Рейтинг@Mail.ru

"Руководство по соблюдению обязательных требований при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере гражданской авиации"

Утверждаю

Врио руководителя

Федеральной службы

по надзору в сфере транспорта

В.Б.ГУЛИН

21.04.2025

РУКОВОДСТВО

ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В СФЕРЕ

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

1. Общие положения

Руководство по соблюдению обязательных требований (далее - Руководство) подготовлено в соответствии с частью 6 статьи 14 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", пункта 5 части 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - ФЗ-248).

Руководство содержит разъяснения о наиболее часто встречающихся нарушениях обязательных требований, пояснения относительно способов соблюдения обязательных требований, примеры соблюдения обязательных требований, рекомендации по принятию контролируемыми лицами конкретных мер для обеспечения соблюдения обязательных требований, ответственность за нарушения обязательных требований.

В соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области гражданской авиации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1064, устанавливающим порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет государственный контроль (надзор) за следующими объектами:

а) деятельность по подготовке и выполнению полетов, эксплуатации гражданских воздушных судов и их допуску к полетам;

б) деятельность по использованию воздушного пространства и обеспечению полетов воздушных судов;

в) деятельность по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты;

г) деятельность по осуществлению воздушных перевозок опасных грузов;

д) деятельность по выполнению авиационных работ;

е) деятельность по подготовке членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением;

ж) деятельность по техническому обслуживанию гражданских воздушных судов;

з) деятельность операторов аэродромов, вертодромов и владельцев посадочных площадок, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов;

и) деятельность, связанная с выполнением условий, содержащихся в следующих разрешительных документах:

сертификаты, выданные в соответствии с пунктом 1 статьи 8 (за исключением сертификатов, выданных юридическим лицам, осуществляющим разработку и изготовление авиационной техники) и со статьями 36 и 37 Воздушного кодекса Российской Федерации;

документы, выданные в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации;

свидетельства, выданные в соответствии с пунктом 1 статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации;

к) гражданские воздушные суда;

л) объекты инфраструктуры воздушного транспорта;

м) помещения и оборудование организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов, подготовку членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением.

Перечни актов, содержащих обязательные требования в области гражданской авиации, размещены в разделе на странице "Документы" на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

2. Наиболее часто встречающиеся нарушения

обязательных требований

2.1. Деятельность по подготовке и выполнению полетов,

эксплуатации гражданских воздушных судов

и их допуску к полетам

2.1.1. Несоблюдение нормативов рабочего времени, полетного времени и времени отдыха, а также контроля утомляемости членов экипажей воздушных судов.

2.1.2. Допуск к выполнению должностных обязанностей членов экипажей воздушных судов без прохождения обязательной периодической подготовки.

2.1.3. Эксплуатация воздушного суда с нарушением требований Руководства по летной эксплуатации и норм, применяемых для установления эксплуатационных ограничений летно-технических характеристик.

2.1.4. Проведение эксплуатантом в отсутствие сертификата авиационного учебного центра подготовки членов летных экипажей, а также выдача им документов (справок, заданий на тренировку, удостоверений) по направлениям: опасные грузы, авиационная безопасность, "человеческий фактор".

2.1.5. Невыполнение надлежащих мер по фактам поступивших сведений о факторах риска, содержащихся в добровольных и конфиденциальных сообщениях от сотрудников авиакомпании, информирующих о наличии, форме, степени приемлемости каких-либо факторов риска, а также ненадлежащее функционирование системы управления безопасностью полетов, которая соответствует объему и сложности выполняемых полетов.

2.1.6. Эксплуатантом не проводится оценка рисков и корректирующих мероприятий, связанных с отклонениями в технике пилотирования, в том числе по результатам расшифровок средств объективного контроля.

2.2. Деятельность по использованию воздушного пространства

и обеспечению полетов воздушных судов

2.2.1. Использование воздушного пространства без разрешения соответствующего центра Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации при разрешительном порядке использования воздушного пространства:

- полеты воздушных судов, осуществляемые без заявок и разрешения органов ОрВД.

2.2.2. Использование воздушного пространства класса G без уведомления соответствующего центра Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации:

- полеты воздушных судов в воздушном пространстве класса G, осуществляемые без заявок и уведомления органов ОрВД.

2.2.3. Использование воздушного пространства беспилотными воздушными судами в отсутствие постановки на государственный учет в Федеральном агентстве воздушного транспорта:

- запуск беспилотного воздушного судна, не поставленного на государственный учет в Росавиации.

2.2.4. Использование воздушного пространства беспилотными воздушными судами без нанесенного учетного опознавательного знака, имеющего в своем составе учетный номер беспилотного воздушного судна, полученный при постановке на учет в Федеральном агентстве воздушного транспорта:

- запуск беспилотного воздушного судна без нанесенного учетного опознавательного знака с учетным номером, полученным при постановке на учет в Росавиации.

2.2.5. Использование воздушного пространства беспилотными воздушными судами без уведомления соответствующего центра Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации:

- запуск беспилотного воздушного судна без уведомления органов ОрВД.

2.2.6. Отсутствие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) при использовании воздушного пространства класса A, C и при использовании воздушного пространства класса G по правилам полетов по приборам.

2.2.7. Авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных воздушных судов, подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадка (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, без соответствующего разрешения органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - без разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов.

2.2.8. Нарушение установленных правил и схем набора высоты, выхода из зоны аэродрома, снижения или захода на посадку. Изменение заданной высоты полета без согласования с диспетчером. Изменение плана и маршрута полета после вылета воздушного судна:

- отклонение за пределы воздушных трасс Российской Федерации и местных воздушных линий, а также от оси маршрута на расстояние более допустимой нормы;

- опасное сближение воздушных судов в полете;

- нарушение безопасной высоты полета, установленных правил вертикального или бокового эшелонирования;

- касание наземных препятствий (мачты, трубы, антенны, линии электропередач, деревья, местные повышения рельефа и т.д.) любым элементом конструкции воздушного судна;

- нарушение минимума погоды при взлете, посадке или полете по трассам местных воздушных линий;

- несоблюдение порядка использования воздушного пространства приграничной полосы.

