Указание МПС РФ от 21.12.2001 N И-1947у
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 21 декабря 2001 г. N И-1947у
В соответствии с указанием МПС России от 11 июля 2000 г. N Ш-1995у разработаны Методические рекомендации по определению договорных тарифов на работы и услуги, выполняемые железными дорогами по просьбам грузоотправителей, грузополучателей, цены на которые не указаны в тарифном руководстве.
В соответствии с утвержденными решением Правления МАП России от 27 мая 2000 г. N 14/06-4-жд и объявленными вышеназванным указанием МПС России Рекомендациями по установлению и применению договорных тарифов на работы и услуги, выполняемые железными дорогами по просьбам грузоотправителей, грузополучателей:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по определению договорных тарифов на работы и услуги, выполняемые железными дорогами по просьбам грузоотправителей, грузополучателей, цены на которые не указаны в тарифном руководстве.
2. Начальникам железных дорог обеспечить расчет договорных тарифов на основе утвержденных Методических рекомендаций.
Первый заместитель Министра
М.В.ИВАНКОВ
Утверждены
указанием МПС России
от 21 декабря 2001 г. N И-1947у
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ДОГОВОРНЫХ ТАРИФОВ
НА РАБОТЫ И УСЛУГИ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ЖЕЛЕЗНЫМИ ДОРОГАМИ
ПО ПРОСЬБАМ ГРУЗООТПРАВИТЕЛЕЙ, ГРУЗОПОЛУЧАТЕЛЕЙ, ЦЕНЫ
НА КОТОРЫЕ НЕ УКАЗАНЫ В ТАРИФНОМ РУКОВОДСТВЕ
Настоящие Методические рекомендации предназначены для определения уровня договорных тарифов и сборов с учетом повышения эффективности и качества транспортного обслуживания грузоотправителей и грузополучателей, а также дополнительных издержек железных дорог. Методические рекомендации содержат примерный перечень работ и услуг, которые выполняются железными дорогами по просьбам грузоотправителей, грузополучателей, цены на которые не указаны в тарифном руководстве, порядок определения дополнительных затрат, возникающих на железных дорогах при выполнении соответствующих работ, а также примеры расчетов договорных тарифов.
Методические рекомендации могут быть использованы в практической работе по обоснованию уровня договорных тарифов работниками управлений и отделений дороги.
В подготовке Методических рекомендаций к изданию принимали участие Мамай И.Г., Ромайкина Н.В., Шеенсон А.И.
Выпущено по заказу Министерства путей сообщения.
Введение
Переход к рыночной экономике потребовал существенных изменений в системе ценообразования. По мере необходимости улучшения сбалансированности рынка и приведения его в равновесное состояние развиваются процессы либерализации цен в немонополизированных сферах деятельности. На современном этапе становления рыночных отношений государством устанавливаются виды продукции, на которые действуют фиксированные оптовые цены и тарифы и на которые могут применяться свободные (самостоятельно устанавливаемые) и договорные цены и тарифы (по согласованию между предприятиями - производителями и потребителями).
В соответствии с пунктом 3 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации и со статьей 8 Федерального закона "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" работы и услуги, выполняемые железными дорогами по просьбам грузоотправителей и грузополучателей, цены на которые не указаны в тарифном руководстве, оплачиваются по соглашению сторон (договорным тарифам).
Настоящие методические рекомендации являются развитием ранее утвержденных Министерством путей сообщения Методических рекомендаций по определению свободных (договорных) тарифов на перевозки, работы и услуги, выполняемые предприятиями железнодорожного транспорта (М., 1995) с учетом современных экономических условий.
Настоящие методические рекомендации содержат способы расчета дополнительных издержек железных дорог и ставок платы. Разработанные методы калькулирования затрат и определения ставок тарифов и сборов сопровождаются в ряде случаев примерами расчетов. Значения исходных показателей, принятые в примерах расчетов, являются условными.
Методические рекомендации разработаны специалистами Министерства путей сообщения и Всероссийского научно - исследовательского института железнодорожного транспорта - Мазо Л.А., Малышевым А.С., Никаноровым Ю.А., Рогачевой Л.С., Сорокиным С.В., Шмелевым А.В.
1. Общие положения, регламентирующие применение
договорных тарифов на железнодорожном транспорте
Договорные тарифы устанавливаются на основе утвержденных МАП России Рекомендаций по установлению и применению договорных тарифов на работы и услуги, выполняемые железными дорогами по просьбам грузоотправителей, грузополучателей (указание МПС России от 11.07.2000 N Ш-1995у). В Рекомендациях приведен Примерный перечень работ и услуг, которые выполняются железными дорогами по просьбам грузоотправителей, грузополучателей и цены на которые не указаны в тарифном руководстве, отредактированный с учетом утверждения Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3), включающий следующие виды наиболее распространенных работ и услуг.
1. Перевозки грузов с сокращенным сроком доставки по сравнению с нормативами, установленными правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте.
2. Перевозки грузов по графику с согласованным временем (в часах) отправления и прибытия.
3. Перевозки грузов по строящимся железнодорожным линиям, не принятым в постоянную эксплуатацию.
4. Перевозки грузов на железнодорожных линиях, в том числе узкой колеи, не включенных в общую сеть железных дорог.
5. Перевозки грузов на особых условиях грузоотправителя, грузополучателя.
6. Осуществление перевозок грузов ранее сроков, установленных Федеральным законом "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" и правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте.
7. Подача и уборка вагонов, контейнеров для погрузки или выгрузки грузов на железнодорожные станции, не открытые для выполнения отдельных грузовых операций, а также работы, связанные с приемом, выдачей, погрузкой и выгрузкой грузов на этих станциях.
8. Подборка вагонов для подачи на железнодорожные подъездные пути ветвевладельцев под погрузку или выгрузку в случаях, не предусмотренных договором на эксплуатацию подъездного пути или договором на подачу и уборку вагонов.
9. Подборка и погрузка в вагоны мелких отправок грузов, прибывших на места общего пользования, и подача этих вагонов на железнодорожные подъездные пути для выгрузки.
10. Перевод стрелок, открытие и закрытие ворот, шлагбаумов на переездах, закрепление вагонов тормозными башмаками на железнодорожных подъездных путях, не принадлежащих железным дорогам.
11. Разработка и выдача технических условий на строительство железнодорожных подъездных путей.
12. Оказание дополнительные услуг в подготовке материалов для заключения или пересмотра договоров на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей, подачу и уборку вагонов.
13. Осуществление инспекторского надзора за железнодорожными подъездными путями, не принадлежащими железным дорогам.
