухгалтерские документы.
Показатели, отражаемые в расчетах по налогу на добавленную стоимость, представляемых к установленному сроку в налоговые органы, должны соответствовать также показателям, отражаемым в формах бухгалтерского отчета (в разделе Ш пассива баланса по строке 700 - форма N 1, по строкам 015 "Налог на добавленную стоимость" и 355 "Налог на добавленную стоимость причитается по расчету" формы N 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании").
При обнаружении ошибок при составлении годовой (квартальной) бухгалтерской отчетности плательщики НДС вправе произвести соответствующие уточнения в налоговых расчетах только в пределах установленного срока для их представления в налоговые органы, то предусмотренные действующим законодательством финансовые санкции к таким предприятиям не применяются.
В соответствии с пунктом 13 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552, выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется либо по мере оплаты (при безналичных расчетах - по мере поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - по поступлении средств в кассу), либо по отгрузке товаров (выполнении работ, услуг) и предъявлении покупателю (заказчику) расчетных документов.
В то же время Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20.03.92 N 10 "Об утверждении Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации" (пункт 70) метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) разрешено устанавливать самим предприятиям и организациям при принятии учетной политики на отчетный год исходя из условий хозяйствования и заключенных договоров.
В связи с этим, а также согласно Закону Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" уплата НДС в бюджет должна осуществляться:
- либо по мере поступления денежных средств за товары (работы, услуги) на счета предприятия (дебетуются счета 50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет" в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов реализации; 46 "Реализация продукции (работ, услуг) в части облагаемой продукции (товаров), выполненных работ и оказанных услуг по основной деятельности и прочих услуг на сторону"; 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" в части реализации (продажи), безвозмездной передачи основных средств; 48 "Реализация прочих активов" в части облагаемых оборотов по реализации принадлежащих предприятию ценностей, не упомянутых в пояснениях к счетам 46 и 47);
- либо по моменту отгрузки (сдачи) покупателям и заказчикам, т.е. по дате предъявления счета в банк на инкассо либо по дате передачи документов покупателю (заказчику) способом, предусмотренным договором (на сумму выставляемых счетов по продажной стоимости дебетуется счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и кредитуются счета 46, 47, 48).
Аналитический учет по счету 46 ведется по каждому виду реализуемой продукции (товаров), выполняемых работ и оказываемых услуг в ведомостях: 16а "Ведомость учета реализации продукции и материальных ценностей" (используется при определении выручки по оплате), 16 "Ведомость учета реализации продукции и материальных ценностей" (используется при определении выручки по отгрузке) и 17 "Ведомость учета реализации продукции в порядке плановых платежей" при ведении журнально-ордерной формы счетоводства или в листке-расшифровке при ведении мемориально-ордерной формы.
При этом сумма НДС в указанных выше регистрах бухгалтерского учета должна выделяться в отдельную графу на основании расчетных документов (поручений, требований-поручений, требований, реестров чеков и реестров на получение средств с аккредитива).
По всем оборотам кредита счетов реализации (за исключением льготируемых оборотов) должны быть исчислены и получены в составе выручки суммы НДС в размере соответствующих ставок налога на добавленную стоимость.
Вопросу рассмотрения данных ведомостей должно быть уделено особое внимание, так как в случаях неотражения по счету реализации сумм выручки от продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг по основной деятельности, включая суммы арендной платы и прочие обороты по реализации в установленном порядке, снижаются суммы НДС.
Путем детального рассмотрения ведомостей реализации представляется возможным выявить, в частности, такие факты, когда суммы, поступившие по частично оплаченным счетам, относятся не на счета реализации, а на счета расчетов с покупателями; также можно установить отдельные ошибки и неточности расчета размера НДС.
Например, каждой сумме выручки должна соответствовать сумма НДС. При отсутствии суммы НДС следует выяснить причину (кроме фактов льготируемых объемов реализации).
Особое внимание следует обратить на применение ставок НДС при расчетах российских предприятий, учреждений и организаций с хозяйствующими субъектами (впредь до особых указаний по применению ставок НДС):
- государств - участников СНГ (кроме республик Узбекистан, Беларусь и Украина) и Республики Молдова - 20%;
- республик Беларусь и Узбекистан - 25%;
- Республики Украина - 28%.
При этом указанные ставки применяются независимо от того, что в соответствии с российским законодательством по отдельным товарам (работам, услугам) предусмотрены пониженные ставки налога или полное освобождение от его уплаты.
В соответствии с Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 388 "О порядке формирования цен на энергоресурсы, поставляемые в государства - участники Содружества Независимых Государств, Азербайджанскую Республику, Республику Грузия, Латвийскую Республику, Литовскую Республику и Эстонскую Республику", поставки продуктов нефтегазопереработки в государства - участники СНГ, Азербайджанскую Республику, Республику Грузия осуществляются по внешнеторговым ценам, определенным исходя из средних мировых цен на энергоресурсы с пересчетом в рубли или национальные валюты по курсу, устанавливаемому Центральным банком Российской Федерации, по состоянию на 15 число месяца, предшествующего месяцу поставки. При этом в указанных внешнеторговых ценах учтены действующие на территории Российской Федерации налоги, сборы и пошлины. При исчислении НДС по этим поставкам следует руководствоваться письмом Государственной налоговой службы Российской Федерации от 28.07.93 N ВЗ-6-15/241 "О порядке расчета размеров налога на реализацию горюче-смазочных материалов".
При ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих с территорий государств - участников СНГ и Республики Молдовы, НДС таможенными органами Российской Федерации не взимается (см. письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации от 21.05.93 N ВЗ-4-05/75Н "О внесении дополнений в Постановление Верховного Совета Российской Федерации "О применении Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" и Указ Президента Российской Федерации от 29 ноября 1993 г. N 2011 "Об освобождении товаров, происходящих с территории Молдова, от обложения акцизами и налогом на добавленную стоимость при ввозе на территорию Российской Федерации").
При расчетах торговых, торгово-закупочных, снабженческо-сбытовых предприятий и организаций с хозяйствующими субъектами государств - участников СНГ следует руководствоваться порядком, изложенным в письме Министерства финансов Российской Федерации и Государственной налоговой службы Российской Федерации от 22.09.93 N 109, ВЗ-4-15/149Н "О налоге на добавленную стоимость при расчетах с хозяйствующими субъектами государств - участников Содружества Независимых Государств".
Приводится пример исчисления уплаты НДС по товарам, реализованным российским торговым предприятием в Республику Беларусь: приобретен товар за 120,0 тыс. руб., в т.ч. НДС - 20 тыс. руб., дооценивается товар (до ставки 25%) - 125,0 тыс. руб., реализуется товар за 200,0 тыс. руб., производится расчет НДС к уплате - [(200 - 125) х 16,67% : 100] + (125,0 - 120,0) = 17,5 тыс. руб. (20 : 120 х 100% = 16,67% - расчетная ставка НДС в Российской Федерации).