2.2.9. Строительство зданий, строений и сооружений с превышением допустимой высотности в проекциях границ воздушных подходов, с затенением радиосигналов служб организации воздушного движения и с попаданием в зоны опасного шумового или эмиссионного воздействия, строительство опасных промышленных объектов без оценки рисков и угроз для безопасности полетов воздушных судов, осуществление деятельности по привлечению массового скопления птиц.

2.2.10. Недооснащенность районов аэродромов средствами технического контроля и обеспечения связи, метеорологического обеспечения, низкая помехоустойчивость отдельных элементов радиотехнического обеспечения:

- отсутствие или неисправность средств технического контроля и обеспечения связи, средств метеорологического обеспечения, определенных воздушным законодательством Российской Федерации к установке в районе аэродрома.

2.2.11. Выполнение полетов с аэродромов и на аэродромы государственной авиации без получения обязательного согласования Росавиации.

2.2.12. Нарушение порядка и сроков передачи на борт воздушного судна штормовых предупреждений или информации о состоянии погоды по маршруту полета, в пунктах взлета и посадки, требующей изменения плана полета:

- попадание в зону опасных метеоявлений;

- нарушение минимума погоды при взлете, посадке или полете по трассам местных воздушных линий (маршрутам);

- поражение воздушного судна разрядом атмосферного электричества в полете, приведшее к повреждению элементов конструкции воздушного судна, отказу двигателя или хотя бы одной из систем;

- повреждение воздушного судна градом;

- отсутствие, несвоевременная передача экипажам воздушных судов актуальной информации о состоянии погоды по маршруту полета, в пунктах взлета и посадки, требующей изменения плана полета.

2.3. Деятельность по осуществлению воздушных перевозок

пассажиров, багажа, грузов и почты

2.3.1. Необеспечение перевозчиком возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира, члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, с подтверждением медицинскими документами и уведомлением об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс.

2.3.2. Отсутствие со стороны перевозчика уведомления лица, предъявившего претензию, в течение тридцати дней со дня поступления претензии о результатах ее рассмотрения.

2.3.3. Отсутствие в терминалах аэропортов выделения цветом или фактурой краевых ступеней лестничных маршей, а также предупредительных тактильных полос.

2.3.4. Отсутствие на рамках металлоискателей маркировки знаками, предупреждающими людей со стимуляторами сердечной деятельности о запрете движения.

2.3.5. Нахождение кнопки вызова персонала для оказания помощи маломобильным пассажирам в здании аэропорта в неисправном состоянии.

2.3.6. Отсутствие на участках пола на коммуникационных путях движения предупреждающих тактильных напольных указателей при входе и выходе из здания аэропорта, а также в здании аэропорта.

2.3.7. Необорудование зданий аэровокзалов заниженными стойками для обслуживания пассажиров из числа инвалидов.

2.3.8. Отсутствие при входе в здание терминала аэропорта информации о местах расположения кресел-колясок для перемещения пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по территории аэропорта.

2.3.9. Необновление маркировки стояночных мест для инвалидов.

2.4. Деятельность по осуществлению воздушных перевозок

опасных грузов

Эксплуатантами, не перевозящими в качестве груза или почты опасные грузы, не обеспечивается прохождение подготовки по перевозке опасных грузов своих сотрудников в соответствии с выполняемыми ими обязанностями.

2.5. Деятельность по выполнению авиационных работ

2.5.1. Эксплуатантом не обеспечивается функционирование системы управления безопасностью полетов, которая соответствует объему и сложности выполняемых полетов.

2.5.2. Эксплуатант допускает к выполнению должностных обязанностей членов летного экипажа, не прошедших в установленные сроки обязательную периодическую подготовку для выполнения возложенных на них обязанностей.

2.5.3. Неправомерный допуск к полетам лиц, не прошедших подготовку и не имеющих допуска к выполнению авиационных работ:

- допуск эксплантатами членов летных экипажей к выполнению транспортно-связных работ: транспортирование персонала заказчика авиационной работы в фюзеляже с посадкой и высадкой основным на воздушном судне способом;

- транспортирование грузов заказчика авиационной работы в фюзеляже с погрузкой и выгрузкой основным на воздушном судне способом.

2.5.4. Эксплуатантом не выявляются факторы опасности, не производится оценка риска и выработка корректирующих мероприятий, не выявляются отклонения техники пилотирования, в том числе по результатам расшифровок средств объективного контроля.

2.5.5. Эксплуатантом не принимаются надлежащие меры относительно поступившей информации о факторах риска, содержащихся в добровольных и конфиденциальных сообщениях от сотрудников авиакомпании, информирующих о наличии, форме, степени приемлемости каких-либо факторов риска.

2.6. Деятельность по подготовке членов экипажа гражданского

воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов

гражданской авиации, специалистов по техническому

обслуживанию воздушных судов, диспетчеров

управления воздушным движением

2.6.1. Подготовка специалистов авиационного персонала организациями, не имеющими сертификата авиационного учебного центра.

2.6.2. Проведение АУЦ обучения по программам, не внесенным в приложение к сертификату АУЦ.

2.6.3. Выдача АУЦ документов, подтверждающих прохождение обучения, при проведении подготовки не в полном объеме:

- согласно программе подготовки упражнение "Х" проводится в объеме 48 полетов с налетом 4:48. Согласно заданию на тренировку указанное упражнение выполнено в объеме 45 полетов, общее полетное время составляет 4:24. При этом слушателю выдан диплом о профессиональной переподготовке.