14. Техническое обслуживание железнодорожных подъездных путей, не принадлежащих железным дорогам, в случаях, не предусмотренных Федеральным законом "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации".
15. Проверка веса и состояния груза, а также взвешивание груза в случаях, не предусмотренных Федеральным законом "Транспортным устав железных дорог Российской Федерации".
16. Хранение грузов и транспортных средств на складах временного хранения, расположенных на местах общего пользования железнодорожных станций.
17. Техническое обслуживание (ведомственный контроль, ремонт, контрольные проверки) весовых приборов, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим лицам.
18. Отстой собственного и арендованного порожнего подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования.
19. Проведение работ работником федерального железнодорожного транспорта в случаях, не предусмотренных Федеральным законом "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации".
20. Консультирование грузоотправителей по разработанным ими чертежам, расчетам и схемам на погрузку и крепление грузов, в том числе негабаритных грузов, не предусмотренных техническими условиями, разработка чертежей, схем и выполнение расчетов на погрузку и крепление грузов, не предусмотренных техническими условиями.
21. Осуществление технической учебы и консультирования по правилам технической эксплуатации, Федеральному закону "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации", правилам перевозок грузов на железнодорожном транспорте, тарифным руководствам и другим нормативным документам.
22. Использование пневматических устройств от локомотива или станционных устройств железной дороги для выгрузки вагонов и для других целей.
23. Сопровождение грузов работником железной дороги.
24. Сопровождение работниками военизированной охраны МПС России грузов, не входящих в перечни грузов, охрана и сопровождение которых в пути следования должны осуществляться работниками военизированной охраны МПС России, а также в случаях, требующих специализированных вагонов, средств индивидуальной защиты, сигнализации и связи, дополнительной охраны.
25. Выдача копий документов, в том числе транспортных железнодорожных накладных и заявок на перевозки грузов, учетных карточек, ведомостей подачи и уборки вагонов, памяток приемосдатчиков.
26. Пломбирование крытых вагонов, контейнеров при перевозке в них грузов для личных (бытовых) нужд.
27. Оборудование в портах вагонов для размещения и крепления в них тяжеловесных, громоздких, длинномерных грузов.
28. Выполнение средствами железных дорог в местах общего пользования погрузочно - разгрузочных работ, на которые не предусмотрены сборы, указанные в Тарифном руководстве, а также при особых условиях их выполнения из-за свойств грузов или необходимости использования специальных дорогостоящих погрузочно - разгрузочных механизмов.
29. Въезд (выезд) на места общего пользования железнодорожных станций автомобильного подвижного состава, если это не связано с приемом и выдачей грузов.
Кроме того, в соответствии с главой 41 Гражданского кодекса Российской Федерации транспортно - экспедиционные услуги могут выполняться предприятиями федерального железнодорожного транспорта по договору транспортной экспедиции. Классификация экспедиторских услуг, общие требования к их качеству определяются в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51133-98 "Экспедиторские услуг на железнодорожном транспорте. Общие требования".
Базой для определения уровня договорных тарифов являются расходы железной дороги по осуществлению соответствующих операций.
Максимальный размер договорного тарифа определяется на основе экономически обоснованной себестоимости выполнения работ и услуг с учетом необходимого уровня рентабельности. При этом уровень рентабельности не может превышать 35% по отношению к расходам.
Состав затрат, включаемых в себестоимость при формировании договорных тарифов, определяется в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552 (указание МПС России от 27.08.1992 N 521пр-у).
В условиях развития рыночных отношений в транспортной деятельности при установлении договорных тарифов необходимо учитывать сложившийся уровень цен на аналогичные услуги у возможных конкурентов, а также финансовые возможности грузоотправителей и грузополучателей. Поэтому в ряде случаев размер договорного тарифа целесообразно снизить по сравнению с его максимально допустимым уровнем, чтобы обеспечить наибольший объем заказов, доходов и прибыли.
Работа по регулированию договорных тарифов должна проводиться одновременно с изучением транспортного рынка, платежеспособного спроса на предлагаемые работы и услуги, с выделением тех сегментов, где имеет место или может возникнуть конкуренция с другими предприятиями. При этом крайне важно правильно определить тенденции в развитии конкурентных предприятий и возможное их влияние на конъюнктуру рынка для конкретного вида транспортных услуг.
Перечни работ и услуг, выполняемых железными дорогами по просьбам грузоотправителей, грузополучателей, ставки договорных тарифов утверждаются в порядке, установленном начальником железной дороги, и оформляются в виде сборников, прейскурантов и т.п. и доводятся до сведения причастных работников, грузоотправителей, грузополучателей.
Договорные тарифы могут устанавливаться в различных формах: в виде провозных плат в зависимости от расстояния, надбавок (коэффициентов) к прейскурантному тарифу, ставок сборов, плат и т.п. В тех случаях, когда дополнительные работы и услуги носят разовый, нерегулярный характер или расходы по их осуществлению значительно различаются в зависимости от конкретных условий, величина договорного тарифа может устанавливаться отдельно для каждого конкретного случая (без разработки унифицированных прейскурантов).
Уровень договорных тарифов фиксируется в протоколе (договоре) согласования, который подписывается руководителями предприятия федерального железнодорожного транспорта и предприятия - заказчика работ, услуг. По просьбе заказчика работ, услуг ему предоставляется калькуляция для ознакомления.
В тех случаях, когда указанные предприятия не имеют возможности подписать протокол (договор) согласования договорных тарифов, протокол (договор) может быть заключен путем обмена документами, подтверждающими согласие сторон (телефонограмма, телеграмма, телекс, телефакс и т.п.).
2. Определение ставок платы за осуществление
перевозок грузов ранее сроков, установленных
Федеральным законом "Транспортный устав железных
дорог Российской Федерации" и правилами перевозок
грузов на железнодорожном транспорте
2.1. Методика определения ставок платы
Ставка платы (П) определяется исходя из:
- дополнительных трудозатрат по организации досрочного отправления грузов;
- стоимости перевозочной работы, связанной с дополнительным пробегом порожних вагонов при их подаче под досрочную погрузку (учитывается только в случае нарушения нормальной схемы подачи порожних вагонов на данную станцию).
Возможен упрощенный способ определения ЧРС:
Стоимость перевозочной работы, связанной с дополнительным пробегом порожних вагонов, зависит от типа вагона и определяется по формуле:
Величины параметров енко, еткм, евкм, евч и W определяются в соответствии с методикой, приведенной в приложении к Методическим рекомендациям. При этом в составе енко и евкм не учитываются расходы по хозяйству грузовой и коммерческой работы, а также расходы по статье 233.
