Рейтинг@Mail.ru

Указ Президента РФ от 25.11.2025 N 858

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О СТРАТЕГИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА ПЕРИОД ДО 2036 ГОДА

В целях координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и органов местного самоуправления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации, обеспечения их взаимодействия с институтами гражданского общества при ее реализации постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2036 года.

2. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить разработку и утвердить планы мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2036 года;

б) обеспечить решение федеральными органам исполнительной власти задач, предусмотренных Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2036 года;

в) осуществлять контроль за реализацией Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2036 года и представлять Президенту Российской Федерации и палатам Федерального Собрания Российской Федерации ежегодный государственный доклад о реализации государственной национальной политики Российской Федерации;

г) представить предложения по приведению актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом;

д) привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2036 года при осуществлении своей деятельности в этой сфере, предусмотрев разработку планов мероприятий по ее реализации.

4. Настоящий Указ вступает в силу с 1 января 2026 г.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

25 ноября 2025 года

N 858

Утверждена

Указом Президента

Российской Федерации

от 25 ноября 2025 г. N 858

СТРАТЕГИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА ПЕРИОД ДО 2036 ГОДА

I. Общие положения

1. Настоящая Стратегия является документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определяющим цель, принципы, приоритетные направления государственной национальной политики Российской Федерации и задачи по обеспечению реализации ее приоритетных направлений, а также инструменты и механизмы ее реализации.

2. Настоящая Стратегия направлена на обеспечение национальных интересов Российской Федерации, укрепление исторически сложившегося государственного единства и целостности Российской Федерации, сохранение и защиту этнокультурной самобытности ее народов, обеспечение конституционных прав и свобод граждан, гармонизацию межнациональных (межэтнических) отношений, а также на координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления (далее - органы публичной власти) и обеспечение их взаимодействия с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации. Настоящая Стратегия основывается на принципах демократического федеративного государства.

3. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии", от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации", от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" и от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики", от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей", от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" и от 11 июля 2025 г. N 474 "Об утверждении Основ государственной языковой политики Российской Федерации", другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, документы стратегического планирования в сферах социально-экономического развития, обеспечения национальной безопасности, противодействия экстремизму, сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей, регионального развития, образования, внешней, культурной, языковой, молодежной и миграционной политики, а также иные документы, регулирующие отношения в сфере государственной национальной политики Российской Федерации.

4. Настоящая Стратегия носит комплексный межотраслевой социально ориентированный характер и способствует выработке органами публичной власти во взаимодействии с институтами гражданского общества единых подходов к решению задач государственной национальной политики Российской Федерации.

5. В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:

а) государственная национальная политика Российской Федерации (далее - государственная национальная политика) - система стратегических приоритетов и мер, реализуемых органами публичной власти, институтами гражданского общества и направленных на укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), общероссийской гражданской идентичности (гражданского самосознания), гражданского единства и патриотизма, межнационального (межэтнического) и межрелигиозного согласия, обеспечение поддержки этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, недопущение дискриминации по признаку расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, а также на профилактику экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной (этнической) и (или) религиозной почве;

б) гражданское единство - основа российской нации, признание гражданами Российской Федерации суверенитета государства, его государственной и территориальной целостности, единства основных прав, свобод и обязанностей граждан, этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, значимости исторического и культурного наследия ее народов, их равных прав на социальное и культурное развитие, на доступ к культурным ценностям, социальной ответственности граждан и солидарности поколений в достижении целей и решении задач развития общества и защиты Отечества;

в) конфликт на национальной (этнической) и (или) религиозной почве - выраженное в различных формах противостояние (противоборство) между представителями разных народов (разных этнических общностей), разных вероисповеданий, между национальными (этническими), религиозными группами;

г) межнациональные (межэтнические) отношения взаимодействие представителей разных народов (разных этнических общностей), взаимодействие национальных (этнических) групп в различных сферах общественно-политической, культурной и экономической жизни Российской Федерации, оказывающее влияние на этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации и гражданское единство;

д) многонациональный народ Российской Федерации (российская нация) - сообщество свободных равноправных граждан Российской Федерации различной национальной, религиозной, социальной и иной принадлежности, обладающих общероссийской гражданской идентичностью (гражданским самосознанием);

е) народы, этнические общности - группы людей, обладающие общим самосознанием (этнической идентичностью), языком, историческими традициями и особенностями культуры;

ж) национально-культурные потребности (этнокультурные потребности) - потребности людей и групп людей (народов, этнических общностей), связанные с самоидентификацией, сохранением и развитием своих культуры, языка и традиций;

з) общероссийская гражданская идентичность (гражданское самосознание) - осознание гражданами Российской Федерации своей принадлежности к Российскому государству, российскому народу, обществу, ответственности за судьбу страны, готовности вносить личный вклад в ее развитие, необходимости соблюдения прав, свобод и обязанностей граждан, а также приверженность традиционным российским духовно-нравственным и культурно-историческим ценностям;

и) этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации - совокупность этнических культур и языков народов Российской Федерации.

II. Современное состояние межнациональных (межэтнических)

отношений в Российской Федерации

6. Государственная национальная политика основывается на историческом опыте становления и развития России как самобытного государства-цивилизации. На исторической территории Российского государства благодаря объединяющей роли государствообразующего русского народа, многовековому межкультурному и межнациональному (межэтническому) взаимодействию сформировались уникальное культурное многообразие и духовная общность народов.