2.6.4. Проведение АУЦ практических занятий без наличия учебного оборудования, предусмотренного программами подготовки членов летных и кабинных экипажей:

- для реализации программы "Водная аварийно-спасательная подготовка членов экипажей воздушных судов (периодическая)" необходимо наличие детского спасательного жилета и детской спасательной люльки. Для реализации программы "Аварийно-спасательная подготовка членов экипажей (первоначальная)" необходимо наличие следующего оборудования: полиэтиленовая пленка, сухое горючее, туристические лопаты, авиационный астрономический ежегодник. При этом на момент проведения проверки вышеуказанное оборудование не представлено.

2.6.5. Оформление АУЦ документов, подтверждающих прохождение обучения, с нарушениями требований федеральных авиационных правил:

- удостоверения не содержат следующих записей: номер и дата выдачи сертификата АУЦ; дата рождения лица, прошедшего обучение;

- справки о результатах прохождения проверки уровня навыков управления самолетом, выданные слушателям по программе "Тренажерная и летная подготовка пилота-инструктора гражданской авиации на класс/тип", по форме и содержанию не соответствуют приложению к указанной программе.

2.6.6. Необеспечение АУЦ актуализации внутренних руководящих документов, связанной с изменением воздушного законодательства.

2.6.7. Отсутствие контроля со стороны АУЦ за правильностью оформления документации, фиксирующей процесс обучения:

- систематическое выявление фактов "механических ошибок" при оформлении документации, фиксирующей процесс обучения. При этом воздушное законодательство не предусматривает оснований, исключающих необходимость соблюдения обязательных требований к деятельности АУЦ (ФАП-289), в том числе в части "механических ошибок".

Обращаем внимание, что позиция об отказе в соблюдении требований ФАП-289, мотивированная техническими ошибками при оформлении документов, подтверждающих прохождение обучения, не только не предусмотрена воздушным законодательством, но и снижает культуру безопасности полетов, приводит к повышению показателей аварийности и создает неприемлемые риски причинения вреда охраняемым законом ценностям.

2.7. Деятельность по техническому обслуживанию гражданских

воздушных судов

2.7.1. Нарушение технологии выполнения технического обслуживания воздушных судов, установленной эксплуатационными документами. Отступление от требований эксплуатационно-технической документации по невнимательности либо сознательное игнорирование положений Руководства по технической эксплуатации:

- игнорирование запрета РТЭ на перестановку компонентов;

- выполнение ремонтных работ, требующих размещения ВС в ангаре, на открытом воздухе и нарушение условий среды при выполнении структурных ремонтов, в частности композитных элементов;

- запуск ВСУ и силовых установок ВС в условиях ангаров, не приспособленных для выполнения указанных операций;

- невыполнение ряда сложных технологических операций, предписанных РТЭ, при выполнении ТО, например вывешивание ВС;

- отсутствие или невыполнение процедур контроля при возникновении и устранении повторяющихся дефектов;

- невыполнение директив летной годности в полном объеме в части отсутствия контроля за запретом установки ряда компонентов на ВС;

- несвоевременное выполнение структурных ремонтов и несоблюдение установленных интервалов повторных инспекций повреждений фюзеляжа и двигателей.

2.7.2. Допуск к полету неисправного воздушного судна, а также воздушного судна с невыполненным, с незавершенным техническим обслуживанием или с дефектами, не зафиксированными при выполнении оперативного ТО:

- дефекты фюзеляжа (вмятины, трещины, отсутствующие или ослабленные винты и заклепки);

- повреждения силовых установок (забоины на лопастях винтов и лопатках, повреждения воздухозаборников и капотов);

- следы коррозии, следы течи гидрожидкости, масел или керосина, повреждения ЛКП;

- поврежденные надписи и информационные наклейки, повреждения пневматиков шасси, дефекты оборудования пассажирских салонов.

2.7.3. Отсутствие инструмента, оборудования, соответствующего требованиям эксплуатационной документации разработчика воздушного судна. Ненадлежащий допуск альтернативного инструмента и оборудования, в частности, отсутствие контроля идентичности эксплуатационных характеристик.

2.7.4. Невыполнение требований Руководства по деятельности и Руководства по организации технического обслуживания.

2.8. Деятельность операторов аэродромов, вертодромов

и владельцев посадочных площадок, предназначенных

для взлета, посадки, руления и стоянки

гражданских воздушных судов

2.8.1. Наличие на поверхности искусственного покрытия ВПП: продуктов разрушения покрытия; выбоин и раковин с наименьшим размером в плане более 50 мм и глубиной 25 мм, не залитых мастикой; трещин шириной более 30 мм и глубиной более 25 мм, не залитых мастикой; оголенных стержней арматуры; наплывов мастики высотой более 15 мм; волнообразований, образующих просвет под трехметровой рейкой более 25 мм; участков шелушения поверхности покрытий глубиной более 25 мм; уступов высотой более 25 мм между кромками соседних плит и кромками трещин; сколов кромок плит и трещин шириной более 30 мм и глубиной более 25 мм, не залитых мастикой.

2.8.2. Наличие на поверхности искусственных покрытий РД, перрона, укрепленных участков ЛП, примыкающих к торцам ИВПП: продуктов разрушения покрытия; выбоин и раковин с наименьшим размером более 50 мм и глубиной 25 мм, не залитых мастикой; участков шелушения поверхности покрытий глубиной более 30 мм; оголенных стержней арматуры; уступов высотой более 30 мм между кромками соседних плит и кромками трещин; наплывов мастики высотой более 15 мм; волнообразований, образующих просвет под трехметровой рейкой более 30 мм по пути движения опор ВС; участков шелушения поверхности покрытий глубиной более 30 мм.