2.2. Пример расчета ставок платы
Со станции С досрочно отправляются три полувагона с металлоконструкциями. Для обеспечения срочной погрузки на станцию С поданы два порожних полувагона со станции В (вместо нормального направления подачи порожняка - со станции А), один порожний полувагон уже находился на станции С, т.е. N = 2, Дельта1 = 120 + 50 - 100 = 70 км (см. рисунок).
Дополнительные трудозатраты по организации досрочной перевозки определены по формуле (2.3) и сведены в таблице.
Величины УРС определяются по данным таблицы 2 приложения:
Величина евч определяется по формуле (16) приложения:
Величина W определяется по формуле (19) приложения. При условии подсылки порожних вагонов в составе сборных поездов и средней скорости движения последних с учетом простоя на промежуточных и технических станциях в размере 20 км/час величина W составит:
Таким образом, при массе тары полувагона q = 22 т
При R = 1,35
3. Определение ставок платы за подачу
и уборку вагонов, контейнеров на железнодорожные
подъездные пути грузоотправителям, грузополучателям,
не предусмотренным в действующих договорах
3.1. Методика определения ставок платы
В случае если подъездной путь не находится на балансе железной дороги, то ставка платы за подачу и уборку вагонов учитывает только расходы по маневровой работе, выполняемой силами железной дороги, и может устанавливаться за каждый выход маневрового локомотива для подачи (уборки) вагонов на места необщего пользования:
При затребовании локомотива с другой станции дополнительно взимается сбор в соответствии с п. 2.7.17 Тарифного руководства N 3 "Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте".
В случае если подъездной путь принадлежит железной дороге, то договорной тариф за подачу и уборку вагонов, помимо ставки платы за выход локомотива (Пв), должен включать повременную оплату стоимости пользования подъездными путями.
Ставка платы за пользование подъездными путями в расчете за сутки может определяться по формуле:
Величина расходной ставки за маневровый локомотиво-час рассчитывается на основе данных калькуляций себестоимости, отчетов 6-жел и ЦО-1 по дороге (сети, отделению дороги) за годовой период с учетом инфляционных факторов, а также данных о цене маневрового локомотива, стоимости его капитального ремонта следующим образом (для тепловозов):
Величина расходной ставки за содержание и амортизацию подъездных путей рассчитывается на основе данных калькуляций себестоимости, отчета 6-жел по дороге (сети, отделению дороги) за годовой период с учетом инфляционных факторов, а также данных о развернутой длине станционных и подъездных путей на дороге (сети, отделении дороги):
3.2. Пример расчета ставок платы
Протяженность подъездных путей lпп = 0,45 км; они принадлежат железной дороге; среднее время маневровой работы, приходящееся на 1 выход локомотива tм = 0,3 час.; расходная ставка за маневровый локомотиво-час елчм = 439 руб. (см. табл. 3.1); расходная ставка за содержание и амортизацию 1 км подъездных путей епп = 171254 руб. в год (см. табл. 3.2).
При R = 1,35
Таблица 3.1
Расчет стоимости маневрового
локомотиво-часа (тепловоза)
Таблица 3.2
Расчет расходной ставки за содержание 1 км
подъездных путей
4. Определение ставок платы за промывку крытых
и изотермических вагонов, контейнеров
В тех случаях, когда в соответствии со статьей 48 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации очистка, промывка и в необходимых случаях дезинфекция вагонов после перевозок животных, птицы, сырых продуктов животного происхождения и скоропортящихся грузов проводится железными дорогами за счет грузополучателей, ставка платы за очистку и промывку (дезинфекцию) вагона (контейнера) определяется по формуле:
Величина Епр включает затраты на оплату труда рабочих, занятых очисткой, промывкой, дезинфекцией вагонов и контейнеров, с отчислениями на социальные и другие нужды (см. раздел 2 Методических рекомендаций); заработную плату с начислениями административно - управленческого и подсобно - вспомогательного персонала дезинфекционно - промывочных станций (ДПС), дезинфекционно - промывочных пунктов (ДПП) и пунктов промывки (ПП); материалы для промывки, дезинфекции вагонов и контейнеров; топливо (электроэнергия) для подогрева воды на промывку; расходы на отопление и освещение служебно - производственных зданий и сооружений, их ремонт и амортизацию.
В случаях, когда в соответствии со статьей 48 Транспортного устава после выгрузки зловонных и загрязняющих вагоны грузов, вагоны должны промываться грузополучателями, но по их просьбе эту работу берут на себя железные дороги, ставка платы определяется по формуле:
Величины параметров енко, еткм, евкм, евч и W определяются в соответствии с методикой, приведенной в приложении к Методическим рекомендациям. При этом в составе енко и евкм не учитываются расходы по хозяйству грузовой и коммерческой работы, а также расходы по статье 233.
5. Определение ставок платы за перевозки
грузов с сокращенным сроком доставки по сравнению
с нормативами, установленными правилами перевозок
грузов на железнодорожном транспорте
5.1. Методика определения ставок платы при применении
традиционных перевозочных технологий
(технические и отправительские маршруты)
Увеличение маршрутной скорости до 700 км/сут., т.е. более чем в два раза выше по сравнению с нормативом грузовой скорости для повагонных отправок и на 80% выше по сравнению с нормативом большой скорости, может достигаться без увеличения ходовой скорости путем сокращения простоев на станциях. Для этих целей на технических станциях может устраиваться внеочередной роспуск и формирование поездов с вагонами, требующими ускоренной перевозки; пропуск этих вагонов маневровым порядком из парка прибытия в парк отправления, минуя сортировочную горку; выделение локомотивов и локомотивных бригад для своевременной смены без задержек.
На станции отправления сокращение времени нахождения вагона со срочным грузом достигается внеочередным порядком осмотра и обработки вагона, оформления и передачи перевозочных документов. В соответствии с этим порядком производится вне очереди и с особой тщательностью осмотр и при необходимости отбор вагона с целью избежания внепланового ремонта в пути следования и, тем самым, задержки в доставке груза.
В станционном технологическом центре (технической конторе) ведется контроль за документами, размещенными в отдельной секции, и своевременным включением вагона в поезд.
Для прицепки вагонов со срочным грузом к ближайшему по времени поезду выполняется дополнительная маневровая работа.