При документальной проверке особое внимание следует уделить также порядку расчетов с бюджетом по ввозимым импортным товарам.
По строке 3 в графе 5 налогового расчета (Приложение N 1 к Инструкции N 1 в редакции изменений и дополнений N 3 от 31 августа 1993 г. к этой Инструкции) предприятия показывают НДС, уплаченный таможенным органам предприятиями и организациями, закупающими импортные товары (продукцию) за счет централизованных и собственных валютных средств или по товарообмену и самостоятельно формирующими цены на импортные товары (продукцию) в соответствии с действующим порядком (см. письма Комитета Российской Федерации по политике цен и Министерства финансов Российской Федерации от 21 мая 1993 г. N 01-17/705-06,63 "Порядок расчетов и дотирования импорта при централизованных импортных закупках", Министерства финансов Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по политике цен от 31 мая 1993 г. N 66 01-17/752-06 "О порядке учета НДС и акцизов при формировании цен на импортные товары (продукцию)", Министерства финансов Российской Федерации от 31 августа 1993 г. N 102 "О дотировании централизованных импортных закупок с 1 октября 1993 г.", Министерства финансов Российской Федерации от 19 октября 1993 г. N 115 "О дотировании централизованных импортных закупок с 1 ноября по 31 декабря 1993 года").
Надо иметь в виду, что к зачету по этой строке налогового расчета принимаются только суммы НДС в части реализованных товаров (продукции), а не все суммы, которые были уплачены при таможенном оформлении.
Реализация предприятиями импортных товаров непосредственно населению (в том числе своим работникам с расчетами через кассу) производится по свободным розничным ценам, сформированным исходя из свободных отпускных цен с учетом НДС и торговых надбавок, в которых учитываются реальные затраты предприятия по реализации импортных товаров, а также НДС в установленном порядке.
При превышении сумм НДС, относящихся к расходам по приобретению реализованного товара, над суммами налога, полученными от покупателей товаров, возникающая разница относится на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятий, и из бюджета не возмещается.
В случае образования отрицательной разницы при применении для расчета цен коэффициентов пересчета таможенной стоимости в рубли на социально значимые товары эта разница относится на прибыль предприятий, закупивших эти товары, остающуюся в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей, и возмещению из бюджета на подлежит.
Проверяя правильность показанных в расчете по НДС облагаемых оборотов, инспектор обязан рассмотреть все сторнировочные записи в ведомости реализации товаров (работ, услуг) с целью предотвращения неправильного снижения оборотов и соответственно сумм налога.
Эти записи должны быть документально подтверждены, и проверяющий обязан проверить обоснованность сторнировочных записей.
Перерасчеты по НДС производятся только в тех случаях, когда в учете операции по возврату покупателями товаров после оплаты расчетных документов, проездных документов (билетов), а также отказы заказчиков от ранее оплаченных работ (услуг) откорректированы по счету реализации и если при этом не истек годичный срок со дня поступления сумм налога в бюджет.
При проверке первичных документов (расходные накладные на отпуск товаров, товарно-транспортные накладные на перевозку грузов автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным транспортом, отчеты кладовщиков и др.) необходимо выявлять случаи отпуска продукции по бартерным сделкам без включения ее в оборот по счету 46.
В этом случае необходимо проверить также правильность отражения выручки от товарообменных операций по счетам реализации (46, 47, 48). При этом имеет место отражение выручки товаров, поступивших в порядке товарообмена (по импорту), без пересчета на контрактную стоимость.
Согласно действовавшему порядку в 1992 году по экспортно-импортным операциям на бартерной основе предприятия в целях налогообложения исчисление покупной стоимости поступающих товаров производили исходя из их фактурной (таможенной) стоимости в иностранной валюте.
Пересчет фактурной стоимости, указанной в иностранной валюте, в рубли производится по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия к оформлению грузовой таможенной декларации (см. письма Министерства финансов Российской Федерации и Государственной налоговой службы Российской Федерации от 04.03.93 N 11-01-01, ЮУ-4-06/26Н "О порядке определения выручки от реализации и финансовых результатов при совершении внешнеэкономических операций" и Государственной налоговой службы Российской Федерации от 12.02.93 N ЮУ-4-06/17Н "О порядке отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций").
В 1993 году согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 1993 г. N 114 "Об объеме и формах годового бухгалтерского отчета предприятий за 1993 год и о порядке его заполнения" при осуществлении предприятием закупок товаров по импорту (в том числе по товарообменным операциям) исчисление покупной стоимости поступающих товаров (материалов, полуфабрикатов, оборудования и пр.) производится исходя из их стоимости, предусмотренной в контракте (договоре) на дату оприходования на предприятии, таможенных платежей, транспортных расходов и прочих расходов по закупке и транспортировке.
Примеры исчисления НДС по товарообменным (бартерным)
сделкам (при методе определения выручки от реализации
продукции (работ, услуг) по мере ее оплаты)
А. Товарообменная операция (в пределах СНГ) товарами, изготовленными на предприятиях
--------------------------------
<*> В целях налогообложения облагаемым оборотом принята фактическая себестоимость + нормативная рентабельность.
Б. Товарообменная операция товарами (в пределах СНГ), приобретенными предприятием для продажи
Швейная фабрика отпустила костюмы мужские и женские на 300,0 тыс. руб. мясоперерабатывающему комбинату, получив от него колбасные изделия и другие мясопродукты на такую же сумму.
НДС как у фабрики, так и у комбината составит 60,0 тыс. руб.
Данную операцию в бухгалтерском учете швейная фабрика по реализации костюмов отразит следующим образом:
Мясоперерабатывающий комбинат приобретение мужских и женских костюмов в учете отразит по счетам в аналогичном порядке для швейной фабрики.
Сводные накопительные данные об общей сумме НДС, полученной и подлежащей перечислению в бюджет, отражаются в журнале-ордере 8 по разделу "Расчеты с бюджетом".
После проверки оборотов, отраженных по счетам реализации, необходимо установить соответствие их суммам выручки, поступившим на счета учета денежных средств в учреждения банков (51, 52, 55, 56, 57) и через кассу предприятия, а также готовых товаров на складе, поступивших по бартеру. Следует проверить движение выручки в собственной торговой сети (лари, магазины, автолавки, продавцы), поступившие суммы выручки подлежат полной расшифровке.
По журналу-ордеру 4 "Специальные счета в банках" могут иметь место обороты по факторинговым операциям - договорные отношения предприятия (любого юридического лица) и банка об оплате банком за соответствующие комиссионные вознаграждения всей суммы задолженности покупателей за отгруженную продукцию или полученные услуги. При проверке важно установить, все ли поступившие по факторингу суммы за отгруженную и реализованную продукцию и услуги отражены в бухгалтерском учете по дебету счета 90 "Краткосрочные кредиты банков" и кредиту счетов реализации, здесь же в отдельно обособленной графе должны быть отражены суммы НДС по ним, а также нет ли фактов занижения оборотов по реализации на сумму уплаченных банку комиссионных, которые отражаются в учете по дебету счетов 20 и 43 и кредиту счета 51.