2.8.3. Наличие на укрепленных обочинах ИВПП и РД посторонних предметов или продуктов разрушения покрытия, оголенных стержней арматуры, уступов поверхности высотой более 50 мм.

2.8.4. Отсутствие аэронавигационных паспортов посадочных площадок.

2.8.5. Содержание недостоверной информации в аэронавигационных паспортах аэродромов и посадочных площадок.

2.8.6. Возвышение над поверхностью земли кабельных колодцев, бетонных оснований опорных конструкций светосигнального оборудования на спланированной части летной полосы.

2.8.7. Необновление маркировки ИВПП, РД, перрона.

2.8.8. Несоответствие нанесенной маркировки ИВПП, РД, перрона требованиям федеральных авиационных правил.

2.8.9. Расположение не на одном уровне грунтовой поверхности спланированной части ЛП в местах сопряжения с искусственными покрытиями элементов аэродрома (ИВПП, РД, обочинами).

2.8.10. Недостаточность искусственного освещения мест стоянок на перронах в аэропортах (не менее 20 лк).

2.8.11. Необеспечение на посадочных площадках необходимой контрастности между сочетанием цветов ветроуказателя и окружающей местности.

2.8.12. Несоответствие маркировки посадочных площадок с искусственным покрытием требованиям федеральных авиационных правил.

2.8.13. Неосуществление оператором аэродрома мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов, направленных на сведение к минимуму вероятности столкновений ВС с птицами и другими объектами животного мира.

2.8.14. Отсутствие учета всех случаев столкновений воздушных судов с птицами независимо от их последствий.

2.8.15. Необорудование спецмашин, выезжающих на летную полосу и рулежные дорожки, габаритными и проблесковыми огнями, радиостанциями внутриаэропортовой связи, буксировочными устройствами и средствами пожаротушения.

2.8.16. Расположение не на одном уровне грунтовой поверхности ЛП в местах сопряжения с искусственными покрытиями элементов вертодрома (ИВПП, РД, обочинами).

2.8.17. Наличие на поверхности искусственного покрытия ВПП вертодрома: снега толщиной более 100 мм; слякоти толщиной более 12 мм; воды толщиной более 10 мм.

2.9. Деятельность, связанная с выполнением условий,

содержащихся в следующих разрешительных документах:

- сертификаты, выданные в соответствии с пунктом 1

статьи 8 и со статьями 36 и 37 Воздушного

кодекса Российской Федерации;

- документы, выданные в соответствии с пунктом 3

статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации;

- свидетельства, выданные в соответствии

с пунктом 1 статьи 53 Воздушного кодекса

Российской Федерации

2.9.1. Разработчиком разрабатываются и утверждаются бюллетени по изменению типовой конструкции авиационной техники в нарушение требований Федеральных авиационных правил "Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21", утвержденных приказом Минтранса России от 17.06.2019 N 184 (далее - ФАП-21), без одобрения изменений типовой конструкции авиационной техники.

2.9.2. Сотрудники, задействованные в разработке или производстве АТ, не проходят аттестацию в установленные сроки и порядке, предусмотренном внутренней нормативной документацией.

2.9.3. Изготовитель авиационной техники осуществляет техническое обслуживание компонентов без наличия сертификата соответствия.

2.9.4. Руководство по качеству разработчика в части, касающейся маркировки, не соответствует требованиям раздела Q ФАП-21.

2.9.5. В организации изготовителе АТ не внедрена или ведется с нарушениями процедура по ведению дела изделия.

2.9.6. Разработанная эксплуатационная документация не представляет полный объем информации, необходимый для выполнения заявленных технологических операций по ТО компонентов.

2.9.7. Изготовитель не доводит до соответствующего персонала предприятия документы о политике предприятия и системы управления безопасностью полетов.

2.9.8. Изготовитель не осуществляет контроль сторонних организаций, осуществляющих изготовление и поставку частей изделия, испытания изделия, различные услуги по выполнению отдельных технологических процессов и/или операций технологического процесса, поддержание летной годности и сопровождение изделия в эксплуатации.

2.9.9. У изготовителя отсутствует реестр поставщиков материалов, комплектующих изделий, частей, деталей и агрегатов, а также услуг, необходимых для производства изделий, изменений изделий, а также методика их оценки и входной контроль поставляемых материалов с подтверждением марок материалов, комплектующих изделий, частей, деталей и агрегатов.

2.9.10. Изготовитель не обеспечивает и не поддерживает уровень квалификации персонала для выполнения возложенных на него функций (обучение, аттестация и т.д.).

2.9.11. Изготовитель не проводит/проводит не в полном объеме корректирующие действия по результатам проведенных внутренних аудитов.

2.9.12. Изготовитель не провел в полном объеме испытания по определению соответствия изделий и их составных частей утвержденной конструкторской документации.

2.9.13. У изготовителя отсутствует система подготовки и повышения квалификации кадров.

2.9.14. Изготовитель не ведет учета и анализа данных об отказах, неисправностях, дефектах и авиационных событиях, связанных с производственными недостатками, предусмотрев организацию исследования отказавших изделий, разработку и внедрение корректирующих мероприятий.

2.9.15. Изготовитель не получает данные об отказах, неисправностях, дефектах и авиационных событиях от эксплуатантов ВС, не внедряет корректирующие мероприятия.

2.9.16. У разработчика отсутствуют требования к поставляемым материалам, комплектующим изделиям, частям, деталям и агрегатам, а также к выполняемым соисполнителями работам в целях обеспечения соответствия типовой конструкции изделия требованиям к летной годности.

2.9.17. У разработчика отсутствуют квалифицированные сотрудники, ответственные за функционирование системы управления безопасностью полетов.

2.9.18. Разработчик не ведет подготовку персонала в области системы управления безопасностью полетов.

2.9.19. Разработчик не ведет обмен информацией о безопасности полетов.