На сортировочной станции, где поезд с указанными вагонами попадает в переработку, ускорение обеспечивается следующим образом. По получении документов на прибывший в расформирование поезд, в составе которого имеются вагоны со срочным грузом, в СТЦ - станционном технологическом центре (технической конторе) отбираются документы с указанием перевозки по свободному (договорному) тарифу и помещаются под контроль в специальную секцию. Оператор СТЦ отмечает срочные отправки в книге учета и передает выписки о соответствующих вагонах маневровому диспетчеру, который определяет, в какой сформированный поезд включать эти вагоны, и отдает распоряжения составительской бригаде и дежурным по приготовленному маршруту для специальной их передачи маневровым порядком из парка прибытия в парк отправления по обходному пути, минуя сортировочный парк.
Ставка платы за сокращение срока доставки груза может устанавливаться в виде надбавки к действующему прейскурантному тарифу (в %):
5.2. Пример расчета ставок платы
Расчет дополнительных расходов по операциям перевозочного процесса, связанных с выполнением ускоренной доставки грузов, представлен в табличной форме (см. табл. 5.1).
При расстоянии перевозки L = 600 км и R = 1,35 дополнительная провозная плата за ускоренное продвижение груза составит:
Пуск = (171,1 + 1,33 x 600) x 1,35 = 1308 руб./вагон.
Провозная плата по прейскурантному тарифу составляет 5184 руб./вагон.
Надбавка к прейскурантному тарифу:
Таблица 5.1
Пример расчета дополнительных расходов по организации
и выполнению ускоренных перевозок
5.3. Методика определения ставок платы при перевозке
срочной отправки с отдельным локомотивом
Увеличение маршрутной скорости может достигаться за счет перевозки грузовой отправки с отдельным, специально выделенным локомотивом железной дороги, следующим по собственной нитке графика.
В этом случае прейскурантный тариф не взимается, а провозная плата в расчете на вагон определяется по формуле:
При перевозках в вагонах парка железных дорог
Величины параметров формулы (5.6) определяются в соответствии с методикой, приведенной в приложении к Методическим рекомендациям. При этом величина евкм определяется в порядке, указанном в таблице 1, еткм - в таблицах 1 или 4, величины остальных укрупненных расходных ставок определяются в порядке, указанном в таблице 4 приложения.
6. Определение ставок платы за подачу и уборку
вагонов, контейнеров для погрузки или выгрузки грузов
на железнодорожные станции, раздельные пункты,
не открытые для выполнения грузовых операций
6.1. Методика определения ставок платы
За подачу и уборку груженых и порожних вагонов на перегоны, а также на раздельные пункты (разъезды, блокпосты, обгонные пункты), не производящие коммерческие операции, ставка платы может устанавливаться в расчете на 1 вагон:
Расчет по приведенной выше формуле производится только в тех случаях, когда пункт погрузки (выгрузки) не включен в Алфавитный список железнодорожных станций (Тарифное руководство N 4).
Если станция не открыта для выполнения отдельных операций, то учитываются только дополнительные трудозатраты, связанные с организацией погрузки или выгрузки таких грузов (Емр, Едв = 0).
Величина елчм определяется по формуле (3.3)
Состав работ по организации погрузки (выгрузки) на станции, не открытой для грузовых операций, приводится ниже:
--------------------------------
<*> Примечание. Учитывается только в тех случаях, когда пункт погрузки (выгрузки) не включен в Алфавитный список железнодорожных станций.
Часовые расходные ставки определяются по формулам (2.4) или (2.5):
При погрузке (выгрузке) контейнеров на станциях, не открытых для грузовых операций, кроме того учитываются расходы по ремонту и амортизации контейнеров (если контейнеры парка МПС):
6.2. Пример расчета ставки платы
Подача вагонов от тарифного пункта к месту погрузки:
Трудозатраты по организации погрузки:
Величины УРС определяются по данным таблицы 2 приложения:
Ставка договорной платы при R = 1,35 составит:
7. Определение ставок платы за хранение
грузов на станциях
7.1. Определение ставок платы за хранение грузов
на складах временного хранения, расположенных
в местах общего пользования станций
Ставки платы устанавливаются с 1 т груза (1 контейнера) за сутки хранения:
Расходы на амортизацию склада учитываются по установленному нормативу отчислений на реновацию от балансовой стоимости склада. Расходы на капитальный ремонт могут приниматься в доле от балансовой стоимости склада с учетом расчетной стоимости ремонта и его периодичности.
Расходы по содержанию пожарной, охранной сигнализации, носимых радиостанций принимаются на основе фактических расходов в отчетном периоде с учетом их индексации.
Дополнительно к приведенной схеме расчета ставки платы за хранение грузов при необходимости может учитываться внутрискладское перемещение груза по ставке сбора за погрузочно - разгрузочные работы.
7.2. Определение ставок платы за долгосрочное
хранение грузов в вагонах парка железных дорог,
не связанное с перевозочным процессом; платы
за отстой собственного и арендованного порожнего
подвижного состава на железнодорожных путях
общего пользования
Ставка платы за долгосрочное хранение грузов в вагонах парка железных дорог (по договору) устанавливается с вагона за сутки хранения:
Величина есп определяется аналогично расчету величины епп (см. п. 3), принимая параметры второго слагаемого формулы (3.4) применительно не к подъездным путям, а к станционным путям.
Расходы по содержанию и амортизации станционных путей учитываются только в случае нахождения вагона на путях, принадлежащих железной дороге.
По аналогии определяется ставка сбора за хранение грузов в контейнерах парка железных дорог.
При осуществлении охраны вагонов или контейнеров с грузами силами и средствами железных дорог необходимо дополнительно учесть расходы по охране.
Ставка платы за отстой собственного (арендованного) подвижного состава на станционных путях общего пользования устанавливается за вагоно-сутки отстоя и определяется по формуле, аналогичной (7.3), принимая евч = 0.
8. Определение ставок платы за сопровождение
грузов работником железной дороги
При замене проводника грузоотправителя работником железной дороги ставка платы устанавливается на километр сопровождения за расстояние от станции, на которой был заменен проводник, до станции назначения груза (за одного работника):
В случае разработки фиксированных (прейскурантных) ставок платы величины lс, tсп, tв принимаются как усредненные (наиболее типичные) и определяются на основе натурных обследований.
9. Определение ставок платы
за перевод стрелок, открытие и закрытие ворот,
шлагбаумов на подъездных путях, не принадлежащих
железным дорогам
Ставка платы в расчете на одну операцию составляет:
Величина елчм определяется по формуле (3.3), принимая Едв и Здв = 0.