Необходимо уточнить наличие у предприятия счетов денежных средств не только по месту своего нахождения, но и в других регионах, при необходимости сделать запросы о движении средств по таким счетам.
Следует также проверить, нет ли случаев, когда выручка за отгруженные продукцию (работы, услуги), минуя счет реализации, отнесена непосредственно на спецфонды (счета 85, 86, 88), а также на счета расчетов: 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 61 "Расчеты по авансам выданным", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", длительное время находится в обороте, а затем, минуя счет реализации, зачисляется в спецфонды.
Подлежат также налогообложению суммы, отражаемые по журналу-ордеру 2 "Расчетный счет", по оплате за выполненные работы и оказанные услуги, обороты по реализации которых предприятия списывают, минуя счета реализации в кредит счетов затрат 20, 23, 26, 44. В результате занижаются объемы реализации и облагаемые налогом на добавленную стоимость обороты.
Для полноты учета облагаемых оборотов необходимо уточнить все виды хозяйственной деятельности предприятия, применяемый порядок расчетов и цен.
Проверка полноты облагаемого оборота должна производиться не только по счетам бухгалтерского учета, связанным с реализацией готовой продукции, вырабатываемой данным предприятием, но и по другим счетам, на которых учитывается движение материальных ценностей. Например, сырье и материалы, как правило, направляются в производство, однако, некоторое количество их может быть использовано для иных целей. Проверяющий должен проследить, с какими счетами корреспондирует счет 10 "Материалы", и выяснить направление материальных ценностей.
Особо обращается внимание на факты отпуска материальных ресурсов в производство с одновременным списанием НДС в установленном размере с кредита счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" (соответствующих субсчетов) в дебет субсчета 68 "Расчеты по налогу на добавленную стоимость". При этом должны быть исключены случаи фиктивного (искусственного) отпуска со склада в производство материальных ресурсов (для возмещения уплаченного поставщикам НДС) с последующим (после официального срока представления расчетов по НДС в налоговые инспекции) возвратом этих материальных ценностей из цеха (производства) на склад.
По кассовым документам проверяется поступление средств от продажи материалов, сырья и запасных частей при оказании услуг населению, строительных материалов, инструментов и других товаров своим работникам для строительства и ремонта индивидуальных жилых домов и др.
По журналу-ордеру 1 "Касса" отражается также оплата за услуги, реализованные на сторону, например, транспортные услуги.
Следует иметь в виду, что предприятия неправомерно отражают обороты по реализации транспортных услуг или других услуг вспомогательных цехов по кредиту счета 76 "Расчеты с дебиторами и кредиторами" или списывают суммы поступившей выручки в кредит счета 23 "Вспомогательное производство", в результате чего занижают облагаемые обороты по реализации и суммы НДС.
При проведении документальной проверки следует обратить внимание и на то, что через расчетные счета в учреждениях банка поступают денежные средства не только за проданные товары, но и средства, не имеющие отношения к реализации товаров. Поэтому необходимо проверить: какие суммы денежных поступлений отражены не по счету реализации, а по другим бухгалтерским счетам, и не являются ли эти суммы выручкой от продажи товаров. Для этого используется ведомость по разработке банковских документов, в которой указано, с какими счетами корреспондирует расчетный (спецссудный) или валютный счет предприятия в учреждении банка.
На расчетный (текущий) счет поступают денежные средства за отгруженные товары не только от покупателей, но и от других организаций (например, от транспортных организаций за утерянные или досрочно выгруженные товары в пути их следования). Работник налоговой инспекции должен проверить, все ли такие поступления денежных средств отражены по ведомости (журналу) реализации товаров.
При этом зачастую сокрытие облагаемых оборотов имеет место в случаях:
- занижения отпускных цен на продукцию собственного производства при отпуске своим работникам, в непроизводственную сферу, общепиту, по бартерным сделкам;
- отпуска собственной продукции, материальных ресурсов, основных фондов с применением натуральной формы расчетов по договоренности по бартерным сделкам, в порядке оплаты труда, безвозмездной передачи;
- отпуска продукции (в основном сырьевых ресурсов) на давальческих началах без оплаты ее стоимости для дальнейшей промпереработки. Такая продукция на длительное время отвлекается из оборота предприятия, а затем путем применения разных форм расчетов или взаимных зачетов уходит от обложения налогом;
- реализации продукции и товаров посредническими, снабженческо-сбытовыми, торговыми, малыми предприятиями и другими коммерческими структурами по ценам ниже цен приобретения с компенсацией этой разницы путем наличных расчетов, не включаемых в налогооблагаемую базу;
- невключения в облагаемый оборот сумм, взыскиваемых в порядке компенсации дополнительных затрат и прочих расходов строительными, пуско-наладочными, проектными организациями;
- невключения в облагаемый оборот сумм, поступающих от заказчиков (покупателей) непосредственно в фонды специального назначения;
- отпуска материальных ценностей, выполнения работ и оказания услуг, минуя счета реализации, предприятиями своим учредителям через счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты";
- необходимо проверить, включены ли в облагаемый оборот суммы, полученные в порядке частичной оплаты расчетных документов за реализованные товары (работы, услуги), а также суммы авансовых и плановых платежей, поступившие на расчетный счет в счет предстоящих поставок товаров или выполненных работ; суммы денежных средств, полученные предприятиями за реализуемые им товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения или направляемые в счет увеличения прибыли; арендная плата и прочие обороты по реализации;
- нет ли отпуска товаров и материалов, минуя счет реализации, в корреспонденции со счетами 76, 60 и 62 (путем взаиморасчетов).
Например, в строительстве необходимо тщательно просмотреть договора и сметы строящихся объектов, так как возможно занижение объемов по выполненным работам по возвратным материалам, по услугам автотранспорта (предусмотренных в смете) при взаиморасчете); не исключено сокрытие оборотов при взаимозачетах, совершаемых банком (минуя расчетный счет предприятия) по открытым в банке ссудным счетам для расчетов с поставщиками и покупателями (особенно это характерно для снабженческо-сбытовых организаций); должны быть учтены случаи, когда оплата аренды за занимаемую площадь, электроэнергию и другие ценности с арендодателем производятся продукцией собственного производства. При этом взаиморасчеты производятся, как правило, не ежемесячно, а раз в квартал или более поздние сроки, поэтому при проверке следует обратить внимание на то, что моментом реализации в этих случаях считается момент отпуска своей продукции в оплату предоставленных услуг.
При проверке оборотов по реализации приобретенных с НДС основных средств и нематериальных активов следует иметь в виду, что суммы налога, подлежащие взносу в бюджет, определяются в зависимости от даты их покупки.