2.9.20. Допуск персонала до работы без проведенной аттестации.

2.9.21. Изготовление АТ, не соответствующей одобрительному документу.

2.9.22. Разработчик не поддерживает системы обеспечения качества АТ и СУБП в состоянии, соответствующем ответственности и процедурам деятельности персонала Разработчика.

2.9.23. Разработчик не вносит в Руководство по качеству и Руководство по управлению безопасности полетов изменения для отражения актуального состояния организации.

2.9.24. Разработчик не отслеживает назначение на должности персонала не соответствующего установленным требованиям.

2.9.25. Разработчик не информирует Уполномоченный орган об изменениях в системе обеспечения качества АТ И СУБП, а также об изменениях, которые могут потребовать корректировки данных, указанных в Сертификате разработчика.

2.9.26. Разработчик не контролирует соответствие сертифицированной АТ требованиям летной годности и охраны окружающей среды и отсутствие небезопасных состояний этой техники.

2.9.27. Разработчик не осуществляет должным образом разработку и модификацию АТ с доказательством соответствия требованиям Правил.

2.10. Гражданские воздушные суда

Перед вылетом ВС не дается оценка о возможности продолжения эксплуатации с дефектами согласно документации разработчика ВС.

К типовым нарушениям относятся:

- провисание замков капотов;

Рисунок (не приводится)

- неоцененные вмятины и иные повреждения на фюзеляже;

Рисунок (не приводится)

- неоцененные повреждения в БГО, включая повреждения конструкций и нарушения герметизации отсеков (багажный скотч);

Рисунок (не приводится)

- отсутствие пружины на замке сетки багажного грузового отсека;

Рисунок (не приводится)

- повреждение аэродинамического резинового уплотнителя;

Рисунок (не приводится)

- царапины на передней кромке воздухозаборника двигателя;

Рисунок (не приводится)

- недопустимый порез авиашины колеса;

Рисунок (не приводится)

- износ авиашины колеса;

Рисунок (не приводится)

- следы течи гидрожидкости на плоскости крыла;

Рисунок (не приводится)

- следы течи гидрожидкости гидроцилиндра системы уборки/выпуска шасси;

Рисунок (не приводится)

- повреждение лакокрасочного покрытия;

Рисунок (не приводится)

- ослабление или отсутствие крепежного винта;

Рисунок (не приводится)

- ослабление и отсутствие заклепок на двигателях и фюзеляже ВС;

Рисунок (не приводится)

- частично не читаемые надписи/трафареты на обшивке фюзеляжа и капотах двигателей;

Рисунок (не приводится)

Объекты инфраструктуры воздушного транспорта

Наиболее часто встречающиеся случаи нарушений обязательных требований, касающиеся объектов инфраструктуры воздушного транспорта, указаны в разделах 2.2, 2.3, 2.8.

2.11. Помещения и оборудование организаций, индивидуальных

предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание

гражданских воздушных судов, подготовку членов экипажа

гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению

полетов гражданской авиации, специалистов по техническому

обслуживанию воздушных судов, диспетчеров управления

воздушным движением

2.11.1. Применение тренажера в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов:

- при неработающих приборах на приборной панели;

- при отказе Росавиации в допуске к эксплуатации авиационного тренажера.

2.11.2. Несвоевременное выполнение технического обслуживания тренажерных устройств имитации полета инженерами АУЦ:

- тренажерным центром периодическое техническое обслуживание по форме П-1 проводится с интервалом наработки 75 5 часов, при этом согласно формуляру наработка тренажера составила 83 часа при максимально допустимом интервале наработки 80 часов;

- периодическое техническое обслуживание по форме П-2 проводится с интервалом наработки 150 10 часов, при этом согласно формуляру наработка составила 165 часов при максимально допустимом интервале наработки 160 часов.

2.11.3. Отсутствие в формулярах тренажеров информации о действующих ресурсах и сроках службы тренажера.

2.11.4. Отсутствуют формуляры (паспорта) на КПА.

2.11.5. Не обеспечивается раздельное хранение исправных компонентов, оборудования, инструмента и материалов от неисправных компонентов, оборудования, инструмента и некондиционных материалов.

2.11.6. Не определено место для хранения неповеренных средств измерений.

2.11.7. На участке поверки и (или) калибровки средств измерения не предусмотрены процедуры и соответствующие возможности для избегания ухудшения характеристик, потери или повреждений объектов поверки и калибровки во время их обращения и подготовки.

2.11.8. На производственных площадях, предназначенных для хранения компонентов ВС, материалов, КПА и инструментов, не поддерживается необходимый микроклимат.

3 Пояснения относительно способов соблюдения

обязательных требований

Обязательные требования будут исполняться при условии функционирования "управленческой системы" (организовать, управлять, контролировать, нести ответственность), которая должна включать:

1. Описание технологических процессов (инструкции по порядку действий).

2. Программу подготовки персонала (по принципу: должен знать, понимать, исполнять, осознавать меру ответственности).

3. Определенный функционал, полномочия и ответственность персонала и должностных лиц.

4. Формы и методы контроля со стороны руководства, оценки полноты и качества исполнения ответственными должностными лицами своих служебных обязанностей.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" контролируемые лица могут проводить самостоятельную оценку соблюдения обязательных требований (самообследование) в целях добровольного определения уровня соблюдения ими обязательных требований.

Контролируемые лица, получившие высокую оценку соблюдения ими обязательных требований, по итогам самообследования вправе принять декларацию соблюдения обязательных требований.

Срок действия декларации соблюдения обязательных требований составляет 1 год со дня регистрации Федеральной службой по надзору в сфере транспорта указанной декларации.

В случае, если декларация соблюдения обязательных требований аннулирована решением, принятым по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, контролируемое лицо может вновь принять декларацию соблюдения обязательных требований по результатам самообследования по истечении 1 года со дня аннулирования указанной декларации.