10. Определение ставок платы за подборку и погрузку
в вагоны мелких отправок грузов, прибывших на места
общего пользования, и подача этих вагонов
на подъездные пути для выгрузки
В случае, если груз прибывает на места общего пользования, расположенные на станции примыкания подъездного пути выгрузки, то расчет платы производится по формуле:
В зависимости от применяемой технологии величина tм может включать:
а) время на подборку порожнего вагона, подачу его под погрузку мелких отправок (простой под погрузкой), время хода на место выгрузки, простой под выгрузкой, возвращение на станцию с порожним вагоном, установка порожнего вагона на станционных путях;
б) время на подборку порожнего вагона, подачу его под погрузку мелких отправок (простой под погрузкой), время хода на место выгрузки, возвращение на станцию, время хода на место выгрузки за порожним вагоном, возвращение на станцию с порожним вагоном, установка порожнего вагона на станционных путях.
В случае, если места общего пользования расположены на станции, не имеющей примыкания подъездного пути выгрузки (на соседней станции), то расчет платы производится по формуле:
11. Определение ставок платы за экспедиционные операции
Определение издержек по транспортно - экспедиционному обслуживанию складывается из следующих этапов расчетов:
- определение ЧРС на содержание работника, выполняющего эти операции;
- установление затрат времени на выполнение конкретной операции;
- определение материальных и других затрат на выполнение операций.
а) Ставка сбора по ряду транспортно - экспедиционных операций (ТЭО) определяется на основе трудозатрат с начислением коэффициента рентабельности:
Затраты времени на выполнение отдельных ТЭО определяются на основе экспертных оценок или обобщенных хронометражных наблюдений.
Величины ЧРС определяются по формулам (2.4) или (2.5).
По формуле (11.1) определяется плата за выполнение следующих ТЭО:
- заполнение перевозочного документа;
- выдача справок по грузовым перевозкам;
- оформление (расписка) учетных карточек по выполнению плана перевозок;
- заполнение по специальному требованию грузоотправителя второго экземпляра учетных карточек по выполнению плана перевозок;
- получение от станции разрешения (визы) на ввоз и погрузку груза;
- составление и вручение станциям железных дорог декадных заявок на погрузку грузов повагонными отправками и в контейнерах;
- расчетные операции за перевозку грузов со станциями, портами, пристанями по доверенности и поручениям грузовладельцев;
- заполнение бирки.
Транспортно - экспедиционные операции, в которых необходимо учитывать дополнительные материальные затраты:
б) Розыск груза до истечения срока доставки и после окончания срока предъявления претензий:
в) Уведомление:
- грузополучателей об отправлении грузов в их адреса;
- грузополучателей о прибывших в их адрес грузах на станцию назначения;
- грузоотправителей, грузополучателей о подходе грузов, вагонов и контейнеров;
- грузоотправителей, грузополучателей о подходе к ним груженого или порожнего автотранспорта:
г) Уведомление грузополучателей о прибывших в их адрес грузах на станции назначения нарочным и доставка грузоотправителям и грузополучателям железнодорожных накладных и квитанций, коммерческих актов и других документов (без груза):
12. Определение ставок платы за пломбирование
вагонов и контейнеров при перевозке в них грузов
для личных (бытовых) нужд
Размер платы целесообразно устанавливать отдельно для крытых вагонов и контейнеров (в расчете на 1 вагон или контейнер) с учетом различий в продолжительности операций и числе накладываемых пломб:
При пломбировании вагонов, перегружаемых на пограничных станциях, у приемосдатчика трудозатраты увеличиваются на дополнительно возникающие операции:
13. Определение ставок платы за подачу вагонов
и контейнеров под погрузку и выгрузку по строгому
графику (в определенные часы суток, дни - часы,
недели, месяца)
13.1. Методика определения ставок платы
Для выполнения указанной дополнительной услуги железной дороге требуется произвести "отстановку" вагона (или вагона с контейнерами) на свободный станционный путь, в т.ч. на соседней станции, до наступления установленного грузоотправителем (грузополучателем) точного времени подачи с вызовом маневрового локомотива.
Ставка платы может устанавливаться в расчете на 1 вагон (контейнер):
Величина Емр учитывается только в тех случаях, когда нарушается нормальный технологический процесс, например, группа вагонов (подача) отставляется на специальный станционный путь, расположенный в значительном удалении от обычно используемого (tмр определяется как разница в затратах времени маневровой работы); группа вагонов отстаивается на соседней станции (в зависимости от применяемой технологии tмр определяется как время на прицепку и отцепку группы к сборному поезду или как затраты времени маневрового локомотива на подачу этой группы со станции отстоя до станции погрузки или выгрузки и т.п.).
Величина екч определяется по формуле, аналогичной применяемой для расчета евч, см. формулу (16) приложения.
13.2. Пример расчета ставок платы за подачу вагонов
для выполнения грузовых операций в установленные
периоды времени
Дополнительные затраты маневровой работы по отстановке вагонов:
Затраты, связанные с дополнительным простоем вагонов в ожидании подачи под погрузку:
Расчет дополнительных затрат труда по организации подачи вагонов представлен в таблице.
Ставка платы при R = 1,35 составит:
14. Определение ставок платы (сборов) за выполнение
средствами железных дорог в местах общего пользования
погрузочно - разгрузочных работ, на которые
не предусмотрены сборы, указанные в тарифном
руководстве, а также при особых условиях их выполнения
из-за свойств грузов или необходимости использования
специальных дорогостоящих погрузочно -
разгрузочных механизмов
14.1. Методика определения ставок платы (сборов)
Величина ставки платы (сбора) за выполнение услуг дистанцией погрузочно - разгрузочных работ железной дороги (МЧ) может устанавливаться по договоренности с грузоотправителем (грузополучателем) в интервале между нижним и верхним уровнем с учетом спроса и предложения таких услуг.
Нижний уровень ставки сбора определяется с учетом расходов на выполнение работ и необходимых налоговых платежей.
В верхний уровень ставки сбора дополнительно включается максимально допустимая прибыль и общедорожные расходы данной железной дороги.
Нижний уровень ставки сбора за выполнение погрузочно - раэгрузочных работ определяется по формуле:
Верхний уровень ставки сбора за выполнение погрузочно - разгрузочных работ определяется по формуле:
Определение трудозатрат на содержание приемосдатчиков, входящих в комплексные бригады механизаторов:
14.2. Пример расчета ставок платы (сборов)
Переработка тяжеловесных грузов осуществляется комплексной бригадой, состоящей из 10 механизаторов и 4 приемосдатчиков. На площадке работают 3 электрокозловых крана.
Трудозатраты механизаторов на выполнение погрузочно - разгрузочных работ с тяжеловесными грузами:
Трудозатраты приемосдатчиков, входящих в комплексные бригады механизаторов.