7. Современное российское общество объединено общим культурным (цивилизационным) кодом, который основан на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и культурного наследия всех народов Российской Федерации, интегрировании их лучших достижений в единую российскую культуру.

8. Большинство народов России на протяжении веков формировались на территории современного Российского государства и внесли свой вклад в развитие российской государственности и культуры. Этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации, исторический опыт и традиции межкультурного и межрелигиозного взаимодействия являются достоянием ее многонационального народа (российской нации) и защищаются государством.

9. Основным источником информации о национальном и языковом составе населения Российской Федерации являются всероссийские переписи населения. Их итоги представляют полный спектр полученных от населения ответов на вопросы о национальной принадлежности, родном языке (родных языках), владении иными языками и их использовании в повседневной жизни. В целом в течение всего периода новейшей истории России число населяющих ее народов, отражаемое в переписях населения, остается почти постоянной величиной.

10. Итоги Всероссийской переписи населения 2020 года подтвердили, что Российская Федерация входит в первую десятку стран по численности населения и является одним из крупнейших многонациональных (полиэтнических) государств мира. На ее территории проживают представители свыше 190 народов, используются более 300 языков, из которых около 150 относятся к языкам народов Российской Федерации.

11. Подавляющее большинство населения Российской Федерации составляют русские (80,85 процента от числа лиц, указавших свою национальную принадлежность, по данным Всероссийской переписи населения 2020 года). На основании всероссийских переписей населения в целях соблюдения гарантий прав граждан Российской Федерации сформирован Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, включающий в себя в 2025 году 47 этнических общностей.

12. Важнейшим фактором формирования и укрепления общероссийской гражданской идентичности (гражданского самосознания) является русский язык. По данным всероссийских переписей населения 2010 и 2020 годов, доля владеющих им сохраняется на уровне 99,4 процента.

13. Современное состояние межнациональных (межэтнических) отношений в Российской Федерации характеризуется как стабильное.

14. Доля граждан Российской Федерации, положительно оценивающих отношения между представителями различных национальностей, в 2024 году по итогам социологических опросов составила 75,1 процента.

15. Общероссийская гражданская идентичность (гражданское самосознание) стабильно преобладает среди других форм коллективной идентичности (локальной, религиозной, национальной) и в 2025 году превысила 92 процента.

16. Состояние межнациональных (межэтнических) отношений в субъектах Российской Федерации обусловлено рядом объективных факторов исторического, экономического и социально-политического характера (этнический состав населения, демографические и миграционные процессы, приграничное положение, уровень социально-экономического развития и качества жизни, последствия этнотерриториальных конфликтов и другое).

17. На обеспечение гармоничного состояния межнациональных (межэтнических) отношений и укрепление общероссийской гражданской идентичности (гражданского самосознания) направлена деятельность органов публичной власти всех уровней по реализации государственной национальной политики.

18. С 2012 по 2025 год в сфере межнациональных (межэтнических) отношений произошли значительные институциональные и структурные изменения, которые способствовали укреплению единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) и стабильности межнациональных (межэтнических) отношений.

19. В 2012 году образован Совет при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, который обеспечивает взаимодействие органов публичной власти, общественных объединений, научных и других организаций, рассматривает концептуальные основы, цели и задачи государственной национальной политики, обсуждает практику ее реализации и подготавливает предложения Президенту Российской Федерации по определению приоритетных направлений государственной национальной политики.

20. Правительством Российской Федерации для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций в сфере реализации государственной национальной политики создана межведомственная рабочая группа по вопросам межнациональных отношений.

21. Важными этапами в сфере реализации государственной национальной политики стали создание федерального органа исполнительной власти, наделенного функциями по выработке, реализации и нормативно-правовому регулированию государственной национальной политики, - Федерального агентства по делам национальностей, формирование системы государственного управления в данной сфере на всех уровнях публичной власти и совершенствование государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций (2015 год), создание федерального государственного бюджетного учреждения "Дом народов России" (2019 год) и Общероссийской общественно-государственной организации "Ассамблея народов России" (2022 год).

22. Продолжается работа по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере реализации государственной национальной политики. Внедрен учет лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, для обеспечения реализации предоставленных им социальных и экономических прав. Уточнены организационно-правовые основы деятельности общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Принят Федеральный закон от 20 октября 2022 г. N 402-ФЗ "О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики" утверждены Основы государственной культурной политики, Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" утверждены Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 2024 г. N 314 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения" утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения, Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2025 г. N 474 "Об утверждении Основ государственной языковой политики Российской Федерации" утверждены Основы государственной языковой политики Российской Федерации. Правительством Российской Федерации утверждена Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на период до 2036 года. Внедрены финансовые механизмы поддержки федеральных национально-культурных автономий и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере реализации государственной национальной политики.

23. Внесенные в 2020 году поправки в Конституцию Российской Федерации, предусматривающие установление принципа преемственности в развитии Российского государства, обеспечение защиты исторической правды, определение государственным языком Российской Федерации русского языка как языка государствообразующего народа, признание культуры в Российской Федерации уникальным наследием ее многонационального народа (российской нации), подчеркнули значимость этих факторов для достижения гражданского единства.

24. За период с 2012 года в субъектах Российской Федерации сформирована система управления в сфере государственной национальной политики, законодательно закреплены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, определены заместители высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и уполномоченные органы власти (структурные подразделения), ответственные за реализацию государственной национальной политики, внедрены организационные и финансовые инструменты, сформированы консультативно-совещательные органы с участием институтов гражданского общества. В ряде субъектов Российской Федерации созданы специализированные учреждения в сфере реализации государственной национальной политики.