Так, в случае продажи приобретенных в 1993 году основных средств и нематериальных активов по ценам, превышающим цену покупки, налог на добавленную стоимость, подлежащий взносу в бюджет, исчисляется в виде разницы между суммой налога, полученной от покупателей, и суммой налога, уплаченной поставщикам (с уменьшением на суммы полученного возмещения из бюджета).
Условный пример исчисления НДС:
2. Проверка достоверности сумм НДС по приобретенным ценностям, подлежащих списанию с кредита счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" (соответствующих субсчетов) в дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по НДС", и которые показаны в подпунктах 1 - 5 строки 1 налогового расчета (Приложение N 1 к Инструкции N 1 в редакции изменений и дополнений N 3 к этой Инструкции) производится одновременно с проверкой расчетов, составленных предприятием по определению сумм НДС в части материальных ресурсов, списанных на производство (пункт 57 Инструкции N 1) и расчетов по МБП (пункт 60 Инструкции N 1).
Обороты по стоимости поступивших товарно-материальных ценностей определяются по данным счетов 10 "Материалы", 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (МБП)", 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 01 "Основные средства", 04 "Нематериальные активы", а учет хозяйственных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость, осуществляется на счете 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" (по соответствующим субсчетам "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ресурсам", "Налог на добавленную стоимость по приобретенным малоценным и быстроизнашивающимся предметам", "Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам", "Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам", "Налог на добавленную стоимость по работам (услугам) производственного характера" и т.д.) и счет 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость".
В соответствии с Законом Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" налог на приобретаемые товарно-материальные ценности, используемые для нужд производственной деятельности, на издержки производства и обращения не относится. В расчетных документах сумма налога выделяется отдельной строкой. Покупатели (заказчики) указанный налог отражают в бухгалтерском учете по дебету счета 19, соответствующих субсчетов и кредиту счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др., а также в журналах-ордерах, ведомостях, машинограммах и других регистрах бухгалтерского учета по заготовке материальных ценностей должны выделять сумму налога в отдельную графу на основании расчетных документов.
Обороты по списанию материальных ресурсов на производство проверяются по журналам-ордерам 10, 10/1, 10а; ведомостям 10, 10а, 11, 12, 13, 13а и другим регистрам бухгалтерского учета, рекомендуемым Министерством финансов Российской Федерации письмом от 24.07.92 N 59 "О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях".
По мере списания материальных ресурсов на производство налог в части, относящейся к этим ресурсам, списывается с кредита счета 19 соответствующего субсчета в дебет счета 68, субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость".
Пример
определения суммы налога по материальным ресурсам,
подлежащей вычету из суммы налога, полученной
от покупателей за реализованные им товары
(работы, услуги)
По строке 4 указанного выше примера показывается общий оборот за отчетный месяц (квартал) по счету 10 "Материалы" без внутренних оборотов, записи по которому производятся на основании расчетных документов, товаросопроводительных накладных, а также договоров или счетов-фактур (по неотфактурованным поставкам), в которых подробно указывается их количество, стоимость, некоторые качественные характеристики.
По дебету счета 10 "Материалы" отражается стоимость материальных ресурсов по цене их приобретения без НДС в корреспонденции с кредитом счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (журнал-ордер 6) и 71 "Расчеты с подотчетными лицами" (журнал-ордер 7), т.е. стоимость фактически поступивших материальных ресурсов.
В журналах-ордерах 6 и 7 в отдельной графе указывается сумма НДС по этим ресурсам на основании расчетных документов, общий итог по которому переносится в строку 2 примера.
При определении среднего процента по списанию материальных ресурсов и МБП следует иметь в виду следующее.
Стоимость материальных ресурсов и МБП, оплаченных, но не поступивших (материалы в пути) в расчетном периоде, а также сумма налога на добавленную стоимость по ним должны учитываться в расчете налога на добавленную стоимость того месяца, в котором они будут оприходованы.
Стоимость оприходованных материальных ресурсов и МБП без расчетных документов (поручений, требований-поручений, требований, счетов-фактур) учитывается без суммы налога. Сумма налога будет учтена при составлении расчета того расчетного периода, в котором поступят расчетные документы.
Если в расчетных документах НДС не выделен (кроме материальных ресурсов, не являющихся объектами обложения), вся сумма счета включается в строку 4 вышеуказанного примера.
Поскольку обороты по реализации продукции, полуфабрикатов одними структурными единицами предприятия для промышленно-производственных нужд другим структурным единицам этого же предприятия (внутризаводской оборот) не облагаются НДС, поэтому в расчет среднего процента НДС по материальным ресурсам они не включаются, т.е. эти обороты не показываются по строкам 3, 4 и 9 примера.
По строке 5 примера показываются обороты по кредиту счета 10 в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат производства облагаемой продукции (счета 20, 23, 24, 25, 26).
Суммы налога на добавленную стоимость по многооборотной таре, имеющей залоговые цены, уплачиваются лишь при ее реализации предприятиями-изготовителями своим покупателям.
Предприятия, затаривающие свою продукцию в многооборотную тару, имеющую залоговые цены, в том числе стеклопосуду, учитывают эту тару по залоговым ценам, включающим налог, на счете 10 "Материалы" без предъявления по ней к зачету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам при ее приобретении.
Если продукция и товары затариваются в потребительскую тару одноразового использования (коробки, полиэтиленовые пакеты, другие упаковочные материалы), включаемую в цену готовой продукции, или в транспортную тару (деревянная, картонная), оплачиваемую частично или полностью сверх цен на готовую продукцию, то стоимость этой тары включается в оборот, подлежащий обложению налогом на добавленную стоимость.
Суммы налога за эту тару предъявляются товарополучателям в зависимости от условий договоров либо в составе общей стоимости продукции, либо отдельно как за товар.
Суммы налога за тару одноразового использования предъявляются к зачету предприятиями, получающими продукцию в этой таре, в составе общей суммы налога по этой продукции в общеустановленном порядке.
При определении сумм налога, подлежащих уплате в бюджет, по транспортной таре, оплачиваемой частично или сверх цен на готовую продукцию, к зачету принимаются суммы налога, исчисленные от той стоимости (части стоимости) тары, которая оплачена сверх цен.
В соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552, в затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), материальные затраты включаются за вычетом стоимости возвратных отходов.
В связи с этим в расчете налога на добавленную стоимость возвратные отходы и НДС по ним учитываются в поступающих материалах до полного их списания на себестоимость, т.е. НДС списывается только в размере материальных затрат, включенных в себестоимость продукции. В случае длительного производственного процесса, когда возврат отходов происходит в других отчетных периодах, НДС восстанавливается на субсчет 19 "НДС по приобретенным материальным ресурсам" (кредит субсчета 19 "НДС по приобретенным материальным ресурсам", дебет субсчета 68 "Расчеты по НДС" - "красным сторно") исходя из среднего процента НДС по материальным ресурсам, сложившегося в отчетном периоде, в котором произошел возврат.