В части разъяснения вопросов, связанных с организацией и осуществлением федерального государственного авиационного надзора, а также разъяснения прав и обязанностей контролируемых лиц Госавианадзором проводится консультирование контролируемых лиц и их представителей по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме или в ходе проведения профилактических визитов, а также контрольных (надзорных) мероприятий.

4 Примеры соблюдения обязательных требований

1. Наличие у эксплуатантов внедренной СУБП, точное выполнение РПП, РОНО, РОТО и т.д.

2. Наличие у оператора аэродрома сертификата оператора аэродрома гражданской авиации.

3. Наличие у оператора аэродрома сертификата соответствия.

4. Соответствие членов экипажей ВС контролируемого лица требованиям, предъявляемым к обладателям свидетельств авиационного персонала, выданных уполномоченным органом в области гражданской авиации Российской Федерации.

5. Соответствие летного и кабинного экипажей воздушного судна по численности и составу требованиям, указанным в Руководстве по летной эксплуатации.

6. Обеспечение эксплуатантом воздушного судна в случае осуществления воздушных перевозок пассажиров, багажа, груза, почты, предоставляемых за плату на основании договоров воздушной перевозки пассажиров, грузов или почты, или авиационных работ, или КВС авиации общего назначения знания и исполнения членами летного экипажа воздушного судна законов, правил и процедур, касающихся исполнения их обязанностей.

7. Проведение контролируемым лицом в рамках функционирования СУБП расследования инцидентов/авиационных происшествий в установленные сроки.

8. Проведение подготовки авиационного персонала авиакомпаниями, имеющими сертификат АУЦ, в соответствии с установленными требованиями воздушного законодательства Российской Федерации. Проведение подготовки авиационного персонала организациями, не имеющими сертификаты АУЦ, в сертифицированных учебных центрах в соответствии с составленным графиком и действующим воздушным законодательством.

9. Разработка программы подготовки специалистов авиационного персонала в соответствии с требованиями пункта 4 ФАП-399 для АУЦ и эксплуатантов, имеющих сертификат АУЦ, пункта 6 ФАП-399 для эксплуатанта.

10. Предоставление плана использования воздушного пространства пользователем воздушного пространства или его представителем в органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации.

11. Своевременное внесение изменений в эксплуатационную и пономерную документацию ВС в связи с выходом новых директив летной годности либо в связи с изданием новых нормативных документов.

12. Разработка и выполнение в организации по ТО программы подготовки персонала, обеспечивающей получение работниками знаний и навыков, необходимых для выполнения заявленных (разрешенных) видов работ, и включающей процедуры подтверждения получения указанных знаний и навыков.

13. Планирование и качественное проведение внутренних аудитов всех направлений деятельности организации по ТО.

14. Своевременная вырубка зарослей кустарника в пределах ИВПП.

15. Соблюдение требований к покрытиям ВПП.

16. Обеспечение здания аэропортов дублированием надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

17. Маркировка краевых ступеней лестничных маршей цветом или фактурой, установка предупредительных тактильных полос.

18. Предоставление полного информирования об оказываемых пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности на территории аэропорта услугах и порядке их оказания на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

19. Установка при входе в здание аэропортов кнопки вызова персонала для оказания помощи маломобильным пассажирам.

20. Своевременное предоставление ответа пассажирам на поданную претензию.

21. Своевременная выплата пассажирам денежных средств в случае вынужденного отказа от воздушной перевозки.

22. Выявление сомнительных (неаутентичных) компонентов АТ при их поступлении на склад в процессе проведения входного контроля перед их установкой на ВС.

23. Своевременное внесение в пономерную документацию ВС и комплектующих изделий всех необходимых записей.

24. Своевременная организация практической стажировки инженерно-технического персонала, не имеющего за предшествующие 24 месяца не менее шести месяцев опыта по осмотру, техническому обслуживанию, технической эксплуатации или ремонту ВС.

25. Наличие сертификата разработчика авиационной техники у организации, занимающейся разработкой.

26. Наличие сертификата изготовителя авиационной техники у организации, занимающейся изготовлением авиационной техники.

27. Наличие сертификата организации по техническому обслуживанию у организации, занимающейся техническим обслуживанием авиационной техники.

28. Соблюдение организацией нормативно-правовых актов и внутренней нормативной документации.

29. Отсутствие в организации допущенных к работе сотрудников, не прошедших аттестацию, предусмотренную внутренними нормативными актами.

30. Проведение внутренних аудитов на предмет выявления отклонений и их устранение в установленные сроки.

31. Изготавливаемая авиационная техника соответствует утвержденной одобрительным документом конструкции.

32. Все изменения типовой конструкции проходят процедуру одобрения согласно ФАП-21.

5 Рекомендации по принятию контролируемыми лицами конкретных

мер для обеспечения соблюдения обязательных требований

При осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере транспорта контрольной (надзорной) деятельности наиболее часто встречаются нарушения обязательных требований к подготовке и выполнению полетов, эксплуатации гражданских воздушных судов и их допуску к полетам, а также требований к использованию воздушного пространства и обеспечению полетов воздушных судов.

Наиболее действенными мерами, направленными на принятие контролируемыми лицами мер для соблюдения обязательных требований, является самообследование, проводимое в соответствии со статьей 51 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Контролируемые лица могут проводить самостоятельную оценку соблюдения обязательных требований (самообследование) в целях добровольного определения уровня соблюдения ими обязательных требований и принимать меры к устранению выявленных недостатков.