Доплата за работу в зимнее время устанавливается на основе действующих температурных коэффициентов, приведенных в "Отраслевых нормах времени и выработки на переработку контейнеров, металлов и металлических изделий, лесных и навалочных грузов" (Москва, 1997 г.), - январь, февраль - 1,13; март, декабрь - 1,08; ноябрь - 1,06:
Затраты на электроэнергию для работы двигателей погрузочно - разгрузочных машин и освещение:
Затраты на ремонт и техническое обслуживание основных фондов, участвующих в погрузочно - разгрузочных работах с тяжеловесными грузами:
Затраты на спецодежду:
Амортизационные отчисления:
Суммарные годовые эксплуатационные расходы на переработку тяжеловесных грузов составят:
Ставка договорного сбора нижнего уровня (см. формулу 14.1) за переработку тяжеловесных грузов составит:
Ставка договорного сбора верхнего уровня (см. формулу 14.2) для переработки тяжеловесных грузов составит:
Таким образом, ставка договорного сбора за переработку тяжеловесных грузов может быть установлена в интервале от 25,6 до 37,4 руб./тонно-операция.
14.3. Методические рекомендации по определению
минимального уровня ставки сбора для погрузочно -
разгрузочных работ, выполняемых
по фиксированным ставкам
В современных условиях могут происходить значительные колебания спроса и предложения на погрузочно - разгрузочные работы. Поэтому железные дороги могут на определенное время снижать фиксированные ставки сборов в зависимости от соотношения спроса и предложения на данный вид работ, платежеспособности клиента, конкурентной обстановки на соответствующем сегменте рынка и т.д.
Определение минимального уровня ставки сбора производится по формуле (14.1), при этом из состава эксплуатационных расходов (Е) исключаются следующие виды затрат:
1) расходы по амортизации погрузочно - разгрузочных машин других основных производственных фондов, участвующих в погрузочно - разгрузочных операциях;
2) расходы на охрану погрузочно - разгрузочных площадок и техники.
15. Определение ставок платы
(сборов) за сопровождение работниками
ведомственной охраны МПС России грузов, не входящих
в перечень грузов, охрана и сопровождение которых
в пути следования должны осуществляться работниками
ведомственной охраны МПС России, а также в случаях,
требующих специализированных вагонов, средств
индивидуальной защиты, сигнализации
и связи, дополнительной охраны
15.1. Методика определения ставок платы (сборов)
Величина ставки платы (сбора) может устанавливаться по договоренности с грузоотправителем (грузополучателем) в интервале между нижним и верхним уровнями с учетом спроса и предложения таких услуг.
Нижний уровень ставки определяется с учетом расходов, непосредственно связанных с выполнением услуг по охране и сопровождению грузов и необходимых налоговых платежей.
Верхний уровень ставки учитывает, наряду с расходами служб ведомственной охраны, максимально допустимую прибыль и общедорожные расходы данной железной дороги.
Ставка сбора за охрану и сопровождение грузов, как правило, определяется в расчете на 1 вагоно-км (для повагонных отправок) или на 1 контейнеро-км (для контейнерных перевозок).
В связи с тем, что в контейнерах перевозятся наиболее ценные грузы, стоимость которых, как правило, значительно превышает стоимость грузов при повагонных отправках, и вырастает сложность и ответственность охраны и сопровождения контейнеров, при определении верхнего уровня ставки сбора за охрану и сопровождение контейнеров следует учитывать это обстоятельство.
Анализ практики заключения договоров на охрану и сопровождение грузов показывает, что в ряде случаев ставки сборов могут устанавливаться в расчете не на пробежный показатель (вагоно-км, контейнеро-км), а на период времени осуществления охраны (час, сутки), что имеет более наглядный и доступный характер и упрощает переговоры с грузоотправителями (грузополучателями).
В таких случаях размер ставки сбора нижнего уровня для повагонных и контейнерных отправок определяется по формуле:
Величины Ефо и Еор могут определяться или на основе фактических (отчетных) данных (отношение расходов на форменное обмундирование, вооружение и боеприпасы за отчетный период к суммарному бюджету времени работы стрелков ведомственной охраны за аналогичный период), или по нормам расхода обмундирования, боеприпасов в расчете на одного стрелка и их цене.
Дополнительные расходы по охране и сопровождению грузов могут возникать по требованию грузоотправителя (грузополучателя), связанного с усилием их охраны со стороны ведомственной охраны железных дорог. В этом случае дорога должна выделить пассажирский вагон с проводником.
Расходы по содержанию пассажирского вагона определяются по формуле:
В развернутом виде формула (15.8) может быть представлена следующим образом:
Величина прочих расходов по охране и сопровождению грузов (Епр) может включать расходы по перевозке наряда ведомственной охраны после сдачи охраняемого груза к месту его постоянного нахождения или ожиданию нарядом попутного груза (в т.ч. по оплате труда за это время), расходы по перевозке пассажирского вагона с нарядом и без наряда (возврат вагона), расходы по использованию средств связи и т.д. и определяется как отношение суммы соответствующих расходов за отчетный период к суммарным вагоно-километрам охраняемых грузов за тот же период.
Отряды ведомственной охраны железных дорог могут оказывать услуги на договорной основе по охране различных объектов по ставкам договорного сбора за время охраны (час, сутки, месяц). Уровень ставки сбора устанавливается с учетом изложенных выше общих методических подходов.
К специфике расчета издержек относится необходимость учета расходов на содержание служебных собак. Кроме этого, в расчете трудозатрат отсутствует коэффициент учета командировочных выплат (Кк).
15.2. Методические рекомендации по определению
минимального уровня ставки сбора за охрану
и сопровождение грузов, подлежащих
обязательной охране
В современных условиях могут происходить значительные колебания спроса и предложения на услуги по охране и сопровождению грузов. Поэтому железные дороги могут снижать на определенное время фиксированную ставку сбора для некоторых грузов, подлежащих обязательной охране.
К обстоятельствам, требующим снижения ставки сбора, могут в первую очередь относиться конъюнктурные соображения (чтобы данный клиент не воспользовался своей охраной или услугами других организаций).
В подобных случаях минимальный уровень ставки сбора определяется в порядке, изложенном в п. 15.1 применительно к нижнему уровню ставки. При этом в расчете часовой расходной ставки стрелка по формуле (15.7) отсутствует коэффициент премиальных выплат (Кпр).
16. Общие принципы определения ставок
платы за прочие виды работ и услуг
За работы и услуги, не отраженные в п. п. 2 - 15, ставки платы определяются на основе экономически обоснованной себестоимости их выполнения (дополнительно возникающих издержек) с учетом необходимого уровня рентабельности.