Налог на добавленную стоимость на приобретаемые материальные ресурсы, ввезенные на территорию Российской Федерации, используемые в производственных целях, на издержки производства и обращения не относится и учитывается в порядке, установленном для отечественных товаров.
По ввозимым налогооблагаемым товарам (и сырью для их производства), а также освобожденным от налога на добавленную стоимость при таможенном оформлении, после выпуска их в свободное обращение для последующей реализации налог на добавленную стоимость на всех стадиях прохождения и реализации товаров на территории России исчисляется в порядке, установленном для товаров отечественного производства.
Налог на добавленную стоимость по приобретенным малоценным и быстроизнашивающимся предметам в конце каждого месяца в полной сумме, относящейся к стоимости переданных в течение месяца (квартала) в эксплуатацию малоценных и быстроизнашивающихся предметов (независимо от способа начисления износа), подлежит списанию с кредита счета 19, соответствующий субсчет, в дебет счета 68, субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость".
Доля налога на добавленную стоимость, относящаяся к стоимости переданных в эксплуатацию малоценных и быстроизнашивающихся предметов, определяется как отношение суммы остатка налога, числящейся по дебету счета 19, соответствующий субсчет на начало месяца, и налога по приобретенным малоценным и быстроизнашивающимся предметам в течение месяца к стоимости этих предметов, числящихся по счету 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы", субсчет "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы в запасе" (на начало месяца + поступление в течение месяца), умноженное на 100.
Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая списанию с кредита счета 19, соответствующий субсчет в дебет счета 68, субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость", определяется исходя из исчисленного процентного отношения и стоимости переданных в эксплуатацию в течение месяца (квартала) малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
Например, доля НДС, относящаяся к стоимости переданных в эксплуатацию МБП, определяется как отношение:
Списывается с кредита счета 19 субсчет "НДС по приобретенным МБП" в дебет счета 68 субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС" исходя из исчисленного процентного отношения и стоимости переданных в эксплуатацию в течение месяца МБП:
Передано в эксплуатацию МБП - 22700 тыс. руб.
Списано НДС (22700 х 21,64% : 100) = 4912 тыс. рублей.
Вычет сумм налога по материальным ресурсам (работам, услугам) производится за тот отчетный период, в котором поступают расчетные документы за них.
При этом не исключается из налоговой суммы, полученной от покупателей, налог, уплаченный поставщикам:
а) по товарам (работам, услугам), использованным на непроизводственные нужды, по которым уплата налога производится за счет соответствующих источников финансирования, кроме колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, межхозяйственных и других сельскохозяйственных предприятий и организаций, у которых суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), использованным на непроизводственные нужды, подлежат вычету;
б) по товарам (работам, услугам), использованным при изготовлении продукции и осуществлении операций, освобожденных от налога в соответствии с подпунктами "е" - "ш" пункта 14 Инструкции N 1. Суммы налога, уплаченные поставщикам по таким товарам (работам, услугам), относятся на издержки производства и обращения.
Тщательной проверке подвергаются обоснованность применяемых льгот по налогу на добавленную стоимость на отдельные товары (работы, услуги), а также своевременность перечисления сумм налога в бюджет и уплаты авансовых платежей.
Предприятия обязаны вести раздельный учет облагаемой и необлагаемой продукции. При этом к зачету из общей суммы налога на добавленную стоимость, уплаченной поставщикам, принимается налог в размере, соответствующем удельному весу доходов, полученных от реализации облагаемых товаров, в общей сумме доходов за отчетный период.
При проверке обращается внимание на правильность освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость товаров (работ, услуг) за исключением брокерских и иных посреднических услуг, производимых и реализуемых предприятиями, учреждениями и организациями, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников.
При определении права на получение льготы следует исходить из среднесписочной численности инвалидов того отчетного периода (месяца, квартала), за который составляется налоговый расчет.
При этом определение среднесписочной численности работников производится в соответствии с Инструкцией по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Госкомстатом СССР 17 сентября 1987 г. N 17-10-0370.
В случаях, когда в текущем отчетном периоде среднесписочная численность инвалидов составит менее 50 процентов, исчисление НДС осуществляется в общеустановленном порядке.
В целях выявления оборотов, подлежащих обложению налогом, не отраженных в бухгалтерском учете, могут использоваться следующие методы:
- рассмотрение информации о налогоплательщике, полученной из материалов проверки по другим вопросам (например, счетной проверки отчетов и балансов), рейдов, из средств массовой информации, а также переданной другими налоговыми инспекциями, правоохранительными органами, различными контролирующими организациями, из поступивших сигналов и сведений от юридических лиц и граждан;
- тщательное изучение договоров по совершаемым предприятиями сделкам, гарантийных писем и других юридических договорных документов по отпуску продукции со складов;
- встречные проверки по вызывающим сомнение сделкам;
- направление запросов (например, по данным о закупке товаров) по месту нахождения предприятий-поставщиков.
3. Результаты документальной проверки расчетов по налогу на добавленную стоимость (налоговой декларации) должны оформляться следующим образом:
а) при отсутствии нарушений налогового законодательства и ведения бухгалтерского учета НДС проверяющий составляет справку с указанием наименования предприятия, его подчиненности или формы собственности; даты проверки; периода, за который она проводилась, действовавшей учетной политики в проверяемом периоде; ответственных (руководителя и главного бухгалтера) работников за соблюдение налогового законодательства в проверяемом периоде; данных о соблюдении предприятием налогового законодательства; правильности исчисления, полноте и своевременности внесения в соответствующие бюджеты НДС, а также соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета.
В справке также указывается выполнение предложений по ранее производимым проверкам, а также внесены ли исправительные записи по счетам бухгалтерского учета и квартальным (годовым) балансам.
Справка подписывается должностным лицом государственной налоговой инспекции (проверяющим), руководителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия;
б) при установлении нарушений налогового законодательства и порядка ведения бухгалтерского учета проверяющий оформляет результаты документальной проверки актом, который подписывается должностным лицом государственной налоговой инспекции, другими участниками проверки, руководителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия.
В случаях несогласия с фактами, изложенными в акте, налогоплательщик (соответствующее должностное лицо или гражданин) обязан подписать акт с изложением письменных возражений и приложить к нему объяснение и документы, подтверждающие мотивы своих возражений. Правильность фактов, изложенных в объяснениях, должна быть проверена и по ним дано письменное заключение проверяющего.
