Указание Генпрокуратуры России от 19.12.2024 N 938/7
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 19 декабря 2024 г. N 938/7
ОБ АКТИВИЗАЦИИ
ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
Улучшение уровня жизни населения, всесторонняя поддержка граждан, имеющих детей, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества определены в качестве безусловных приоритетов государственной политики. Особую значимость при этом приобретают своевременность и полнота реализации органами власти всех уровней предусмотренных законодательством мер материальной, социальной, правовой и иных видов государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства.
В целях совершенствования организации надзора за исполнением законов в сфере защиты семей с детьми, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", обязываю:
1. Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и транспортных прокуроров, прокуроров городов, районов, приравненных к ним территориальных, военных и иных специализированных прокуроров, прокурора комплекса "Байконур" в пределах компетенции:
1.1. Организовать комплексный и действенный надзор за исполнением законов в сфере государственной поддержки семей с детьми, обращая особое внимание на защиту прав малообеспеченных лиц, многодетных граждан, семей военнослужащих и ветеранов боевых действий, участвовавших в проведении специальной военной операции (далее - участники СВО).
1.2. Наладить оперативный мониторинг состояния законности в указанной сфере, используя статистическую и иную информацию федеральных органов исполнительной власти, органов военного управления, органов социальной защиты населения, Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции "Защитники Отечества", обращения граждан и организаций, публикации в средствах массовой информации и в сети "Интернет".
Результаты этой работы учитывать при планировании надзорной деятельности.
1.3. Обеспечить соответствие федеральным законам нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере государственной поддержки семей с детьми, в том числе их изучение на предмет наличия правовых пробелов и коррупциогенных факторов.
Оценивать достаточность и эффективность правового регулирования. Реализовывать полномочия по участию в подготовке проектов законов и других нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере, а также по вступлению для дачи заключения в суде при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих соответствующие правоотношения.
1.4. Систематически анализировать соблюдение законов при разработке, утверждении и исполнении региональных и муниципальных программ в сфере государственной поддержки семей с детьми, обращая особое внимание на достаточность финансирования запланированных мероприятий.
1.5. Проверять целевое использование бюджетных средств, выделяемых на оказание государственной поддержки семьям с детьми, в том числе при реализации национальных проектов, региональных и муниципальных программ в данной сфере.
По каждому факту неправомерного расходования бюджетных средств мерами реагирования, в том числе в судебном порядке, в кратчайшие сроки добиваться их возврата государству, иного возмещения причиненного ущерба.
Нарушениям бюджетного законодательства со стороны должностных лиц в обязательном порядке при наличии оснований давать уголовно-правовую оценку, в том числе с учетом возможного наличия коррупционной составляющей.
1.6. На постоянной основе проводить в региональных органах власти и органах местного самоуправления, иных уполномоченных ведомствах проверки полноты и своевременности предоставления семьям с детьми, в том числе многодетным семьям, семьям участников СВО, мер социальной поддержки в различных сферах жизнедеятельности.
1.7. Особое внимание уделять реализации права на образование в государственных и муниципальных образовательных организациях несовершеннолетних, включая инвалидов, из социально уязвимых категорий семей, многодетных семей, семей участников СВО, а также детей военнослужащих и граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, либо детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Оценивать полноту и своевременность получения ими мер поддержки, включая преимущества при поступлении на обучение, освобождение от оплаты горячего питания в образовательных организациях, услуг группы продленного дня, посещения кружков и секций, выплаты на приобретение школьной формы и наборов первоклассников.
1.8. Требовать от уполномоченных органов надлежащего выполнения обязательств по кадровому, материально-техническому оснащению и лекарственному обеспечению организаций, оказывающих медицинскую помощь детям и женщинам во время беременности, родов и в послеродовой период.
1.9. Усилить надзор за исполнением законов о мерах социальной поддержки многодетных семей.