25. Несмотря на положительные изменения в сфере реализации государственной национальной политики, сохраняют актуальность вопросы, связанные с необходимостью повышения эффективности межведомственной координации и взаимодействия органов публичной власти всех уровней, своевременного выявления конфликтных и предконфликтных ситуаций в сфере межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений и оперативного реагирования на такие ситуации.

26. Значимым событием для укрепления общероссийской гражданской идентичности (гражданского самосознания), вызвавшим особый патриотический подъем у российских граждан, стало воссоединение с Россией исторических территорий и образование новых субъектов Российской Федерации - Республики Крым и города федерального значения Севастополя (2014 год), Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области (2022 год).

27. Защита русскоязычного населения воссоединенных с Россией территорий, его освобождение от многолетней дискриминации и насилия на этнической и религиозной почве со стороны неонацистского руководства Украины создали условия для восстановления единства исторических территорий Российского государства.

28. В Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области и Херсонской области сформированы исполнительные органы по реализации государственной национальной политики, разработаны и утверждены программы социально-экономического развития, сформированы советы по межнациональным (межэтническим) и межрелигиозным отношениям при высших должностных лицах субъектов Российской Федерации. В целях координации деятельности в сфере государственной национальной политики создано территориальное управление Федерального агентства по делам национальностей.

29. Начиная с 2023 года в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области и Херсонской области осуществляется комплекс мероприятий по реализации государственной национальной политики, что является одним из важнейших компонентов их интеграции в правовое, социальное, экономическое, образовательное, культурное и информационное пространство Российской Федерации.

30. В целом реализация государственной национальной политики с 2012 по 2025 год продемонстрировала эффективность и позволила обеспечить политическую и социальную стабильность, укрепить единство многонационального народа Российской Федерации (российской нации).

31. На фоне усиливающейся нестабильности в мире все более актуальными в сфере межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений становятся проблемы, обусловленные наличием следующих внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации:

а) предпринимаемые недружественными иностранными государствами усилия по дестабилизации межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений, расколу российского общества и нарушению его внутреннего единства;

б) возникновение очагов межнациональной (межэтнической) и межрелигиозной розни в результате попыток переноса зарубежных межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных конфликтов на территорию Российской Федерации;

в) участившиеся попытки распространения, в том числе отдельными иностранными гражданами и лицами, приобретшими гражданство Российской Федерации, идеологий терроризма, экстремизма и неонацизма, русофобских взглядов, радикальных идей, основанных на национальной и религиозной исключительности;

г) нарастающая в международном пространстве русофобия, дискредитация русского языка и культуры, традиционных для России религий, активизация усилий по искажению исторической правды и уничтожению исторической памяти о Великой Отечественной войне, других значимых событиях российской истории и роли в этих событиях народов России;

д) последствия распространения антироссийской пропаганды и провоцирования религиозной розни на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области;

е) гиперболизация региональных и этнических интересов, в том числе вследствие внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия;

ж) частичная утрата этнокультурного наследия, размывание традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, в том числе вследствие глобализации и насаждения чуждых российской нации идеалов и ценностей;

з) изменение национального (этнического) состава населения ряда регионов страны, вызванное особенностями демографического поведения, внутренней и внешней миграцией в регионы с более привлекательными социально-экономическими условиями жизни;

и) последствия межэтнических или этнотерриториальных конфликтов и противоречий в отдельных субъектах Российской Федерации;

к) формирование на отдельных территориях несвойственных им мест повышенной концентрации определенных этнических общностей, обусловленное внешними миграционными процессами;

л) формирование предпосылок для возникновения конфликтов на национальной (этнической) и (или) религиозной почве и распространение в открытых источниках (социальных сетях, мессенджерах) информации, способствующей возникновению таких конфликтов, а также для противопоставления общероссийской гражданской идентичности (гражданскому самосознанию) национальной (этнической) идентичности;

м) использование некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в национально-культурной сфере, для продвижения интересов иностранных государств и их граждан в ущерб интересам Российской Федерации и российских граждан.

32. С учетом указанных в пункте 31 настоящей Стратегии внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации при реализации государственной национальной политики возможны два сценария развития ситуации - инерционный и целевой.

33. Инерционный сценарий предполагает сохранение текущего состояния межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений, основных тенденций в сфере государственной национальной политики. Новые угрозы национальной безопасности Российской Федерации при недостаточном реагировании на них органов публичной власти и институтов гражданского общества могут оказать негативное влияние на обеспечение внутренней стабильности страны. В таких условиях состояние межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений может носить неустойчивый характер.

34. Целевой сценарий предполагает достижение цели государственной национальной политики за счет выполнения задач, предусмотренных настоящей Стратегией, и основывается на усилении межотраслевой координации и межведомственного взаимодействия органов публичной власти и институтов гражданского общества.

Он ориентирован на системное, последовательное проведение государственной национальной политики и достижение целевых показателей и ожидаемых результатов реализации настоящей Стратегии.

III. Цель, принципы, приоритетные направления

государственной национальной политики и задачи

по обеспечению реализации ее приоритетных направлений

35. Целью государственной национальной политики является укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) и общероссийской гражданской идентичности (гражданского самосознания) при сохранении этнокультурного и языкового многообразия для обеспечения развития страны, ее государственной и территориальной целостности, внутренней политической и социальной стабильности.