При отказе налогоплательщика от подписи акта проверяющим в конце акта делается сноска: "Налогоплательщик от подписи отказался без объяснений и обоснования мотивов отказа";
в) акт, как правило, составляется в двух экземплярах со всеми приложениями, а в отдельных случаях и протоколом изъятия документов и вручается: первый экземпляр - проверяющему, второй - под расписку руководителю проверяемого предприятия;
г) все материалы проверок (акт документальной проверки, справка, протокол об административном правонарушении и др.) не позднее следующего дня по прибытии проверяющего в государственную налоговую инспекцию регистрируются налоговыми органами в специальном журнале, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью налогового органа;
д) после их регистрации в специальном журнале материал проверки передается начальнику отдела, а в необходимых случаях начальнику государственной налоговой инспекции или его заместителю, которые по результатам рассмотрения должны принять по ним соответствующие решения, в том числе по применяемым к налогоплательщику санкциям.
В изложении акта документальной проверки должны быть соблюдены объективность, ясность, лаконичность и точность описания выявленных фактов нарушения налогового законодательства и порядка ведения бухгалтерского учета НДС.
При этом по каждому факту нарушения, отраженному в акте проверки, должно быть четко изложено его содержание со ссылкой на соответствующий нормативный документ.
В акт документальной проверки не следует включать непроверенные факты и выводы.
Выявленные факты однородных массовых нарушений группируются в таблицы и другие справочные материалы, прилагаемые к акту проверки (т.е. приложения), а в акте проверки приводятся только итоговые данные и содержание этих нарушений со ссылкой на соответствующие приложения.
Приложения к акту проверки подписываются проверяющим руководителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия.
Специальным приложением к акту освещаются выявленные расхождения между суммами, показанными в расчете НДС, и суммами, установленными при проверке:
При проверке поступления декадных платежей НДС выявленные расхождения между данными о суммах налога, заявленных плательщиками, и данными, установленными налоговыми органами, записываются в следующую таблицу (приложение к акту документальной проверки) с начислением пени за несвоевременную уплату платежей в бюджет:
В заключительном разделе вносятся конкретные предложения по устранению выявленных нарушений и взысканию доначисленных сумм налога на добавленную стоимость финансовых санкций.
В таком же порядке должны осуществлять документальную проверку расчетов по налогу на добавленную стоимость налоговые органы по месту нахождения филиалов, отделений и других обособленных подразделений предприятий, находящихся на территории Российской Федерации, имеющих расчетные счета в учреждениях банков и самостоятельно реализующих за плату товары, работы и услуги, а также структурных единиц предприятий, если учет отгрузки и реализации товаров, работ и услуг осуществляется самими структурными единицами, но расчетных или спецссудных субсчетов по месту нахождения этих единиц в банке не открыто.
При выявлении в результате документальной проверки нарушений в исчислении сумм налога на добавленную стоимость налоговые органы по месту нахождения филиалов, отделений и других обособленных подразделений, а также структурных подразделений составляют акт, один экземпляр которого не позднее десятидневного срока со дня его подписания направляется налоговому органу по месту нахождения предприятия.
4. При применении налоговых санкций за нарушения налогового законодательства следует руководствоваться Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Законом РСФСР от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О Государственной налоговой службе РСФСР" с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом Российской Федерации от 16 июля 1992 г. N 3317-1 "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России", Законом Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. N 4178-1 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах", Законом Российской Федерации от 25 февраля 1993 г. N 4549-1 "О внесении изменений в Закон РСФСР "О Конституционном суде РСФСР", Законом РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г.", другими законодательными актами по вопросам налогообложения, Рекомендациями по применению государственными налоговыми инспекциями санкций за нарушения налогового законодательства, сообщенными Росгосналогслужбой от 06.10.93 N ВГ-6-14/344, а также письмом Росгосналогслужбы от 29.10.93 N ВЗ-4-05/169Н "О применении штрафных санкций за занижение (сокрытие) НДС, подлежащего взносу в бюджет".
Далее приводятся отдельные примеры применения санкций по НДС:
а) при проверке за 1993 год установлено занижение оборота по реализации продукции на 500,0 тыс. руб. С указанной суммы следует начислить налог на добавленную стоимость в размере 100 тыс. руб. и взыскать штраф в размере 100 тыс. руб. и штраф в размере 10% доначисленных сумм налога и пени в установленных размерах;
б) произведенной проверкой налоговых расчетов по НДС установлено, что предприятие завысило суммы НДС, подлежащие возмещению на 400,0 тыс. руб. (по расчету предприятия к возмещению и фактически возмещено - 600,0 тыс. руб., установлено проверкой - 200,0 тыс. руб.).
Финансовые санкции применяются в следующих размерах: штраф - 400,0 тыс. руб., 10% доначисленных сумм налога по ним и пени;
в) предприятие завысило суммы НДС по сырью и материалам, списанным на производство облагаемой продукции (дебетовый оборот по субсчету 68 "Расчеты по НДС") на 300,0 тыс. руб.; неправильно применило ставку НДС 10% (как по детскому ассортименту) вместо 20%, сумма налога занижена на 200,0 тыс. рублей.
В связи с этим следует взыскать: НДС в размере 300,0 и 200,0 тыс. руб., штраф в указанных выше размерах, штраф в размере 10% доначисленных сумм налога, пени с неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки, начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога по день фактической уплаты;
г) в результате занижения объекта обложения документальной проверкой доначислен НДС в сумме 200,0 тыс. руб. По расчету, представленному за этот же период, предприятие подлежало возмещению из бюджета 600,0 тыс. руб. (возмещение на момент проверки не производилось).
Финансовые санкции применяются в следующих размерах: штраф - 200,0 тыс. руб. и 10% доначисленных сумм налога.
Если на момент проверки произведено возмещение в размере 600,0 тыс. руб. и в то же время доначислен НДС в сумме 200,0 тыс. руб., взыскивается штраф - 800,0 тыс. руб. и 10% доначисленных сумм налога;
д) предприятие в расчете за март заявило НДС по дебету субсчета 68 - 25,0 тыс. руб., проверкой установлено - 75,0 тыс. руб., кредитовые обороты по субсчету 68 установлены документальной проверкой в размере 110,0 тыс. руб. вместо заявленных 100,0 тыс. руб. По акту документальной проверки подлежит уменьшению НДС на 40,0 тыс. руб. и штраф не взыскивается;
е) произведенной проверкой (15 мая 1993 г.) налоговых расчетов за 1 квартал 1993 год установлено, что в налоговом расчете за февраль занижены платежи по НДС в сумме 120,0 тыс. руб. Следует в этом случае взыскать в виде санкций:
120,0 тыс. руб. - сумму заниженных платежей НДС;
120,0 тыс. руб. - штраф в размере заниженной суммы;
12,0 тыс. руб. - 10% штрафа от доначисленных сумм налога и пени в установленных размерах.
Вторично это предприятие по расчетам НДС за апрель - декабрь 1993 г. проверено 26 января 1994 г., в результате проверки нарушений не было выявлено. Последующей третьей проверкой расчетов за январь - апрель 1994 г. доначислено налога в сумме - 130,0 тыс. рублей.