Добиваться своевременного установления им статуса и выдачи соответствующего удостоверения, полноты реализации предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 23.01.2024 N 63 "О мерах социальной поддержки многодетных семей" гарантий и предоставленных высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации полномочий по расширению категории многодетной семьи с учетом национальных, культурных и демографических особенностей развития соответствующего региона и установлению дополнительных мер социальной поддержки многодетных семей.
1.10. Систематически изучать достаточность и эффективность принимаемых региональными органами власти мер по улучшению жилищных условий многодетных семей, в том числе посредством предоставления земельных участков и использования иных компенсационных механизмов.
Мерами прокурорского реагирования понуждать органы власти к устранению выявляемых недостатков при обеспечении выделенных земельных участков необходимой инфраструктурой.
1.11. Давать оценку своевременности и полноте рассмотрения заявлений граждан о назначении и выплате пособий в связи с рождением и воспитанием ребенка, соблюдению порядка рассмотрения жалоб на ненадлежащее оказание соответствующей государственной услуги.
На постоянной основе проводить проверки законности и обоснованности отказов в назначении мер государственной поддержки, возвращения заявлений граждан на доработку по формальным основаниям.
Решительно реагировать на факты истребования излишних документов, а также документов, подлежащих получению в порядке межведомственного взаимодействия.
В рамках проверок давать оценку соответствию размера и срока выплаты назначаемого пособия требованиям законодательства, в том числе с учетом ежегодно проводимой индексации.
Принять дополнительные меры к недопущению случаев отказа в назначении социальных выплат из-за ненадлежащей оценки имущественной обеспеченности и доходов семьи.
1.12. Надзорными средствами обеспечивать соблюдение прав граждан, имеющих детей, на получение государственной помощи в преодолении трудных жизненных ситуаций на основании социального контракта, контролировать исполнение условий предоставления субсидий и их целевого использования.
1.13. При реализации процессуальных полномочий сосредоточить усилия на судебной защите семей с детьми, в том числе семей участников СВО. Добиваться сохранения единственного жилья обозначенной категории граждан и причитающихся им выплат, пресекать их включение в конкурсную массу в рамках процедур банкротства.
Не допускать рассмотрения судами дел при отсутствии участника СВО, не заявившего ходатайство о рассмотрении дела без его участия. В этих целях вести разъяснительную работу с членами семей указанных лиц, наладить конструктивное взаимодействие с судебными органами и органами военного управления.
2. Военных прокуроров принять дополнительные меры по обеспечению законности при реализации социальных прав и гарантий семей участников СВО, имеющих детей. Особое внимание уделять полноте и своевременности доведения денежного довольствия, страховых и единовременных выплат в связи с ранением либо гибелью, наделению статусом ветерана боевых действий, предоставлению предусмотренных законодательством льгот.
Обеспечить действенное взаимодействие с территориальными органами прокуратуры, оперативный обмен необходимой информацией, принятие согласованных мер по пресечению правонарушений и восстановлению нарушенных прав участников СВО и членов их семей.
3. Прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним транспортных прокуроров в соответствии с компетенцией информировать об исполнении настоящего указания Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства, Главное гражданско-судебное управление, управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере Генеральной прокуратуры Российской Федерации ежегодно в срок до 15 февраля.
Военных прокуроров окружного звена в указанный срок информировать Главную военную прокуратуру.
4. Подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главную военную прокуратуру обобщенную информацию до 25 февраля направлять в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства.
5. Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства систематически анализировать состояние законности и обобщать практику прокурорского надзора в сфере государственной поддержки семей с детьми.
Результаты обобщений в целях распространения положительного опыта, выработки единых подходов к обеспечению прав граждан доводить до нижестоящих прокуроров, а также использовать для подготовки предложений по совершенствованию законодательства.
Об итогах исполнения настоящего указания ежегодно в срок до 10 марта докладывать курирующему заместителю Генерального прокурора Российской Федерации.
6. Указание опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
7. Контроль за исполнением указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, советникам Генерального прокурора Российской Федерации, старшим помощникам Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, помощникам заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур", которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
И.В.КРАСНОВ