36. Принципами государственной национальной политики являются:

а) равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

б) равенство условий для развития народов, этнических общностей;

в) гарантии прав коренных малочисленных народов Российской Федерации;

г) недопустимость пропаганды или агитации, возбуждающей расовую, национальную, религиозную или социальную ненависть и вражду.

37. Обеспечение и защита национальных интересов Российской Федерации осуществляются за счет концентрации усилий и ресурсов органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества на реализации следующих приоритетных направлений государственной национальной политики:

а) укрепление общероссийской гражданской идентичности (гражданского самосознания) на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей;

б) сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации;

в) обеспечение межнационального (межэтнического) и межрелигиозного согласия, противодействие экстремизму и возникновению конфликтов на национальной (этнической) и (или) религиозной почве.

38. Укрепление общероссийской гражданской идентичности (гражданского самосознания) на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей обеспечивается путем решения следующих задач:

а) защита, поддержка и развитие русского языка как государственного языка Российской Федерации, как языка государствообразующего народа и как родного языка, а также продвижение русского языка как языка межнационального общения, в том числе:

создание оптимальных условий для использования русского языка и его защиты как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

совершенствование преподавания русского языка как государственного языка Российской Федерации и повышение качества владения им;

популяризация использования молодежью в профессиональной и личной коммуникации русского литературного языка, противодействие излишнему использованию иностранной лексики;

проведение научных и прикладных исследований в интересах обеспечения соблюдения норм современного русского литературного языка, создание и обеспечение функционирования федеральной государственной информационной системы Национальный словарный фонд;

перевод на русский язык произведений, созданных на языках народов России, а также их издание и распространение;

реализация культурных, образовательных и научно-просветительских программ, направленных на укрепление позиций русского языка, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") путем продвижения русскоязычных интернет-платформ и онлайн-сервисов для общения и обучения;

б) формирование у детей и молодежи на всех этапах образовательного и воспитательного процессов гражданского самосознания, представлений о единстве многонационального народа Российской Федерации (российской нации), воспитание патриотизма, в том числе:

обеспечение присутствия государственных символов Российской Федерации во всех сферах общественной жизни детей и молодежи;

организация и проведение мероприятий, посвященных государственным праздникам Российской Федерации, памятным датам и памятным дням и формирующих у детей и молодежи чувство общности, принадлежности к истории страны и ее достижениям;

развитие исторического краеведения, организация посещения детьми и молодежью объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, памятных мест, городов-героев, городов воинской славы и трудовой доблести;

создание и развитие проектов, направленных на сближение поколений и передачу традиционных российских духовно-нравственных ценностей от старших поколений младшим, на укрепление гражданского единства, приобщение молодежи к культуре и традициям народов России;

организация и проведение мероприятий, направленных на противодействие распространению ксенофобии, идеологий нацизма, экстремизма и терроризма среди детей и молодежи;

вовлечение детей и молодежи из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в реализацию проектов, в участие в конкурсах и акциях всероссийского уровня;

включение в образовательные программы, реализуемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по изучению традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей;

совершенствование образовательных программ на различных уровнях образования, а также учебно-методических комплексов по изучению исторического опыта взаимодействия народов Российской Федерации и значимых событий истории России, повлиявших на укрепление гражданского единства и солидарности;

профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование педагогических работников с учетом этнокультурных и региональных особенностей субъектов Российской Федерации;

оказание содействия повышению квалификации педагогических работников, работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, работников культуры и архивов из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области;

в) сохранение и развитие культуры межнациональных (межэтнических) отношений, защита исторической правды и исторической памяти, традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, в том числе:

утверждение идей патриотизма, служения Отечеству и ответственности за его судьбу, исторического гражданского единства и дружбы народов, межнационального (межэтнического) согласия;

распространение в обществе установок неприятия и недопущения пропаганды и оправдания неонацизма, расизма, экстремизма и ксенофобии, национальной исключительности;

популяризация достоверных и научно обоснованных исторических знаний о значимых событиях истории России, включая историю государствообразующего русского народа и других народов России, предупреждение и противодействие фальсификации истории;

развитие единого культурного пространства страны, совершенствование механизмов межрегионального сотрудничества в сфере культурного и межнационального взаимодействия;

вовлечение населения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в том числе через институты гражданского общества, в участие во всероссийских мероприятиях, проводимых федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными организациями науки, образования, культуры;

повышение интереса к изучению истории, значимых исторических событий, ставших основой российских государственных праздников, памятных дат и памятных дней, в том числе посредством популяризации архивных документов;

поддержка проектов, направленных на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы общероссийской гражданской идентичности (гражданского самосознания) и российской самобытности, на продвижение положительного опыта межкультурного и межнационального (межэтнического) взаимодействия;

методическая поддержка деятельности государственных и муниципальных организаций Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области федеральными государственными организациями науки, образования, культуры.

39. Сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации обеспечиваются путем решения следующих задач:

а) этнокультурное и духовное развитие народов Российской Федерации, в том числе:

создание оптимальных условий для использования, сохранения и развития языков народов Российской Федерации, обеспечение прав российских граждан на изучение родного языка и других языков народов Российской Федерации;

совершенствование системы обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации наряду с воспитанием уважения к российской истории и культуре, мировым культурным ценностям;

совершенствование системы профессиональной подготовки специалистов по истории, этнологии и культуре народов Российской Федерации;

сохранение и популяризация нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации, народного художественного творчества, содействие возрождению, сохранению и развитию народных промыслов и ремесел;

популяризация и распространение произведений литературы и искусства народов Российской Федерации, организация и поддержка проведения художественных выставок, фестивалей, конкурсов, гастролей творческих коллективов и других мероприятий в области культуры;

развитие национальных видов спорта;

оказание содействия при производстве теле- и радиопрограмм, аудио- и видеоматериалов, создании интернет-ресурсов, издании печатной продукции на языках народов Российской Федерации;

государственная поддержка и популяризация научных исследований, научно-популярных публикаций, произведений литературы, искусства, кино и телевидения, народного художественного творчества, интернет-ресурсов, освещающих значимые исторические события и пропагандирующих достижения народов Российской Федерации;

формирование и продвижение туристских маршрутов (национального, регионального и местного уровней) и экскурсионных программ в целях популяризации этнокультурного многообразия России, включающих в себя посещение музеев и объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

б) укрепление объединяющей роли русского народа как государствообразующего народа, в том числе:

обеспечение благоприятных условий для сохранения и развития культуры русского народа;

реализация просветительских, научно-исследовательских, издательских проектов в области сохранения и развития нематериального этнокультурного достояния русского народа;

обеспечение деятельности в области научных исследований истории и культуры русского народа;

проведение фестивалей, конкурсов, выставок, ярмарок, праздников, организация творческих лабораторий, форумов и иных мероприятий, направленных на сохранение и развитие культуры русского народа;

поддержка профессиональных и любительских коллективов народного творчества, способствующих популяризации культуры русского народа;

обеспечение деятельности научных организаций и специалистов в области русского языка и литературы, писателей и переводчиков русской художественной литературы;

поддержка деятельности организаций культуры по созданию современных произведений, направленных на популяризацию истории и культуры русского народа;

обеспечение устойчивого интереса к русской культуре и литературе среди постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан;

в) сохранение самобытной культуры, традиционного образа жизни и поддержка традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, в том числе:

обеспечение условий для участия коренных малочисленных народов Российской Федерации в решении вопросов, затрагивающих их права и интересы;

поддержка традиционной хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Российской Федерации, повышение уровня их адаптации к современным экономическим условиям, а также обеспечение защиты исконной среды обитания и образа жизни;

обеспечение комфортной среды обитания, доступа к социальной инфраструктуре, сети "Интернет" и получению государственных услуг, в том числе на удаленных и труднодоступных территориях; сохранение культуры, языков и традиций;

обеспечение доступности образования, в том числе для лиц, ведущих кочевой и (или) полукочевой образ жизни, в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.

40. Обеспечение межнационального (межэтнического) и межрелигиозного согласия, противодействие экстремизму и возникновению конфликтов на национальной (этнической) и (или) религиозной почве осуществляются путем решения следующих задач:

а) профилактика и предупреждение конфликтов на национальной (этнической) и (или) религиозной почве, обеспечение равноправия граждан, в том числе:

недопущение дискриминации по признаку расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности при осуществлении органами публичной власти своей деятельности;

обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальной принадлежности, языка, отношения к религии при приеме на работу, замещении должностей государственной и муниципальной службы, формировании кадрового резерва;

повышение эффективности межведомственного взаимодействия по вопросам реагирования на угрозы в сфере межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений;

защита российского общества от внешней идейно-ценностной экспансии и внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия, недопущение распространения продукции экстремистского содержания;

проведение просветительских мероприятий, направленных на предупреждение экстремистских, в том числе сепаратистских, проявлений, распространения религиозного, национального радикализма;

сохранение условий для свободного определения гражданами своей национальной принадлежности, в том числе при проведении Всероссийской переписи населения;

совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности некоммерческих организаций, участвующих в реализации государственной национальной политики, направленное в том числе на предотвращение использования указанных организаций иностранными государствами и их гражданами для нанесения ущерба интересам Российской Федерации и российских граждан;

совершенствование государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций;

учет цели и задач государственной национальной политики при решении задач в миграционной сфере;

б) совершенствование механизмов содействия адаптации иностранных граждан к условиям жизни в российском обществе, в том числе:

создание для адаптации в Российской Федерации иностранных граждан, в том числе их несовершеннолетних детей, условий, способствующих успешному освоению ими русского языка, усвоению ими общепризнанных в российском обществе норм поведения (правил общежития, отправления религиозных обрядов) с учетом социальных, исторических и национально-культурных особенностей субъектов Российской Федерации, формированию у них присущих российскому обществу правосознания и правовой культуры, приобщению их к традиционным российским духовно-нравственным ценностям;

формирование и развитие инфраструктуры (адаптационных центров), обеспечивающей содействие адаптации иностранных граждан в Российской Федерации;

разработка и реализация программ содействия адаптации иностранных граждан в Российской Федерации, в том числе адаптационных курсов для трудовых мигрантов, на основе взаимодействия органов публичной власти, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, работодателей, привлекающих иностранных граждан, институтов гражданского общества;

совершенствование взаимодействия между всеми субъектами, оказывающими содействие адаптации иностранных граждан в Российской Федерации, - органами публичной власти, институтами гражданского общества и работодателями;

обеспечение нормативно-правового регулирования вопросов адаптации иностранных граждан в Российской Федерации;

в) обеспечение участия институтов гражданского общества в реализации государственной национальной политики, в том числе: вовлечение институтов гражданского общества, в том числе молодежных и детских общественных объединений, в проведение мероприятий по укреплению гражданского единства, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений и профилактике экстремизма, предупреждению конфликтов на национальной (этнической) и (или) религиозной почве;

повышение эффективности деятельности общественных советов и иных консультативных органов, созданных при органах публичной власти, по укреплению общероссийской гражданской идентичности (гражданского самосознания), гармонизации межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений, содействию адаптации иностранных граждан в Российской Федерации;

использование предусмотренных законодательством Российской Федерации механизмов общественного контроля деятельности органов публичной власти по реализации государственной национальной политики;

обеспечение открытости источников финансирования проектов, разрабатываемых институтами гражданского общества и направленных на реализацию государственной национальной политики, а также результатов осуществления таких проектов;

поддержка проектной деятельности некоммерческих организаций в сфере межнациональных отношений;

поддержка деятельности Общероссийской общественно-государственной организации "Ассамблея народов России" и ее региональных отделений в субъектах Российской Федерации;

поддержка волонтерской (добровольческой) деятельности, направленной на реализацию государственной национальной политики.