С целью повышения эффективности государственного надзора в области гражданской авиации за счет внедрения инновационных форм и методов осуществления деятельности по профилактике нарушений обязательных требований и повышения уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, мотивации подконтрольных субъектов к добросовестному поведению, повышения уровня доверия подконтрольных субъектов к Федеральной службе по надзору в сфере транспорта Госавианадзором проводится консультирование по следующим вопросам:

а) организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора);

б) осуществления контрольных (надзорных) мероприятий;

в) соблюдения обязательных требований;

г) изложенным в проверочных листах;

д) проведенных контрольных (надзорных) и проводимых профилактических мероприятий.

Способы проведения мероприятий:

а) при личном обращении - посредством телефонной связи, электронной почты, видео-конференц-связи;

б) при получении письменного запроса - посредством ответа в письменном виде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан;

в) в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.

Консультирование проводится по мере поступления запросов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, граждан, а также при проведении профилактических или контрольных (надзорных) мероприятий.

На официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в разделе "Деятельность" размещены проверочные листы (списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемые Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации, планы проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

На главной странице размещен "Зеркальный реестр проверок", который дает возможность оставить обратную связь: похвалить или пожаловаться на действия контрольных (надзорных) органов.

Указанные ресурсы дают возможность подготовиться к проверкам, а после проверки оставить обратную связь.

На инициативной основе в разделе "Госавианадзор" запущен сервис сбора добровольных анонимных сообщений с целью упрощения передачи информации от профессионального сообщества в государственный орган, влияющей на безопасность полетов, обеспечить безопасность пассажирских перевозок воздушным транспортом, снизить количество нарушений требований по безопасности полетов воздушных судов, улучшить условия труда сотрудников авиапредприятий, защитить их права.

6 Ответственность за нарушения обязательных требований

В соответствии с требованиями статьи 4 Воздушного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении воздушного законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При несоблюдении обязательных требований в области гражданской авиации предусмотрена административная ответственность по статьям КоАП РФ:

Статья 11.3. Действия, угрожающие безопасности полетов

1. Размещение в районе аэродрома, вертодрома или посадочной площадки знаков и устройств, сходных с маркировочными знаками и устройствами, принятыми для опознавания аэродромов, вертодромов или посадочных площадок, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Применение на территории аэропорта, аэродрома, вертодрома или посадочной площадки либо в полосе воздушных подходов к аэродрому, вертодрому или посадочной площадке пиротехнических изделий без разрешения администрации аэропорта, аэродрома, вертодрома или посадочной площадки -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения.

3. Повреждение оборудования аэродрома, вертодрома или посадочной площадки, аэродромных знаков либо воздушного судна -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей.

4. Проход либо проезд без разрешения по территории аэропорта (за исключением аэровокзала) или аэродрома либо объекта радио- или светообеспечения полетов -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

5. Нарушение порядка организации движения специального транспорта и средств механизации на аэродроме -

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

6. Невыполнение правил размещения на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании или других объектах дневных и ночных маркировочных знаков и устройств, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Статья 11.4. Нарушение правил использования воздушного пространства.

1. Нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 11.5. Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов.

1. Нарушение порядка допуска к выполнению полетов воздушных судов либо правил подготовки и выполнения полетов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 - 9 настоящей статьи, если эти действия по неосторожности повлекли причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или лишение права управления воздушным судном на срок от трех до шести месяцев; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

2. Те же действия, повлекшие по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Взлет на воздушном судне при наличии неисправностей, с которыми запрещено начинать выполнение полета без разрешения уполномоченного органа, либо с нарушением норм пассажировместимости (грузовместимости) или ограничений по полетной массе или центровке воздушного судна -

влечет наложение административного штрафа на командира воздушного судна в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года.

4. Управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им, -

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

5. Управление воздушным судном, не прошедшим государственной регистрации, либо не поставленным на государственный учет, либо не имеющим государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, либо имеющим заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак, -

влечет наложение административного штрафа на командира воздушного судна в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года.

6. Управление воздушным судном, на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации, либо управление воздушным судном членом летного экипажа, не имеющим при себе документов на право управления данным типом воздушного судна, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

7. Управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, либо уклонение лица, управляющего воздушным судном, от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, либо передача управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, -

влечет лишение права управления воздушным судном на срок от двух до трех лет.

8. Допуск к полету воздушного судна, которое не прошло государственной регистрации, либо которое не поставлено на государственный учет, либо которое не имеет государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, либо которое имеет заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак, либо на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации, либо на котором не укомплектован летный или кабинный экипаж, либо которое имеет неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация без разрешения, выдаваемого уполномоченным органом, либо на котором нарушены нормы пассажировместимости (грузовместимости) или ограничения по полетной массе или центровке воздушного судна, а равно допуск к управлению воздушным судном или его обслуживанию лица, не имеющего на то права или находящегося в состоянии опьянения, либо обслуживание воздушного судна лицом, не имеющим на то права или находящимся в состоянии опьянения, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

9. Выполнение полетов воздушными судами, на борту которых отсутствуют поисковые и аварийно-спасательные средства, предусмотренные законодательством Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Примечания:

1. Под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

2. Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

Статья 9.13. Уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.

Уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль.

1. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Статья 19.7. Непредставление сведений (информации).

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 1 статьи 8.49, частью 5 статьи 14.5, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.7.15, 19.8, 19.8.3, частями 2, 7, 8 и 9 статьи 19.34 КоАП, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

7 Часто задаваемые вопросы

7.1. Порядок разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации.

Порядок разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации определен Приложением N 1 к приказу Минтранса России от 05.11.2020 N 449: разработку аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации (далее - АНП) организует оператор аэродрома (вертодрома), владелец посадочной площадки. Разработка АНП включает в себя процесс формирования аэронавигационных данных, их согласование и оформление в соответствии с типовой схемой аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) согласно приложению N 2 к настоящему приказу. Аэронавигационные данные, предназначенные для включения в АНП, предоставляют:

а) операторы аэродромов (вертодромов), владельцы посадочных площадок, а также организации, базирующиеся на аэродромах (вертодромах, посадочных площадках) гражданской авиации;

б) геодезические организации в отношении;

в) организации, осуществляющие деятельность по разработке схем полетов, процедур (схем) маневрирования в районах аэродромов (вертодромов, посадочных площадок).

