Рейтинг@Mail.ru

Указание Генпрокуратуры России от 27.04.2018 N 254/23

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ

от 27 апреля 2018 г. N 254/23

ОБ УСИЛЕНИИ

ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ

Вступление в силу с 01.01.2018 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, изменения законодательных актов Российской Федерации и анализ состояния законности в таможенной сфере требуют внесения коррективов в организацию прокурорского надзора за исполнением законов в таможенной сфере.

В целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов в таможенной сфере, надлежащей реализации требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 15.07.2011 N 211 "Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере", руководствуясь статьей 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", обязываю:

1. Транспортных прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, транспортных прокуроров (на правах районных):

1.1. Активизировать прокурорский надзор за исполнением законов в таможенной сфере, в области обустройства государственной границы Российской Федерации, при производстве по делам об административных правонарушениях, при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, при расследовании таможенными органами, органами внутренних дел на транспорте и следственными подразделениями на транспорте Следственного комитета Российской Федерации уголовных дел о преступлениях в области таможенного дела.

1.2. Обеспечить качественный и эффективный надзор за исполнением таможенного законодательства при прибытии товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза и их убытии, при совершении таможенных операций, связанных с декларированием и выпуском товаров, их классификацией, исчислением и взысканием таможенных платежей, при контроле и корректировке таможенной стоимости, применении мер тарифного и нетарифного регулирования, реализации таможенными органами полномочий в области валютного контроля, при включении в реестры и исключении из них таможенных представителей, перевозчиков, владельцев складов временного хранения, уполномоченных экономических операторов, а также других лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.

1.3. Систематически изучать материалы таможенных и служебных проверок, жалоб граждан и участников внешнеэкономической деятельности, актов (справок) проверок нижестоящих таможенных органов вышестоящими, а также органами государственного контроля (надзора), обращая особое внимание на решения, принятые должностными лицами таможенных органов в порядке ведомственного контроля, судебные акты, вынесенные не в пользу таможенных органов, в том числе послужившие основанием для взыскания денежных средств из федерального бюджета в связи с признанием действий (бездействия) таможенных органов незаконными.

2. Транспортных прокуроров (на правах районных):

2.1. Планировать и проводить проверки исполнения федерального законодательства в сфере таможенного дела на основе тщательного и всестороннего анализа состояния законности.

При реализации надзорных полномочий особое внимание сосредоточить на соблюдении установленного порядка при экспорте природных ресурсов, углеводородного сырья и иных стратегически важных товаров. Усилить координационную деятельность на данном направлении надзора, организовать необходимое взаимодействие с территориальными правоохранительными органами.

При наличии оснований добиваться от таможенных органов реализации предоставленных полномочий по осуществлению ареста имущества и товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги, пени не уплачены или уплачены не полностью, а также прав по остановке транспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем.

На регулярной основе проверять в таможенных органах исполнение законодательства об оружии; о сохранности федеральной собственности, в том числе при распоряжении обращенным в собственность государства имуществом, а также вещественными доказательствами по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и по уголовным делам о преступлениях, совершенных в таможенной сфере; о противодействии незаконному обороту наркотических и сильнодействующих веществ; о государственной службе; бюджетного законодательства, в том числе при закупках товаров, работ, услуг для государственных нужд; при производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела.

В случае выявления нарушений законодательства безотлагательно принимать меры по их устранению, привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности и возмещению причиненного ущерба.

2.2. Учитывая, что в соответствии с частью 3 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное декларирование осуществляется в электронной форме, исключить случаи проведения проверок исполнения таможенного законодательства без использования возможностей Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов.

2.3. На системной основе анализировать соблюдение контролирующими и правоохранительными органами законодательства при исполнении актов Президента и Правительства Российской Федерации о специальных экономических мерах и других поручений, данных в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. В рамках координационной деятельности принять меры по усилению работы контролирующих и правоохранительных органов, направленной на выявление поставщиков и каналов ввоза в Россию запрещенной продукции, наладить обмен информацией о случаях ее выявления и изъятия. Результаты работы на данном направлении деятельности систематически заслушивать на координационных и оперативных совещаниях.

2.4. Обеспечить действенный надзор за соблюдением прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности и граждан, исполнением таможенного законодательства при предоставлении льгот и преференций, определении таможенной стоимости товаров. Добиваться от таможенных органов своевременного выявления и пресечения случаев уклонения от уплаты таможенных платежей, налогов и иных обязательных платежей.

2.5. В случаях неисполнения законных требований прокурора об устранении нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незамедлительно направлять транспортным прокурорам, приравненным к прокурорам субъектов Российской Федерации, проекты заявлений в арбитражный суд о признании незаконными решений и действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов либо о признании недействительными соответствующих ненормативных правовых актов.

2.6. Организовать в десятидневный срок с момента принятия таможенными органами решений проверку законности вынесенных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, для их своевременного опротестования при наличии оснований. Вести учет проверенных дел. В каждом случае назначения штрафов за совершенные административные правонарушения субъектам малого и среднего предпринимательства проверять законность и обоснованность принятого решения с учетом требований статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), предусматривающей условия замены назначенного административного штрафа на предупреждение.