В этом случае применяется штраф в размере 100% - 130,0 тыс. руб. 10% - 13,0 тыс. руб., т.е. без применения штрафа в двукратном размере, поскольку предыдущей проверкой не было выявлено нарушений.
ОСОБЕННОСТИ
ПРОВЕДЕНИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ПРОВЕРОК ПРАВИЛЬНОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ
И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
ФЕРМЕРСКИМИ
(КРЕСТЬЯНСКИМИ) ХОЗЯЙСТВАМИ
Крестьянские (фермерские) хозяйства ведут бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с Рекомендациями по ведению учета производственной деятельности в крестьянском (фермерском) хозяйстве, разработанными Фондом поддержки и развития крестьянских (фермерских) хозяйств "Российский фермер" и согласованными с Госкомстатом СССР 6 июня 1991 года с учетом изменений и дополнений.
Основными учетными регистрами, рекомендуемыми для ведения в крестьянском (фермерском) хозяйстве, являются:
- книга учета имущества крестьянского хозяйства (ф. N 1-кх);
- книга учета продукции и материалов (ф. N 2-кх);
- книга учета труда (ф. N 3-кх);
- книга учета хозяйственных операций (ф. N 4-кх);
- ведомость финансовых результатов (ф. N 5-кх).
При документальной проверке у крестьянских (фермерских) хозяйств правильности исчисления и уплаты НДС необходимо установить соответствие облагаемых оборотов, отраженных в документах бухгалтерского учета, включая первичные (платежные документы, счета, товарно-транспортные накладные и т.д.), оборотам, указанным в расчетах по НДС, представленных в налоговые органы.
В ведомости финансовых результатов (ф. N 5-кх) должна быть показана выручка от реализации сельхозпродукции, проданной государству, кооперации (включая продажу на комиссионных началах), другим торгующим организациям, промышленным предприятиям, санаториям, школам, на колхозном рынке и т.д.
В выручку от реализации включается также выручка, полученная в соответствии с действующим порядком при обмене зерна на комбикорма и зерно разноименных культур за плату при условии, если хозяйство сдает хлебоприемному предприятию зерно, а в счет зерна получает по нарядам комбикорма. Если производится сдача зерна при обменных операциях, то она не включается в объем выручки, при отпуске на давальческих началах - выручкой считается стоимость затрат по переработке.
В животноводстве реализованной продукцией считается вся реализация скота и птицы, включая продажу на племя и прочую продажу, реализация молока, мяса, шерсти, яиц, меда и др.
Кроме того, в облагаемый оборот по НДС включается также выручка от выполненных работ и оказанных услуг на сторону, прочие доходы (услуги по сдаче в аренду имущества, кроме сдачи в аренду земли, выручка от реализации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей и т.д.).
Следует также проверить, включена ли в облагаемый оборот выручка, полученная:
- в результате товарообменных операций;
- от безвозмездной передачи товаров (работ, услуг) или с частичной их оплатой;
- финансовая помощь, полученная крестьянскими (фермерскими) хозяйствами за реализуемые ими товары, работы, услуги (за исключением сумм, поступивших из внебюджетных фондов поддержки предприятий агропромышленного фонда, а также сумм, поступивших от других предприятий и организаций в счет взносов в указанный фонд);
- суммы авансов, поступившие в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг) на расчетный счет или в кассу, и суммы, полученные в порядке частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары (работы, услуги).
Выручка, полученная от коммерческой, посреднической деятельности (несельскохозяйственной деятельности) подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
По книге учета имущества крестьянского хозяйства (ф. N 1-кх) проверяется движение основных фондов и нематериальных активов.
При этом надо иметь в виду, что суммы налога, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, подлежат вычету из налоговых сумм, полученных от покупателей, после принятия их на учет. Вся сумма уплаченного налога в этом случае списывается в дебет счета 68 субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость", кроме основных средств, принимаемых хозяйствами на балансовый учет после ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов, которые отражаются в учете по фактически произведенным затратам, включая суммы НДС, с последующим списанием на себестоимость через суммы износа (амортизации) в установленном порядке.
Дальнейшая реализация основных средств и нематериальных активов производится по ценам договоренности с НДС по установленной ставке с уплатой взимаемого налога в бюджет. В случаях реализации их по ценам ниже приобретения в целях налогообложения облагаемый оборот по реализации определяется исходя из рыночных цен (в том числе и на биржах) согласно подпункту "в" пункта 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. N 4178-1 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации".
Крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 15 марта 1993 г. N 225 "Об утверждении перечня предприятий, осуществляющих сезонную закупку сырья, для целей обложения налогом на добавленную стоимость" включены в этот перечень, в связи с чем сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, уплаченными поставщикам за приобретаемые товарно-материальные ресурсы.
В понятие материальных затрат в сельском хозяйстве включается стоимость продуктов сельского хозяйства и промышленности, услуги сторонних организаций, использованные на производство продукции (работ, услуг) хозяйства.
Достоверность данных по материальным затратам проверяется на основании раздела "Оборотное имущество" формы N 1-кх; раздела "Расходы хозяйства" формы N 5-кх; первичных документов, подтверждающих приобретение покупных кормов семян и удобрений, топлива, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и т.д.; договоров аренды; счетов на выполненные ремонтные и другие работы и услуги сторонними организациями и т.д.
Тщательной проверке должны быть подвергнуты документы, подтверждающие приобретение товаров (работ, услуг), использованные на непроизводственные нужды, к ним не относятся товары, использованные на личные нужды (продукты питания, одежда (кроме спецодежды), мебель (кроме рабочей) и т.д.).
При проверке должно быть обращено на обоснованное выделение НДС из стоимости приобретенных на АЗС и у других продавцов горюче-смазочных материалов за наличный расчет.
Следует иметь в виду, что выделение НДС производится только по горюче-смазочным материалам, приобретенным в пределах России при наличии документов, подтверждающих факт приобретения ГСМ за наличный расчет (согласно порядку расчетов, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 1993 г. N 29 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 1992 г. N 364 "О переходе на отпуск горюче-смазочных материалов за наличный расчет") в соответствии с телеграммой Госналогслужбы России и Росминфина от 28.04.93 N В3-4-05/67Н, 4-03-02.
НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
В соответствии с Законом Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" плательщиками налога по транспортным перевозкам являются производственные предприятия и объединения автомобильного транспорта.
Объектами налогообложения у предприятий автомобильного транспорта является выручка, получаемая за перевозки в рамках государств - участников Содружества Независимых Государств и Республики Молдова грузов; пассажиров (кроме пассажирских перевозок общественным транспортом, за исключением такси, в городском и пригородном сообщении); багажа; грузобагажа и почты независимо от конечного назначения пассажира или груза, а также выручка от реализации товарно-материальных ценностей, основных средств, том числе автотранспорта, других платных услуг всем потребителям, включая население (например, предоставление государственным, кооперативным, сельскохозяйственным и другим организациям, а также гражданам автотранспорта по договорам или отдельным заказам).