Органы обслуживания воздушного движения (управления полетами), предоставляющие аэродромно-диспетчерское обслуживание или осуществляющие организацию воздушного движения в районе аэродрома (вертодрома), посадочной площадки по запросу оператора аэродрома (вертодрома), владельца посадочной площадки.

Операторы аэродромов (вертодромов), владельцы посадочных площадок обеспечивают достоверность и полноту аэронавигационных данных, содержащихся в АНП.

АНП утверждается оператором аэродрома (вертодрома), владельцем посадочной площадки при наличии согласований и (или) отчетных материалов от организаций, представивших аэронавигационные данные в АНП.

АНП аэродрома гражданской авиации, являющегося аэродромом совместного базирования, утверждается оператором аэродрома при наличии согласований и (или) отчетных материалов от организаций, представивших аэронавигационные данные в АНП, а также при наличии согласований от организаций государственной или экспериментальной авиации, базирующихся на данном аэродроме.

АНП посадочной площадки утверждается владельцем посадочной площадки при наличии согласований и (или) отчетных материалов от организаций, представивших аэронавигационные данные в АНП, а также при наличии согласования: с оператором аэродрома (вертодрома) гражданской авиации - при расположении посадочной площадки в границах района аэродрома (вертодрома) гражданской авиации; с организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации - при расположении посадочной площадки в границах района аэродрома (вертодрома) экспериментальной авиации; с организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации - при расположении посадочной площадки в границах района аэродрома (вертодрома) государственной авиации.

Применение АНП включает в себя: официальное опубликование аэронавигационных данных, содержащихся в АНП (поправках к АНП), в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации (далее - АИП России); предоставление аэронавигационных данных, содержащихся в АНП (поправках к АНП), физическим и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области организации использования воздушного пространства, обеспечения, подготовки, организации и выполнения полетов воздушных судов в виде документов аэронавигационной информации.

Операторы аэродромов (вертодромов), владельцы посадочных площадок направляют утвержденные АНП (поправки к АНП) в Федеральное агентство воздушного транспорта на бумажном носителе и их копии на электронном носителе для организации официального опубликования АНП (поправок к АНП) в АИП России. В случае согласования и утверждения АНП (поправок к АНП), созданных в форме электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, направление в Федеральное агентство воздушного транспорта АНП (поправок к АНП) на бумажном носителе не требуется.

Федеральное агентство воздушного транспорта осуществляет проверку полученных АНП (поправок к АНП) на предмет их соответствия требованиям настоящего Порядка в срок, не превышающий 30 календарных дней с даты их поступления.

При отсутствии замечаний по результатам проверки Федеральное агентство воздушного транспорта в срок, не превышающий 7 календарных дней с даты завершения проверки, направляет АНП (поправки к АНП) на официальное опубликование в АИП России.

АНП (поправки к АНП) с отметкой о направлении на официальное опубликование в АИП России направляются Федеральным агентством воздушного транспорта:

а) оператору аэродрома (вертодрома), владельцу посадочной площадки;

б) в зональные (региональные) центры Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, в зоне ответственности которых находится аэродром (вертодром), посадочная площадка.

При наличии замечаний по результатам проверки Федеральное агентство воздушного транспорта возвращает АНП (поправки к АНП) оператору аэродрома (вертодрома), владельцу посадочной площадки в срок, не превышающий 37 календарных дней с даты их поступления.

Срок проверки Федеральным агентством воздушного транспорта АНП (поправки к АНП) после устранения замечаний оператором аэродрома (вертодрома), владельцем посадочной площадки не должен превышать 7 календарных дней с даты их повторного поступления.

Аэронавигационные данные, аэронавигационная информация, содержащиеся в АНП (поправках к АНП), публикуются в АИП России в соответствии с системой заблаговременного уведомления об изменениях аэронавигационных данных по единой таблице дат вступления их в силу Международной организации гражданской авиации (далее - ИКАО).

7.2. О возможности зачисления на обучение в АУЦ с учетом зачета пройденных дисциплин

В соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 49 Федеральных авиационных правил "Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Минтранса России от 29.09.2015 N 289 (далее - ФАП-289), АУЦ должен осуществлять обучение в соответствии с Руководством по организации деятельности АУЦ по программам подготовки, разработанным и утвержденным в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил.

Пунктом 61 ФАП-289 установлено, что АУЦ должен выдать документ, подтверждающий прохождение обучения, при соблюдении, том числе, условий, что обучение было проведено в полном объеме программы подготовки и документ, подтверждающий прохождение обучения, оформлен в соответствии с требованиями Руководства по организации деятельности АУЦ.

Подпунктом "у" пункта 55 ФАП-289 предусмотрено внесение в Руководство по организации деятельности АУЦ иной информации, включаемой по решению руководителя АУЦ.

Согласно подпункту "б" пункта 2 приказа Минобрнауки России и Минпросвещения России от 30.06.2020 N 845/369 "Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность" (далее - Приказ) зачет осуществляется по заявлению обучающегося на основании документов, подтверждающих результаты пройденного обучения, в том числе документа об обучении, в том числе справки об обучении или о периоде обучения.

В соответствии с пунктом 6 Приказа зачет проводится при установлении соответствия результатов пройденного обучения по ранее освоенной обучающимся образовательной программе (ее части) планируемым результатам обучения по соответствующей части осваиваемой образовательной программы.

Обучающийся, которому произведен зачет, переводится на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе на ускоренное обучение, в порядке, установленном локальными нормативными актами организации.

Другие документы по теме
Ошибка на сайте