Себестоимость таких видов работ и услуг, как разработка и выдача технических условий на строительство подъездных путей; оказание дополнительных услуг предприятиям в подготовке материалов для заключения или пересмотра договоров на эксплуатацию подъездных путей, подачу и уборку вагонов и др.; осуществление инспекторского надзора за подъездными путями, не принадлежащими железным дорогам; разработка за грузоотправителей чертежей, схем и выполнение расчетов на погрузку и крепление грузов; консультирование и осуществление технической учебы грузоотправителей и грузополучателей определяется, как правило, на основе дополнительно возникающих трудозатрат (произведение часовых расходных ставок работников на затраты времени для выполнения операций).
В себестоимость работ по креплению грузов, установке и снятию щитов, дверных ограждений, пакетированию грузов; обслуживанию, ремонту и контрольным проверкам весовых приборов, принадлежащих предприятиям и организациям, следует также включать стоимость материалов и запасных частей, предоставляемых железной дорогой.
При использовании по просьбе грузоотправителей (грузополучателей) пневматических устройств от локомотива или станционных устройств железной дороги для выгрузки вагонов и для других целей в себестоимость такой услуги включается, кроме трудозатрат, стоимость единицы времени работы локомотива или станционного устройства (амортизация, расходы на все виды ремонтов, стоимость потребляемого топлива или электроэнергии).
При специальной подготовке силами железной дороги универсальных вагонов для перевозки агрессивных грузов в целях недопущения ускоренной коррозии вагонов в стоимость таких работ, кроме трудозатрат, могут включаться:
- стоимость материалов для обработки (покрытия) кузова вагона;
- износ инструментов и амортизация оборудования, необходимых для проведения работ;
- стоимость вагоно-часов простоя, связанного с выполнением работ;
- стоимость дополнительной перевозочной (маневровой) работы по подаче вагонов к местам подготовки.
Приложение
МЕТОДИКА
РАСЧЕТА СЕБЕСТОИМОСТИ ПЕРЕВОЗОЧНОЙ
РАБОТЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДОГОВОРНЫХ ТАРИФОВ
НА ПЕРЕВОЗКИ, РАБОТЫ И УСЛУГИ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ
ПРЕДПРИЯТИЯМИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Существующая на железнодорожном транспорте отчетность позволяет определить только среднюю себестоимость грузовых перевозок в расчете на единицу транспортной работы (руб. на 1 ткм, на 1 вагоно-км и т.п.). Для целей ценообразования тарифов необходимо знать не себестоимость единицы транспортной работы, а среднесетевую (среднедорожную) себестоимость конкретной перевозки или отдельной операции перевозочного процесса, которая зависит от расстояния, типа вагона, его принадлежности, загрузки и других транспортных признаков.
Способ определения себестоимости перевозок базируется на принципиальных положениях метода расходных ставок (удельные расходы на отдельные измерители эксплуатационной работы). При этом применяется специальная система укрупненных расходных ставок с разделением по операциям перевозочного процесса - за начально - конечные и движенческие операции (НКО и ДО).
Указанным методом определяются затраты, связанные не только с работой подвижного состава (так называемые "зависящие" расходы), но и с содержанием, ремонтом и амортизацией постоянных устройств и др. ("условно - постоянные" расходы), что дает возможность учесть полную себестоимость перевозки. В ряде случаев применение укрупненных расходных ставок сочетается с элементами прямого расчета расходов по отдельным видам работ, связанных со спецификой перевозок некоторых грузов и оказания дополнительных услуг.
Универсальные модели расчета себестоимости перевозки грузов или основных операций перевозочного процесса (элементов перевозочной работы) С могут быть представлены в следующем общем виде.
1. Себестоимость перевозки грузов
в вагонах железных дорог:
2. Себестоимость перевозки грузов в собственных (арендованных) вагонах:
- груженый рейс
С = енко + (еткм x q + евкм + еткм x Р) x L, руб./вагон;
- порожний рейс
С = (еткм x q + евкм) x L, руб./вагон
3. Себестоимость одной начальной или конечной операции (отправления или прибытия груза повагонной отправкой без учета себестоимости погрузочно - разгрузочных работ и подачи - уборки вагонов на подъездные пути):
- в вагонах железных дорог
- в собственных (арендованных) вагонах
4. Себестоимость пробега вагона железных дорог:
- груженого
С = (еткм x q + евкм + W x евч + еткм x Р) x L, руб./вагон;
- порожнего
С = (еткм x q + евкм + W x евч) x L, руб./вагон.
5. Себестоимость пробега собственного (арендованного) вагона:
- груженого
С = (еткм x q + евкм + еткм x Р) x L, руб./вагон;
- порожнего
С = (еткм x q + евкм) x L, руб./вагон.
6. Себестоимость 1 часа простоя вагона железных дорог:
С = ев.
Параметры моделей себестоимости могут устанавливаться как среднесетевые или среднедорожные величины с дифференциацией последних, при необходимости, на прямое и местное сообщение.
Величины УРС определяются на основе отчета формы N 6-жел за годовой период, данных калькуляций железных дорог (табл. 1, 6, 6а и др.), данных об эксплуатационных показателях работы сети (дороги) за аналогичный период (отчет формы ЦО-1 и др.) с последующей коррекцией полученных ставок на изменение цен, заработной платы, амортизации и др.
Отражение изменения ценообразующих факторов в зависимости от наличия исходной информации может производиться либо по элементам затрат и статьям расходов, либо в целом с использованием единого поправочного коэффициента, учитывающего изменение себестоимости перевозок.
Для разработки УРС производится постатейное распределение затрат, отнесенных на грузовые перевозки, на начально - конечные и движенческие операции. Из последних, в свою очередь, выделяются издержки, зависящие от нагрузки, т.е. от массы груза и массы тары вагона. Таким образом, расчет УРС предусматривает отнесение издержек на три основные измерителя - погруженный вагон (по НКО), вагоно-км и тонно-км брутто (ДО).
При определении издержек, относимых на НКО, из них исключаются затраты, связанные с дополнительными операциями и оплачиваемые по отдельным сборам: за подачу и уборку вагонов, хранение грузов, взвешивание, погрузочно - разгрузочные работы и др., т.е. определяется себестоимость только тарифной части расходов.
Расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов на подъездные пути локомотивом железной дороги, в отчетности не выделяются (за исключением расходов по амортизации и капитальному ремонту подъездных путей, находящихся на балансе железных дорог). Поэтому их доля должна определяться расчетным путем на основе проведения специальных обследований. При отсутствии материалов таких обследований доля операций по подаче и уборке вагонов на подъездные пути в общем объеме маневровой работы может приниматься в размере 36% (по данным проф., д.э.н. А.П. Абрамова: Затраты железных дорог и цена перевозки, с. 117) по следующим статьям: 070, 077, 078 - маневровая работа на станциях; 196 - работа тепловозов на маневрах; 197 - 205 - затраты на экипировку, техническое обслуживание и текущий ремонт тепловозов (в части маневровой работы); 207 - амортизация специально маневровых тепловозов; 206 - капитальный ремонт маневровых тепловозов.
Расходы по капитальному ремонту и амортизации подъездных путей (ст. 314 и 315) исключаются полностью. Кроме того, из расходов по текущему содержанию и одиночной смене материалов верхнего строения станционных путей (часть статей 322 и 323, относимая на станционные пути) исключаются затраты, связанные с содержанием подъездных путей, находящихся на балансе железных дорог. Доля таких затрат может определяться исходя из отношения развернутой длины подъездных путей к суммарной развернутой длине всех станционных путей, включая подъездные.
Из суммы распределяемых расходов при определении базовых величин УРС исключаются также статьи затрат, которые связаны только с отдельными видами перевозок:
ст. 048, 049 - специальные операции по мелким отправкам и с контейнерами (сортировка мелких отправок и контейнеров);
ст. 054 - обслуживание вагонов с живностью;
ст. 247, 248 - обслуживание, осмотр и текущий ремонт внутреннего оборудования рефрижераторного подвижного состава;
ст. 050 - техническое обслуживание и текущий ремонт контейнеров;
ст. 231 - подготовка цистерн под налив.
Кроме того, из суммы распределяемых расходов исключаются зависящие от времени расходы на деповской ремонт грузовых и рефрижераторных вагонов (ст. 238, 249), плановый текущий ремонт контейнеров (ст. 051), амортизацию грузовых, рефрижераторных вагонов и контейнеров (ст. 243, 251, 053), их капитальный ремонт (ст. 242, 250, 052), а также текущий ремонт грузовых вагонов с отцепкой (ст. 235 и 240). Эти расходы учитываются в отдельной ставке за вагоно-час (контейнеро-час).
Расходы вагонного хозяйства по промывке и пропарке цистерн (ст. 231) отражаются в ставке за НКО для нефтебензиновых цистерн общего парка железных дорог.
Величины УРС определяются по формулам:
Доли отнесения расходов j на соответствующие измерители по отдельным статьям расходов приведены в таблице 1.
Расходы на деповской ремонт, амортизацию грузовых вагонов и их капитальный ремонт, а также расходы по текущему отцепочному ремонту относятся на вагоно-час. Расходная ставка на вагоно-час рассчитывается по данным о цене, стоимости ремонтов и нормах амортизации конкретных типов вагонов:
При перевозке наливных грузов в нефтебензиновых цистернах парка железных дорог в расходной ставке енко дополнительно учитываются расходы по промывке и пропарке цистерн ецист:
Для рефрижераторного подвижного состава к расходной ставке евч за вагоно-дизель - электростанцию добавляется ставка, учитывающая расходы по статье 248 "Обслуживание, осмотр и текущий ремонт внутреннего оборудования рефрижераторных поездов (секций)", определяемая как отношение основных расходов по статье 248 с начислениями к годовому бюджету времени рабочего парка служебных вагонов.
Время прохождения вагоном 1 км пути определяется по формуле:
Порядок определения УРС, в том числе постатейного распределения расходов по операциям перевозочного процесса, представлен в таблицах 2 и 3 на условном примере.
При перевозках грузов с отдельным, специально выделенным для перевозки данной отправки локомотивом железной дороги, следующим по собственной нитке графика (например, для сокращения сроков доставки грузов по просьбе грузоотправителей или грузополучателей), расчет себестоимости производится по специальной системе расходных ставок.
В этом случае себестоимость перевозки в расчете на весь поезд (отправку) рассчитывается по следующим формулам (без учета расходов по подсылке порожних вагонов под погрузку):
а) для вагонов парка железных дорог
б) для собственных (арендованных) вагонов
Величины УРС рассчитываются по изложенным выше правилам, при этом доли отнесения расходов на соответствующие измерители приведены в таблице 4.
Величины измерителей устанавливаются следующим образом:
количество отправленных вагонов определяется как среднеарифметическая величина погруженных и выгруженных вагонов за отчетный период;
количество отправленных поездов (условный расчетный показатель) определяется как отношение числа отправленных вагонов к среднему отчетному числу груженых вагонов в составе поезда (включая сборные и передаточно - вывозные поезда);
поездо-километры - общие поездо-километры в грузовом движении, включая передаточные и вывозные поезда;
локомотиво-километры - локомотиво-километры линейного пробега в грузовом движении, включая передаточные и вывозные поезда (отдельно при электровозной и тепловозной тяге).
При дифференциации УРС на 1 ткм брутто по полигонам тепловозной и электровозной тяги величины УРС определяются:
для полигона тепловозной тяги
для полигона электровозной тяги
Таблица 1
Предлагаемые коэффициенты (доли) для распределения
расходов грузового движения по основным измерителям
--------------------------------
<*> Среднесетевые данные. Для условий отдельной железной дороги могут определяться на основе калькуляционной таблицы 6а "Распределение ряда групп расходов, отнесенных на грузовые перевозки, между начально - конечными и другими перевозочными операциями", разрабатываемой согласно Временным методическим рекомендациям по калькулированию себестоимости перевозок на железнодорожном транспорте (М., 1996).
При определении доли издержек, относимой на НКО, из нее в необходимых случаях исключается часть, связанная с расходами по подаче и уборке вагонов на подъездные пути. Например, при фактическом распределении расходов по маневровой работе на дороге согласно таблице 6а между НКО и ДО в пропорции 0,60 к 0,40 и принимая долю операций по подаче и уборке вагонов в размере 36%, скорректированная доля отнесения расходов на НКО составит 0,60 - 0,36 = 0,24.
Таблица 2
Распределение эксплуатационных расходов
по грузовым перевозкам на основные измерители
и расчет УРС (условный пример)
Таблица 3
Расчет
коэффициентов начисления основных общих
и общехозяйственных расходов (условный пример)
Коэффициент начисления общедорожных расходов
Таблица 4
Предлагаемые коэффициенты
(доли) для распределения расходов
грузового движения по основным измерителям
при определении УРС для расчета себестоимости
перевозок грузов с отдельным локомотивом
--------------------------------
<*> См. примечание к таблице 1.