Согласно указанному Закону от налога на добавленную стоимость освобождаются только услуги городского пассажирского транспорта, а также услуги по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении автомобильным транспортом (кроме такси, включая маршрутные).
В соответствии с Правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденными Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31 декабря 1981 г. N 200, автобусные маршруты подразделяются на городские, пригородные и междугородные.
К городским относятся маршруты, проходящие в пределах черты города (как правило, присваиваются порядковые номера маршрута от N 1 до N 99), к пригородным - проходящим за пределы черты города на расстояние до 50 км включительно (от N 100 до N 499), к междугородным - за пределы черты города на расстояние более 50 км (от N 500 и выше).
Кроме того, пригородные и междугородные маршруты подразделяются на внутрирайонные (начинающиеся и оканчивающиеся в пределах одного административного района), внутриобластные, внутрикраевые и внутриреспубликанские, начинающиеся и оканчивающиеся в пределах области, края, республики, межобластные, межкраевые (проходящие через территорию двух и более областей, краев и республик), межреспубликанские - проходящие на территории двух и более республик.
Среди пригородных и междугородных выделяют сельские автобусные маршруты, к которым относятся маршруты, связывающие сельские населенные пункты между собой, с районным центром, станциями железных дорог, аэропортами, пристанями, два и более районных центра между собой в случае, если один из них является селом. К сельским относятся также маршруты, проходящие внутри сельских населенных пунктов.
На маршрутах межобластных и межреспубликанских сообщений могут эксплуатироваться автобусы двух или более транспортных предприятий по соглашениям, в которых определяются зоны обслуживания технической помощью, порядок взаимозачетов при продаже билетов, техническом обслуживании и эксплуатационном ремонте автобусов и т.д.
У объединений автовокзалов (АВ) и автостанций (АС) облагаемым оборотом является выручка, полученная от оказания платных услуг пассажирам: комиссионный сбор за предварительную продажу билетов, плата за пользование камерами хранения ручной клади и багажа, услуги по заказу и бронированию билетов, плата за проживание пассажиров в комнатах отдыха, плата за культурно-бытовое и санитарно-гигиеническое обслуживание пассажиров, услуги по приему и отправке в рейсовых автобусах почтовых отправлений по договорам с отделениями связи, доходы от сдачи в аренду станционных помещений (буфету, ресторанам, парикмахерским, торговым предприятиям и т.д.) и другие услуги.
Автовокзалы и автостанции перечисляют автопредприятиям выручку по облагаемым оборотам от продажи проездных и багажных билетов с учетом НДС, а также выручку от продажи билетов пригородного сообщения - без НДС, за вычетом части выручки (с учетом НДС), определенной договорами как плата за услуги по организации обслуживания и перевозки пассажиров (реализация билетов, разработка расписаний и тарифов, срыв рейсов, уборка и мойка автобусов и др.). Расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость с этой части выручки объединения автовокзалов и автостанций производят самостоятельно.
Транспортные организации ведут бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Министерства финансов СССР от 01.11.91 N 56, на предприятиях, объединениях и организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных организаций).
Учет доходов от реализации транспортных услуг, основных средств и прочих ценностей отражается в ведомостях (журналах-ордерах) учета доходов и расходов (11-ах, 16) и главной книге по счетам реализации 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств", 48 "Реализация прочих активов".
При проведении документальной проверки на автотранспортном предприятии необходимо установить соответствие облагаемых оборотов, отраженных в документах бухгалтерского учета, включая первичные (платежные документы, счета, накладные), оборотам, указанным в расчетах по НДС, представленным в налоговый орган.
При этом необходимо особое внимание уделить наличию у автопредприятий необлагаемых оборотов, так как в этих случаях предприятие обязано вести раздельный учет доходов, полученных от оказания облагаемых и необлагаемых услуг.
При проверке должно быть обращено на обоснованное выделение НДС из стоимости приобретенных на АЗС и у других продавцов горюче-смазочных материалов за наличный расчет.
Следует иметь в виду, что выделение НДС производится только по горюче-смазочным материалам, приобретенным в пределах России при наличии документов, подтверждающих факт приобретения ГСМ за наличный расчет (согласно порядку расчетов, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 1993 г. N 29 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 1992 г. N 364 "О переходе на отпуск горюче-смазочных материалов за наличный расчет") в соответствии с телеграммой Госналогслужбы России и Минфина России от 28.04.93 N В3-4-05/67Н, 4-03-02.
Товары, работы и услуги, реализуемые предприятиям городского пассажирского транспорта поставщиками, облагаются НДС в общеустановленном порядке, т.е. предприятия транспорта должны оплачивать поставщикам стоимость товаров, работ и услуг по ценам, увеличенным на НДС.
В случае превышения сумм НДС по приобретаемым товарно-материальным ценностям (работам, услугам) над суммами налога, исчисленными по реализованным товарам (работам, услугам), возникающая у них разница засчитывается в уплату предстоящих платежей или возмещается из бюджета за счет общих поступлений этого налога налоговыми инспекциями.
В связи с этим налоговые инспекции на основании представленных расчетов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период производят возврат указанных сумм НДС при наличии заявления плательщика о возврате указанных сумм.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 16 июля 1992 г. N 3317-1 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" у специализированных автотранспортных организаций НДС, уплачиваемый за приобретаемые с 01.01.93 легковые автомобили и микроавтобусы для производственных целей, на издержки производства не относится, а вычитается из сумм налога, полученных от потребителей за оказанные платные услуги равными долями в течение двух лет, начиная с момента ввода в эксплуатацию.
При этом суммы НДС, уплаченные по основным средствам (в том числе легковым автомобилям и микроавтобусам), приобретенным в 1992 году, относятся на себестоимость через суммы износа (амортизации) в установленном порядке.
ПРИМЕРНЫЙ РАСЧЕТ
ВЫЧЕТА СУММ НДС, УПЛАЧЕННЫХ ПОСТАВЩИКАМ ПО ТОВАРАМ
(РАБОТАМ, УСЛУГАМ), ИСПОЛЬЗОВАННЫМ НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ
СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИИ, ВЫДАННОЙ В СЧЕТ НАТУРОПЛАТЫ
В соответствии с подпунктом "ц" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" продукция собственного производства колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, реализуемая в счет натуральной оплаты труда натуральных выдач для оплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых на сельскохозяйственные работы, налогом на добавленную стоимость не облагается.
Входной налог на добавленную стоимость, т.е. уплаченный за материальные ценности, использованные для производства этой продукции, относится на издержки производства и соответственно включается в цену сельхозпродукции, предназначенной для натуроплаты.
В связи с этим указанные предприятия при составлении годовой бухгалтерской отчетности делают расчет входного налога, относимого на себестоимость сельхозпродукции, выданной в счет натуроплаты.
Условный пример.
Управление косвенных налогов