При наличии оснований приносить протесты на постановления по делам об административных правонарушениях. В целях оспаривания решений административных органов о привлечении к административной ответственности юридического лица или индивидуального предпринимателя за правонарушение, совершенное в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской или иной экономической деятельности, направлять проекты заявлений в арбитражный суд в транспортные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации. При обнаружении в материалах дел об административных правонарушениях сведений, указывающих на признаки уголовно наказуемых деяний, в порядке, предусмотренном пунктом 2 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации, направлять их в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

В ходе проверки дел об административных правонарушениях обращать внимание на эффективность реализации таможенными органами полномочий по внесению представлений для устранения причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Систематически проводить анализ административной практики таможенных органов. Обращать внимание на случаи неуплаты штрафов, назначенных в качестве наказания за административные правонарушения в сфере таможенного дела. Требовать от таможенных органов исполнения обязанности по привлечению виновных лиц к административной ответственности по статье 20.25 (уклонение от исполнения административного наказания) КоАП РФ.

2.7. Средствами прокурорского надзора добиваться своевременного выявления и пресечения преступлений, особое внимание уделять установлению лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния в таможенной сфере.

В полном объеме использовать полномочия для обеспечения прокурорского надзора за оперативно-розыскной и процессуальной деятельностью таможенных органов, исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в таможенной сфере. Обеспечить своевременное реагирование на выявленные нарушения законов, их устранение и привлечение виновных лиц к ответственности.

2.8. Обеспечить эффективный надзор за исполнением законов при реализации уполномоченными должностными лицами и организациями государственной политики в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации, мест ее пересечения, а также осуществления закупок для государственных нужд в этой области правоотношений.

Проверять организацию работы пунктов пропуска, их соответствие установленным требованиям по оборудованию и оснащению. При этом следует обращать внимание на наличие (либо отсутствие) утвержденных пределов пунктов пропуска, законность осуществления в них предпринимательской деятельности, сохранность и целевое использование государственного имущества, своевременность исполнения государственных контрактов на строительство, реконструкцию, оборудование и обслуживание пунктов пропуска, целевое расходование денежных средств, выделенных на их содержание и оснащение, полноту выполнения заявок государственных органов на установку, ремонт и обслуживание технических средств, находящихся на балансе филиалов ФГКУ "Росгранстрой".

По всем выявленным фактам коррупции, злоупотреблений, хищений, нецелевого использования федерального имущества и бюджетных средств безотлагательно принимать меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности, направлению материалов в следственные органы для принятия решений в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством. Использовать все средства прокурорского реагирования в целях реального возмещения государству причиненного материального ущерба.

2.9. Проблемы применения таможенного законодательства, наиболее актуальные вопросы практики предупреждения, выявления и расследования преступлений в таможенной сфере обсуждать на координационных и межведомственных совещаниях, семинарах, круглых столах, по результатам которых разрабатывать дополнительные меры, направленные на обеспечение законности и укрепление правопорядка на данном направлении. Практиковать приглашение для участия в указанных мероприятиях представителей научных и образовательных учреждений.

3. Транспортным прокурорам, приравненным к прокурорам субъектов Российской Федерации, на системной основе обобщать и анализировать состояние законности в указанной сфере, итоги использовать при планировании надзорной деятельности. Полученные результаты отражать в направляемых в Генеральную прокуратуру Российской Федерации докладных записках по итогам работы за год, дополнительно указывая сведения о количестве доначисленных и довзысканных по результатам прокурорских проверок таможенных платежах.

Управлению по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере Генеральной прокуратуры Российской Федерации обобщать поступившие сведения, при необходимости подготавливать соответствующие информационные письма и вносить в установленном порядке предложения по совершенствованию федерального законодательства и прокурорской деятельности на этом направлении надзора.

4. Настоящее указание опубликовать в журнале "Законность".

5. Контроль за исполнением указания возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации по направлению деятельности.

Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор

Российской Федерации

действительный государственный

советник юстиции

Ю.Я.ЧАЙКА

Другие документы по теме
"О порядке расчета примерного размера среднемесячного платежа заемщика по кредитному договору, договору займа, которые заключены с физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2018 N 51221)
"О внесении изменений в приложение к Указанию Банка России от 23 апреля 2014 года N 3240-У "О табличной форме индивидуальных условий договора потребительского кредита (займа)" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2018 N 51202)
"О требованиях к организации и осуществлению клиринговой организацией внутреннего контроля и внутреннего аудита" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.05.2018 N 51188)
"О внесении изменений в Положение Банка России от 30 декабря 2016 года N 575-П "О требованиях к управлению рисками, правилам организации системы управления рисками, клиринговому обеспечению, размещению имущества, формированию активов центрального контрагента, а также к кругу лиц, в которых центральный контрагент имеет право открывать торговые и клиринговые счета, и методике определения выделенного капитала центрального контрагента" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.06.2018 N 51286)
Ошибка на сайте