41. Реализация приоритетных направлений государственной национальной политики требует решения задач, связанных с постоянным совершенствованием государственного управления, эффективным информационным сопровождением и продвижением на международной арене ее объективных достижений.

42. Совершенствование государственного управления и обеспечение социально-экономических условий для реализации государственной национальной политики осуществляются путем решения следующих задач:

а) повышение эффективности координации деятельности органов публичной власти всех уровней;

б) совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере государственной национальной политики;

в) учет этнокультурного фактора при осуществлении комплексного и системного развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, обеспечение отраслевого и межотраслевого соответствия государственных (федеральных, региональных) и муниципальных программ;

г) совершенствование взаимодействия органов публичной власти с институтами гражданского общества, создание организационно-правовых и экономических условий для их участия в решении задач государственной национальной политики;

д) обеспечение условий для профессионального развития государственных и муниципальных служащих на основе типовых дополнительных профессиональных программ в сфере государственной национальной политики и межкультурной коммуникации;

е) оказание федеральными органами исполнительной власти содействия органам государственной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в разработке, принятии и корректировке документов стратегического планирования, нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы государственной национальной политики;

ж) развитие инфраструктуры государственных и муниципальных учреждений, деятельность которых направлена на решение задач государственной национальной политики (домов дружбы, домов народов и других);

з) учет этнических и религиозных аспектов при работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и сотрудниками правоохранительных органов Российской Федерации, мониторинг состояния межнациональных (межэтнических) отношений в воинских коллективах и районах дислокации воинских частей.

43. Информационное обеспечение реализации государственной национальной политики осуществляется с участием средств массовой информации и лидеров общественного мнения путем решения следующих задач:

а) поддержка средств массовой информации, освещающих вопросы реализации государственной национальной политики;

б) использование возможностей средств массовой информации, ресурсов сети "Интернет", в том числе социальных сетей, видеохостингов, мессенджеров и блогов, для создания и продвижения социально значимого контента, направленного на укрепление гражданского единства, гармонизацию межнациональных (межэтнических) отношений, на популяризацию культуры народов Российской Федерации, традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей и приобщение к ним молодежи, на противодействие пропаганде идеологии экстремизма и защиту от внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия;

в) подготовка и размещение в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", социальной рекламы, направленной на реализацию государственной национальной политики;

г) организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования журналистов, освещающих вопросы реализации государственной национальной политики;

д) организация и проведение конкурсов на лучшее освещение в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", вопросов межнационального (межэтнического) и межрелигиозного взаимодействия.

44. Реализация государственной национальной политики осуществляется с использованием возможностей и механизмов международного сотрудничества, в том числе путем решения следующих задач:

а) содействие формированию объективного восприятия Российской Федерации за рубежом, отношения к ней как к демократическому федеративному правовому государству, гарантирующему равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям;

б) популяризация многонациональной российской культуры, поддержка распространения русского языка и укрепление его позиций как языка международного общения, одного из официальных языков Организации Объединенных Наций и других международных организаций, содействие изучению и использованию русского языка в иностранных государствах (прежде всего в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, государствах - членах Евразийского экономического союза, Шанхайской организации сотрудничества и государствах БРИКС, в том числе в формате БРИКС плюс), сохранению роли русского языка в межнациональном и межгосударственном общении, защите русского языка от дискриминации за рубежом;

в) развитие сети российских культурных центров за рубежом;

г) обеспечение защиты прав и законных интересов соотечественников, проживающих за рубежом, содействие сохранению ими российской культурной, языковой идентичности и традиционных российских духовно-нравственных ценностей, связей с исторической Родиной;

д) продвижение посредством реализации совместных программ с зарубежными учреждениями образования и филиалами российских образовательных организаций высшего образования за рубежом инициатив по подготовке специалистов по истории и культуре России, разработке профильных образовательных программ и проведению стажировок зарубежных специалистов в образовательных организациях на территории Российской Федерации;

е) использование механизмов приграничного сотрудничества в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития приграничных территорий Российской Федерации и этнокультурного развития народов, проживающих на этих территориях, создания условий для международного культурного и гуманитарного сотрудничества;

ж) реализация мер, направленных на противодействие проявлениям неонацизма, русофобии, расизма, ксенофобии, а также попыткам фальсификации истории в целях нагнетания конфронтации и реваншизма в мировой политике, попыткам пересмотра итогов Второй мировой войны, умаления подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов;

з) взаимодействие со средствами массовой информации соотечественников, проживающих за рубежом, и их ресурсами в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет";

и) взаимодействие с международными межгосударственными и неправительственными организациями по вопросам реализации государственной политики с учетом интересов Российской Федерации в целях обеспечения прав и защиты интересов национальных меньшинств, недопущения дискриминации по признаку расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности и использования двойных стандартов в толковании гражданских свобод.

IV. Реализация государственной национальной политики

в субъектах Российской Федерации

45. Реализация государственной национальной политики в субъектах Российской Федерации осуществляется в соответствии с настоящей Стратегией с учетом особенностей проявления на региональном уровне рисков и угроз, препятствующих достижению цели государственной национальной политики, путем согласованных действий органов публичной власти на региональном и муниципальном уровнях и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на основе следующих подходов:

а) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления опираются на исторический опыт взаимодействия народов Российской Федерации, проживающих на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, и память о значимых региональных событиях, повлиявших на формирование общероссийской гражданской идентичности (гражданского самосознания) и солидарности;

б) стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации предусматривают сохранение этнокультурной самобытности и защиту прав народов Российской Федерации, проживающих на их территориях, разработка и реализация региональных и муниципальных документов стратегического планирования осуществляются с учетом приоритетных направлений государственной национальной политики и задач по обеспечению их реализации;

в) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления принимают меры по укреплению гражданского единства и единого культурного пространства Российской Федерации, сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, их языков и культур, по защите прав коренных малочисленных народов Российской Федерации, национальных меньшинств, по социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации, по профилактике конфликтов на национальной (этнической) и (или) религиозной почве и обеспечению межнационального согласия;

г) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления принимают меры по повышению эффективности координации региональных и муниципальных образовательных, культурных, просветительских, издательских и иных программ, направленных на укрепление общероссийской гражданской идентичности (гражданского самосознания), патриотическое воспитание граждан, профилактику проявлений экстремизма и конфликтов на национальной (этнической) и (или) религиозной почве;

д) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обеспечивают проведение мониторинга и профилактику конфликтов на национальной (этнической) и (или) религиозной почве, а в отдельных субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях - территориальных конфликтов, обусловленных историческими и социально-экономическими особенностями соответствующих территорий и приводящих к сепаратистским проявлениям;

е) высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации принимают меры по оперативному реагированию на конфликтные и предконфликтные ситуации в сфере межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, выявленные государственной информационной системой мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;

ж) исполнительные органы субъектов Российской Федерации, уполномоченные в сфере реализации государственной национальной политики, координируют выполнение региональных планов мероприятий по реализации настоящей Стратегии;

з) консультативно-совещательные органы по межнациональным и межрелигиозным отношениям обеспечивают взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, некоммерческих организаций, в том числе религиозных объединений, иных организаций, представителей научного и экспертного сообщества по вопросам реализации настоящей Стратегии;

и) привлечение институтов гражданского общества к реализации государственной национальной политики, что способствует повышению эффективности принимаемых мер, направленных на обеспечение территориальной целостности Российской Федерации, политической и социальной стабильности в субъектах Российской Федерации, а также на профилактику и предупреждение конфликтов на национальной (этнической) и (или) религиозной почве, проявлений экстремизма;

к) поддержка инициатив институтов гражданского общества, направленных на достижение цели государственной национальной политики и решение задач по обеспечению реализации ее приоритетных направлений, в том числе посредством участия в реализации этих инициатив государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере государственной национальной политики, а также посредством реализации региональных грантовых программ.

46. Особенности реализации государственной национальной политики в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области и Херсонской области обусловлены необходимостью принятия дополнительных мер по укреплению общероссийской гражданской идентичности (гражданского самосознания) и межнационального согласия, внедрению механизмов функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации и языков народов Российской Федерации, противодействию проявлениям неонацизма и попыткам фальсификации истории, устранению последствий распространения антироссийской пропаганды, национализма и религиозной розни, проведению мероприятий организационного, правового, информационно-просветительского и этнокультурного характера.

V. Этапы реализации настоящей Стратегии, инструменты

и механизмы реализации государственной

национальной политики

47. Реализация настоящей Стратегии осуществляется Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

48. Этапы реализации настоящей Стратегии определяются планами мероприятий, разрабатываемыми и утверждаемыми Правительством Российской Федерации сроком на три года.

49. Инструментами реализации государственной национальной политики являются:

а) законодательство Российской Федерации;

б) документы стратегического планирования, разработанные на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, и планы по их реализации;

в) государственная информационная система мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций;

г) мониторинг состояния и развития языков народов Российской Федерации;

д) мониторинг применения законодательства Российской Федерации в сфере государственной национальной политики;

е) мониторинг достижения целевых показателей реализации настоящей Стратегии;

ж) экспертное и научное обеспечение деятельности органов государственной власти Российской Федерации;

з) инициативы в сфере культуры, образования и исторического просвещения.

50. Финансовое обеспечение реализации государственной национальной политики осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за счет иных источников финансирования в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом подготовка проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации должна осуществляться с учетом цели государственной национальной политики и задач по обеспечению реализации ее приоритетных направлений.

51. Основным механизмом реализации государственной национальной политики является государственная программа Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики". Дополнительными механизмами реализации государственной национальной политики являются иные государственные программы и национальные проекты, предусматривающие мероприятия, направленные на укрепление гражданского единства, общероссийской гражданской идентичности (гражданского самосознания), сохранение этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, противодействие экстремизму и возникновению конфликтов на национальной (этнической) и (или) религиозной почве.

52. Экспертное и научное обеспечение деятельности органов государственной власти Российской Федерации в сфере реализации государственной национальной политики осуществляется Научным советом Российской академии наук по комплексным проблемам этничности и межнациональных отношений с участием ведущих российских научных организаций и образовательных организаций высшего образования.

53. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и утверждает планы мероприятий по реализации настоящей Стратегии на трехлетние этапы ее реализации;

б) подготавливает в целях представления объективной систематизированной аналитической информации о реализации государственной национальной политики ежегодный государственный доклад о реализации государственной национальной политики (далее - ежегодный государственный доклад);

в) разрабатывает и утверждает основные показатели (индикаторы), позволяющие оценивать состояние межнациональных (межэтнических) отношений в стране, эффективность деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по решению задач по обеспечению реализации приоритетных направлений государственной национальной политики;

г) осуществляет контроль за реализацией настоящей Стратегии, представляет Президенту Российской Федерации и палатам Федерального Собрания Российской Федерации не позднее 1 мая года, следующего за отчетным, ежегодный государственный доклад;

д) определяет порядок подготовки и распространения, в том числе опубликования, ежегодного государственного доклада.

54. Ежегодный государственный доклад включает в себя аналитическую и статистическую информацию о состоянии государственной национальной политики, об оценке результатов ее реализации и прогнозе изменений, о достижении основных показателей (индикаторов) состояния межнациональных (межэтнических) отношений в Российской Федерации, об эффективности государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций, о результатах мониторинга состояния и развитая языков народов Российской Федерации, об эффективности деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по решению задач государственной национальной политики.

55. Совет при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям обсуждает практику реализации государственной национальной политики, осуществляет оценку состояния межнациональных (межэтнических) отношений в субъектах Российской Федерации, а также результатов достижения целевых показателей реализации настоящей Стратегии.

56. По решению Президента Российской Федерации вопросы реализации государственной национальной политики могут рассматриваться на заседаниях и совещаниях Совета Безопасности Российской Федерации, Государственного Совета Российской Федерации с участием представителей совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации.

57. Корректировка настоящей Стратегии осуществляется каждые шесть лет или по решению Президента Российской Федерации с учетом результатов мониторинга ее реализации и изменений в общественно-политической, культурной, социально-экономической жизни общества, оказывающих существенное влияние на состояние межнациональных (межэтнических) отношений и реализацию государственной национальной политики.

58. Эффективность реализации государственной национальной политики обеспечивается согласованной деятельностью органов публичной власти и институтов гражданского общества по достижению целевых показателей и ожидаемых результатов реализации настоящей Стратегии.

VI. Целевые показатели и ожидаемые результаты реализации

настоящей Стратегии

59. Оценка результатов реализации настоящей Стратегии осуществляется посредством контроля достижения к 2036 году следующих целевых показателей:

а) уровень общероссийской гражданской идентичности (гражданского самосознания) - не менее 95 процентов;

б) доля граждан Российской Федерации, положительно оценивающих отношения между представителями различных национальностей в месте своего проживания, - не менее 85 процентов;

в) число граждан Российской Федерации, проживающих в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области и Херсонской области и принимающих участие во всероссийских мероприятиях, - не менее 2560 тыс. человек;

г) доля граждан Российской Федерации, удовлетворенных качеством обеспечения своих национально-культурных потребностей (этнокультурных потребностей), - не менее 80 процентов;

д) доля мероприятий, направленных на популяризацию русской культуры, в общем количестве этнокультурных мероприятий - не менее 50 процентов;

е) доля граждан Российской Федерации, отмечающих отсутствие в отношении себя дискриминации по признаку национальной и языковой принадлежности, - не менее 90 процентов;

ж) доля информационных поводов, выявленных государственной информационной системой мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций и повлекших за собой принятие оперативных мер реагирования со стороны субъектов Российской Федерации, - не менее 95 процентов;

з) доля иностранных граждан, охваченных мероприятиями по содействию их адаптации в Российской Федерации, - не менее 70 процентов;

и) доля граждан Российской Федерации, допускающих возникновение серьезных конфликтов на национальной (этнической) почве в месте своего проживания, - не более 15 процентов.

60. Ожидаемыми результатами реализации настоящей Стратегии должны стать:

а) сплоченность многонационального народа Российской Федерации (российской нации), высокая степень гражданского самосознания и солидарности, сформированные на основе признания общности истории, культуры и ценностных идеалов;

б) гармоничное развитие российского общества во всем многообразии его народов, языков и культур, подтверждающее статус Российской Федерации как одной из крупнейших многонациональных и многоязычных стран мира;

в) укрепление статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации, как языка государствообразующего народа и родного языка, как языка межнационального общения и одного из официальных языков международных организаций;

г) снижение количества конфликтов на национальной (этнической) и религиозной почве;

д) устойчивое, бесконфликтное состояние межнациональных (межэтнических) отношений, повышение уровня общественной безопасности.

61. Реализация настоящей Стратегии способствует сохранению исторически сложившегося государственного единства и территориальной целостности Российской Федерации, ее внутренней стабильности, гармоничному развитию и процветанию народов Российской Федерации, укреплению единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) как основы самобытного государства-цивилизации.

Другие документы по теме
"О внесении изменения в состав Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации по должностям, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 17 февраля 2016 г. N 64"
"О внесении изменений в перечень должностей прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов действительного государственного советника юстиции, государственного советника юстиции 1, 2, 3 класса, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 21 ноября 2012 г. N 1563"
"О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2016 г. N 293 "Вопросы Федерального архивного агентства"
"О внесении изменений в Положение об Управлении делами Президента Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 17 сентября 2008 г. N 1370"
Ошибка на сайте